Внеурочная деятельность Учись учиться 3 класс-68 ч Рабочая программа и ктп.
I Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Почемучки» разработана на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
06.10.2009 № 373);
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России;
Программы развития познавательных способностей учащихся младших классов
Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»;
Учебно-методического комплекта «Развивающие задания. Тесты, игры,
упражнения» Языкановой Е.В.
Курс программы « Почемучка» является интегрированным. Он объединяет в себе математику, информатику, русский язык, окружающий мир.
Программа «Почемучки» обращена к актуальной проблеме психологического
стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся
начальной школы. В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение
читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять
главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и
сотрудничать и т.д. Хорошее внимание, память, - важнейшее условие успешного школьного
обучения. Ведь в школе ребёнок должен сосредоточиться на объяснениях учителя и
выполнении заданий, удерживать свое внимание в течение длительного времени, запоминать
много важной информации. Недостаточная сформированность познавательных процессов
создают проблемы в обучении младшего школьника. Часто бывает так, что читающий,
считающий и пишущий ребёнок испытывает затруднения при выполнении заданий на
логическое мышление. Всё говорит о том, что у ученика недостаточно развиты такие
психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и
слуховое восприятие, память. Поэтому важно сформировать у ребёнка внимательность,
умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные
признаки предметов, развивать познавательную активность.
Актуальность данной темы заключается и в том, что в современное время дети учатся по
развивающим технологиям, где логическое мышление является основой. С начала обучения
мышление выдвигается в центр психического развития (Л.С.Выготский) и становится
определяющим в системе других психических функций. Многочисленные наблюдения
педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся
учиться, не овладевший приёмами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в
средних классах обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в
решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих
полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых
познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качества ума,
творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач. Логическое
мышление не является врождённым, поэтому его можно и нужно развивать. Решение
нестандартных задач в начальной школе как раз и представляет собой один из приёмов
развития мышления. Систематические занятия по учебно-методическому комплекту
«Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» могут помочь в решении данных
актуальных проблем современной начальной школы.
Цель и задачи программы
Цель: диагностика, развитие и коррекция познавательных процессов младших
школьников.
Задачи программы:
обучающие:
- формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения,
выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
- углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их
способностей;
развивающие:
- формирование и развитие логического мышления;
- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);
- развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой
памяти);
- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
- развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение
копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным
указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
- развитие речи и словарного запаса учащихся;
- развитие быстроты реакции;
воспитательные:
- формирование положительной мотивации к учению;
- формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим
качествам;
- формирование умения работать в группе.
Курс развивающих занятий нацелен на интеллектуально-личностно-деятельностное развитие
младших школьников.
Программа рассчитана для детей 7-11 лет. Срок реализации - 4 года обучения. Общая
продолжительность обучения составляет 135 часов, в 1 классе –33 часа, во 2-4 классах - 34
часа в год. Занятия кружка проводятся в учебном кабинете, 1 раз в неделю по 35 мин в 1
классе, по 45 мин во 2-4 классах.
Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных
форм проведения занятий. Основу программы составляют развивающие упражнения:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной координации,
умения копировать образец;
- задания на развитие мышления;
- задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.
Планируемые результаты
Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки
Результатами занятий в кружке «Почемучки» является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Учащиеся должны знать / уметь:
- логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения,
классификации, систематизации;
- сравнивать предметы, понятия;
- выделять существенные признаки и закономерности предметов;
- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
- концентрировать, переключать своё внимание;
- копировать, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный
образ;
- самостоятельно выполнять задания;
- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей
рассуждать;
- находить несколько способов решения задач;
- работать в группе.
Увеличится скорость и гибкость мышления, улучшится память.
Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся
проводится диагностика (тестирование) в начале учебного года и в конце. Оценка идет по
количеству правильно выполненных заданий. Идет сравнение показателей как
индивидуальных, так и в целом классного коллектива. е данных заданий готовят учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Результатами занятий в кружке «Почемучки» является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
1. Метапредметные результаты
- логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения,
классификации, систематизации;
- сравнивать предметы, понятия;
- выделять существенные признаки и закономерности предметов;
- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
- концентрировать, переключать своё внимание;
- копировать, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный
образ;
- самостоятельно выполнять задания;
- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей
рассуждать;
- находить несколько способов решения задач;
- работать в группе.
Личностные результаты:
-чувство гордости за свою родину, российский народ
- целостное восприятие окружающего мира
-развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Предметные результаты
-использование приобретенных знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и качественных отношений
-овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения наглядного представления данных.
Увеличится скорость и гибкость мышления, улучшится память.
Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся
проводится диагностика (тестирование) в начале учебного года и в конце. Оценка идет по
количеству правильно выполненных заданий. Идет сравнение показателей как
индивидуальных, так и в целом классного коллектива.
III Содержание курса
Отличительной особенностью программы «Учись учиться» является развитие
познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьёзная
работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим
школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние
на развитие и личностно-мотивационную сферу. Но в то же время систематическое
выполнение данных заданий готовят учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и
конкурсах.
Занятия имеют определённую структуру, которая включает вводную часть, основную и
заключительную.
Задача вводной части – направлена на тренировку элементарных мыслительных
операций, на активизацию мыслительной деятельности, на создание у учащихся
определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение
знаний невозможно.
«Разминка» вводной части занимает 5 минут, в течение которых в быстром темпе дети
отвечают на достаточно лёгкие вопросы, которые способны вызвать интерес, и рассчитаны
на сообразительность (шарады, загадки, ребусы, логические задачи, «хитрые» вопросы.
Например, «Какая ветка не растёт на дереве?», «В какое время суток ты ужинаешь?», «Что
общего у всадника и у петуха?» и т.п.).
Задача основной части – диагностика, коррекция и развитие познавательных процессов
проводится по УМК «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения».
Продолжительность основной части – 30-35 минут.
Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов и в самооценивании
учащихся. Ребёнок самостоятельно ищет свои ошибки, или учитель объясняет, в чём они
заключаются. Так формируются навыки контроля и самоконтроля, которые делают ученика
субъектом учебной деятельности. Чем чаще ученик занимается самооценкой, тем увереннее
он становится субъектом обучения. Продолжительность заключительной части – 5-10
минут.
Раздел 1. Введение в программу ( 2ч)
Занятие 1. Вводное занятие
Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности.
Занятие .2 Начальная диагностика, тестирование.
Раздел 2. Развивающие занятия (62 ч)
3-4 Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.
«Восстанови слова», «Найди слова», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 5-6 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Вставь по аналогии», «Слова рассыпались», «Развивай быстроту реакции», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 7-8 Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.
«Найди лишнее слово», «Найди слова», «Допиши пословицу», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 9-10 Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями.
«Соедини половинки слов», «Слова рассыпались», «Наоборот», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 11-12Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза).
«Найди лишнее слово», «Восстанови слова», «Составь новое слово», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 13-14Упражнения на развитие вербально – смыслового анализа.
«Составь новое слово», «Вставь по аналогии», «Крылатые» выражения», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 15-16 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Вставь по аналогии», «Найди лишнее слово», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 17-18 Упражнения на развитие логического мышления.
«Подбери слово», «Тренируй логическое мышление», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 19-20Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Найди лишнее слово», «Проведи аналогию», «Составь новые слова», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 20-21 Упражнения на развитие быстроты реакции.
«Вставь по аналогии», «Развивай быстроту реакции», «Составь пару», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 22-23 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Вставь по аналогии», «Составь пару», «Превращение слов», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 24-25 Упражнения на развитие вербально - понятийного мышления.
«Составь пару», «Найди общее название», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 26-27 Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.
«Найди общее название», «Раздели слова на группы», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 28-29 Упражнения на развитие вербально - понятийного мышления.
«Найди пару», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру», «Найди лишнее слово».
Занятие 30-31 Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями.
«Составь новые слова», «Найди лишнее слово», «Наоборот», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 32-33 Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза).
«Найди слова», «Слова рассыпались», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 34-35 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Вставь по аналогии», «Составь слова», «Продолжи числовой ряд», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 36-37 Упражнения на развитие вербально – логического мышления.
«Допиши определения», «Найди лишнее слово», «Нарисуй такую же фигуру», «Продолжи числовой ряд».
Занятие 38-39 Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.
«Шифровальщик», «Найди пару», «Допиши определения», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 40-41 Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями.
«Найди общее название», «Восстанови слова», «Развивай логику», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 42-43 Упражнения на развитие внимания.
«Раздели слова на группы», «Найди пару», «Тренируй внимание», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 44-45 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Найди все слова в строчках», «Вставь по аналогии», «Впиши слова», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 46-47 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Раздели слова на группы», «Составь слово», «Волшебный квадрат», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 48-49 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Превращение слов», «Вставь по аналогии», «Шифровальщик», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 50-51 Упражнения на развитие мыслительной операции анализ через синтез.
«Развивай логику», «Восстанови слова», «Анаграммы», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 52-53 Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.
«Раздели слова на группы», «Шифровальщик», «Найди лишнее слово», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 54-55 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Вставь по аналогии», «Найди лишнее слово», «продолжи числовой ряд», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 56-57 Упражнения на развитие вербально – смыслового анализа.
«Раздели слова на группы», «Крылатые выражения», «Развивай внимание», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 58-59 Упражнения на развитие внимания.
«Найди общее название», «Слова рассыпались», «Развивай внимание», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 60-61 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Слова рассыпались», «Вставь по аналогии», «Нарисуй такую же фигуру», «Найди общее название». Занятие 63-64 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Слова рассыпались», «Вставь по аналогии», «Нарисуй такую же фигуру», «Найди общее название».
Раздел 3. Итоговое занятие. (4ч) Диагностика, тестирование.
IV Тематическое планирование
№ Раздел Количество часов
1 Введение в программу 1
2 Логически- поисковые задания 8
3 Тренируем внимание 8
4 Развитие быстроты реакции 8
5 Нестандартные задачи 7
6 Операции анализа и синтеза 8
7 Классификация слов и предметов 9
8 Развитие вербально- понятийного мышления 9
9 Развитие внимания, ассоциативной памяти 9
10 Итоговое занятие 1
Итого: 68
Приложение 1
Календарно- тематическое планирование
№ Тема занятия Дата. Примечание.
план факт 1 Начальная диагностика. Тестирование. 05.09 2 Учимся решать, стараясь рассуждать. 07.09 3 Учимся решать, стараясь рассуждать. 12.09 4 Учимся решать, стараясь рассуждать. 14.09 5 Поиск закономерностей 19.09 6 Поиск закономерностей 21.09 7 Поиск закономерностей 26.09 8 Разминка 28.09 9 Разминка 03.10 10 Упражнения на развитие внимания. Нарисуй такую же фигуру. Найди общее 05.10 11 Задания со спичками. 10.10 12 Задания со спичками. 12.10 13 « Слово рассыпалось». « Найди общее название». «Шифровальщик» 17.10 14 « Слово рассыпалось». « Найди общее название». «Шифровальщик» 19.10 15 Раздели слова на группы. Найди пару. 24.10 16 Тренировка внимания. 26.10 17 Тренировка внимания. Допиши определения. 07.11 18 Упражнения на развитие слуховой памяти. 09.11 19 Упражнения на развитие слуховой памяти. 14.11 20 Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями. 16.11 21 Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями. 21.11 22 Развитие внимания, ассоциативной памяти. 23.11 23 Развитие внимания, ассоциативной памяти. 28.11 24 Развитие слуховой памяти. 30.11 25 Развитие быстроты реакции. 05.12 26 Нестандартные задачи 07.12 27 Нестандартные задачи 12.12 28 Нестандартные задачи 14.12 29 Нестандартные задачи 19.12 30 Ребусы. 21.12 31 Ребусы. 26.12 32 Ребусы. 28.12 33 Учимся решать, стараясь рассуждать. 16.01 34 Учимся решать, стараясь рассуждать. 18.01 35 Учимся решать, стараясь рассуждать. 23.01 36 Мозговая гимнастика 25.01 37 Крылатые выражения. Анаграммы. Найди общее название. 30.01 38 Нарисуй такую же фигуру .Восстанови слова. 01.02 39 Развитие логики. 06.02 40 Собери слова « Слова рассыпались». Найди новое слово. 08.02 41 Классификация слов и предметов. Допиши пословицу. Раздели слова на группы. 13.02 42 Классификация слов и предметов. Допиши пословицу. Раздели слова на группы. 15.02 43 Развитие пространственного воображения. 20.02 44 Развитие пространственного воображения. 22.02 45 Мозговая гимнастика 27.02 46 Мозговая гимнастика. 06.03 47 Совершенствование воображения. 13.03 48 Совершенствование воображения. 13.03 49 Деление слов на группы . «Нарисуй такую же фигуру». 15.03 50 Задания на развитие логического мышления. 20.03 51 Развиваем логику. 22.03 52 Поиск закономерностей. 03.04 53 Учимся решать, стараясь рассуждать. 05.04 54 Задания на развитие вербально- понятийного мышления. « Вставь по аналогии», «Продолжи числовой ряд», « Допиши определение» 10.04 55 Задания на развитие вербально- понятийного мышления. « Вставь по аналогии», «Продолжи числовой ряд», « Допиши определение» 12.04 56 Задания на развитие вербально- понятийного мышления. « Вставь по аналогии», «Продолжи числовой ряд», « Допиши определения» 17.04 57 Развитие быстроты реакции. 19.04 58 Совершенствование воображения. 24.04 59 Совершенствование воображения. 26.04 60 Развитие пространственного воображения. 03.05 61 Развитие пространственного воображения. 03.05 62 Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти. « Раздели слова на группы» 10.05 63 Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти. «Нарисуй такую же фигуру» 10.05 64 Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти. « Шифровальщик» 15.05 65 Тренируем память. 17.05 66 Решаем, рассуждаем, составляем. 22.05 67 Решаем, рассуждаем, составляем. 24.05 68 Диагностика. Тестирование. 29.05Приложение2
Глазунов, Д.А.Психология. 2 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением/авт.-сост. Д.А. Глазунов.- 2-е изд.,стереотипн.-М.: Планета, 2013.-240 с.- (Школьный психолог).
Языканова, Е.В.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс/ сост. Е.В. Языканова.- М.: Издательство « Экзамен»,2012.- 6-е изд.,стереотип.-109 с.( Серия «Учебно-методический комплекс»)
Упражнения, направленные на развитие навыков саморегуляции, развитии свойств внимания, снятия эмоционального напряжения« Нос, пол, потолок»
По команде дети показывают рукой направления: пол, окно, потолок, дверь, нос. Педагог сначала, проговаривая команду, показывает правильно, а затем называет одно направление, а показывает другое. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает ведущий.
«Гномы – великаны»
По команде «Гномы» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Ведущий сначала правильно показывает команды, затем произносит команду «Гномы», но не приседает и т.д. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает ведущий.
Подобная игра «Четыре стихии». Команды: Земля, воздух, вода, огонь.
«Саймон сказал…» или «Пожалуйста…»
Ведущий произносит команду выполнить какое – либо действие (подпрыгнуть, повернуться, поднять правую руку). Если в начале команды звучит фраза «Саймон сказал…» или «Пожалуйста…» ее нужно выполнять, если нет , то не стоит. Главное не ошибиться и выполнять команды только с этими фразами.
«Запрещенное движение»
Предварительно договариваются, какие движения будут « запрещенными». Ведущий показывает какое-либо движение, а остальные его повторяют. Нельзя выполнять «запрещены» движения.
«Зеркало»
Ведущий показывает какое - либо движение или образ, остальные должны как зеркало точно его скопировать и показать. Выбирается «лучшее зеркало», которое продолжает игру.
« Веселый счет»
Возможны различные варианты проведения: счет до 10-20 в прямом и обратном порядке, сопровождающийся движениями (мотаем веревочку, поднимаемся по лесенке и т.д.)
- назови «соседей» цифры…
- «да» - «нет». Производится действие с числами, дается ответ, верен он или нет (2+1= 5 «да» – хлопок, «нет» – тишина, можно и покричать)
«Зоопарк»
Каждый превращается в любое животное, героя сказок, сего характерными движениями, повадками. Остальные пытаются угадать.
Упражнения, направленные на развитие памяти«Мы собирались в поход…»
Обыгрывается ситуация сбора в поход. Игра идет по кругу. Первый называет свой предмет, который возьмет с собой, следующий повторяет названный предмет и добавляет свой, и так дальше продолжается по кругу.
« Что изменилось»
Множество вариантов. Например.
- выложить предметы, картинки. Попросить запомнить. Отвернулись или опустили головы, меняем расположение, количество, состав и т.д. предметов. Затем вопросы о характере изменений.
- 5-6 человек строятся в шеренгу, потом меняется их местоположение. Запомнить кто где стоял и вернуть на места.
« Повтори за мной»
Задание выслушать, запомнить и повторить или продолжить. Зачитываются слова, пары слов, словосочетания, предложения, скороговорки.
« Кто больше увидит и запомнит»
Детям предлагается за определенный промежуток времени осмотреть и запомнить все предметы, которые есть в комнате. Затем каждый по очереди называет любой предмет обстановки, не повторяясь. Выигрывает тот, кто последним называет предмет. Игру можно усложнять, например, называть предметы только на букву…, в которых два слога, и т.д.
Упражнения, направленные на развитие мышления«Закончи слово, предложение»
Произносится часть слова, предложения. Нужно его продолжить.
«Назови одним словом»
Предлагается ряд слов, нужно подобрать обобщающее.
«Превращения слов»
Предлагается ряд слов, их нужно :
-превратить в «большие» (рука - ручище), «маленькие» (дом – домик),
- превратить в похожие слова по смыслу (красивый – прекрасный)
- превратить в «слова – наоборот» (белый- черный)
- «смягчить» (мол – моль) и т.д.
«Бывает – не бывает»
Предлагается ряд действий, ситуаций. Бывает – хлопок, не бывает – тишина.
«Что можно сделать с …»
Предлагается любой предмет Нужно придумать как можно больше вариантов его применения, даже самых фантастических
«Животные – растения»
Называются слова. Если это название растения нужно поднять руки вверх, если животного – хлопок, посторонний предмет – тишина. Возможны варианты.(птица, звери, рыбы; и т.д.)