Программа внеурочной деятельности Исследуем и проектируем

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14» г. Воркуты


РАССМОТРЕНА
школьным методическим объединением
учителей гуманитарного цикла
Протокол № 1 от 30.08. 2013
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
от 30.08.2013 № 547





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДМЕТНЫЙ КРУЖОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«Исследуем и проектируем»

(для учащихся 5-8 классов)

основного общего образования
срок реализации программы: 1 год




Программа составлена на основе
программы В.Г. Зданкевича «Русская занимательная грамматика». –
М.: Просвещение, 2001








Составитель
Нечаева Людмила Ивановна,
учитель русского языка и литературы








Воркута
2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа факультативного курса составлена на основе программы С.И. Львовой «Школа юного филолога». Русский язык: 7-11 классы: программы факультативных и элективных курсов / С.И. Львова. М.: Вентана-Граф, 2011.
Факультативный курс «Занимательная грамматика» предназначен для учащихся 5-х классов общеобразовательных учреждений и рассчитан на 35 часов.
Цель данного курса:
формирование языковой, коммуникативной компетенций учащихся через интерес к слову, к его истокам, через осознание красоты и богатства русской лексики учащимися как носителями высшей формы национального русского языка.
Задачи:
систематизировать знания по грамматике, полученные в 5-м классе;
познакомить учащихся с такими понятиями, как звук, буква, слог, орфограмма, пунктограмма, этимология, речевая ситуация;
способствовать формированию орфографической зоркости учащихся, предупреждать орфографические, пунктуационные и речевые ошибки в сочинениях;
развивать навыки исследовательской деятельности;
формировать навыки филологического анализа;
расширять общий кругозор учащихся.
План работы по курсу «Я - исследователь» составлен на основе «Программы исследовательского обучения младших школьников» А.И. Савенкова (Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007.
Место учебно-исследовательской практики ребенка в образовательном процессе начальной школы
Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.
Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены действующими образовательно-культурными традициями. Их смена - дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока это не состоялось, исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
План работы предполагает обучение в 4 классе – 16 ч, 1 час в неделю (на первое полугодие).
Ценность программы заключается в том, что учащиеся   получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Программа “Юный исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи  образовательной системы  «Школа 2100», методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.

Цель: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи:
формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Формы и методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
владеть планированием и постановкой эксперимента.

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

Результат
Критерии

Преодоление барьера боязни проведения самостоятельных исследований (коллективных и индивидуальных)
Стремления и попытки использования исследовательского метода обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром

Получение специальных знаний, необходимых для самостоятельных исследований
Свободное оперирование понятиями: тема исследования, проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, вывод, методы исследования и др.

Сформированность специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске
Проявляемые умения: видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать свои идеи

Возросшие познавательные потребности и развивающиеся способности.
Положительная динамика детского отношения к процессу познания и росту успешности основной учебной деятельности. Изменение характера познавательной деятельности в сторону повышения степени самостоятельности











Литература
1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.  Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008.
2. Савенков А.И. Рабочая тетрадь. Я – исследователь. Издательство дом «Фёдоров». 2008
3.   Газета  «Начальная школа» за 2008-2009 года.№14,№13,№9,№5. Издательский дом «Первое сентября».

В качестве учебно-методических пособий к программе для учителя используется:
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008.
Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
Интернет - ресурсы:
http://www.zavuch.info,
http://www.nachalka.com,/
http://festival.1september,
Для  обучающихся
Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.



Календарно-тематическое планирование


Тема

·Кол-во часов
Дата

1
Что такое исследование?
1
 

2
Тема, предмет, объект исследования
1


3
Тема, предмет, объект исследования
1


4
Тема, предмет, объект исследования.
1
 

5
Цели и задачи исследования.
1
 

6
Цели и задачи исследования.
1


7
Учимся выделять гипотезы.
1
 

8
Учимся выделять гипотезы.
1


9
Организация исследования. (практ.)
1
 

10
Организация исследования. (практ.)
1


11
Организация исследования. (практ.)
1


12
Организация исследования. (практ.)
1


13
Организация исследования. (практ.)
1


14
Организация исследования. (практ.)
1


15
Организация исследования. (практ.)
1


16
Организация исследования. (практ.)
1




















Котлас
2013 г


Пояснительная записка
Внеурочная деятельность должна способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний, тем самым помогая ученикам лучше усвоить программный материал, совершенствовать навыки анализа различных фактов языка, расширять лингвистический кругозор школьников, воспитывать языковое чутье, развивать творческие возможности, повышать общую языковую культуру учащихся. Осуществление этих задач ведет к выполнению основной цели – развитию у школьников интереса к русскому языку как учебному предмету, воспитанию у них бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремление настойчиво овладеть этими богатствами, воспитанию любви и уважения к русскому языку. Лингвистический кружок является одной из форм внеклассной работы по русскому языку, что соответствует требованиям ФГОС ООО: занятости обучающихся во второй половине дня. Поэтому можно определить следующие цели и задачи кружковой работы:
Цель - привить любовь к русскому языку, вызвать интерес к его изучению.
Задачи:
расширить, дополнить и углубить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках;
расширить лингвистический кругозор учащихся;
развить творческие способности учащихся.
При организации кружковой работы соблюдаются общедидактические принципы: принципы научности, систематичности и последовательности, наглядности, доступности, связи теории с практикой, индивидуального подхода к учащимся и др.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Особенности программы
Курс рассчитан на учащихся 5 класса, поэтому темы занятий и их последовательность соотносятся с программой по русскому языку. Соответствие тем занятий кружка школьной программе не предполагает повторения и дублирования материала, изучаемого на уроках. На занятиях кружка происходит углубление, расширение полученных на уроках знаний по фонетике, лексике, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису за счет использования дополнительного материала. Кроме того, некоторые задания носят опережающий характер.

Формы и методы организации обучения

Кружковые занятия предполагают комбинированный характер: включают в себя игровую часть, а также теоретическую и практическую.
На занятиях предполагается использование самых разных методов обучения: слово учителя, беседа, наблюдение над языковыми явлениями, лингвистический эксперимент, упражнения-игры, задания повышенной сложности и т.д. Данные технологии позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления.
В ходе кружковых занятий реализуются следующие технологии:
технология разноуровневого обучения;
технология развивающего обучения;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Формы проведения занятий:
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями и справочной литературой.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, тестов, словарных диктантов.

Описание места курса в учебном плане

Срок реализации программы – учебный год. Занятия проводятся один раз в 2 недели по 45 минут. Курс рассчитан на обучающихся 5 класса.

Содержание программы

Номер занятия
Тема занятия
Количество часов

1.
«Глаголь и действуй».
1 ч.

2.
Учимся составлять тест к уроку.
1 ч.

3.
Есть спрос – есть и предложение!
1 ч.

4.
Составь памятку.
1 ч.

5.
Ох, уж, эти обстоятельства!
1 ч.

6.
Занимательные задания по теме «Словосочетание».
1 ч.

7.
Как правильно сделать работу над ошибками? Алгоритм.
1 ч.

8.
Игра «Письмо с необитаемого острова». Обращение.
1 ч.

9.
Сказка «Что случилось в Азбучном королевстве». Фонетика и графика.
1 ч.

10.
Игра «Карта старого Матвея». Транскрипция.
1 ч.

11.
Составляем тест по теме «Фонетика».
1 ч.

12.
«Живем по понятиям: морфема, морфемика, морфология».
1 ч.

13.
Учимся играя – «Птенцы выпали из гнезд» («зрим в корень» – учимся подбирать однокоренные слова).
1 ч.

14.
Игра «Самый сообразительный». Собираем слова вслед за подсказками учителя.
1 ч.

15.
Учимся составлять схемы и таблицы к уроку «Чередующиеся гласные в корне слова».
1 ч.

16.
Конкурс на лучший словарный диктант на изученные орфограммы.
1 ч.

17.
Итоговое занятие кружка «Чему мы научились».
1 ч.



5. Планируемые результаты

Личностные результаты:
умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.


15