Сценарий открытого урока обучения грамоте в 1 классе Согласный твёрдый звук[ж], буквы Ж,ж


Сценарий открытого урока в 1 классе
«Твёрдый согласный звук [ж],
буквы Ж, ж».
Подготовила и провела:
Татаренкова Юлия Владимировна
2016 г.
Урок обучения грамоте.
Программа «Школа России».1 класс.
Тема: «Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж».

Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления учащихся с твердым согласным звуком [ж], буквами Ж, ж, развития речи, памяти, логического мышления.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Планируемые результаты (предметные): Учащиеся распознают в словах и характеризуют звук [ж] как звонкий и всегда твёрдый, обозначают буквой Ж; выполняют слого - звуковой анализ слова; устанавливают на основе наблюдений, что в слоге жи пишется всегда и, в слоге же – е; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; пересказывают текст; анализируют пословицы.
Личностные результаты: Учащиеся осознают себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества).
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: учащиеся учатся определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Познавательные: общеучебные – учащиеся находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; логические – характеризуют звук [ж] и букву ж.
Коммуникативные: учащиеся вступают в беседу на уроке и в жизни.
Основное содержание темы, понятия и термины: Твердый звонкий согласный звук [ж]; буквы Ж, ж; слого - звуковой анализ слова; правописание жи, же.
Образовательные ресурсы: карточки: “согласные”, “гласные”;
предметные картинки; смайлики для рефлексии;
карточка с буквами Ж, ж;
портрет-раскраска жука для домашнего задания;
карточки к заданиям.
Техника: компьютер, медиапроектор, экран, колонки.
СЦЕНАРИЙ УРОКА.
Организация начала урока (Проверка готовности класса; эмоциональный настрой на урок).
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали
Мы хотим им показать
Как умеем отвечать
Не судите очень строго
Ведь учились мы немного.
Девиз: С малой удачи начинается большой успех.

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
- Чем отличается буква от звука?
- А чем отличается гласный звук от согласного?
- Ребята, распределите, пожалуйста, буквы по своим домикам. (На доске карточки со словами «Гласные» и «Согласные», ученики выходят по одному к доске и предложенные учителем буквы прикрепляют к нужным карточкам – а, у, ч, в, о, к, ы, ь, г, д, е).- Какая буква оказалась лишней? (ь) Почему? (Ь не обозначает никакого звука)
- Назовите букву, которая всегда обозначает мягкий согласный звук (ч).
- Назовите букву, которая может обозначать 2 звука (е). В каких случаях буква е может обозначать 2 звука? (В начале слова, после гласного звука, после Ь).
-Молодцы! А сейчас послушайте, ребята, стихотворение, а после прослушивания ответьте на мой вопрос, какой звук чаще всего повторяется.
Шорох, шептанье,
Шумок под окном,
Шлёпанье лёгкое…
Кто это-гном?
Ш-ш-ш! Там, за шторами,
Возле окна,
Шустрым мышонком
Шуршит тишина.
- Дайте характеристику этому звуку.(«Ш»-согласный, всегда твёрдый, глухой)
- Какая буква обозначает этот звук? (Буква Ш)
- Составьте слоги по таблице и прочитайте их (На доске буква Ш и гласные буквы а, о, е, у, и, ы).
- Со всеми предложенными гласными буква Ш может образовывать слог? (Нет) Почему - нет? Проговорите правило (ШИ пиши с буквой И).
- Вставьте нужную букву в слова и прочитайте их (Слова записаны на доске, дети вставляют букву Ш):
мы*ка
ру*како*ка
камы*и
*апочка- Все слова получилось прочитать? Почему?
-Какое слово спряталось? Как называются такие слова? (многозначные)
- Сложной для вас была эта работа? Покажите настроение смайлика.
3. Введение в тему урока.
- Ребята, вы любите разгадывать загадки? А я очень люблю их загадывать.
Отгадайте загадки, если ответ будет правильный, мы увидим отгадку (Отгадки постепенно появляются на слайдах).
- Он живёт в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий.
Угадайте, это кто же?
Ну конечно, это…
(Ёжик).
- Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далеко.
(Жираф).
-Длинноногий, длинношеий
Длинноклювый, телом серый,
По болотам ходит-бродит,
Там лягушек ищет, ловит. (Журавль)
- Как можно назвать всех одним словом? (Животные)
- Произнесите все слова. Чем все слова похожи? (Во всех словах есть звук [ж])
4. Постановка учебной задачи.
- Как вы думаете, почему во всех словах есть один и тот же звук [ж]? (Мы сегодня будем знакомиться с новым звуком «Ж»)
- Как бы вы назвали наш урок? (Знакомство с новым звуком [ж] и буквой Ж).
- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (Дети формулируют основные цели урока, на слайде показываю и читаю тему и цели урока).
5. Физминутка для глаз (на слайдах).
6. Характеристика звука [ж].
- Вспомните, как жужжит шмель? (ж-ж-ж)
- Какой звук произносит пчела, когда летит? (ж-ж-ж)
- О каком звуке будем говорить? (ж)
Работа над словом журавль: анализ звука [ ж]
- Произнесите это слово, выделите первый звук в слове, дайте ему характеристику, постройте схему слова у себя на местах и у доски (звук «Ж» - согласный, твёрдый, звонкий).
-Всегда ли звук [ ж] твёрдый?
Работа над словом жираф. Почему и читаем твёрдо?

- Назвать слова со звуком «Ж».
На лужайке, по ромашкам
Жук летал в цветной рубашке:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
- Я буду называть слова, если вы услышите в начале слова звук [ж], хлопает 1 ряд. Если услышите в середине, то 2 ряд. Будьте внимательны!
Жаворонок, ужи, стрижи, жмурки, жаба, жонглёр, лыжи, снежинка, дружба, пружина.
- Расскажите, что узнали про звук [ж]. (На слайде появляется характеристика нового звука).
7. Работа на учебнику.
- В учебнике на странице 24 рассмотрите иллюстрацию.
- Кто изображён? Как назвать одним словом? (Насекомые)
- Какую пользу приносят насекомые? (Опыляют растения)
- А какой вред приносят некоторые насекомые? (Поедают урожай, переносят болезни, кусают)
- Вспомните сказку («Дюймовочка»)
- Кто автор сказки? (Г.Андерсен)
- Почему плачет маленькая девочка? Кто ей помог? (Слушаю рассказы детей) - Составьте предложение о жуке из трёх слов, зарисуйте схему (Жук спас Дюймовочку.)
8. Знакомство с буквами Ж, ж.
- Про звук мы узнали, можно познакомиться и с буквой, с помощью которой он записывается.
Исследование : Как правильно называется буква?
А, б, в, г, д, е, … прикатили на еже. (Вместо точек вставить правильное название буквы)
Эта буква широка и похожа на жука.
И при этом точно жук издаёт жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!
- Сравните печатную и письменную буквы Ж. Зачем нужна заглавная буква Ж? (Писать имена собственные и начало предложения)
- Проверим ваши знания. Поиграем в игру “Большая - маленькая”.
ПРАВИЛА ИГРЫ: играем стоя; если слово нужно писать с большой буквы – тянемся к солнышку, а если с маленькой приседаем.
- Жучка, жираф, журавль, Женя, жучок, Жанна, жёлудь, желток, Журавлёв.
- Сложной для вас была эта работа? Покажите настроение смайлика.
9. Подвижная танцевальная физминутка.
10. Чтение слогов и слов с буквой Ж.
- Чтение слогов на капельках из тучки.
- Работаем по учебнику на странице 25. Прочитаем слова (читает сначала 1 хорошо читающий ученик, затем все хором повторяют).
Вопросы по прочитанным словам:
- Когда говорят «друг, телега», а когда «дружок, тележка»?
- Как из слова «друг, телега» получить слово «дружок, тележка»?
- О ком так говорят «могу» и «может»?
- Почему слово «Жучка» записано с большой буквы? (имя собственное)
- Составьте предложение со словом «Жучка» и постройте схему (на доске и на листочках).
Игра со словами. (детям раздаются слова мороз, снежинка, метель, ветер.
Задания: 1. у кого в слове 1 звук мягкий (метель, ветер)
2. 2 слог ударный ( мороз, метель)
3. в слове 3 слога ( снежинка)
все согласные звуки звонкие (мороз)
слово заканчивается на гласную ( снежинка)

12. Рефлексия.
- Дополните предложения:
- Я узнал (узнала)…
- Я понял (поняла)...
- Я научился (научилась)…
- Мне было…
- Вспомните, о чём мы сегодня говорили на уроке и оцените себя. Если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке, и всё у вас получилось, покажите нужный смайлик. И наоборот.
13. Домашнее задание.
- На память вам жук дарит свой портрет. К сожалению, цветной бумаги у него не было, поэтому портрет чёрно-белый. Если вы захотите, закрасьте те части, в которых есть буква Ж. Если не ошибётесь, у вас получится цветной портрет жука и заодно увидите, какой разной может быть буква Ж.
Урок обучения грамоте
Тип урока: открытие новых знаний.
Тема: Звук [ж]. Буквы Ж ж.
Продолжительность учебного занятия: 45 минут.
Класс: 1
Технологии: информационно-коммуникативные, объектно-ориентированные, игровые, здоровьесберегающие, развивающие.
Аннотация:
В учебной программе – это 41 урок букварного (основного) периода.
При проведении урока использовала элементы следующих технологий:
формирование навыков звукобуквенного анализа слова шло с применением личностно-ориентированного подхода;
игровые технологии на этапе закрепления при проведении творческой работы;
здоровъесберегающие – в ходе урока провела две физкультминутки;
информационно-коммуникативные способствовали продемонстрировать наглядный материал с помощью презентации, сэкономить время;
упражнения содержали компоненты развивающего обучения, способствовали развитию внимания, памяти, воображения, речи, мыслительных операций.
При подведении итогов урока дети самостоятельно сделали вывод, оценили свою работу.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
фронтальная, парная, индивидуальная.
Для достижения своих целей использовала следующие методы и приемы:
метод стимулирования и мотивации учащихся: создание ситуации успеха, поощрение;
метод передачи информации с помощью практической деятельности: практическая работа, работа с книгой, использование дидактического материала;
познавательный: частично-поисковый метод, самостоятельная работа;
метод контроля и самоконтроля.
Старалась создать оптимальные условия:
морально-психологический климат;
санитарно-гигиенические условия (проведение физкультминутки)
Дифференцированный подход обеспечен в процессе самостоятельной работы.
Считаю, что в ходе урока были достигнуты его цели, благодаря правильно организованной учебной деятельности учащихся, способствующей продуктивному взаимодействию. Мотивация учащихся и обстановка сотрудничества на уроке дали положительный результат. Ребята освоили учебный материал.
Структура урока
I этап – организационный момент, настрой на работу, использовала метод слухового восприятия, создание ситуации успеха.
II этап – мобилизующий, переходящий в формирование темы и целей урока.
III этап – изучение нового материала.
IV этап – закрепление изученного, упражнение в чтении.