Рабочая программа кружка Учись учиться (3 класс)


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Погореловская основная общеобразовательная школа»
Принято
педагогическим советом школы.
Протокол Утверждена
приказом
директора школы от №
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Учись учиться»
3 класс
Направление: « Общеинтеллектуальное»
Программа: программа по математике разработана на основе авторской программы Л.Г. Петерсон «Учусь учиться»,
утверждённой МО РФ (Москва, 2012 г.) в соответствии с требованиями
Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
2015-2016 уч. г.
Разработана
Беляковой Наталией Васильевной,
учителем начальных классов
Погорелово
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Учись учиться» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования 2009 года с изменениями 2014 года на основе программы Петерсон Л.Г. «Программа надпредметного курса «Мир деятельности» для учащихся 1−4 классов», ориентирована на формирование общеучебных умений и ключевых деятельностных компетенций, а также связанных с ними способностей и личностных качеств, определяющих успешность любого человека, как в учении, так и в жизни. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования.
Конкурентоспособность, безопасность личности и нации определяются сегодня, в первую очередь, не тем или иным уровнем сформированности у учащихся ЗУН по различным предметам, а их надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности по решению задач и проблем, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.
Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей личностных качеств созидателя, творца, универсальных учебных умений и способностей как условие безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом. Именно поэтому новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни». Эти ценностные ориентиры образования были осознаны сотни лет назад. И на протяжении веков в педагогических концепциях
ведущих педагогов мира по крупицам собирался и описывался опыт формирования у учащихся «способностей к самодеятельности, благодаря которым они становятся распорядителями своей судьбы, продолжателями образования своей жизни».
Предлагаемый надпредметный курс для учащихся начальной школы предусматривает принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и
умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения на основе последних научных достижений российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.). Концептуальная идея формирования у учащихся УУД состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения.
Таким образом, формирование у школьников любого умения проходит через следующие этапы:
1. Представление о действии, первичный опыт и мотивация.
2. Приобретение знаний о способе выполнения действия.
3. Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль умения выполнять действие.
Именно так сегодня учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом. Следовательно, этот же путь они должны пройти и при формировании общеучебных умений.
Например, чтобы научить ребенка ставить перед собой цель,
1) вначале надо сформировать у него опыт целеполагания;
2) затем он должен узнать, что такое цель и почему важно самому уметь ее ставить;
3) затем научиться сознательно применять алгоритм целеполагания;
4) и, наконец, проконтролировать это умение ребенка.
Однако на практике при формировании универсальных учебных действий в современной школе второй и третий этапы пропускаются.
Курс «Учись учиться» для 1−4 классов общеобразовательной школы направлен на устранение разрыва в формировании УУД и умения учиться, составляющих главный приоритет ФГОС. Основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных умений и связанных с ними деятельностных способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики. Благодаря этому способ формирования метапредметных результатов ФГОС приобретает целостность и завершенность.
Для системного прохождения учащимися 1-го этапа формирования УУД построен новый педагогический инструмент – технология деятельностного метода обучения (ТДМ).
Благодаря этому учитель имеет возможность на уроках по разным учебным предметам независимо от предметного содержания организовывать выполнение учащимися всего комплекса УУД, определенных ФГОС. На уроках по математике и окружающему миру, русскому языку и чтению учащиеся приобретают первичный опыт исследования ситуаций и постановки проблем, целеполагания и проектирования, самоконтроля и самооценки и др.
Следующий, 2-й этап формирования УУД учащиеся проходят в рамках представляемого надпредметного курса «Учись учиться».
Они знакомятся с методами исследования, алгоритмами выполнения всех основных шагов учебной деятельности – пробного учебного действия, фиксирования затруднения и выявления его причины, целеполагания и планирования, самоконтроля и самооценки и др. Знания о способах выполнения УУД, полученные учащимися на уроках по курсу «Учись учиться», они уже сознательно применяют, отрабатывают и корректируют на уроках по разным учебным предметам, проводимых по технологии деятельностного метода. Этим обеспечивается системное прохождение учащимися 3-го этапа формирования УУД.
И, наконец, завершающий, 4-й этап – контроль системы метапредметных знаний и связанных с ними умений, – учащиеся проходят частично в рамках курса «Учись учиться» (контроль метапредметных знаний), а частично – на предметных уроках (контроль метапредметных умений).
Курс состоит из четырех параллельно развивающихся содержательно-методических линий.
I. Организационно-рефлексивная: формирование в достаточной полноте регулятивных УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом (мотивация к учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в учебной деятельности, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).
II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т. д.
III. Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.
IV. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д. Данные линии включают в себя в полном объеме все виды УУД, определенные ФГОС (соответственно, регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД).
Основной, системообразующей линией данного курса является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации.
Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребенком, не принесут ожидаемого эффекта.
Действительно, человек живет в обществе, поэтому он должен владеть навыками культурного общения, согласования своих действий с сослуживцами, он должен уметь четко выразить свою мысль, адекватно понять мысль оппонента, обосновать выбранную позицию. Он должен владеть своими эмоциями, уметь культурными
способами выйти из конфликтной ситуации, знать свои сильные и слабые стороны, уметь использовать во благо свой потенциал и еще многое из того, что формируется у него при изучении содержания коммуникативной линии.
Познавательная линия направлена на передачу учащимся инструментов познания, чтобы свои знания механизмов рефлексивной самоорганизации они могли перевести в конкретный результат. Действительно, без достаточного уровня развития мышления и
познавательных процессов, владения методами познания, умения работать с текстами, осуществлять поиск, организацию и представление информации и т. д. применение знаний будет как минимум затруднено, либо эти знания могут остаться не реализованными вовсе.
Задача ценностной линии − сформировать у ребенка такие нравственно-этические и ценностные ориентиры, которые придадут его деятельности созидательный смысл, а не будут нацелены на разрушение общественной жизни и его самого как личности.
Таким образом, данные четыре линии образуют целостную систему, обеспечивающую реализацию современных целей образования.
Организация образовательного процесса
В курсе «Учись учиться» новое надпредметное знание не дается детям в готовом виде, а «добывается» ими самими под руководством учителя.
Включение детей в учебную деятельность на занятиях, как и на предметных уроках, осуществляется на основе дидактической системы деятельностного метода обучения.
В дидактической системе выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей:
 уроки «открытия» нового знания;
 уроки рефлексии;
 уроки построения системы знаний;
 уроки развивающего контроля.
На уроках «открытия» нового знания организуется процесс самостоятельного построения детьми новых способов действия (в курсе МИД − это универсальные учебные действия).
На уроках рефлексии учащиеся закрепляют построенные надпредметные знания, вырабатывают практические умения и навыки их применения и одновременно учатся выявлять причины своих ошибок и корректировать их.
Уроки построения системы знаний посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала.
Целью уроков развивающего контроля является контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Технология проведения уроков каждого типа в курсе «Учись учиться», как и для предметных уроков, реализует деятельностный метод обучения, в основе которого лежит метод рефлексивной самоорганизации. Так, технология деятельностного метода (ТДМ) для уроков открытия нового знания в развитом варианте включает в себя следующие шаги.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности по «открытию» нового универсального знания.
С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности в соответствии с принятыми нормами («надо»);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
3) устанавливаются тематические рамки («могу»).
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
На данном этапе организуется подготовка мышления учащихся к новому шагу в учебной деятельности, самостоятельное выполнение ими пробного учебного действия и фиксирование индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) самостоятельное выполнение пробного учебного действия;
3) фиксирование учащимися своих индивидуальных затруднений в выполнении или обосновании пробного учебного действия.
Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затру-днения. Для этого учащиеся должны:
1) уточнить, какую конкретную задачу решали, то есть место затруднения;
2) выявить и зафиксировать в речи причину затруднения – назвать те знания, которых недостает для решения поставленной задачи и задач такого типа в целом.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ, средства).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), строят план достижения цели, определяют сроки, выбирают способ и средства. Этим процессом руководит учитель, используя подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе с помощью специально подобранных дидактических материалов осуществляется реализация построенного проекта.
Полученное универсальное учебное действие фиксируется в языке вербально и знаково в форме эталона. Далее построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
На данном этапе учащиеся решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием нового знания вслух.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задание на новое знание и осуществляют его самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется рефлексия хода реализации контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшее освоение новых знаний.
8. Включение в систему знаний.
На данном этапе уточняются существенные особенности нового знания, его роль и место в системе уже изученных знаний.
9. Рефлексия деятельности на уроке (итог урока).
На данном этапе фиксируется изученное знание и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Естественно, что описанные этапы урока в ТДМ в их полноте реализуются не сразу, а постепенно, в соответствии с возрастными особенностями развития детей. Так, например, в 1 классе на этапе проектирования учащиеся приобретают лишь первичный опыт
самостоятельной постановки цели своей учебной деятельности. В дальнейшем на уроках курса «Учись учиться» они осваивают алгоритм целеполагания, и у них вырабатывается умение ставить цель в соответствии со всеми 4 выделенными этапами формирования УУД. Точно так же учитель организует систему работы по формированию умений строить план, выбирать способ и средства достижения результата, определять сроки и т.д. Таким образом, постепенно и поэтапно у учащихся формируются проектные умения в их целостности.
Опыт выполнения универсальных учебных действий, полученный учащимися на предметных уроках в ТДМ, дети обобщают в ходе уроков по курсу «Учись учиться » и на этой основе строят общие способы выполнения УУД. Затем они их закрепляют и отрабатывают на уроках по разным учебным предметам − математике и русскому языку, окружающему миру и чтению, что обеспечивает системность и надежность формирования умения учиться.
Важно и то, что работа по курсу «Учись учиться» становится школой саморазвития и для учителя, помогает ему осознать сущность метапредметных результатов ФГОС и методы их достижения.
Организация образовательной среды обеспечивается следующей системой дидактических принципов, построенных, как и сама технология, теоретическим способом.
1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совер- шенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и методики с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования (в том числе и метапредметного) на максимальном уровне, определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы, и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (ФГОС).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
При организации учебной деятельности учащихся 1 класса ведущим является принцип психологической комфортности, поскольку мотивация к учебной деятельности может быть достигнута только при условии ее благоприятного эмоционального сопровождения.
Для учащихся 2–4 классов ведущим становится принцип деятельности, так как мотивация к учебной деятельности в это время уже в основном сформирована, и приоритетное значение для выполнения поставленных задач приобретает формирование умения учиться. Представленная система дидактических принципов обеспечивает освоение детьми современного содержания образования в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, активности, преемственности, сознательного усвоения знаний, научности и др.).
Таким образом, новая дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения.
Место курса в учебном плане
На изучение содержания курса отводится 1 час в неделю.
Возможны различные варианты включения данного курса в учебный план школы:
 в первой половине дня за счет школьного компонента;
 во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности,
если соответствующие занятия посещает весь класс (например, в
школах полного дня).
Использование курса целесообразно при условии, что учитель осуществляет переход к ФГОС.
Диагностическая база
В процессе преподавания курса «Учись учиться» используется разработанный комплексный мониторинг результатов обучения, основными целями которого являются:
1) определение уровня сформированности метапредметных знаний на основе курса «Учись учиться» и связанных с ними метапредметных умений каждого ученика;
2) составление плана коррекционной работы как для каждого ученика индивидуально, так и для класса в целом.
Разработанный мониторинг включает в себя разные аспекты проявлений универсальных умений ребенка.
Так, умение детей решать квадратные уравнения не может быть устойчивым, если они не знают формул его корней. Поэтому, естественным образом, в систему мониторинга метапредметных умений мы включаем контроль знания детьми способов выполнения
универсальных учебных действий.
Однако знание само по себе не гарантирует того, что ребенок сможет его применить. Поэтому детям предлагаются специально разработанные практические работы, где они должны проявить умение выполнять изученные УУД.
Вместе с тем, правильное выполнение одного практического задания может иметь случайный характер. Оценка будет более точной, если она коррелирует с систематическими наблюдениями учителя и родителей за соответствующими универсальными умениями детей. Поэтому в комплексный мониторинг включены и эти показатели.
Устойчивость личностных качеств, ценностных установок и метапредметных умений школьников значительно больше влияет на жизненный успех и развитие общества в целом, чем простые знания детей по предметам. Поэтому в систему комплексного мониторинга результатов обучения включены показатели уровня владения учителем ТДМ (насколько системно ученик тренирует свои деятельностные умения на предметных уроках), а также сами установки и принципы взаимодействия с ребенком как учителя, так и родителей (насколько полученные детьми метапредметные знания и умения подкрепляются жизненной практикой).
В курсе «Учись учиться» предложена комплексная диагностика сформированности УУД учащихся, которая включает в себя следующие процедуры:
1) тестирование учащихся – диагностика сформированности надпредметных знаний;
2) выполнение учащимися практической работы – диагностика сформированности надпредметных умений;
3) наблюдение педагога – диагностика сформированности надпредметных умений;
4) наблюдение родителей (анкета для родителей) – диагностика сформированности надпредметных умений;
5) анкетирование педагога (классного руководителя) – профессиональные установки педагога;
6) анкетирование родителя – установки и принципы взаимодействия родителей с ребенком;
7) психологическое исследование.
Все материалы для проведения комплексной диагностики и ее обработки входят в оборудование к надпредметному курсу «Учись учиться» и доступны для каждого учителя. Обработка результатов диагностики происходит в автоматическом режиме.
Главным результатом проведения диагностики является получение рекомендаций по планированию дальнейшей работы, связанной с формированием УУД у учащихся, как индивидуально для каждого ученика, так и для класса в целом.
Номенклатура диагностируемых УУД определялась на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) с позиций преемственности с Федеральными государственными требованиями к дошкольному образованию (ФГТ). В качестве критериальной основы данной системы диагностики была принята система понятий общей теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.), реализованная в образовательной системе Л.Г. Петерсон («Школа 2000»).
Оценивание работы учащихся
Курс «Учись учиться» не входит в число обязательных учебных дисциплин, поэтому учитель может применять собственные критерии и способы оценивания. Однако важно помнить, что основной целью оценки в рамках данного курса является формирование положительной познавательной мотивации учащихся. Поэтому обязательными является выполнение перечисленных ниже требований.
1) Оцениваются только достижения, отрицательные оценки исключены.
2) Основным критерием оценки является учебный труд ученика, вложенные им усилия и положительная динамика результатов относительно себя.
3) Качества личности детей не оцениваются, по результатам соответствующих тестов и анкет никакие оценки не выставляются.
4) Основной акцент в системе оценивания должен быть сделан на самооценке детьми своих достижений: ежедневно по изучаемой теме с помощью «Копилки достижений» и один раз в неучебном пособии.
Мы рекомендуем по курсу «Учись учиться» использовать не количественные, а качественные оценки. Например, аналогом отметок могут быть оценки: «Молодец!», «Будь внимательнее!», «Подумай еще!» (их можно фиксировать с помощью штампиков).
Текущий контроль осуществляется в течение всего учебного года как в ходе проведения обычных уроков, так и в рамках курса
«Учись учиться», а итоговый − на уроках по курсу «Учись учиться». Результатом контроля (текущего и итогового) должно быть создание ситуации успеха для каждого ученика в самосовершенствовании личности.
Например, ученик в индивидуальной беседе со взрослым может сам зафиксировать свои достижения и проблемы (то, над чем ему еще надо поработать), предложить свой вариант итоговой оценки, сравнить свой вариант с вариантом, обоснованным учителем, и, если потребуется, сам скорректировать свой выбор. Вера ребенка в себя и способность к адекватной самооценке своих достижений – ключевые метапредметные умения, определенные ФГОС.
Фиксация итоговой оценки может быть различной, однако важно, чтобы отметки были позитивными (то есть не было аналогов двоек). Например, можно использовать отметки «зачет», «хорошо», «отлично» или +, +!, +!! и т.д.
3 класс
1 ч в неделю, всего 34 ч
Организационно-рефлексивная линия (7 часов).
В структуре учебной деятельности уточняется этап построения плана и действия по плану, первичное применение нового знания. Основное внимание уделяется формированию умения находить место и причину затруднения как на уроке открытия, так и на уроке-помощнике, и на этой основе планировать свою учебную деятельность. Для этого организуется построение учащимися соответствующих алгоритмов, которые затем постоянно применяются в ходе предметных уроков. Знакомство со структурой учебных шагов на втором этапе коррекционной деятельности позволяет формировать
умение, самостоятельно исправлять свои ошибки. Данное умение имеет принципиальное значение для качества усвоения предметных знаний, которое не потеряло своего значения и в наше время.
Нахожу место и причину затруднения на уроке открытия нового знания.
План. Алгоритм перевода цели в задачи (планирование) учебной деятельности.
Учусь составлять план.
Урок открытия. Учусь применять новое знание.
Нахожу место и причину ошибки в самостоятельной работе.
Как научиться применять новое знание без ошибок. Структура 2 этапа урока-помощника (6 шагов).
Самоконтроль и самооценка своих исполнительских учебных действий.
Коммуникативная линия (4 часа).
У учащихся формируется понимание личностной значимости культурного общения и коммуникативного взаимодействия. Они знакомятся с правилами ведения диалога и приобретают опыт их применения. Уточняются и закрепляются правила групповой работы, роли «автора», понимающего в структуре коммуникативного взаимодействия, при этом учащиеся знакомятся с новой ролью − «критика». Внимание уделяется подготовке собственного выступления, раскрываются секреты успешного выступления.
Секреты успешного выступления.
Новая роль в структуре коммуникации: критик.
Что такое «диалог». Правила ведения диалога.
Учусь вести диалог. Уточнение ролей автора, понимающего и критика, формирование соответствующих умений.
Познавательная линия (6 часов).
Учащиеся знакомятся с приемами запоминания. Далее они знакомятся с новыми операциями – сравнение и обобщение − и со способами саморазвития своего мышления как инструмента познания. Формируются начальные представления о моделях как об упрощенных заместителях исследуемых объектов, сохраняющих их существенные свой-
ства, и о методе моделирования. Знакомятся с наблюдением как методом познания, учатся выполнять простейшие наблюдения объектов. Внимание уделяется также развитию навыков самопознания, распознавания своих чувств, умения «переключить»
свои эмоции, с «негатива» на «позитив», формированию первичного положительного опыта управления своим эмоциональным состоянием.
Учусь запоминать. Учусь сравнивать. Учусь обобщать.
Учусь моделировать. Виды моделей: предметные, знаковые, графические, алгоритмы, блок-схемы.
Учусь наблюдать.
Чувства – мои помощники в учебе.
Ценностная линия (2 часа).
У учащихся расширяется представление о ценностях жизни и качествах личности. Рассматривается «вера в себя» как инструмент для достижения успеха в учебе. Уделяется внимание дружбе как ценности в жизни человека и общества.
Личностные качества ученика: вера в себя.
Ценности нашей жизни: дружба.
Обобщение и систематизация знаний (4 часа).
Диагностика (3 часа).
Резерв (8 часов).
Метапредметные результаты освоения курса
3 класс
Основные требования к метапредметным результатам
к концу третьего года обучения:
Знать уточненную структуру из 12 шагов учебной деятельности, уметь осознанно осуществлять данные шаги при введении нового знания под руководством учителя, приобрести опыт их самооценки.
Знать алгоритм выявления места и причины затруднения в результате выполнения пробного действия, уметь его применять.
Знать, что такое план, и понимать его отличительные признаки.
Знать алгоритм планирования учебных действий, уметь его применять.
Знать алгоритм выявления места и причины затруднения при выполнении самостоятельной работы, уметь его применять.
Знать алгоритм первичного применения нового знания, уметь его применять.
Знать уточненную структуру коррекционной деятельности и адаптивную структуру второго этапа коррекционной деятельности из 6 шагов: постановка цели; продумывание плана; действия по плану (выполнение работы над ошибками); выполнение самостоятельной работы № 2 с проверкой по эталону; выполнение заданий повышенной сложности; анализ своей деятельности на уроке. Уметь под руководством учителя ее осуществлять и приобрести опыт самооценки.
Знать алгоритм самоконтроля исполнительских учебных действий, уметь его применять, приобрести опыт самооценки учебной деятельности.
Знать правила успешного выступления, уметь их применять.
Знать правила поведения «критика» в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Знать правила построения диалога, приобрести опыт их применения.
Уметь строить диалог со сверстниками.
Знать основные приемы развития памяти.
Знать алгоритм сравнения объектов, приобрести опыт его применения.
Знать алгоритм обобщения, приобрести опыт его применения.
Знать, что такое модель, уметь использовать модели для фиксирования нового знания.
Знать алгоритм наблюдения объектов, приобрести опыт его применения.
Знать, какие бывают чувства, уметь определять свое эмоциональное состояние.
Знать и принять на личностном уровне качество − веру в себя.
Знать и принять на личностном уровне ценность жизни – дружб
Содержание программы
№ Название раздела Количество часов
1 Самоконтроль и самооценка своих исполнительских учебных действий. 9 ч
2 Секреты успешного выступления. 8 ч
3 Правила ведения диалога. 10 ч
4 Учусь запоминать. Учусь сравнивать. Учусь обобщать. 7 ч
Всего; 34 ч
Календарно-тематическое планирование
№ Тема занятий Кол-во часов Описание примерного
содержания
занятий УУД Дата
План Факт
1 «Личностные качества: вера в себя» 1 Анализировать и сравнивать предметы, выявлять и выражать в речи признаки сходства и различия. работать по предложенному учителем плану; выстраивать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими. 2 «Учусь запоминать» 1 Устанавливать, пройдены ли на занятии шаги учебной деятельности, и оценивать своё умение это делать организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания 3 Урок диагностики знаний № 1 1 Учить диагностировать знания Знать правила успешного выступления, уметь их применять.
4 «Урок открытия. Нахожу место и причину затруднения» 1 Находить место и причину затруднения в учебной деятельности и учиться устанавливать причину затруднения Регулятивные: контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания. 5 «План» 1 Учиться составлять план действия на занятии Познавательные: выполнение действий по заданному алгоритму. 6 «Учусь составлять план» 1 Учиться составлять план действия на занятии работать по предложенному учителем плану; выстраивать коммуникативно-речевые действия,
7 «Я ученик: что я уже знаю и умею» 1 Учить оценивать свои знания и умения выстраивать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими. 8-9 Резерв (2 урока) 2 10 «Учусь сравнивать» 1 Учиться сравнивать предметы Личностные: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам. 11 «Учусь обобщать» 1 Учиться обобщать предметы Личностные: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам. 12 «Учусь моделировать» 1 Учиться моделировать предметы Познавательные: выполнение действий по заданному алгоритму. 13 «Учусь наблюдать» 1 Учиться наблюдать 14 «Секреты успешного выступления» 1 Как правильно выступать перед аудиторией Знать правила успешного выступления, уметь их применять.
15 «Я ученик: что я уже знаю и умею» 1 Учить оценивать свои знания и умения выстраивать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими. 16-17 Резерв (2 урока) 2 18 «Учимся дружно. Я − критик» 1 Уметь анализировать и оценивать свою работу Познавательные: выполнение действий по заданному алгоритму. 19 «Учимся дружно. Что такое диалог» 1 Учиться работать в диалоге Личностные: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам. 20 «Урок открытия. Учусь применять новое знание» 1 Узнать, как правильно применять знания на практике Знать правила успешного выступления, уметь их применять.
21 «Нахожу место и причину ошибки в самостоятельной работе» 1 Учиться правильно проводить работу над ошибками. Личностные: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам. 22 «Как научиться применять новое знание без ошибок» 1 Создать алгоритм работы Знать правила успешного выступления, уметь их применять.
23 «Как самому оценить свою работу» 1 Выработка критерий Познавательные: выполнение действий по заданному алгоритму. 24 «Чувства – мои помощники в учебе» 1 Уметь анализировать и оценивать свою работу Личностные: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам. 25 «Я ученик: что я уже знаю и умею» 1 Уметь анализировать и оценивать свою работу Знать правила успешного выступления, уметь их применять.
26-27 Резерв (2 урока) 2 28 «Ценности нашей жизни. Дружба» 1 Познакомится с ценностями нашей жизни Личностные: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам. 29 Урок диагностики знаний №2 1 Учить диагностировать свои знания Познавательные: выполнение действий по заданному алгоритму. 30-31 Урок диагностики умений 2 Учить диагностировать свои знания 32 «Я ученик: что я уже знаю и умею» 1 Учить оценивать свои знания и умения выстраивать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими. 33-34 Резерв (2 урока) 2 Методическое обеспечение курса
«Учись учиться» для 1–4 классов
начальной школы
Методическое обеспечение курса «Учись учиться» для начальной школы включает в себя Комплект для ученика и Комплект для учителя ( из программы Петерсон Л.Г. «Школа 2000». Кроме того, очевидно, что универсальные знания об учебной деятельности, полученные детьми в рамках курса, должны систематически применяться на предметных уроках.
Опишем методическое обеспечение курса на примере 1 класса. Для остальных классов начальной школы аналогичное методическое обеспечение в настоящее время разрабатывается и готовится к печати.
Комплект для ученика включает в себя:
1. «Мир деятельности», 1 класс: Учебное пособие с разрезным материалом и наклейками / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Национальное образование, 2012.
2. «Мои открытия», 1 класс: Эталоны к курсу «Мир деятельности» / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Национальное образование,2012.
В комплект эталонов «Мои открытия» для ученика входит также альбом с файлами, в который ученик помещает по каждой теме курса «Мир деятельности» эталоны (изученные способы действия – правила, алгоритмы и т.д., открытые учащимися на уроках) и «Копилку достижений». В течение недели, следующей за изучением той или иной темы, учитель проводит работу по самооценке учащимся своих достижений по данной теме.
Комплект для учителя включает в себя:
1. «Мир деятельности», 1 класс: Методические рекомендации/ Под ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Национальное образование, 2012.
2. Демонстрационные материалы к надпредметному курсу «Мир деятельности», 1 класс. – М.: Национальное образование, 2012.
3. CD-диск с презентациями и печатным материалом к каждому уроку надпредметного курса «Мир деятельности», 1 класс. – М.: Национальное образование, 2012.
В методических рекомендациях приведены описание общих подходов к проведению каждого урока по технологии деятельностного метода обучения и подробные варианты сценариев каждого урока, на CD-диске приложены соответствующие презентации, разрезные, демонстрационные и печатные материалы.
Таким образом, учитель имеет возможность по заданной структуре урока в ТДМ либо составить свой собственный урок, либо использовать предложенный вариант – как в его полноте, так и с корректировками (при сохранении общих требований к проведению уроков в ТДМ).
Надпредметный курс «Учись учиться» для 2 класса планируется к изданию в августе 2012 года, для 3 класса – в августе 2013 года, для 4 класса – в августе 2014 года.
Нормативной базой открытой системы являются:
 Закон РФ «Об образовании» (ст. 32),
 Заключение РАО от 14.07.2007 года,
 Письмо Министерства образования и науки РФ от 15.03.2011,
 Письмо о выборе учебников Комитета по образованию
Государственной Думы Федерального собрания РФ от 23.03.201121.
Работа по надпредметному курсу «Мир деятельности» на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон предполагает изучение дополнительной литературы, с которой можно познакомиться на сайте Центра СДП «Школа 2000…» АПК и ППРО – www.sch2000.ru.
Работа с родителями при работе по курсу
«Учись учиться»
Как известно, на формирование личности детей в первую очередь влияет семья. Вместе с тем, родители современных первоклассников учились в «знаниевой» школе и потому не всегда в полной мере осознают те изменения, которые происходят в настоящее время в обществе и в культуре, и связанные с ними процессы перехода к новой школе деятельностного обучения – новые ценности, новые принципы, формы и методы обучения, новые технологии и методики.
В целом, родителям сегодня нужна помощь в осознании новых реалий, в освоении новых способов взаимодействия со своими ребенку успешно учиться и максимально эффективно реализовать свой жизненный потенциал.
Курс «Учись учиться» создает благоприятные условия для того, чтобы сделать родителей своими союзниками, партнерами и единомышленниками, и в конечном счете для построения единого учебно-воспитательного пространства семьи и школы.
Прежде всего, чтобы грамотно выстроить свое взаимодействие с семьей при работе по программе , важно использовать описанную выше систему дидактических принципов
«Школа 2000…», лежащую в основе деятельностного обучения, а именно: принципы психологической комфортности, деятельности, вариативности, минимакса, целостности, непрерывности, творчества. Это поможет не только вовлечь родителей в процесс переосмысления своего жизненного опыта и самоизменения, но и приобрести часто новый для себя опыт общения и взаимодействия, обобщая который они смогут перенести его на практику взаимодействия со своим ребенком.
В построении партнерских отношений с родителями можно выделить три основных этапа.
Первый этап включает в себя два важных направления – изучение и информирование. Именно с помощью этих направлений можно «запустить» механизм привлечения родителей к совместной деятельности.
Основными итогами первого этапа должны стать понимание родителями значения курса для дальнейшего успешного обучения их детей, обозначение общих целей, стоящих перед семьей и школой, а также мотивация родителей к повышению своего уровня психолого-педагогических знаний.
Второй этап включает в себя просвещение, консультирование и обучение. Смысл работы на данном этапе связан с повышением доверия родителей к школе, формированием у них представлений о целях ФГОС и предложенных в курсе способах их реализации с позиций значения проводимой работы для будущих успехов их детей в учебе и жизни.
Основными итогами второго этапа должны стать представление о деятельностном методе, знание основных принципов и приемов взаимодействия со своими детьми при выполнении ими домашних
задания и в житейских ситуациях, а также программа совместной деятельности.
Третий этап – собственно совместная деятельность, в которой реализуется построенная программа. Данная программа может включать в себя проведение тематических родительских собраний с демонстрацией наиболее удачных видеофрагментов уроков по курсу ,совместные мероприятия и др.
Так, для организации партнерского взаимодействия с родителями некоторые уроки по курсу предполагают непосредственное участие в них родителей. Разработана система тематических родительских собраний, которые составлены на основе базовых тем по курсу (рекомендации по их проведению можно найти на сайте Центра системно- деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО: www.sch2000.ru).
Программа кружка направлена на формирование у учащихся умения учиться, готовности к самоизменению и саморазвитию. Однако не секрет, что для воспитания в ребенке тех или иных положительных качеств взрослым необходимо начать прежде всего с самих себя. Знания механизмов самоизменения и самовоспитания, составляющие содержание курса, как раз и служат той основой, которая вовлекает в эти процессы не только детей, но и взрослых – учителей, родителей, – создавая единое сообщество, содружество единомышленников в созидании своего жизненного успеха. «Счастье, – писал Фром Эрих, – это не дар Божий, а достижение, которое человек сам вырабатывает в себе
своей внутренней плодотворностью».
Материально-техническое обеспечение
№ п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1 Комплект для учителя 1
2. Комплект для ученика 1
Технические средства обучения
1. Компьютер 1
2. Сканер 1
3. Принтер 1
Экранно-звуковые пособия
1 Интернетресурсы 1
2. -CD-диск с презентациями и печатным материалом к каждому уроку надпредметного курса «Мир деятельности», 1 класс. – М.: Национальное образование, 2012. 1 комплект
Оборудование класса
1 Настенная доска 1
2. Магнитная доска 2
3. Место для обучающегося 6
4. Компьютерный стол с оборудованием 1