Программа курса по планированию «Учись учиться»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 196»
-13335175260 Рассмотрено на заседании ШМО учителей русского языка и истории
Протокол № ___
от «_____»___________2012г.
________________________
00 Рассмотрено на заседании ШМО учителей русского языка и истории
Протокол № ___
от «_____»___________2012г.
________________________
35407606985«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ№196»
__________ Н.М.Уварова «____»______________2012г.
00«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ№196»
__________ Н.М.Уварова «____»______________2012г.
Рабочая программа
Курса «Учись учиться»
учитель истории и обществознания
Михеева Лариса Александровна
22860008445500
Северск -2013г.
Содержание
1) Пояснительная записка………………………………………………с.3
2) Общая характеристика курса внеурочной деятельности…………..с.3
3) Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности……………………………………………………….с.4
4) Содержание курса внеурочной деятельности……………………… с.5
5) Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся………………………………………с.6
6) Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности…………………………………с.7
1. Пояснительная записка
Нельзя стать подлинно образованным человеком лишь на основе пассивного восприятия и запоминания того материала, который излагает учитель. Во-первых, человеческая память – не магнитофонная лента, она не в состоянии зафиксировать и прочно удержать все прочитанное и услышанное. Во-вторых, без собственных мыслительных усилий, без самостоятельного обдумывания и переработки информации не будут развиваться познавательные силы ученика, следовательно, не будут достигнуты цели образования.
По данным ЮНЕСКО, каждые восемь лет происходит удвоение имеющейся информации, поэтому главная задача школы на современном этапе – научить ученика получать необходимые знания.
Данный курс для предпрофильной подготовки должен способствовать созданию положительной мотивации обучения на профильном обучении. Ученик должен овладеть теми идами деятельности, которые являются ведущими на любом профиле – работа с различными источниками информации. Овладение данными навыками позволит учащимся быть успешными не только при обучении на профиле, но и в дальнейшем. Может возникнуть вопрос, ведь на уроках ученики овладевают приёмами учебной работы ? Но проведенное исследование показывает, что 40% выпускников основной школы затрудняются при работе с картой, справочной литературой…, так как при изучении базовых предметов учителю не хватает времени на отработку данных умений и навыков. 50% учеников испытывают трудности в представлении результатов своей деятельности. Этот курс позволит создать условия для формирования информационной культуры личности.
Информационная культура личности понимается как одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих самостоятельную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей, возникающих в ходе учебной, научно-познавательной деятельности, с использованием как традиционных, так и информационных (Интернет) технологий.
Цель:
Формирование информационной культуры личности
Задачи:
1.Формирование практических навыков работы с различными источниками информации;
2. Овладение приемами учебной деятельности;
3. Овладение навыками представления результатов учебного труда.
Занятия проходят в интерактивном режиме, учащиеся большинство работ выполняют самостоятельно, могут проявить инициативу при выборе темы и источников информации.
Для фиксирования динамики интереса учащихся проводится анкетирование на вводном и итоговом занятиях. В конце изучения данного курса ученики представляют результаты своей деятельности по выбранной теме.
2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Курс «Учись учиться» входит в вариативную часто учебного плана (0,5 часа) и направлен прежде всего на метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности, построение индивидуальной образовательной траектории
3. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
2) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
4.Содержание курса внеурочной деятельности
Вводное занятие.
Задачи курса. Оценка готовности учиться самостоятельно.
Инвентаризация возможностей: анализ качеств личности.
Умение планировать свою работу, постановка цели.
Выбор способов действий, ведущих к достижению цели. Планирование, распределение времени.
Работа с книгой.
Чтение – просмотр, выборочное чтение, чтение с проработкой материала. Знакомство с содержанием книги. Пометки, которыми можно воспользоваться при чтении текста. Составление тезисов.
Работа со справочной литературой.
Энциклопедии, справочники. Правила работы со справочными изданиями.
Работа с устным словом.
Умение слушать. Способы сохранения устной информации: навыки конспектирования, использование диктофона.
Работа с газетным материалом.
Виды газет. Структура газеты. Создание своего газетного архива.
Работа с картой.
Виды карт. Сведения, которые можно получить, используя карту. Умение читать карту. Создание карт.
Работа с данными статистики, графиками, диаграммами, схемами.
Виды статистических данных. Графики, таблицы, диаграммы, схемы, рейтинг.
Работа с библиотечными ресурсами.
Каталог. Специальные карточки. Алфавитный и предметный каталоги. Поиск нужной литературы. Список литературы.
Основные понятия, программа Microsoft Internet Explorer.
Локальная сеть. Особенности локальной вычислительной сети. Компьютерная сеть. Глобальные сети. Интернет.
Электронная почта.
Адрес электронной почты. Функции почтовых программ. Назначение рабочих папок. Чтение сообщений. Ответ на сообщение. Использование адресной книги.
Просмотр веб-ресурсов в Интернете.
Адресация WWW (World Wide Web) – «всемирной паутине». Сохранение информации с веб-страницы. Распечатка информации с веб-страницы.
Рекомендации по поиску информации в WWW.
Виды поиска. Поиск различных видов информации. Основные рекомендации.
Сообщения, доклад, эссе.
Основные виды представления знаний. Построение сообщения. Что нужно знать при подготовке доклада. Эссе и его структура.
Реферат.
Тема реферата и ее выбор. Требования к оформлению. Процедура защиты реферата.
Проект, тест.
Проект и его виды. Этапы работы над проектом. Тесты и их виды. Технология выполнения тестовых заданий.
5. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
Тема Количество часов Вид деятельности
1.Вводное занятие. 1 час беседа
2.Умение планировать свою работу, постановка цели. 1 час Составление плана на неделю
Овладение приемами учебной работы и умения работать с разными источниками информации 11 часов 3.Работа с книгой. 1 час Составление тезисов прочитанного, пометок, которыми можно воспользоваться при чтении текста
4.Работа со справочной литературой. 1 час Поиск информации по справочникам, словарям
5.Работа с устным словом. 1 час Устные сообщения обучающихся с полседующей дискуссией
6.Работа с газетным материалом. 1 час Анализ газетных публикаций
7.Работа с картой. 1 час Составление карт, работа с различными видами карт
8.Работа с данными статистики, графиками, диаграммами, схемами. 1 час Извлечение информации из графических источников, составление диаграмм
9.Работа с библиотечными ресурсами. 1 час Поиск необходимой литературы по каталогам
10.Основные понятия, программа Microsoft Internet Explorer. 1 час Знакомство с основными понятиями, панелью инструментов
11.Электронная почта. 1 час Создание сообщений, ответ на сообщения
12.Просмотр веб-ресурсов в Интернете. 1 час Поиск и сохранение информации с веб-страницы
13.Рекомендации по поиску информации в WWW. 1 час Поиск информации к докладу\. реферату
Презентация результатов учебного труда 4 часа 14.Сообщения, доклад, эссе. 1 час Написание эссе, подготовка сообщения
15.Реферат. 1 час Составление плана реферата
16.Проект, тест. 1 час Работа с разными видами тестов, выделение этапов работы над проетом17. Резюме, портфолио, презентация 1 час Составление резюме, подготовка презентации
6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.
1.А.С.Большаков «Стратегия успеха».- СПб., 2002г.
2. О.Д Владимирская «Самообразование: пять шагов.»-НОУ «Экспресс»Санкт-Петербург. 2006
3. Г Селевко Самообразование личности. –М., 2001
Ресурсный центр с доступом к Интернету, школьная библиотека, компьютер, плазменный телевизор