Материалы дистанционного семинара РМО учителей информатики Зольского муниципального района КБР по теме «Технологии организации контроля и оценивания при обучении информатике по новым ФГОС в 5 классе»


Материалы дистанционного семинара учителей информатики Зольского муниципального района КБР по теме «Технологии организации контроля и оценивания при обучении информатике по новым ФГОС в 5 классе»
5 – 9 декабря 2016 года
Киржинова Асият Назировна,
МКОУ «СОШ №2» с. п. Каменномостское,
стаж работы учителем информатики – 13 лет

Ф. Ницше: «Жить- значит оценивать»
Правила для учителя ( учитель обязан!!!)
1. Цели урока принимаются и формулируются обучающимися.
2. Систематически обучать детей осуществлять рефлексивные действия (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений).
3. Использовать разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности обучающихся в учебном процессе.
4. Владеть технологией диалога, обучать учащихся ставить и адресовывать вопросы.
5.  Эффективно (адекватно цели урока) сочетать репродуктивную и проблемную формы обучения, учить работать по правилу и творчески.
6.  Задавать задачи и четкие критерии самоконтроля , самооценки.
7.  Добиваться осмысления учебного материала всеми обучающимися.
8.  Стремиться оценивать и поощрять реальные, даже минимальные успехи каждого обучающегося.
9.   Специально планировать коммуникативные задачи урока.
10.  Принимать и поощрять выражаемую учеником собственную позицию, обучать корректным формам ее выражения.
11. Создавать на уроке атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
Практические рекомендации по построению современного урока
1.   Задачу построения многокомпонентного современного урока с диагностичными формулировками целей можно решить, используя современные образовательные технологии – важнейший ресурс модернизации современного образования.
2.   Наиболее эффективно развитие коммуникативных УУД может происходить при использовании приемов индивидуально-групповой и групповой форм обучения.
3.   На уроке должно быть интересно.
4.   Методические разработки  «новых» уроков  учителю целесообразно проводить в формате технологических карт.
Приёмы, стимулирующие познавательную активность:
создание проблемных ситуаций;
«втягивание и отстранение» (прием основан на втягивании обучающихся в «компьютерный мир», например, показать свой личный сайт, программу, созданную в среде программирования, электронный учебник, рассказать о некоторых приёмах работы над этими продуктами; отстранение опирается на умение посмотреть на проблему как бы издали, развернуть ее  под другим  углом: «Представьте себе, что вы автор, и попробуйте объяснить, почему и для какой цели был создан этот электронный учебник, эта программа; что вы изменили, что добавили? Продумайте эскиз своего личного сайта или содержание электронного учебника для одноклассников. Воплотите свои мысли с помощью графического или текстового редактора»
выбор и замена заданий;
дискуссии («круглый стол», «дебаты», «судебное заседание» и т.д.)
Оценивание на современном уроке предполагает (формирование предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся)
1.  Осмысленность учебной деятельности и ее результатов, к которым стремятся ученик и учитель. Например, подготовка к олимпиадам, конкурсам, формирование УУД.
2.  Самостоятельность обучающегося в формировании образовательной стратегии.
3.  Критериальное оценивание, при котором обучающийся должен знать свои слабые места, перспективы, понимать, как оценивается его уровень знаний, быть заинтересованным в дальнейшем обучении.
4.  Расширение способов и форм получения обратной связи.
Для выявления личностных результатов могут быть использованыРефлексивные вопросы:
1.  За что я могу себя похвалить?
2.  Что я приобрел после этого урока?
3.  Что меня удивило?
4.  Что мне не удалось? Почему?
Листы взаимо-  и самооценки:
1.  Проверяющий : При проверке творческой работы мне наиболее интересным показалось…; Следует отметить…+; Требуют дополнения следующие разделы…;Работа заслуживает…отметки;
2.  Автор: Я согласен (не согласен) с замечаниями…; Я готов дополнить работу следующими материалами…;Я согласен (не согласен) с оценкой моей работы.
Карты рефлексии (+,-, затрудняюсь ответить):
1.  Своей работой на уроке в целом я доволен;
2.  Своей работой в группе я доволен;
3.  Для меня не было подходящего задания;
4.  Урок для меня показался коротким;
5.  За урок я устал;
6.  Мое настроение улучшилось;
7.   Материал урока мне был интересен;
8.   Материал урока мне был полезен;
9.   Сегодня на уроке мне было комфортно.
На основе индивидуальных карт обобщенная карта рефлексии заполняется учителем.
Рекомендации для учителя по оцениванию на уроке
1. Следует оценивать  не только предметное знание (воспроизведение), но и метапредметные результаты (умение работать в группе, строить монологическое высказывание, самостоятельность, умение анализировать, сравнивать ).
2.  Оценка должна учитывать не только результат работы, но и процесс.
3.  Необходимо предоставлять обучающимся задания на выбор по форме или разному уровню трудности. Критерии оценивания заданий разного уровня одинаковы как в процессе изучения нового материала, повторения ранее изученной темы, так и при выполнении практической работы или дополнительного задания на компьютере.
4.  Критерии оценки выполнения задания должны быть известны обучающимся заранее. 5.  При осуществлении текущего оценивания должна преобладать самооценка и взаимооценка обучающихся на основе обоснованных критериев (задание, критерии оценки, балл, моя оценка, оценка учителя).
6. Важно сделать оценку «суммативной»: обучающийся по определенным критериям набирает себе баллы, которые превращаются потом в отметку. Важно складывать баллы, а не отнимать от «пятерки» баллы за сделанные ошибки.
Перевод критериальной оценки в отметку
95 % - 100%  -    «5»
75 % - 94%    -    «4»
50 % - 74 %   -    «3»
Менее 50 %  -     «2»
Гадзова Эмма Шадиновна,
МКОУ «СОШ №1» с.п. Малка,
стаж работы учителем информатики – 13 лет
Технология организации оценивания является для меня самым трудоемким во всем процессе обучения.
К каждому уроку готовлю лист оценивания учащегося, который представляет собой небольшую таблицу, где перечисляются все этапы самостоятельной деятельности ученика на уроке и приводятся вопросы для рефлексии. Если дети работали индивидуально, то каждый по ходу урока выставляет себе оценку за ту или иную работу. Если работа велась в группе, то практикуется взаимооценка. Причем все баллы за каждую работу заранее известны. Этот способ оценивания называют в литературе критериальным оцениванием. И он мне нравится.
  Критериальное оценивание – способ оценивания того или иного параметра (знаний, умений, компетенций) на основе критериев, т.е. объективных показателей выраженности данного параметра, которые могут быть выявлены путем наблюдения за ходом выполнения задания или путем анализа представленного результата. 
   Перед процедурой оценивания мы вместе с учащимися рассматриваем и определяем критерии оценки. Критерии должны быть довольно четкие. Ученики договариваются с учителем, что за каждое правильно выполненное действие можно получит определенное количество баллов. Перед каждой практической работой оформляется таблица, в которую заносятся критерии и баллы. В работе есть обязательная и дополнительная части. Обязательную часть делают все, дополнительное задание выполняется по желанию. Оно оценивается только при выполнении обязательной части. По окончании работы учащиеся проводят самооценку по выработанным критериям, а затем оценивает работу учитель. Сравнивая результаты, определяют, что необходимо усвоить или отработать.  Применение этого способа в оценивании учебных достижений формирует у учащихся осознанное усвоение изучаемого материала, придает им уверенность в себе, в своих знаниях и умениях, помогает справиться с учебным заданием.
Формы проведения контроля могут быть самыми различными. Я провожу контроль за усвоением материала в виде Интерактивных тестов, созданных в программе MyTest X, графических диктантов, защиты проектов, письменных контрольных работ по готовым контрольным тетрадям за 5 класс, еженедельно проверяю рабочие тетради по информатике, так как они представляют собой задачник-тетрадь. Детям нравится составлять синквейны по пройденным темам. Самые лучшие выбирает класс и записываем в тетради.
Графические диктанты наиболее удобны для быстрого оценивания знаний понятий, проверке домашнего задания. На доску проектируется утверждение (определение, решение задачи, и т д). Если ученик считает утверждение верным, рисует черточку вверх, если нет – вниз. К концу диктанта получается фигура, которая сравнивается с правильным ответом. Ученик сразу видит свой результат.
Проекты бывают на один урок (мини – проект) и длительное время – на месяц, на четверть. Все проекты, кроме мини-проектов защищаются в конце четверти. Самые лучшие проекты выставляем на конкурсы. В рецензировании проекта участвуют все учащиеся, оценивают работу по заранее подготовленным критериям.
В течении года ученик готовит «дерево успеха». Каждая его ветка - это один урок. На ветке листочки с номерами заданий, в конце урока рисуем листочки в разные цвета: красный - допустил ошибку, не смог сделать, желтый – было трудно, но справился, зеленый – справился сам. По рисунку сразу видно, кому и что надо доработать, повторить и т. д.
Детям нравится наш «Черный список». Перед началом урока ученик имеет право записать себя в «черный список» и поставить дату. Это означает, что он сегодня отказывается отвечать и отработает данную тему до поставленного срока. У всех бывает объективные причины, мы тех, кто в черном списке не спрашиваем.
К сожалению, я в этом году не веду уроков информатики в 5 классе. Класс изучает информатику на занятиях по внеурочной деятельности.
Гадзова Рамета Башировна,
МКОУ «СОШ №3» с.п. Малка,
стаж работы учителем информатики – 13 лет
Объектом оценки предметных результатов по информатике в 5 классе является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
К предметным результатам в 5 классе относятся:
• формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
• формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
• развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
• формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы ступени обучения является достижение предметных и метапредметных результатов общего образования, необходимых для продолжения образования.
Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы. Итоговые комплексные работы включают систему заданий по содержанию курса информатики в 5 классе. Задания имеют различный уровень сложности, строятся на межпредметной основе и включают критерии, позволяющие выявить достижение всех групп образовательных результатов (метапредметных, предметных и личностных). В учебном процессе в 5 классе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.
Виды контроля: Предварительный контроль как и педагогическая диагностика остаточных знаний направлены на выявление знаний, умений и навыков обучающихся, значимых для дальнейшего обучения по предмету. С целью сохранения преемственности в обучении и проектирования целей задач и форм дальнейшего обучения проводится в начале ступени обучения . Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Он проводится, прежде всего, с помощью систематического наблюдения учителя за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности на всех этапах обучения. Тематический контроль осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих уроках и подготавливает к контрольным мероприятиям - устным и письменным зачетам. Итоговый контроль проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании обучения. По формам контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.
Методы контроля обучения.
В процессе обучения в различных сочетаниях используются методы устного, письменного, практического (лабораторного), машинного контроля и самоконтроля учащихся. Устный опрос осуществляется в индивидуальной и фронтальной формах. Устный индивидуальный контроль - выявление учителем знаний, умений и навыков отдельных учащихся. Устный фронтальный контроль (опрос) требует серии логически связанных между собой вопросов по небольшому объему материала. Письменный контроль редко бывает индивидуальным, когда отдельным учащимся предлагаются контрольные задания по карточкам. Фронтальные и индивидуальные работы могут быть рассчитаны на весь урок или его часть. Письменные работы могут предлагаться также в форме отчетов, графических построений, составления карточек (например, при классификации устройств). Практический контроль выполняется при изучении курса информатики на компьютерах и (или) с применением ИКТ-средств (печать с цифрового фотоаппарата, сканирование документов и пр.). Проводится для проверки навыков владения ИКТ- средствами и технологиями обработки информации в различных программных средах (работа с исполнителями, создание анимационных объектов и т.п.). Программированный (тестовый) контроль в компьютерной форме представляет собой хорошо формализованный контроль знаний учащихся и предполагает ввод ответа с соответствии с типом предложенного задания: выбор правильного ответа из нескольких возможных вариантов ответов, установление соответствия и др. Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – Портфолио. Портфолио ученика:
• является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
• реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;
• позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся;
• предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Критериями оценивания являются:
• соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
• динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.
Методы контроля в «Информатике»
В процессе обучения в различных сочетаниях использую методы устного, письменного, практического (лабораторного), машинного контроля и самоконтроля учащихся. Устный опрос осуществляю в индивидуальной и фронтальной формах. Устный индивидуальный контроль - выявление учителем знаний, умений и навыков отдельных учащихся. Устный фронтальный контроль (опрос) требует серии логически связанных между собой вопросов по небольшому объему материала. Письменный контроль редко бывает индивидуальным, когда отдельным учащимся предлагаются контрольные задания по карточкам. Фронтальные и индивидуальные работы могут быть рассчитаны на весь урок или его часть. Письменные работы могут предлагаться также в форме отчетов, графических построений, составления карточек (например, при классификации устройств). Практический контроль выполняется при изучении курса информатики на компьютерах и (или) с применением ИКТ -средств (печать с цифрового фотоаппарата, сканирование документов и пр.). Проводится для проверки навыков владения ИКТ - средствами и технологиями обработки информации в различных программных средах (работа с исполнителями, создание анимационных объектов и т.п.). Программированный (тестовый) контроль в компьютерной форме представляет собой хорошо формализованный контроль знаний учащихся и предполагает ввод ответа с соответствии с типом предложенного задания: выбор правильного ответа из нескольких возможных вариантов ответов, установление соответствия и др. Преподавание информатики в 5 классе МКОУ «СОШ№3» ведется по УМК Л.Л.Босовой. Дидактические материалы в составе УМК использую для тематического и итогового контроля. Контрольные работы представлены в виде тестовых заданий. Тестовые задания даются в текстовом редакторе Word и программированные интерактивные тесты. В состав УМК Босовой Л.Л. входит комплект практических работ, которые я использую для проверки практических знаний. Можно скачать по ссылке: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
Для контроля и оценивания индивидуальных знаний использую рабочую тетрадь для 5 класса, которая входит в состав УМК. Она содержит систему заданий разного уровня сложности в виде рисунков, схем, таблиц, кроссвордов на воспроизведение и практическое применение изучаемого материала, в том числе заданий творческого характера.
Кроме традиционных форм контроля использую нетрадиционные:
-головоломки
- ребусы
- кроссворды
- защита творческих работ и проектов
- урок-викторина
- урок-соревнование
- урок-отчет
- урок творческих заданий.
Мурзаканов Хасанби Мухамед-Казиевич,
МКОУ «СОШ №1 им. М.А.Камбиева» с.п.Каменномостское,
стаж работы учителем информатики 21 год
Контроль — это важная составляющая процесса обучения. На уроках информатики так же, как и на уроках по другим предметам, контроль выполняет две функции – собственно проверочную и диагностическую. В первом случае целью контроля является определение уровня подготовки учащихся по предмету, во втором — выявление недостаточно прочно усвоенных тем, выяснение причин, затрудняющих усвоение материала.
В любом случае контроль обеспечивает обратную связь: он вовремя сигнализирует учителю об успехах или пробелах в знаниях учащихся, о необходимости вернуться со всем классом к ранее пройденному и недостаточно освоенному большинством учащихся материалу или оказать своевременную помощь отдельным отставшим ученикам.Общеизвестна также обучающая и воспитывающая роль контроля. Регулярно проводимый тематический и итоговый контроль организует труд учащихся и учителя, обеспечивает достаточно высокий уровень преподавания всех разделов курса, способствует систематизации знаний учащихся, выработке у них более прочных умений и навыков, помогает детям объективно оценивать свои успехи, порождает стимулы к учению, формирует ответственное, уважительное отношение к собственной учебной деятельности.По месту в учебном процессе выделяют текущий (тематический) и итоговый контроль. Текущий контроль проводится в процессе изучения той или иной темы и, как правило, заключается в проверке усвоения нового материала. Итоговый контроль, как ясно из названия, проводится в конце изучения темы, раздела, всего курса и проверяет усвоение всех основных, базовых понятий, изученных ко времени проведения проверки, и овладение ведущими целевыми умениями.
В качестве измерителей уровня подготовки используются следующие виды работ: устный опрос, тест, рабочие тетради, практические работы.
Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.
Критерии оценивания различных форм работы обучающихся на уроке.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
Основная форма контроля – тестирование.
Правила при оценивании:
за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;
за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.
Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования.
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
50-70% — «3»;
71-85% — «4»;
86-100% — «5».
Оценка устных ответов учащихсяОтвет оценивается отметкой «5» если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию и символику;
правильно выполнил рисунки, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя;
Ответ оценивается отметкой «4» если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены незначительные пробелы, не исказившие содержание ответа;
допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, легко исправленные по замечанию учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные требованиями к подготовке учащихся).
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких
Критерии оценок при выполнении практических заданий:
Оценка «5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;
Оценка «4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид аккуратный;
Оценка «3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); оформлено небрежно или не закончено в срок;
Оценка «2» - ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
Критерии оценок для творческого проекта:
эстетичность оформления,
содержание, соответствующее теме работы,
полная и достоверная информация по теме,
отражение всех знаний и умений учащихся в данной программе,
актуальность выбранной темы в учебно-воспитательном процессе.

Карданова Залина Тлостанбиевна,
МКОУ «СОШ №1» с.п. Сармаково,
стаж работы учителем информатики 1год
В настоящее время мы пересматриваем нашу методику обучения школьников в связи с введением ФГОС начального и основного общего образования. В соответствии с учебными способностями, возрастными интересами учащихся подбираем приемы, способы, средства обучения, которые помогли бы более эффективно достичь поставленной цели. По мнению многих преподавателей, информатика больше, чем другие предметы способствует формированию УУД и ИКТ - компетентности, потому что на уроках мы не только изучаем понятия система, системный подход, моделирование и др. Дети осознанно используют их в своей деятельности и таким образом формируются УУД. Планируя деятельность по формированию УУД, нам самим нужно уметь разобраться с понятиями и алгоритмами выполнения этого действия, не всегда получается на желаемом уровне вести своих учеников к освоению способов и приемов целенаправленного мышления. На мой взгляд, умение правильно вести контроль и оценку результатов при обучении тоже не менее значимо, потому что новая система оценки образовательных результатов многое меняет в школе.
ФГОС содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. В своей работе я стараюсь их реализовать. Цели оценочной деятельности
ориентирую на достижение результатов
-  духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты),
-  формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),
-  освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);
При этом ФГОС требует обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);
Стараюсь на основании полученных результатов принимать педагогические меры по их улучшению. Существуют критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов. Достоинство ФГОС в том, что вместо воспроизведения знаний теперь оцениваются разные направления деятельности детей. Так, например, при проведении контрольных работ детям нужно предложить задания, которые требуют не просто воспроизвести информацию, а задания или задачи, которые помогут ученику применить полученные знания, помогут ему сделать определенный вывод.
Вместо привычных контрольных работ провожу диагностические работы, составленные из различных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. Оценивая результаты личностного развития, показываю результаты только по классу в целом, но не по каждому конкретному ученику, так как такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера.
Письменные контрольные работы дополняю новыми формами контроля результатов, например: целенаправленное наблюдение по теме «Информация вокруг нас», самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности: как устроен компьютер, ввод информации в память компьютера, управление компьютером с помощью мыши и др.), результаты учебных проектов «Электронная почта», «Хранение информации», результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников (внутришкольные олимпиады, участие в Акции «Час кода» и др.).
На каждом уроке оцениваю достижения учеников, создаю ситуацию успеха детям с низкой мотивацией, решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оцениваю как успех, мотивирую его на более высокий уровень, к которому он может стремиться. Результаты (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), ученики собирают в портфеле достижений ученика (сертификаты участия в Акции «Час года», грамоты за участие во внутришкольных олимпиадах и др). При выставлении годовой оценки по предмету учитываются все достижения ребенка.
Очень важно оценивать результаты ребенка комплексно, т.е. не отдельные отметки по предмету, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Для этого создаю простые таблицы образовательных результатов ученика по информатике именно в 5 классе, чтобы потом продолжить в 6,7 классах и проводить мониторинг индивидуальных достижений каждого ученика. Данные этих таблиц нужны и для принятия решений по оказанию помощи и поддержке каждого ученика.
ФГОС планирует также и обучение самих учеников способам оценивания и фиксации своих результатов, чтобы они могли в основном делать это самостоятельно, лишь при выборочном контроле учителя; В данное время мы ведем и электронный журнал.
Каждый педагог должен помнить, что нельзя допускать резкого увеличения числа контрольных работ, запугивания учеников возможными плохими отметками. Образовательные результаты ученика нужно сравнивать с его предыдущими результатами, а не результатами его одноклассников. У каждого должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала. Например, если ученик на контрольных работах выбирает только необходимый, а не повышенный уровень заданий, он имеет на это право, его нельзя за это ругать, но можно и нужно мотивировать на выполнение более сложных заданий.
Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) представляет собой семь правил, определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания. Эти правила с алгоритмами реализации каждого из них дают ответы на все вопросы системы оценивания результатов ФГОС. Я применяю их в практике моей работы.
1-е правило. Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные.
2-е правило. Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.
3-е правило. За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.
4-е правило. Накапливать оценки в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений».
5-е правило. Текущие оценки можно ставить – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.
6-е правило. Оценивать по признакам трёх уровней успешности: необходимый, повышенный, максимальный.
7-е правило. Четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).
Итоговая оценка выставляется на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.
Гетаов Беслан Валерьевич,
МКОУ «СОШ» с.п. Белокаменское,
стаж работы учителем информатики 2 года
По теме семинара я могу сказать следующее. Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:
1. Фиксировать цели оценочной деятельности:
2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.
3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.
В примерной основной образовательной программе (дополнение к ФГОС) предложена система оценки результатов. Её главное достоинство в том, что она реально переключает контроль и оценивание со старого образовательного стандарта на новый.

Емкужева Оксана Юрьевна,
МКОУ «СОШ» с.п. Дженал,
стаж работы учителем информатики 1 год
Внедрение ФГОС ООО выявило проблему: сложившаяся за долгие годы традиционная методика проведения урока и отсутствие методической базы оценивания эффективности урока тормозят внедрение новых форм и технологий. Я предлагаю такую систему контроля и оценивания образовательных результатов по информатике, представленную в виде "Дневника планируемых результатов»
Цель работы – создание единой системы контроля и оценивания предметных, метапредметных и личностных результатов обучения информатике при переходе на ФГОС.
Критериальное оценивание результатов при обучении информатике по новым ФГОС в 5 классе.
Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,мы украдём у детей завтра.Дасон Дьюи
Работая в 5-10 классах, я являюсь непосредственным участником инновационной деятельности по разработке, апробированию технологии организации контроля и оценивания при обучении информатике по новым ФГОС основной школы, методического обеспечения и разработки оснований для критериального оценивания.
Новизна опыта заключается в том, что он представляет собой авторскую позицию в описании форм и способов организации оценивания результатов учебной деятельности по информатике в основной школе. Широкое применение личностно-ориентированного подхода в обучении демонстрирует ограниченность нормативной системы оценивания и закономерно ставит вопрос о создании новой системы, которая позволила бы ученику стать активной стороной не только процесса обучения, но и оценивания результатов своего обучения. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом, интегрированным в образовательную практику. При этом должны быть сформулированы следующие принципы оценивания:
Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты, соответствующие учебным целям.
Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования предусматривают комплексный подход к оценке и использование разнообразных методов и форм оценивания. Основной акцент делается на оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования по информатике.
Инструментом для отслеживания динамики указанных достижений учащихся является дневник планируемых результатов учащихся. Этот дневник имеется у каждого ученика по математике. В нем прописаны метапредметные и предметные умения, которые формируются у обучаемых на уроках информатики. Предметные умения оцениваются по критериям и результаты записывают в этот дневник.
Система критериального оценивания включает в себя критерии выполнения основных видов оцениваемых работ: проектов, письменных работ, тематических проверочных работ, текущего контроля, заданий, выполняемых в рабочей тетради. Кроме того, критерии оценивания направлены на оценивание умений: предметных и метапредметных, исключая личностные. Они вносятся и затем отслеживаются в дневник планируемых результатов и всегда доступны учащимся и родителям. Оценивание производится в баллах, которые затем переводятся в оценку. Эти критерии остаются неизменными в течение курса, и, по своей сути, очень близки к экзаменационным, что позволяет избежать затруднений не только при оценке работ, но и при подготовке, и сдаче экзаменов.Учебный материал по информатике 5 класса разделен на блоки, на изучение содержания которых отводится определенное количество часов, в зависимости от темы. В содержательном плане блок – это относительно законченный тематический фрагмент программы, а в организационном – это разнообразие форм учебной деятельности с различными образовательными пространствами: мастерская, индивидуальная консультация, самостоятельная работа, групповая работа над проектами. Кроме того, согласно ФГОС для каждого блока прописаны универсальные учебные действия, которые также отражены в дневнике планируемых результатов обучаемых.
В практике моей работы очень эффективным элементом для оценивания является оценочный лист учащегося. В начале каждого блока учащимся выдается оценочный лист, в котором прописана тема блока, сроки его прохождения, перечень формируемых умений, требования к данному блоку.
Основная цель оценочных листов – выделение основных умений, формируемых в конкретной теме, и способов проверки уровня их сформированности самими учениками. Помимо перечня умений, оценочные листы содержат результаты самооценки учащихся по каждому из них и их оценку учителем. Оценочный лист вклеивается в дневник планируемых результатов и, помимо всего остального, служит способом фиксации оценок по работам, оцениваемых в этом блоке. В зависимости от вида работы, до или после выполнения задания, учащиеся самостоятельно оценивают себя. После проверки учитель фиксирует свою оценку, таким образом, оценочный лист является дополнительным и более подробным источником информации о достижениях или проблемах учащегося.
Для учителя инструментом фиксации результатов оценивания является два журнала: обычный классный и рабочий журнал учителя. В рабочем журнале учитель фиксирует все баллы и оценки. При этом неудовлетворительные оценки ученик может исправить в течении семи дней с момента их оглашения учителем. В классный журнал учитель вносит результаты основных видов работ, в том числе отработанных и исправленных. Нельзя исправлять только результаты итоговых контрольных работ. Рабочий журнал учителя позволяет, таким образом, проследить динамику развития планируемых результатов обучения школьников по информатике.
Так разворачивается система критериального оценивания учащихся по информатике в нашей школе. Предметом контроля и оценки со стороны учащихся являются: собственное продвижение в учебном материале с фиксацией своих трудностей и возможных способов их преодоления; прогностическая оценка возможности действий; уровень изучения темы; личные достижения в изучении информатики.
Шериев Эдуард Хасанбиевич,
МКОУ «СОШ №3» с. п. Каменномостское,
стаж работы учителем информатики 19 лет
В последнее время в содержании образования произошли качественные изменения: акцент с предметных знаний умений и навыков как основной цели обучения был перенесен на формирование общеучебных компетентностей учащихся. В связи с этим изменился и подход к оцениванию.
Традиционная методика оценивания дает ответ только на вопрос, знает или не знает учащийся ту или иную тему. Такой метод является малоинформативным, не фиксирует реальные достижения каждого отдельного ученика, а также не дает полноценной возможности для формирования у учащегося самостоятельности в оценивании. Чаще всего такая система оценивания имеет «травмирующий» характер, способствует  появлению учеников, которые опускают руки после первой же неудачи, теряют интерес к учению.
Согласно новой парадигме образовательных стандартов оценивание призвано стимулировать учение, а не тормозить его. Таким образом, на первый план выходит поиск такого подхода к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации процесса обучения, повышению учебной мотивации и самостоятельности учащихся. Перед учителем встает вопрос: как это делать?
Основным объектом оценки в условиях ФГОС выступают планируемые результаты: личностные (самоопределение, моральная ориентация, смыслообразование), метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные (система опорных знаний и система предметных действий).
Цель оценки – это оценивание как достигаемых результатов, так и процесса их формирования. Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают комплексный подход к оценке  и использование разнообразных методов и форм оценивания. Основной акцент делается на оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения программы.
Функции оценивания:
обучающая – эта функция оценки предполагает не столько регистрацию имеющихся знаний, уровня обученности учащихся, сколько прибавление, расширение фонда знаний;
воспитательная – формирование навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям;
ориентирующая – воздействие на умственную работу школьника с целью осознания им процесса этой работы и понимания им собственных знаний;
стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;
диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;
проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя; контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в сою работу;
формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования.
Новая система оценивания предполагает следующие исходные положения:
Частое оценивание, желательно на каждом уроке.
Выработка четких критериев оценивания каждой работы, исходя из планируемых результатов, соответствующих поставленным учебным целям урока.
Применение заранее известных педагогу и обучающимся критериев оценивания ученической работы, возможна совместная их выработка.
Исходя из ведущей роли каждого ученика в современном образовательном процессе, основной акцент в подборе методов и средств для оценивания образовательных достижений обучающихся делается на самооценку, как средство принятия решения учеником, способность составить самостоятельную программу обучения.
Для того чтобы оценивание было эффективным, следует использовать различные стратегии и соответствующие инструменты, которые создадут прочный фундамент для дальнейшего обучения, будут способствовать успешности учения в целом. Применяя ту или иную стратегию, нужно понимать, на что она нацелена, каких результатов мы хотим добиться, каким образом мы помогаем ученику задуматься о своих успехах и достижениях.
Одним из таких подходов к оцениванию является формативное (формирующее) оценивание, или оценивание для обучения. При таком подходе меняется роль учителя, учебный процесс строится на основе сотрудничества между его участникам. Оценка осуществляется непрерывно, оценивается сам процесс движения к качественному результату. Часть полномочий переходит к ученику, таким образом, трансформируясь в самоконтроль и самооценку. Формативное оценивание позволяет учителю отслеживать процесс продвижения каждого учащегося к целям их учения, помогает ему корректировать свою работу на раннем этапе,  а ученику почувствовать ответственность за свое обучение.
Особенности техник формативного оценивания заключаются в использовании аналитических инструментов и приемов для измерения уровня освоения, прогресса учащегося в процессе познания. Какие же техники и приемы оценивания существуют в новой системе образования?
Лист общеучебных достижений. Лист учебных достижений показывает развитие ученика (в течение урока, семестра, года и т.д.). Такая техника, во-первых, позволяет реализовать принцип позитивного оценивания, так как даже небольшой успех ученика не остается незамеченным. Во-вторых, такой мониторинг позволяет наблюдать развитие процесса учения каждого ученика и класса в целом. В листе учета указываются вопросы мониторинга, которые зависят от особенностей класса, целей и задач урока и т.д.
Учебные цели должны быть открыты и понятны для детей. Отметка, выставляемая за урок,- это средний балл полученных отметок. Для «сильных» учащихся мониторинг повышает ценность пятерки (отметка «5» ставится, если учащийся получает + за все критерии мониторинга), для «слабых» учащихся – это накопитель достижений, возможность получить заветную «4», пусть и в результате работы на  нескольких уроках.
Обратная связь. На любом этапе учебной работы учащемуся необходимо получать обратную связь, которая показывает, где он сейчас находится, что у него получается, какие затруднения возникают, как он может с ними справиться. В свою очередь учителю также держать обратную связь с учениками, анализировать свою работу, чтобы вовремя внести коррективы. Для обеспечения обратной связи существует несколько приемов.
«Трехминутное эссе». Учащимся предлагается ответить на один из предложенных вопросов:
1) Что, по вашему мнению, было наиболее важным из того, что вы узнали (выучили) сегодня?
2) Какой вопрос вам запомнился?
3) Что для вас было наиболее трудным, непонятным сегодня?
Учитель собирает ответы, анализирует их и в случае обнаружение проблемных моментов корректирует свою деятельность на следующем уроке.
«Письменная обратная связь». После проверки письменной работы учитель не выставляет отметку, а делает корректирующие записи, используя различные символы и цвета. Например, правильные ответы отмечаются галочкой зеленого цвета, в местах, где есть ошибки, делаются отметки красным цветом, а на полях пишутся рекомендации учителя по улучшению работы. Далее оговариваются конкретные сроки сдачи усовершенствованной работы. Однако, использовать эту технику можно только для промежуточных проверочных работ.
«Словесная оценка». Самый распространенный вид оценки. Учитель похвалил учащегося за хорошее выполнение упражнения и, таким образом, провел устную обратную связь,  соответственно, учащийся может понять, что данный материал или информацию он успешно освоил. Учитель указал учащемуся на ошибки в выполнении упражнения. Он не поставил за работу никакой отметки, но оценил ее. В результате учащийся может судить о том, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов.
«Светофор». У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, затем он просит учащихся ответить на вопросы:
К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли):
– Что вы поняли?
К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки:
– Что вам не понятно?
По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.
«Критериальное оценивание». Оценивание с использованием критериев позволяет сделать данный процесс прозрачным и понятным для всех участников образовательного процесса. Критерии способствуют объективации оценивания. Самый эффективный способ оценивания – это составление критериев оценивания совместно с детьми. Это не только мотивирует учащихся, но и способствует развитию понимания того, чему им нужно научиться, осознать свои сильные и слабые стороны. Совместная разработка критериев позволяет сформировать у учащихся позитивное отношение к оцениванию и повысить их ответственность за достижение результата. При разработке критериев оценки важно всегда помнить о целях и содержании урока.
При ответах учащихся постоянно акцентируется внимание на критериях. Это удобно и при выставлении отметок за выполнение задания, так как критерии были сформулированы четко, и ребятам было понятно, что от них требуется.
«Самооценивание». Процесс, в ходе которого учащиеся собирают информацию о своем учении, анализируют ее и делают выводы о своем прогрессе. Обязательное условие проведения самооценивания – наличие критериев оценивания работы, с которыми учащиеся должны быть ознакомлены в начале изучения темы и до начала выполнения работы. Одним из приемов является лист самооценки с вопросами, которые заставляют учащихся анализировать свою работу в течение урока, изучения темы. Это помогает им ответить на вопросы, «Что у меня получается?», «Над чем мне нужно поработать?» и «Что мне нужно делать в следующем?», «Как я могу преодолеть пробелы?». Еще один способ – это предложить учащимся в течение урока, после урока, после выполнения какого-нибудь задания оценить себя по предложенным утверждениям, например, поставить «плюсы» на полях в тетради. Для развития самооценки можно использовать следующие приемы: «Лесенка успеха», «Карточка сомнений» (+ «Я понял все», -  «Не совсем усвоил, сомневаюсь»; ? «Не понял»), «Говорящие рисунки», «Дерево успехов».
Для эффективного самооценивания необходимо:
понимание учащимся, как оценивается его работа, деятельность;
развитие навыков критического мышления;
развитие объективизма;
концентрирование внимания учащихся на своих целях.
Поэтому важно для учителя постоянно напоминать ученику о целях и критериях оценивания работы, планировать время для самооценивания, предоставлять цели урока  и критерии оценки наглядно, для того чтобы учащиеся четко представляли к чему они стремятся.
Самооценивание позволяет учащимся осознавать цели учения, определять свои пробелы, заставляет их понимать, что успех или неудача зависят не от таланта, удачи или способности, а от практики, усилий и применения правильных стратегий.
«Взаимооценивание». Оценка работы одноклассниками – это полноценный обучающий прием оценивания. Взаимооценивание дает учащимся возможность закреплять пройденный материал посредством оценивания работ друг друга. Оценивая работы других учащихся, ребята отмечают их сильные и слабые стороны, таким образом, они анализируют и собственный прогресс. Техника «Две звезды и желание» применяется, например, при оценивании творческих работ, эссе и т.п. Проверяя работу своего одноклассника, учащемуся необходимо прокомментировать ее: определить два положительных момента и отметить их звездочкой (две звезды), и один момент, который требует доработки (желание). Каждый ученик получает свою работу с комментариями, для доработки «желаний» им предоставляется определенное время (например, 2-3 дня). Следующую проверку проводит учитель и выставляет отметку.
Важно помнить, что оценка должна быть проявлением чуткости и доброжелательности. Незнание - это не порок, а стимул к познанию, поэтому необходимо стимулировать ученика к познанию через похвалу, одобрение, поддержку, создание ситуации успеха. Новая система оценивания снимает тревожность детей, повышает учебную мотивацию, отслеживает динамику школьной успешности. Система контроля ставит важные социальные задачи: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Оценка и отметка в новой системе образования прежде всего фиксируют достижения ученика.
Хашкулов Беслан Заурбекович,
МКОУ «СОШ» с. п. Светловодское,
стаж работы учителем информатики – 1-й год
Я работаю в нашей школе учителем информатики всего 3 месяца и не имею большого опыта преподавания в данной области. Но за то короткое время работы учителем я успел узнать много нового и интересного в специфики работы преподавателя, работы с детьми. Мне нравиться учить детей информатики и видеть их довольные радостные лица после очередной решённой ими задачи. И могу сказать, что учитель - это благородная профессия, пусть временами она не цениться, но без неё нельзя.
На счёт технологии организации контроля и оценивания при обучении информатике по новым ФГОС в 5 классе я могу сказать следующее. Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:
1. Фиксировать цели оценочной деятельности:
2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.
3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.
В примерной основной образовательной программе (дополнение к ФГОС) предложена система оценки результатов. Её главное достоинство в том, что она реально переключает контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательных учреждений) со старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.
Жигатова Майя Мухарбиевна,
МКОУ «СОШ имени Машукова Х. М.» с. п. Батех,
стаж работы учителем информатики 15 лет
Технологии организации контроля и оценивания при обучении информатике по новым ФГОС в 5 классе
В последнее время в содержании образования произошли качественные изменения: акцент с предметных знаний умений и навыков как основной цели обучения был перенесен на формирование общеучебных компетентностей учащихся. В связи с этим изменился и подход к оцениванию.
Традиционная методика оценивания дает ответ только на вопрос, знает или не знает учащийся ту или иную тему. Такой метод является малоинформативным, не фиксирует реальные достижения каждого отдельного ученика, а также не дает полноценной возможности для формирования у учащегося самостоятельности в оценивании. Чаще всего такая система оценивания имеет «травмирующий» характер, способствует  появлению учеников, которые опускают руки после первой же неудачи, теряют интерес к учению.
Новая система оценивания предполагает следующие исходные положения:
Частое оценивание, желательно на каждом уроке.
Выработка четких критериев оценивания каждой работы, исходя из планируемых результатов, соответствующих поставленным учебным целям урока.
Применение заранее известных педагогу и обучающимся критериев оценивания ученической работы, возможна совместная их выработка.
Исходя из ведущей роли каждого ученика в современном образовательном процессе, основной акцент в подборе методов и средств для оценивания образовательных достижений обучающихся делается на самооценку, как средство принятия решения учеником, способность составить самостоятельную программу обучения.
Для того чтобы оценивание было эффективным, следует использовать различные стратегии и соответствующие инструменты, которые создадут прочный фундамент для дальнейшего обучения, будут способствовать успешности учения в целом. Применяя ту или иную стратегию, нужно понимать, на что она нацелена, каких результатов мы хотим добиться, каким образом мы помогаем ученику задуматься о своих успехах и достижениях.
Работая в 5-11 классах, я являюсь непосредственным участником инновационной деятельности по разработке, апробированию подходов и принципов построения основной школы, организационно-методического обеспечения и разработки оснований для критериального оценивания.
Новизна опыта заключается в том, что он представляет собой авторскую позицию в описании форм и способов организации оценивания результатов учебной деятельности по информатике в основной школе. Широкое применение личностно-ориентированного подхода в обучении демонстрирует ограниченность нормативной системы оценивания и закономерно ставит вопрос о создании новой системы, которая позволила бы ученику стать активной стороной не только процесса обучения, но и оценивания результатов своего обучения. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом, интегрированным в образовательную практику. При этом должны быть сформулированы следующие принципы оценивания:
Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты, соответствующие учебным целям.
Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования предусматривают комплексный подход к оценке и использование разнообразных методов и форм оценивания. Основной акцент делается на оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования по информатике.
Инструментом для отслеживания динамики указанных достижений учащихся является дневник планируемых результатов учащихся. Этот дневник имеется у каждого ученика по информатике. В нем прописаны метапредметные и предметные умения, которые формируются у обучаемых на уроках информатики. Предметные умения оцениваются по критериям и результаты записывают в этот дневник.
Система критериального оценивания включает в себя критерии выполнения основных видов оцениваемых работ: проектов, письменных работ, тематических проверочных работ, текущего контроля, заданий, выполняемых в рабочей тетради. Кроме того, критерии оценивания направлены на оценивание умений: предметных и метапредметных, исключая личностные. Они вносятся и затем отслеживаются в дневник планируемых результатов и всегда доступны учащимся и родителям. Оценивание производиться в баллах, которые затем переводятся в оценку.
Учебный материал по информатике 5 класса разделен на блоки, на изучение содержания которых отводится определенное количество часов, в зависимости от темы. В содержательном плане блок – это относительно законченный тематический фрагмент программы, а в организационном – это разнообразие форм учебной деятельности с различными образовательными пространствами: мастерская, индивидуальная консультация, самостоятельная работа, групповая работа над проектами. Кроме того, согласно ФГОС для каждого блока прописаны универсальные учебные действия, которые также отражены в дневнике планируемых результатов обучаемых.
В практике моей работы очень эффективным элементом для оценивания является оценочный лист учащегося. В начале каждого блока учащимся выдается оценочный лист, в котором прописана тема блока, сроки его прохождения, перечень формируемых умений, требования к данному блоку.
Основная цель оценочных листов – выделение основных умений, формируемых в конкретной теме, и способов проверки уровня их сформированности самими учениками. Помимо перечня умений, оценочные листы содержат результаты самооценки учащихся по каждому из них и их оценку учителем. Оценочный лист вклеивается в дневник планируемых результатов и, помимо всего остального, служит способом фиксации оценок по работам, оцениваемых в этом блоке. В зависимости от вида работы, до или после выполнения задания, учащиеся самостоятельно оценивают себя. После проверки учитель фиксирует свою оценку, таким образом, оценочный лист является дополнительным и более подробным источником информации о достижениях или проблемах учащегося.
Для учителя инструментом фиксации результатов оценивания является два журнала: обычный классный и рабочий журнал учителя. В рабочем журнале учитель фиксирует все баллы и оценки. При этом неудовлетворительные оценки ученик может исправить в течении семи дней с момента их оглашения учителем. В классный журнал учитель вносит результаты основных видов работ, в том числе отработанных и исправленных. Нельзя исправлять только результаты итоговых контрольных работ. Рабочий журнал учителя позволяет, таким образом, проследить динамику развития планируемых результатов обучения школьников по информатике.
Так разворачивается система критериального оценивания учащихся по ифориатике в нашей школе. Предметом контроля и оценки со стороны учащихся являются: собственное продвижение в учебном материале с фиксацией своих трудностей и возможных способов их преодоления; прогностическая оценка возможности действий; уровень изучения темы; личные достижения в изучении информатики.
Гонгапшева Марина Сафарбиевна,
МКОУ «СОШ №2 им. Г. А. Лигидова» с. п. Сармаково,
стаж работы учителем информатики 23 года
Организация контроля и оценивания на уроках информатики – сложная педагогическая задача, которую приходится решать учителю информатики. эта сложность вытекает из специфики учебного предмета, отличающей информатику от других учебных дисциплин.
Первая особенность связана с наличием двух форм занятий: теоретических занятий в режиме фронтального урока и практической работы на компьютерах. на практических занятиях учитель, осуществляя консультации, помощь в выполнении работы, взаимодействует с учащимися в индивидуальном режиме.
Вторая особенность – хроническая нехватка учебного времени, необходимого для успешного освоения программы. В связи с этим становится необходимым использование таких форм организации занятий, которые стимулируют учащихся к интенсивной работе на уроках и дома, обеспечивают регулярный и объективный контроль результатов обучения.
Одним из вариантов таков организации занятий в моей педагогической практике служит модульно-рейтинговая технология обучения, которую я применяю с тех пор, как в нашей школе в пилотном режиме реализуются ФГОС ООО.
Модульная информационная технология обучения и система рейтинга (модульная технология рейтинга – МТР) базируется на системных принципах. Для успешного ее функционирования необходима адекватная целям МТР модель учебной системы знаний, включающая модульные структуры знаний по отдельным разделам дисциплины, а также системные описания модулей, содержащие постановки целей каждого модуля, поддающиеся контролю. Подсистема контроля в МТР основана на объективном измерении знаний обучающихся. Систематическое измерение знаний принципиально отличает МТР от традиционной технологии, опирающейся на субъективное оценивание знаний. Измерение знаний в МТР производится по многобалльной шкале. Сумма баллов, заработанная обучающимся при измерении знаний, равна его индивидуальному рейтингу.
Важной процедурой МТР является распределение баллов по всем контрольным мероприятиям учебного курса. Общий принцип состоит в том, что число баллов пропорционально времени, отводимому на выполнение задания. Этот принцип исключает возможные споры по поводу сравнительной "важности" отдельных разделов дисциплины: на более "важные" (объемные) разделы в рабочей программе и отводится больше времени. Максимальную сумму баллов нужно распределить по всем видам отчетностей, включая текущий контроль по каждому модулю, рубежный контроль после группы модулей и итоговый контроль в конце курса. Затем баллы, отведенные на контроль, распределяются по отдельным заданиям, задачам, этапам и т.д. Часть баллов можно отвести на экспертную оценку и использовать экспертный балл (так называемый балл за прилежание), величина которого варьируется в пределах 5-10% от максимального. Экспертный балл учитывается только при выставлении оценки, но не влияет на индивидуальный рейтинг обучающегося.
Принцип рейтинга – центральный принцип МТР. Рейтинг обучающегося в любой момент времени равен сумме баллов, заработанной обучающимся к этому моменту за все прошедшие контрольные мероприятия.
Рейтинг обучающегося в любой момент времени можно перевести в обычную четырёхбалльную шкалу, установив пороги:
"5" - 75% от максимальной суммы баллы,
"4" - 60%,
"3" - 50%.
Эти пороги должны быть стабильными (не могут меняться в течение всего учебного года).
Шкала оценок за тестирование может немного отличаться от шкалы, используемой для выставления оценки за тему и за модуль. Рекомендуется шкала оценок за тесты с учетом количества вопросов в тесте:
Количество вопросов Оценка 5 Оценка 4 Оценка 3
30 20 16 12
25 18 15 11
20 14 12 10
15 12 10 8
Индивидуальный рейтинг складывается из трех составляющих:
баллов за домашние задания;
баллов за практические задания;
баллов за контрольные тесты.
Данная система не учитывает оценки за устные опросы по домашним заданиям, по новому материалу. Однако новые ФГОС ООО требуют развития личностных качеств обучающихся, включая такие учебно-коммуникативные умения. как умение слушать и слышать педагога, умение выступать перед аудиторией, умение вести полемику, участвовать в дискуссии. В связи с этим я рекомендую результаты опросов включать в общую систему рейтинга. При этом ученики должны заранее знать, исходя из какого максимального количества баллов будет оцениваться их ответ.
Такая система побалльной оценки работы обучающихся испытана мной в повседневной педагогической деятельности и доказала свою эффективность в достижении требований ФГОС.