Особенности оценивания результатов деятельности учащихся по дополнительной общеобразовательной программе «Мастерская природы»
Особенности оценивания результатов деятельности учащихся по дополнительной общеобразовательной программе
«Мастерская природы»
Обучение как процесс взаимодействия преподавания и учения может быть эффективным только тогда, когда его цель определена диагностично, то есть таким образом, чтобы их достижение могло быть объективно обнаружено и оценено.
Диагностика позволяет систематизировать и наглядно оформить наши представления об обучающихся, которые у нас занимаются, организовать деятельность с использованием методов, максимально раскрывающих потенциал каждого ребенка.
Анализ результатов диагностики позволяет педагогу подобрать эффективные способы организации детского коллектива, определить перспективу развития образовательного процесса.
В идеале для каждой программы необходимо создавать комплекс диагностических методик, отвечающих целевым установкам образовательной программы.
Диагностика решает следующие задачи:
- анализирует процесс и результаты развития учащихся;
- анализирует процесс и результаты обучения (объем и глубину обученности, умения использовать накопленные знания, навыки, владение способами творческой деятельности);
- анализирует процесс и достигнутые результаты воспитания (уровень воспитанника и сформированность поведения.
Осуществляя диагностическую работу педагог выполняет следующие функции:
- развивающую – в ходе выполнения заданий ребенок получает возможность творческого самовыражения и личностной активности;
- коррекционную – цель многих методик устранение пробелов в усвоении программы;
- и даже психотерапевтического – различные диагностические технологии (рисунки, красочные карты с заданиями, игры, интересные тесты), нравятся детям и способствуют развитию познавательного процесса.
Универсальные способы отслеживания результатов:
1. Педагогическое наблюдение
2. Беседа
3. Тестирование
4. Игры
5. Творческие задания
6. Викторины, конкурсы
7. Выставки.
Образовательная программа педагога дополнительного образования является индивидуальным продуктом методической деятельности и поэтому для каждой программы разработаны индивидуальные критерии для определения результативности усвоения образовательной программы и свой пакет диагностических методик.
Для успешной реализации образовательной программы с детьми младшего школьного возраста «Мастерская природы», разработано методическое обеспечение программы включающее в себя дидактический материал, каждый тесно связан с диагностикой..
Образовательная диагностика - это процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся и педагога с целью анализа, оценивания и корректирования обучения.
На первом году обучения цель предварительного контроля: выявить знания об окружающем мире; умения владения материалами и инструментами; бумага, клей, ножницы, карандаш.
Для этого я использую:
- игру «угадай цветок». Каждому учащемуся раздаются листы, где он читает стишок и раскрашивает цветок;
- викторину «Волшебные краски природы»;
- практическое задание: игра «Ботаническое лото». Детям предлагается на листе бумаги вырезать несложные геометрические фигуры и составить из них: цветок, яблоко, рыбку, солнышко.
В качестве текущего контроля можно провести дидактические игры; «Осенью», «Не пропусти растение», «Узнай по описанию».
На втором году обучения цель предварительного контроля: повторение изученного и подготовка к более усложненным темам тех же разделов.
II год обучения предлагается тест-игра:
- «Угадай лепесток»
- дидактические игры на листочках «Назови лишнее слово», «Продолжи предложение» (презентация).
Цель игр: обобщение и выявление знаний о растениях, плодах.
Проверить практические умения предлагается творческое задание:
оформить закладки в экологическом стиле.
Учащиеся третьего года обучения проверяют и обобщают свои знания по викторине «В гостях у Природы» и отгадывая природно-ботанический кроссворд.
Промежуточный контроль осуществляется по разделам учебного курса. Цель диагностирования качеств усвоения учащимся структурных основ и взаимосвязей изученного раздела.
Дети первого года обучения проверяют свои знания, выполняя задания:
- дорисуй листочки;
- цветочный диктант;
- укрась рисунок перетертыми цветами и листьями.
Для второго года обучения предлагаются задания:
- заполни таблицы;
- разгадай кроссворд;
- оживи картинку с помощью природного материала.
Учащимся третьего года обучения интереснее тестироваться.
Тест «Природа в искусстве», Тест 3.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Цель этого контроля проверить знания, умения и навыки воспитанников по всем разделам программы. Он может иметь форму творческого задания, контрольной работы, устного опроса (викторина), зачета.
Образовательная программа педагога дополнительного образования является индивидуальным продуктом методической деятельности и поэтому для каждой программы разработаны индивидуальные критерии оценивания.Младшим школьникам легче учиться и познавать окружающий мир в игре. Поэтому большинство заданий имеет игровую форму:
- наряди фигурку в листики (презентация);
- дорисуй портрет цветами;
- посели зернышки в домик;
- поставь букет в вазу.
Часть заданий для малышей разработаны в форме таблиц, инструкций, которые учащиеся заполняют во время диагностики (презентация):
- таблица «Виды природного материала по происхождению»;
- таблица «Виды, свойства и применение природного материала в ДПИ»;
- инструкция «Правила сбора природного материала»;
- инструкция «Способы засушивания листьев и цветов»;
- инструкция «Поэтапное выполнение аппликации из природного материала»;
- памятка «Виды аппликации»;
- памятка «Основы композиции».
Активизирует познавательную деятельность и помогают настроиться на позитивную работу – набор занимательного материала:
- стихи, загадки, сказки о временах года, животных, растениях, природных явлениях;
- пословицы, поговорки.
Применение на занятии этого материала помогает детям в изучении русского народного творчества, развивает воображение, образное мышление, речь, способность глубоко и разносторонне осмысливать мир.
Представленный диагностический материал позволяет провести мониторинг знаний, умений навыков детей по разделу «Флористика».
.Критериями усвоения программы учащимися являются следующие показатели:
- владение теоретическим материалом на уровне самостоятельного применения в практической деятельности, поэтапное планирование и самостоятельное изготовление творческой работы.
- самостоятельное изготовление изделий декоративно-прикладного творчества с небольшой корректировкой педагога.
- выполнение изделия по образцу при помощи педагога.
Предложенный диагностический инструментарий позволяет выявить знают ли дети
- виды и свойства цветов и листьев,
- способы сбора, засушивания, хранения природного материала,
- виды аппликаций, виды мозаики, технологическую последовательность выполняемой работы
- основы композиции
- правила техники безопасности.
Критериями усвоения программы учащимися являются следующие показатели:
- владение теоретическим материалом на уровне самостоятельного применения в практической деятельности, поэтапное планирование и самостоятельное изготовление творческой работы.
- самостоятельное изготовление изделий декоративно-прикладного творчества с небольшой корректировкой педагога.
- выполнение изделия по образцу при помощи педагога.