Программа кружка Играем, познаём, размышляем

13 EMBED Acrobat.Document.11 1415


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной общеразвивающей программы
Программа кружка «Играем, размышляем, познаём»,
направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности.
Нормативно-правовая база
Программа разработана на основе: Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, с учётом федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования; учебно-методических пособий: «На золотом крыльце»; «Волшебные дорожки»; картотеки дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников под редакцией И.Н. Смоляковой.
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы Новизна программы состоит:
в использовании системно-деятельного и комплексного подхода к формированию у детей элементарных математических представлений и явлений окружающего мира.
в использовании в образовательном процессе современных форм и методов обучения;
отличие данной программы состоит в подаче теоретического и практического материала в игровой форме;
Актуальность написания данной программы обусловлена необходимостью решения ряда проблем:
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, требуют от ребенка способности самостоятельно устанавливать закономерности математических представлений на основе эвристических методов.
Педагогическая целесообразность.
В проекте Федерального государственного образовательного стандарта одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности. Ребенок по своей природе - исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Существует много способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Цветные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием. Математика входит в жизнь ребенка с момента рождения. Ребенок растет и каждый день слышит много для себя нового. Если с раннего детства предоставить ребенку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное, тогда в школе с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную задачу, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом.
Палочки Кюизенера – дидактический материал, который создал бельгийский математик, является международным математическим материалом и используется для обучения детей математике с 1 года до 10 лет. Этот дидактический материал очень эффективен в качестве предматематической подготовке к школе. Он позволяет «через руки» ребенка формировать отношения «длиннее – короче», «между»; понятие числовой последовательности, состава числа,; освоить сенсорные эталоны. Занимательность этого дидактического материала маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей. Благодаря играм с цветными палочками Кюизенера у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции (умение сравнивать, анализировать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения); способности к моделированию и конструированию, что в свою очередь способствует развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи. Также эти интеллектуальные игры способствуют развитию творческих способностей: фантазии, воображения, наглядно – действенного мышления, пространственного ориентирования, внимания.
Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем.
Работа в кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать математические представления, интеллектуально развивать дошкольника. На занятиях кружка используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления.


Цели и задачи программы:
Цель: развитие умственных способностей в комфортной среде.
Задачи:
Образовательные:
Активизировать познавательный интерес;
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями:
круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, угол, сторона, высота, длина, длиннее – короче, больше – меньше, выше –ниже, толще – тоньше.
Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
Формировать умение следовать устным инструкциям.
Развивающие:
Развивать у детей мыслительные операции. (анализ, сравнение, классификация, обобщение).
Познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мелкую моторику рук и глазомер).
Творческие способности и фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к интеллектуальным играм.
Формировать стремление доводить дело до конца.
Программа способствует:
Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе кружка дети усваивают цвета и их оттенки; названия и отличительные признаки геометрических фигур(в стихотворной форме), обогащают словарный запас, учатся работать по схемам, сравнивать и обобщать предметы по определенному признаку (цвету, длине, форме и т.д.).
Принципы, лежащие в основе программы «Играем, размышляем, познаём»:
Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
Принцип повторения умений и навыков  один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).
Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении,
Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития
Принцип индивидуализации - развитие личных качеств, через решение проблем разноуровнего обучения
Принцип проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности
Принцип психологической комфортности - создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка
Принцип творчества - формирование способности находить нестандартные решения
Принципы взаимодействия с детьми:
сам ребенок – молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы;
постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому; исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий; сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей; каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.
Формы работы с детьми.
Игра
Ситуативный разговор
Интегративная деятельность
Проблемная ситуация
Методы работы с детьми
Словесный - (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
Практический - (упражнения, выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
Наглядный- (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий)
Поисковый - (моделирование, опыты, эксперименты)
Информационно - компьютерные технологии (электронные пособия, презентации, показ мультимедийных материалов)
Метод игры.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Программа рассчитана на детей в возрасте 3-5 лет.
Сроки реализации программы
Обучение рассчитано на 2 года.
Режим непосредственной образовательной деятельности.
Образовательная работа по программе проводится с октября по апрель месяц учебного года.
Дополнительная образовательная деятельность детей организуется по двухгодичной программе с 3-х летнего возраста в форме кружковой работы, один раз в неделю. В занятиях участвует подгруппа детей из 5 – 6 человек.
Длительность образовательной деятельности один раз в неделю в группе составляет:
3-4 года - 10-15 минут
4-5 лет - 15-20 минут
Деятельность носит развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Ожидаемые результаты  соотнесены  с  задачами и содержанием программы:
Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.
Умение детей работать в парах, микрогруппах;
Проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.
Данный мониторинг носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников.
Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.
Мониторинг проводится два раза в год (сентябрь, май). Приложение №1

Содержание и организация кружковой работы
Занятия в кружке ведётся в соответствии с Основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, с учётом федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования;
Тематическое планирование составляется на весь учебный год с учётом количества часов, отведённых на кружковую деятельность;
Направленность кружка определяется в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей) и интересов детей;
Занятия в кружке проводятся один раз в неделю;
Кружковая работа предполагает разнообразные формы и методы проведения занятий;
Итогом деятельности кружка является итоговое занятие, фотовыставка;
Контроль за деятельностью кружка
Кружковая работа является одним из звеньев дополнительного образования, предоставляемого воспитанникам ДОУ;
Контроль за деятельностью кружка осуществляет заместитель заведующей по УВР.
По итогам учебного года руководитель кружка предоставляет отчёт о прохождении программы детьми, тематических планов;
В конце учебного года руководитель кружка предоставляет результаты мониторинга освоения программы детьми;
Заместитель заведующей по УВР имеет право:
посещать занятия кружка с заблаговременной информацией об этом руководителя кружка.


Ресурсное обеспечение программы
Нормативно – правовой ресурс
1.Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г №273 ФЗ;
2.Конвенция о правах ребёнка от 2.09.1990г;
3.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.93);
3.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования от 26 сентября 2013 г. № 30038;
4.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» СанПиН 2.4.1.3049-13 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26);
5.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 17.10.2013г № 1155;
6. Устав ДОУ













Научно-методический ресурс
1.Бондаренко Т.М.. Развивающие игры в ДОУ. Воронеж, 2009 г.
2.Гаврина С.Е. «Веселые задачки для маленьких умников» -Ярославль «Академия развития», 2006г.
3.Гаврина С.Е. «Проверяем знания дошкольника-тесты» -Киров «Весна», 2007г
4.Комарова. Л.Д. «Как правильно работать с палочками Кюизенера?» (игры и упражнения по обучению математике для детей 3-5 лет).
5.Непомнящая Р.Л. «Палочки Кюизенера - средство познания логики и математики в дошкольном возрасте»
6.Новикова В.П., Тихонова Л.И. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3-7 лет).
7.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования: «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.
8.Основная общеобразовательная программа МАДОУ №29 «Сказка»
9.Смолякова И.Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников- Минск, 2011.
10.Финкельштейн Б.Б., «На золотом крыльце сидели» (палочки Кюизенера).
11.Цветные счетные палочки Кюизенера: наглядно-дидактическое пособие: СПб.: Корвет, 2011.









Материально – технический ресурс:
Палочки Кьюизенера, задачи в стихах, счётные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные пособия, дидактические игры, лото.
Технологический ресурс:
анкетирование;
беседа;
теоретические и практические занятия;
рисунки;
схемы.
Условия реализации программы.
Для занятия требуется просторное светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Помещение должно быть сухое с естественным доступом воздуха, легко проветриваемым. Столы и стулья должны соответствовать росту детей. Игры и канцелярские принадлежности находятся в доступных для детей индивидуальных шкафах. Учебная комната оформлена в соответствии с эстетическими нормами.




















Содержания рабочей учебной программы
1 этап, возраст воспитанников 3-4 года

Месяц
Задачи
Развивающая среда



Информационно-методическое обеспечение
Методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми

Сентябрь
Выявление исходного уровня развития познавательных процессов у детей 3-4 лет; корректировка содержания программы.
Мониторинг познавательного развития

Индивидуальная работа по выполнению диагностических заданий

Октябрь
Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г.
«Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г.
Смолякова И.Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников- Минск, 2011.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы


Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; знакомство с цветом; развитие умения ориентироваться на плоскости; формирование умений в измерительной деятельности.
Смолякова И.Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников- Минск, 2011.
«Волшебные дорожки» для детей 2-3 лет.
Альбом-игра;



Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию; закрепление представлений о цвете и форме.
Смолякова И.Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников - Минск, 2011.
«Волшебные дорожки» для детей 2-3 лет.
Альбом-игра;




Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование первоначальных навыков счета.
Палочки Кьюизенера;
«Волшебные дорожки» для детей 2-3 лет.
Альбом-игра;
Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» Москва, 2013г.;


Ноябрь
Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
Б.Б. Финкельштейн
«Вместе весело играть»;
Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г.
«Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г.
Смолякова И.Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников- Минск, 2011.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы


Развитие познавательных процессов; освоение цвета, пространственного расположения; формирование первоначальных навыков счета.
«Волшебные дорожки» для детей 2-3 лет.
Альбом-игра;
Т.М. Бондаренко. Развивающие игры в ДОУ. Воронеж, 2009 г.



Развитие познавательных процессов; развитие ориентировки в пространстве; развитие четкости, внимательности, аккуратности; развитие аналитических способностей.
Смолякова И.Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников - Минск, 2011
Б.Б. Финкельштейн
«Волшебные дорожки» для детей 2-3 лет.
Альбом-игра;




Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование первоначальных навыков счета.
Палочки Кьюизенера;
Б.Б. Финкельштейн
«Волшебные дорожки» для детей 2-3 лет.
Альбом-игра;
Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» Москва, 2013г.;
Смолякова И.Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников - Минск, 2011


Декабрь
Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
Б.Б. Финкельштейн
«Страна блоков и палочек»;
Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»;

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы


Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных и познавательных способностей; развитие конструктивных умений и навыков; закрепление представлений о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формирование первоначальных представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики.
Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;
Смолякова И.Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников - Минск, 2011
Б.Б. Финкельштейн
«Волшебные дорожки» для детей 2-3 лет.
Альбом-игра;




Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию; закрепление представлений о цвете и форме.
Смолякова И.Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников - Минск, 2011
Б.Б. Финкельштейн
«Волшебные дорожки» для детей 2-3 лет.
Альбом-игра;




Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование первоначальных навыков счета.
Палочки Кьюизенера;
Б.Б. Финкельштейн
«Волшебные дорожки» для детей 2-3 лет.
Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» Москва, 2013г.
Смолякова И.Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников - Минск, 2011
Б.Б. Финкельштейн



Январь
Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
Б.Б. Финкельштейн
«Страна блоков и палочек»;
Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»;
Смолякова И.Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников - Минск, 2011
Б.Б. Финкельштейн
«Волшебные дорожки» для детей 2-3 лет.
Альбом-игра;

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы


Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных и познавательных способностей; развитие конструктивных умений и навыков; закрепление представлений о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формирование первоначальных представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики.
Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;
Смолякова И.Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников - Минск, 2011
Б.Б. Финкельштейн
«Волшебные дорожки» для детей 2-3 лет.
Альбом-игра;



Февраль
Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

«Блоки Дьенеша для самых маленьких»;
Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»;
Б.Б. Финкельштейн
«Вместе весело играть»;
Смолякова И.Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников - Минск, 2011
Б.Б. Финкельштейн
«Волшебные дорожки» для детей 2-3 лет.
Альбом-игра;

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы


Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных и познавательных способностей; развитие конструктивных умений и навыков; закрепление представлений о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формирование первоначальных представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики.
Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;
Смолякова И.Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников - Минск, 2011
Б.Б. Финкельштейн
«Волшебные дорожки» для детей 2-3 лет.
Альбом-игра;




Развитие познавательных процессов; развитие ориентировки в пространстве; развитие четкости, внимательности, аккуратности; развитие аналитических способностей.
Смолякова И.Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников - Минск, 2011
Б.Б. Финкельштейн
«Волшебные дорожки» для детей 2-3 лет.
Альбом-игра;




Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование первоначальных навыков счета.
Палочки Кьюизенера;
Б.Б. Финкельштейн
«Волшебные дорожки» для детей 2-3 лет.
Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» Москва, 2013г.;


Март
Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
Смолякова И.Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников - Минск, 2011

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы


Развитие познавательных процессов; освоение цвета, пространственного расположения; формирование первоначальных навыков счета.
Т.М. Бондаренко. Развивающие игры в ДОУ. Воронеж, 2009 г.
Смолякова И.Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников - Минск, 2011
Б.Б. Финкельштейн
«Волшебные дорожки» для детей 2-3 лет.
Альбом-игра;




Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию; закрепление представлений о цвете и форме.
Смолякова И.Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников - Минск, 2011
Б.Б. Финкельштейн
«Волшебные дорожки» для детей 2-3 лет.
Альбом-игра;




Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование первоначальных навыков счета.
Палочки Кьюизенера;
Б.Б. Финкельштейн
«Волшебные дорожки» для детей 2-3 лет.
Альбом-игра;

Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» Москва, 2013г.;


Апрель
Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
Б.Б. Финкельштейн
«Страна блоков и палочек»;
Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»;
Б.Б. Финкельштейн
«Вместе весело играть»;
Смолякова И.Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников - Минск, 2011

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы


Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; знакомство с цветом; развитие умения ориентироваться на плоскости; формирование умений в измерительной деятельности.
Смолякова И.Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников - Минск, 2011
Б.Б. Финкельштейн
«Волшебные дорожки» для детей 2-3 лет.
Альбом-игра;




Развитие познавательных процессов; развитие ориентировки в пространстве; развитие четкости, внимательности, аккуратности; развитие аналитических способностей.
Смолякова И.Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников - Минск, 2011
Б.Б. Финкельштейн
«Волшебные дорожки» для детей 2-3 лет.
Альбом-игра;




Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование первоначальных навыков счета.
Палочки Кьюизенера;
Б.Б. Финкельштейн
«Волшебные дорожки» для детей 2-3 лет.
Смолякова И.Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников - Минск, 2011
Б.Б. Финкельштейн



Май
Выявление конечного уровня развития познавательных процессов у детей 3-4 лет; анализ деятельности за год.
Диагностика познавательного развития

Индивидуальная работа по выполнению диагностических заданий



Содержания рабочей учебной программы
2 этап, возраст воспитанников 4-5 лет
Месяц
Задачи
Развивающая среда



Информационно-методическое обеспечение
Методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми

Сентябрь
Выявление исходного уровня развития познавательных процессов у детей 3-4 лет; корректировка содержания программы.
Диагностика познавательного развития

Индивидуальная работа по выполнению диагностических заданий

Октябрь
Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
Носова Е.А., Непомнящая Р.Л.
Логика и математика для дошкольников СПб.: «Детство-пресс», 2004 г.;
Б.Б. Финкельштейн
«Страна блоков и палочек»;
Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»;
Смолякова И.Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников - Минск, 2011
Б.Б. Финкельштейн
«На золотом крыльце» Альбом;

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы


Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.
Палочки Кьюизенера;
Б.Б. Финкельштейн
«На золотом крыльце» Альбом;
Б.Б. Финкельштейн
«Вместе весело играть» Альбом;
Б.Б. Финкельштейн
«Страна блоков и палочек»
Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» Москва, 2013г.;
Смолякова И.Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников - Минск, 2011



Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию; закрепление представлений о цвете и форме.
Б.Б. Финкельштейн
«Страна блоков и палочек»;
Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»;
Смолякова И.Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников - Минск, 2011
Б.Б. Финкельштейн
«На золотом крыльце» Альбом;



Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных и познавательных способностей; развитие конструктивных умений и навыков; закрепление представлений о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формирование представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики.
Б.Б. Финкельштейн
«Страна блоков и палочек»;
Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»;
Смолякова И.Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников - Минск, 2011
Б.Б. Финкельштейн
На золотом крыльце» Альбом;


Ноябрь
Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных, познавательных и творческих способностей; ознакомление с эталонами формы и величины; учить соотносить целое и часть; развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве; знакомство со свойствами – прозрачность и гибкость.
Б.Б. Финкельштейн
«Страна блоков и палочек»;
Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»;
Смолякова И.Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников - Минск, 2011
Б.Б. Финкельштейн
«На золотом крыльце» Альбом;
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы


Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных, познавательных и творческих способностей; ознакомление с эталонами формы и величины; учить соотносить целое и часть; развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве; знакомство со свойствами – прозрачность и гибкость.
Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;
Б.Б. Финкельштейн
«Страна блоков и палочек»;
Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»;
Смолякова И.Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников - Минск, 2011
Б.Б. Финкельштейн
«На золотом крыльце» Альбом;



Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию; формирование конструкторских умений; закрепление представлений о цвете и форме.
Б.Б. Финкельштейн
«Страна блоков и палочек»;
Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»;
Смолякова И.Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников - Минск, 2011
Б.Б. Финкельштейн
«На золотом крыльце» Альбом;



Развитие познавательных процессов; развитие пространственных представлений; развитие конструктивных и комбинаторных способностей; развитие сообразительности, смекалки, находчивости.
Головоломки «Листик»,
Б.Б. Финкельштейн
«Страна блоков и палочек»;
Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»;
Смолякова И.Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников - Минск, 2011
Б.Б. Финкельштейн
«На золотом крыльце» Альбом;



Декабрь
Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
Носова Е.А., Непомнящая Р.Л.
Логика и математика для дошкольников СПб.: «Детство-пресс», 2004 г.;
Б.Б. Финкельштейн
«Страна блоков и палочек»;
Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»;
Б.Б. Финкельштейн
«Вместе весело играть»;

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы


Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.
Палочки Кьюизенера;
Б.Б. Финкельштейн
«На золотом крыльце» Альбом;
Б.Б. Финкельштейн
«Вместе весело играть» Альбом;
Б.Б. Финкельштейн
«Страна блоков и палочек»
Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» Москва, 2013г.;



Развитие познавательных процессов; развитие тонкой моторики руки; развитие пространственного мышления и творческого воображения; развитие умений сравнивать, анализировать, сопоставлять; освоение эталонов формы и величины.
Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;
Б.Б. Финкельштейн
«Страна блоков и палочек»;
Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»;
Смолякова И.Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников - Минск, 2011
Б.Б. Финкельштейн
«На золотом крыльце» Альбом;




Развитие познавательных процессов; развитие тонкой моторики руки; развитие пространственного мышления и творческого воображения; развитие умений сравнивать, анализировать, сопоставлять; освоение эталонов формы и величины.
Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;
Б.Б. Финкельштейн
«Страна блоков и палочек»;
Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»;
Смолякова И.Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников - Минск, 2011
Б.Б. Финкельштейн
«На золотом крыльце» Альбом;



Январь
Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; знакомство с цветом; развитие умения ориентироваться на плоскости; формирование умений в измерительной деятельности; ознакомление с числами и цифрами.
Б.Б. Финкельштейн
«Страна блоков и палочек»;
Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»;
Смолякова И.Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников - Минск, 2011
Б.Б. Финкельштейн
«На золотом крыльце» Альбом;
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы


Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; знакомство с цветом; развитие умения ориентироваться на плоскости; формирование умений в измерительной деятельности; ознакомление с числами и цифрами.
Б.Б. Финкельштейн
«Страна блоков и палочек»;
Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»;
Смолякова И.Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников - Минск, 2011
Б.Б. Финкельштейн
«На золотом крыльце» Альбом;


Февраль
Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
Носова Е.А., Непомнящая Р.Л.
Логика и математика для дошкольников СПб.: «Детство-пресс», 2004 г.;
Б.Б. Финкельштейн
«Страна блоков и палочек»;
Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»;
Б.Б. Финкельштейн
«Вместе весело играть»;

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы


Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.
Палочки Кьюизенера;
Б.Б. Финкельштейн
«На золотом крыльце» Альбом;
Б.Б. Финкельштейн
«Вместе весело играть» Альбом;
Б.Б. Финкельштейн
«Страна блоков и палочек»
Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» Москва, 2013г.;



Развитие познавательных процессов; ознакомление с сенсорными эталонами форм, цвета и величины; развитие глазомера; развитие мелкой моторики; освоение понятий «часть» и «целое».
Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;
Б.Б. Финкельштейн
«Страна блоков и палочек»;
Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»;
Смолякова И.Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников - Минск, 2011
Б.Б. Финкельштейн
«На золотом крыльце» Альбом;




Развитие познавательных процессов; развитие коммуникативных и конструктивных умений; ознакомление с цифрами, их формой; освоение понятий «часть» и «целое»; развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве; знакомство со свойствами – «прозрачность» и «гибкость».
Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;

Б.Б. Финкельштейн
«Страна блоков и палочек»;
Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»;
Смолякова И.Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников - Минск, 2011
Б.Б. Финкельштейн
«На золотом крыльце» Альбом;


Март
Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных и познавательных способностей; развитие конструктивных умений и навыков; закрепление представлений о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формирование представлений о цифрах; развитие мелкой моторики.
Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;
Б.Б. Финкельштейн
«Страна блоков и палочек»;
Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»;
Смолякова И.Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников - Минск, 2011
Б.Б. Финкельштейн
«На золотом крыльце» Альбом;

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы


Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных и познавательных способностей; развитие конструктивных умений и навыков; закрепление представлений о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; развитие мелкой моторики.
Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;
Б.Б. Финкельштейн
«Страна блоков и палочек»;
Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»;
Смолякова И.Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников - Минск, 2011
Б.Б. Финкельштейн
«На золотом крыльце» Альбом;




Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию; закрепление представлений о цвете и форме.
Б.Б. Финкельштейн
«Страна блоков и палочек»;
Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»;
Смолякова И.Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников - Минск, 2011
Б.Б. Финкельштейн
«На золотом крыльце» Альбом;



Развитие познавательных процессов; развитие пространственных представлений; развитие сообразительности, смекалки, находчивости.
Лабиринты;
Дидактическая игра «Лабиринты».
Б.Б. Финкельштейн
«Страна блоков и палочек»;
Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»;
Смолякова И.Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников - Минск, 2011
Б.Б. Финкельштейн
«На золотом крыльце» Альбом;



Апрель
Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
Носова Е.А., Непомнящая Р.Л.
Логика и математика для дошкольников СПб.: «Детство-пресс», 2004 г.;
Б.Б. Финкельштейн
«Страна блоков и палочек»;
Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»;
Б.Б. Финкельштейн
«Вместе весело играть»;

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы


Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.
Палочки Кьюизенера;
Б.Б. Финкельштейн
«На золотом крыльце» Альбом;
Б.Б. Финкельштейн
«Вместе весело играть» Альбом;
Б.Б. Финкельштейн
«Страна блоков и палочек»
Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» Москва, 2013г.;



Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию; развитие конструктивных способностей; развитие смекалки, сообразительности.
Б.Б. Финкельштейн
«Страна блоков и палочек»;
Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»;
Смолякова И.Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников - Минск, 2011
Б.Б. Финкельштейн
«На золотом крыльце» Альбом;



Развитие познавательных процессов; развитие математических представлений; развитие координации движений;
Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;
Б.Б. Финкельштейн
«Страна блоков и палочек»;
Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»;
Смолякова И.Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников - Минск, 2011
Б.Б. Финкельштейн
«На золотом крыльце» Альбом;




Май
Выявление конечного уровня развития познавательных процессов у детей 3-4 лет; анализ деятельности за год.
Диагностика познавательного развития

Индивидуальная работа по выполнению диагностических заданий























Месяц


Примерное тематическое планирование во второй младшей группе.




Оборудование


Этап
Дидактическая задача
Название игры


Октябрь


Знакомство
Познакомить детей с палочками, как с игровым материалом. Помочь детям сориентироваться в данном материале. Выявить начальные знания группы детей, уровни развития того или иного ребенка. Обратить внимание детей на свойства палочек. Познакомить детей с эталонами цвета, закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки (полоски) по цвету. Развивать речь детей. Развивать внимание, память, мышление.
1неделя
Знакомство с палочками Кюизенера
Палочки Кьюзенера












набор палочек, непрозрачный мешочек.




Закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки (полоски) по цвету. Развивать речь детей (использовать в речи слова: «одинаковые», «такая же», «тоже красная» и т. д.)- Развивать внимание, память, мышление.
Закрепить название эталонов цвета, развивать комбинаторные способности, приобщать детей к моделированию. Способствовать развитию речи. Развивать внимание, память, воображение.

2 неделя
«Строим дорожки».
Поезд.





Закрепить эталоны цвета и их название. Упражнять в различении цветов. Развивать память, внимание. Закреплять умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова "большой-маленький". Развивать внимание, мышление детей
3 неделя
«Чудесный мешочек»





Упражнять в различении цвета. Развивать логическое мышление, память. Закрепить знание эталонов цвета и их название, закрепить такие понятиями, как «больше», «меньше», «самая большая», «самая маленькая», «меньше чем.;.», «больше чем...». Развивать умение соотносить предметы по цвету, по величине. Развивать воображение, логическое мышление, речь.

4 неделя
"Построим башенки"
«Найди и покажи»


Ноябрь

Закрепить количественные представления один -много - ни одного. Развивать логическое мышление, внимание.
1 неделя
«Один, много, ни одного»




Упражнять детей в установлении эквивалентности величины и цвета. Закрепить понятия "больше -меньше". Развивать внимание, память.
2 неделя
«Башенки»





Продолжать учить сравнивать по длине, обозначать результаты сравнения словами длинный - короткий, длиннее - короче. Развивать внимание, мышление детей.
3 неделя
"Чья дорожка длиннее?"




Закреплять название цвета. Развивать умение сопоставлять предметы по цвету и размеру.

4 неделя
«Найди ошибку»


Декабрь


Исследование
Совершенствовать умение сравнивать по длине, результаты сравнения обозначать словами длинный короткий, длиннее -короче, одинаковы по длине. Развивать внимание, мышление.
1 неделя
"Разложи карандаши по коробке"




Учить детей выкладывать из палочек квадрат, закрепить понятия "большой - маленький". Развивать мышление детей.
2 неделя
"Сделай как я"




Закрепить цвета, учить детей последовательно выкладывать палочки соответственно цвету и длине.
3 неделя
"Продолжи ряд"




Учить выкладывать из палочек лесенки, соответственно цвету и длине. Развивать мышление, внимание детей.
4 неделя
«Лесенка для котенка»


Январь
























Продолжать знакомство с комплектом палочек Кюи-зенера, закрепить понятия «длиннее», «короче», «одинаковый» (равный) по длине, «шире», «уже». Развивать умение сравнивать предметы по ширине и длине. Развивать воображение, логическое мышление, речь. Организовать коллективную сюжетно-ролевую игру. Развивать умение согласовывать действия, считаться с мнением товарищей.
1 неделя «Построим мостик»





Совершенствовать навыки сравнения групп предметов, обозначить результаты сравнения словами много, поровну, столько - сколько. Развивать внимание, мышление детей.
2 неделя "Кто больше принес?"




Учить детей выкладывать треугольник, закрепить умения выкладывать из палочек квадрат. Учить различать и называть фигуры.
3 неделя "Составим узор"




Закрепить знания о цвете, навыки сравнения по ширине, учить пользоваться словами широкий -узкий, одинаковые по ширине.
4 неделя "Разноцветные дорожки"


Февраль

Развивать представление о высоте палочек. Познакомить с понятиями «высокий», «низкий». Развивать представление о длине палочек. Развивать умение сравнивать палочки по высоте и длине.
1 неделя
«Спрячь игрушку»








Коробочки одинаковой формы


Счетные палочки



Развивать представление о высоте палочек. Развивать умение сравнивать и сопоставлять предметы по высоте. Закреплять понятия «высокий», «низкий». Упражнять в различении цвета, размера. Способствовать развитию речи.

2 неделя «Построим заборчик"




Совершенствовать умения сравнивать палочки, пользоваться словами много, поровну, столько- сколько. Развивать внимание, мышление детей.
3 неделя "Разложи конфеты по коробкам"




Учить детей выкладывать по образцу, слушать указания воспитателя. Развивать внимание.




4 неделя "Сделай как я". Выкладывание по образцу простейших изображений (стул, домик, цветок)


Март

Ма

рт


Игровой
Закрепить у детей знания о геометрических фигурах, о их свойствах. Упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, треугольник, прямоугольник.
1 неделя
«Конструирование
ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ фигур»





Развивать умение устанавливать отношения эквивалентности длины и цвета, умение выделять определенный признак. Развивать умение сравнивать предметы по ширине и длине. Развивать логическое мышление, речь.
2 неделя
«Угадай-ка»





Закреплять знание эталонов цвета и их название. Упражнять в классификации предметов по цвету. Развивать представления детей о признаках палочек (палочки одинакового цвета имеют одинаковую длину). Развивать логическое мышление, память. Развивать умение согласовывать свои действия со сверстниками. Развивать речь.
3 неделя
«Разложи по цвету»





Упражнять в различении и названии цвета палочек. Развивать умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображения. Развивать умение ориентироваться в пространстве.
4 неделя
Игры - конструирование



Апрель

Закрепить эталоны цвета и их название, длины. Упражнять в различении цветов. Развивать память, внимание
Упражнять в различении цвета. Развивать логическое мышление, память..
1 неделя
«Чудесный мешочек»
«Найди и покажи»
набор палочек, непрозрачный мешочек.




Закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки (полоски) по цвету. Развивать речь детей (использовать в речи слова: «одинаковые», «такая же», «тоже красная» и т. д.)- Развивать внимание, память, мышление.
2неделя
«Строим дорожки»
Игры - конструирование





Упражнять в различении и названии цвета палочек. Развивать умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображения. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Развивать воображение, мышление детей.

3 неделя
Выкладывание самостоятельно различных изображений.
«Конструирование
ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ фигур»





Закрепить у детей знания о геометрических фигурах, о их свойствах. Упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, треугольник, прямоугольник.
Развивать умение устанавливать отношения эквивалентности длины и цвета, умение выделять определенный признак. Развивать умение сравнивать предметы по ширине и длине.
Закрепить название эталонов цвета, развивать комбинаторные способности.
4 неделя
«Угадай-ка»
«Поезд»







Примерное тематическое планирование в средней группе.
I. Блок. Игры подготовительного этапа.
октябрь
1.«Найди и покажи»
Найди и покажи палочку такую же по цвету и по длине.
-Отбери все красные (синие, желтые и т. д.), палочки такой же длины.
Отбери по одной палочке разного цвета.
-Перечисли все цвета всех палочек на столе.
-Раскрась шарик так, чтобы цвет его и палочки был одинаковым (разным).
-Сопоставить палочки одновременно по цвету и длине. «Синяя палочка короче оранжевой, но длиннее всех остальных» и т.д.
Сравнить палочки и цвет.
Найти и показать самою короткую и длинную палочку и назвать его цвет.
Выбрать две палочки и найти среди них длинную (короткую).
ноябрь.
«Строим дорожки»
Учить различать и группировать палочки по цвету, осваивать эталоны цвета и их названия,
использовать в речи слова: такая же, одинаковые, одинаковые по цвету и длине
развивать зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу, формировать навык самоконтроля и самооценки.
Ребёнку предлагается выбрать цвет и строить дорожку (белую, голубую) и т.д.






II.Блок. «Что какого цвета?» Игры, способствующие усвоению эталонов цвета.
Развитие у детей количественных представлений.
октябрь:
1.«Цвет и число»
Учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового обозначения по словесному указанию взрослого; подвести к выводу, что у палочки каждого цвета есть свое число.
Педагог предлагает построить необычный поезд из цветных палочек, посадить в вагончики пассажиров, детям предлагается узнать, сколько мест в каждом в вагончике, дети находят ответ практическим путем: берут белые палочки и накладывают на вагончики каждого цвета
2. «Число и цвет»
Закреплять понятие: «который по счёту».
Составить из палочек- вагонов поезд от самой короткой до самой длинной. Предлагает ответить, каким по порядку стоит голубой вагон?
Вагон какого цвета стоит четвертым?
Какого цвета вагон левее желтого?
3.«Моделируем квадрат»
Развивать представления о квадрате, о прямоугольнике.
4.«Моделируем прямоугольник»
Дети составляют разные квадраты и прямоугольники
ноябрь
1.«Подбираем к домику крышу»
Закрепить эталоны цвета и их названия
Предлагается детям выложить домики в порядке увеличения их размеров и подбирать к каждому домику
крышу палочку
2.«Дом и мебель для матрёшки»
Учить устанавливать соответствие между цветом и числом.
Предлагается построить дом, отбирая для стен красные палочки, желтые для крыши, розовую для трубы.
3.«Собачка»
Учить отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого.
Каждый ребёнок самостоятельно отбирает нужные палочки, называет их цвет и количество, составляет собачку.
4.«Белочка и Ёжик идут на день рождения»
учить составлять изображения предметов простой формы.
Ребенок выбирает для понравившейся игрушки «подарок» «коврик», «торт», «платочек».
Для того чтобы эти подарки стали
красивыми их надо заполнить цветными палочками.
декабрь
1.«Коврик для кошки»
Учить различать палочки по длине и по цвету, составлять квадрат из палочек
Предлагается детям сделать коврик для кошки (например, квадратный ковер красного цвета)
2.«Улица разноцветных палочек»
Принцип окраски палочек
Дети строят дома по цвету: белый домик для белых «единичек», черный дом для «семерок» и т.д.
Затем дети сравнивают, чем они похожи.
3.«Слонёнок»
Развивать умение создавать образ слоненка, сравнивать предметы по длине.
Обозначать словами результат сравнения
Дети строят образ слонёнка, идущего направо и налево.
январь
2.«Поезд»
Развивать представления о длине, сравнивать полоски по длине.
Каждый ребёнок строит поезд: присоединяет к паровозу, начиная с самого длинного ( или наоборот: с короткого).
3.«Заборы низкие и высокие»
Развивать представления о высоте, о длине, сравнивать предметы по высоте и длине
4.«Лесенка высокая и низкая»
Развивать представления о высоте, о длине, сравнивать предметы по высоте и длине.
Педагог обращает внимание детей на то, что на крышах домов написаны цифры. Детям нужно подобрать палочки в соответствии с цветом крыши и написанной на ней цифрой и построить из них заборы
февраль
1.«Мосты через реку»
Развивать представления о ширине и длине.
Каждый ребёнок намечает, в каком именно месте реки он будет строить мост, и подбирает для него палочки соответствующей длины, чтобы их длина перекрывала ширину реки
2.«Конструирование плотов на реке»
Развивать представления о ширине («широкий», «узкий») и т.д., сравнивать предметы по ширине, подбирать плоты по размеру.
Педагог предлагает построить плоты, на которых можно проплыть под мостом. Дети приходят к выводу, о том что проемы у моста разные («узкий», «пошире», «широкий»).
3«Книги на полке»
Сравнивать предметы по толщине, сопровождая результат сравнения по толщине: «толще тоньше».
Педагог говорит: «В библиотеку привезли пачки книг, журналов, газет, их нужно положить на полку. Давайте сделаем из 2 черных палочек полку. Пачки голубого цвета- книги, красного цвета журналы, желтого цвета газеты. Дети сравнивают пачки книг, журналов, газет по толщине.
4.«Выставка собак»
Предлагается выложить отгадку загадки из палочек и представить её, придумать кличку, назвать породу, рассказать какая эта собака и что умеет делать.
март
1.«Стулья для семьи»
Учить сравнивать предметы по величине, обозначать результат сравнения (выше – ниже, шире уже, больше меньше).
Педагог предлагает сделать из 4 желтых палочек стул, рядом сделать большой стол. Предлагает сделать стульчик для маленького ребёнка, сравнивать стулья.
2.«Твой любимый цветок»
Учить находить в изображаемой конструкции сходство с выбранным цветком (в строении, пропорции частей); сравнивать предметы по длине. Упражнять в счете, в умении отсчитывать меньшее количество из большего.
Педагог предлагает каждому ребёнку сделать из палочек любимый цветок. Рассказать о своем цветке. Какой он? Кому бы хотел подарить свой цветок?
3. «Ковер самолет»
Продолжать рассказывать сказки по ролям, закрепить представление о геометрических фигурах, закрепить порядковый счет; выкладывание цифрового ряда с помощью палочек Кюизенера .
Инсценировка сказки «Колобок», дети по порядку считают героев и выкладывают числовой ряд по порядку от 1 до 10 и называют от 10 до 1.
4.«Весы»
Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда «больше, меньше, больше на , меньше на», умение увеличивать и уменьшать каждое из чисел на 1. Упражнять в решении простых арифметических действий.
Дети на одну чашу весов помещают палочку большего размера (например-5 , на другую-4). Аналогично сравнивают другие числа.

апрель
1.«Цвет и число»
Учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового обозначения по словесному указанию взрослого; подвести к выводу, что у палочки каждого цвета есть свое число.
Педагог предлагает построить необычный поезд из цветных палочек, посадить в вагончики пассажиров, детям предлагается узнать, сколько мест в каждом в вагончике, дети находят ответ практическим путем: берут белые палочки и накладывают на вагончики каждого цвета
2«К сказочным героям»
Продолжать формировать творческое воображение, логику мышления и действий закрепить навыки прямого счета до 10 .
Дети называют цвет соответственно по счету дней недели понедельник белый вторник – розовый ,
среда голубой,
четверг-красный
пятница – желтый
суббота фиолетовый.
воскресенье черный
3. «Игра с Винни Пухом»
Упражнять в счете в пределах 10.
Дети строят дом для пятачка. Подбирают палочки в соответствии с цветом крыши и написанной на ней цифрой. Обсуждают длину фиолетовой палочки: длина палочки больше желтой на 1. «К 5 прибавить 1 получится число 6».




























Приложение 1.

Показатели результативности реализации программы
Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогического мониторинга, который предусматривает выявление уровня развития познавательных следующих процессов:
1. Развитие внимания
За ребенком ведется наблюдение в ходе организации непосредственной образовательной деятельности. При этом:
- на 1 этапе - удерживает внимание на 10-15 мин.
- на 2 этапе – удерживает внимание на 15-20 мин.
Задание оценивается по трехбалльной системе:
Уровень:
1 балл - критерий не проявляется;
2 балла – критерий проявляется частично;
3 балла – критерий проявляется (согласно норме).
2. Развитие памяти.
Ребенку предлагается рассмотреть 10-15 картинок или предметов. А затем назвать:
- на 1 этапе – 3-4 из них;
- на 2 этапе – 4-5 из них;
Задание оценивается по трехбалльной системе:
Уровень:
1 балл - задание не выполнено,
2 балла – задание выполнено с помощью взрослого;
3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.
3. Развитие восприятия.
Оценивается знание ребенком формы, цвета и размера в соответствии с возрастом.
Задание оценивается по трехбалльной системе:
Уровень:
1 балл - критерий не проявляется;
2 балла – критерий проявляется частично;
3 балла – критерий проявляется (согласно норме).
4. Развитие воображения.
Ребенку предлагается выполнить:
на 1 этапе – «Преврати кружочек»,
на 2 этапе – «Придумай игру»,
Задание оценивается по трехбалльной системе:
Уровень:
1 балл - задание не выполнено,
2 балла – задание выполнено с помощью взрослого или не полностью;
3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.
5. Развитие мышления.
Ребенку предлагается выполнить ряд заданий:
1. «Чего не хватает на рисунке?»
2. «Что лишнее на рисунке?»
3. «Раздели на группы и назови одним словом»
4. «Сложи картинку»
5. «Что перепутал художник?»
6. «Продолжи ряд»
7. «Заплатки к коврикам»
8. «Что сначала, что потом?»
9. «Так бывает или нет?»
Наполняемость заданий должна соответствовать возрасту воспитанников на каждом этапе реализации программы, при этом их количество не сокращается.
Например, при выполнении задания «Сложи картинку», на 1 этапе предлагается составить картинку из 4 частей, на втором – из 6 частей. Оценивание проходит по трехбалльной системе:
1 балл - задание не выполнено,
2 балла – задание выполнено с помощью взрослого;
3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.
Критерии оценки усвоения программы:
Высокий уровень:
Ребенок владеет умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам.
Способен объединять и распределять предметы по группам.
Свободно оперирует обобщающими понятиями.
Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать.
Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы.
Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе. Средний уровень:
Ребенок умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки.
Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями.
Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них.
Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас.
Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив.
Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах. Низкий уровень:
Ребёнок устанавливает сходства и различия предметов, только при помощи взрослого.
Испытывает трудности в объедение предметов по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями
Ребенок не видит закономерности в явлениях, не способен составить описательный рассказ о них.
Затрудняется самостоятельно делать умозаключения.
Ребенок имеет бедный словарный запас.
Не способен самостоятельно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, требуется помощь взрослого
Испытывает трудности при работе в паре, в микрогруппах.














Приложение 2.
Наглядный материал.





































13 PAGE \* MERGEFORMAT 145415




15