План — конспект урока Обучение грамоте 1 класс. Учитель : Силина В.Н. Тема урока:Согласный звук (ч) , буква Чч.


Предмет: Обучение грамоте – 1 « А» класс МБОУООШ №31 Урок - №82
Тема урока: Согласный звук (ч), буква ч. Строчная буква ч. Написание слогов, слов со строчной буквой ч. Правописание буквосочетаний - ча , чу. Тип урока: Урок «открытия» нового знания. Цель: - формируем умение различать гласные и согласные звуки; - формируем понимать роль заглавных букв в русском языке ; - формируем умение выделять звук в слове; - формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов; - формируем умением обозначать буквы гласных звуков после шипящих на письме ; - формируем умение анализировать текст. Формирование УУД: Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование , нравственно – этическая ориентация) Регулятивные действия: (общеучебные , логические, постановка и решение проблемы). Познавательные действия: (общеучебные , логические, постановка и решение проблемы). Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

Этапы урока Действия учителя Действия обучающихся УУ действия
1.
Организацион-ный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Поста-новка учебной задачи.
4 Откры-тие новых знаний
-Здравствуйте, ребята. – Итак, друзья, внимание. Ведь прозвенел звонок. Садитесь по удобнее начнем скорей урок.
-У нас сегодня необычный урок. Мы сегодня отправимся с вами в путешествие по удиви-тельной стране - « Букваландии».
- Молодец, очень хорошо! - Ребята, как называются наши уроки чтения и письма? Что мы делаем на этих уроках? (Слайд №1) Вот карта нашего путешествия.
1 страница – «Загадкино»
( Слайд №2) -Я вам предлагаю отгадать загадки и по отгадкам вы узнаете, о какой букве мы будем сегодня говорить. (Слайд3) (Ученик читает загадки - все отгадывают)
1 загадка: Был листком зелёным,
черным стал – томленным. Поскорее наливай ароматный вкасный… (чай) 2 загадка: Я пыхчу, пыхчу, пыхчу. Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела. Пейте чай, вода вскипела…(чайник) 3 загадка: Ног нет, а хожу. Рта нет, а скажу, когда спать, когда вставать. Когда работу начинать….(часы) 4 загадка: Нас от простуды он избавил, и витаминов нам добавил. Он от гриппа мне помог. Горький доктор наш (чеснок)
- Произнесем звук, с которого начинаются все слова отгадки. - Догадались с каким звуком мы будем сегодня знакомиться? Правильно!
Давайте произнесем этот звук: Ч – ч – ч. Воздух свободно проходит через рот? Значит, какой это звук?
-При произношении этого зву-ка, что нам мешает? - Закроем ушки, произнесем этот звук. Есть ли у него пара по твердо-сти - мягкости? Произнесите твердо – (ч), а мягко – (ч ,). Что мы слышим? Он всегда мягкий и непарный. Показ «звукович-ка». (Вывешиваю на доску бук-ву ч)
-Первой букве в слове «чтение» букве Ч моё почтение! - На что похожа буква «Ч»? – Да, вы правильно решили: «Ч» мы пишем как 4 , только с цифрами, друзья, буквы путать нам нельзя. (В. Степанов)
2 станция – «Прочитайкино» (Слайд №4) Артикуляционная гимнасти-ка.
(Слайд №5) Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. (скороговорка) 2-3 раза (Слайд № 6) - Прочитайте, что записано у меня на доске тихо , громче, совсем громко. Часы
идут: тик – так, тик – так. Идут они для нас, чтоб знать могли все тотчас. Который нынче час. ( Слайд №7) - Прочитайте слоги про себя. - Прочтем вслух - ча, чу, чи, че, чё.
Прочитайте слова
в 1 столбике. Прочитайте слова во 2столбике. Прочитайте1 сло-во в 1столбике. (чашка) – Какая бывает чашка? Прочитайте 1 слово, которое начинается со слога чу – (чудак).
Кого называют чудаком? – Прочитайте слово из второго столбика.- Что интересного заметили? Кто вспомнил,
Какие гласные дружат с буквой Ч? Молодец! Хорошо! (Слайд №8) – Как пишутся сочетания жи-ши, ча - ща, чу-щу? Давайте вспомним правило. (Слайд № 9) - В сочетаниях ча - ща пишется только буква – (А). В сочетани -ях чу-щу только буква (У). (Слайд№10) Как пишутся сочетания чк и чн? Хотите узнать? Давайте проч-тем? Козочка, горочка, тридцать три пригорочка ! Без – ь знака.
(Слайд №11) Ой, чк!Чк!Чк! Козочка, почка, звёздочка.
Срочный, уличный, ночной, точный, шуточный, речной. Знаем мы наверняка, где - чн , а где – чк. Эти сочетания пишем без мягкого знака.
3 станция – «Поиграйкино». (Слайд №12)
Физминутка.
(В руках у меня мяч)
Мяч подскакивает вверх. Кто подпрыгнет выше всех? (прыжки на месте) Тише, тише, мяч устал. Прыгать мячик перестал (ходьба на месте) И под парту закатился. Ну, а мы за стол садимся. (дети садятся за парты) Чтение стихотворение наизусть учеником. Мы идем в неведомую даль. Мы идем в страну под названием «Букварь». Только вход лишь тем открыт, кто хочет учи-ться читать. Кто любит играть и мечтать, кто может смеяться и тру-дностям не поддавать-ся. Кто любит учиться, а главное – хочет учи-ться.
-Обучение грамоте.
-Учимся грамотно говорить, грамотно читать, грамотно пи-сать.
Ответы учеников.
Ответы учеников.
Ответы учеников.
Ответы учеников.
Звук (ч) (Дети произносят) Согласный. Нам меша-ют зубы. Слышим шум. Он глухой. Этот звук согласный, глухой, мягкий, непар-ный.
На цифру 4.
Скороговорка
Дети говорят тихо, громко.
Читают дети 1 столбик.
Читают слова во 2 столбике.
Ответы детей.
(Кофейная, фарфоро-вая, чистая, стеклянная)
(Человек странный)
(Ответы детей)
А, у, и, е, ё. (2-3 ответа)
(Ответы учеников) Жи , ши- пишется с буквой и.
Чтение учеником. Познавательные УУД: 1)формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2)формируем умение представлять инфор-мацию в виде схемы; 3)формируем умение выявлять сущность, особенности объек-тов; 4)формируем умение на основе анализа об-ъекта делать выводы; Регулятивные УУД:
1)формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2)формируем умение оценивать учебные действия в соответ-ствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать пред-стоящую работу; 4)формируем умение осуществлять позна-вательную и лично-стную рефлексию. Личностные УУД: 1)формируем умение высказывать своё отношение к героям , выражать свои эмоции. 2)формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией. Коммуникативные УУД: 1)формируем умение слушать и понимать других; 2)формируем умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами; 3)формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре;
(Слайд №13) 4 станция «Обведи. Напиши» (Слайд №14) – Посмотрите, какая буква Ч печатная. У Вас у каждого на столе листочки и на них написана буква Ч. (Заглавная и строчная) – Сядьте по удобнее, так как нужно сиде-ть при письме. Давайте заштрихуем букву Ч. 1 ряд – слева направо. (синим карандашом). 2 ряд – сверху вниз. (красным карандашом)
3 ряд – справа налево.
( зелёным карандашом)
Все справились с заданием? – Расскажи, как ты выполнял работу? Молодец, хорошо! (Слайд №15) – Ребята, а какие бывают часы? Проконтролировать посадку при письме. Выполнение работы (штриховка). Самоанализ.
Ответы учеников. Настенные наручные, башенные. 5. Работа в про-писи №5 Физ. минутка. - Встаньте, пожалуйста, у своих стульев. Слушайте внимательно и сделайте хлопок руками если услышите звук (ч). Читаю стихотворение «Часы» ( медленно) Часы ведут секундам счёт. Ведут минутам счёт. Часы того не подведут, кто время бережет. За часом час, за годом год. Часы всегда идут вперед. Всё надо делать по часам. Тогда доволен будешь сам. Кто жить умеет по часам и ценит каждый час. Того не надо по утрам будить по десять раз.
(Слайд №16)
Письмо строчной буквы ч. - Давайте вспомним, как пишет-ся строчная буква ч. – Сядьте настульчики ровно. Положите правильно тетрадь. Правый уго-лок выше, чем левый. Возьмите карандаш.(Объяснение учителя) – Начинаем писать со штриха вверх, пишем маленькую пет-лю, соединительную линию (она, как бы провисла) и линию с нижним закруглением, как у г.
Письмо в воздухе.
-Пишем в воздухе букву г и и букву ч.-Записываем букву г и ч по образцу.
- Рассмотрите образец на 2строчке. Как соединены
две буквы – ч ? Письмо в воздухе. - Пишем эти буквы верхним соединением. Обведите в про-писи. Написали? Руки на локо-ток. 3 строчка - письмо слогов. – Прочтите вслух – чо, чё, че, чи, чи, чу. Обведите эти слоги. 4 строчка – прочтите слоги вслух. Обведите их. Подчеркните самую красивую букву, которую вы написали. У кого получилось очень красиво написать? (Прошла , посмотре -ла прописи) Закройте прописи. Письмо в воздухе простым карандашом.
Письмо в прописи.
Самоанализ. Самоконтроль.
Откройте «Буквари» на стр.132
(Слайд №17) 5 станция «Почемучкино» Чтение «цепочкой» «Буква – почемучка» Вопрос в книге читает учитель. – А вы поняли отчего она почемучка ? – Вам дома придумать продолжение истории про букву - ч. Михаил Успенский « Чиж». –Рассмотрите иллюстрацию Что делает птица? Чтение стихотворения. « Вот, какой невежда чижик!» Чтение учителем. Чтение произведения Стр. 132
Чтение учениками. 6. Само-стояте-льная работа с про-веркой по эта-лону.
7. Само-анализ. Само-контроль. Выразительное чтение. О какой птице это стихотворение? Почему чижик невежда? Лексическая работа. Слова: «невежда», «невежа». Работа в словаре. (Невежда - малообра-зованный, малоосведущий человек.) (Читаю из словаря И. Ожегова) (Слайд № 18) 6 станция – « Грамоте учить-ся – всегда пригодится» У вас на партах жёлтые кружо-чки. Если вам урок понравился и вы поняли, с какой буквой вы сегодня познакомились, то вы отметьте это на кружке (улыбка) Если вы урок не поняли , или были у вас затруднения тоже отметьте на кружке (прямая линия)
Если совсем не справились, то (улыбка грустная) Самоанализ. 8.Рефлексия деятельности. Объясните, кто какую улыбку себе нарисовал. Почему? Кто уйдет домой с улыбкой? Есть такие ребята, кто не понял урок? Нет. Молодцы! 9. Итог урока. Что понравилось на уроке? Подняли вверх свои улыбки! Урок окончен ,всем спасибо!