Рабочая программа по профориентации Мои профессиональные предпочтения
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Оссорская средняя общеобразовательная школа»
«Утверждаю»
Зам. директора школы
____________________
«___»__________2015 г.
Рабочая программа
По профориентации
«МОИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ»
Для 9 класса
2015/2016 учебный год
Составлено педагогом-психологом:
Казагашева Ольга Олеговна
Рассмотрено и согласовано на заседании
_____________________________________
Протокол №____ от «___»_________2015г.
Руководитель_________________________
п. Оссора
2015 год
Пояснительная записка
Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда. Но, с изменением экономической, политической, социально-культурной ситуации в стране необходимо новое понимание его содержания. Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор образа жизни с помощью профессии. Профессия уже выступает как средство для достижения желаемого образа жизни. Все это приводит к трудностям в помощи педагогов, психологов, родителей, пытающихся оказать помощь старшеклассникам, которые находятся в состоянии неопределенности, либо сделать сомнительный и неосознанный профессиональный выбор, попадая под влияние средств массовой информации и общественных стереотипов.
Важным фактором усиления профориентационной работы в образовательном учреждении выступило введение нового федерального образовательного стандарта (ФГОС). Одним из критериев личностных результатов освоения основной образовательной программы, в рамках ФГОС, является осознанный выбор будущей профессии учащегося, возможность реализации собственных жизненных планов, а также, сформированное отношение к профессиональной деятельности, как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. Условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность: осознанного выбора обучающимися будущей профессии, дальнейшего успешного образования и профессиональной деятельности.
Структура программы.
Рабочая программа учебного курса «Мои профессиональные намерения» для 9 класса составлена на основе программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Г. В. Резапкиной (2009 года).
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений, навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные авторской программой учебного курса.
Курс рассчитан на 1 учебный год, 1 раз в неделю (34 часа).
За неимением рабочих тетрадей для учащихся, бланки для тестов распечатываются для каждого учащегося психологом. Весь диагностический материал по каждому учащемуся хранится у психолога в отдельной папке.
По окончанию курса каждый учащийся получает профессиональную карту, в которой указываются результаты диагностики и рекомендации психолога в выборе профессиональной направленности. ( Приложение 5)
Цели курса:
Актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся благодаря получению знаний о себе и о мире профессий.
Развитие способности к профессиональной адаптации в современных условиях.
Выявление основных способностей и личностных особенностей выпускников для последующего сознательного выбора профессии.
Задачи курса:
Выявить интересы, склонности и профессиональные предпочтения учащихся.
Познакомить обучающихся со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии;
Расширить знания о мире профессий и новых формах организации труда.
Соотнести свои способности, интересы, личностные особенности с предполагаемой профессией.
Применить диагностические методики для выявления области профессиональных интересов, склонностей и способностей.
Привлекать к деятельности в рамках программы всех участников педагогического процесса, в том числе и родителей учащихся.
Требования к уровню усвоения содержания программы.
Выпускник 9 класса, прослушавший курс “Мои профессиональные намерения” должен знать:
понятия: классификация профессий по целям труда, классификация профессий по условиям труда, классификация профессий по орудиям труда, тип профессии, профессия, должность, специальность, тип личности, образовательные учреждения государственного, негосударственного, коммерческого типа, собеседование, “коммуникативная компетенция”, “коммуникативные способности”, организаторские способности, вакансия, резюме, профессиональная карта, профессиограмма, психограмма, матрица профессий;
особенности профессионального самоопределения в современных условиях;
типы и особенности средних специальных и высших учебных заведений;
учебные заведения города, региона, страны, зарубежья;
ошибки в выборе профессии;
классификацию профессий по предмету труда, по условиям труда, по целям труда, по орудиям труда;
свои возможности, интересы, личностные особенности, важные для выбора той или иной профессии;
понятия: «темперамент», «характер», «канал восприятия», «память», «мышление», «внимание», «эмоции», «чувства», «ощущения»;
правила составления резюме;
правила самопрезентации;
правила самовоспитания.
Уметь:
планировать карьеру;
анализировать свои личностные особенности, интересы, возможности, сравнивать их с требованиями той или иной профессии к личности;
ориентироваться в сфере образовательных услуг;
отбирать информацию о вакансиях рабочих мест города, региона, страны, зарубежья;
составлять резюме в период поступления на работу;
формировать личный имидж для построения карьеры.
применять методы и приёмы самовоспитания, саморегуляции, самоадаптации, которые помогут им правильно найти своё место в жизни;
применять правила самопрезентации.
Ориентационный курс «Мои профессиональные намерения» включает в себя следующие этапы:
1. Информационный блок – беседы, в ходе которых учащиеся в доступной форме знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями по основам психологии.
2. Практический блок – занятия, в ходе которых ребята имеют возможность проверить на практике эффективность различных моделей поведения, отработать навыки принятия решения, бесконфликтного общения, осваивают приемы самовоспитания, саморегуляции.
3. Диагностический блок – тесты, анкеты, опросники, которые предполагают формирование у учащихся представления о самом себе, об особенностях своего темперамента, мышления, памяти, внимания; интересах, притязаниях и возможностях, ограничениях и их причинах.
Исходя из поставленных целей, были выбраны следующие диагностические методики:
«Диагностическая анкета» Г.В.Резапкина;
«ДДО» Климов (модификация Азбеля);
КОС «Коммуникативные и организаторские способности» В.В.Синявского и Б.А.Федорошина;
Тип нервной системы «Айзенка»;
«Карта интересов» А.Е.Голмштока (модификация Филимоновой);
«Тип личности» Голланд;
Анкета «Канал восприятия»;
Уровень агрессии Басса - Дарки;
Тест «20 Я»;
По результатам диагностических исследований составляется «Профессиональная карта учащегося», в которой фиксируются результаты исследований, и дается рекомендация по выбору профиля обучения или направлению дальнейшего образования. Карта выдается учащимся индивидуально.
4. Профконсультационный (заключительный) – он включает в себя обобщение результатов диагностических исследований и практической работы учащихся в различных профнаправлениях (реферат, презентация). По желанию учащихся и их родителей проводятся индивидуальные дополнительные консультации.
Таким образом, разностороннее исследование психологических особенностей учащихся, их профессиональных интересов способствуют расширению их знаний о себе, правильной оценки своих склонностей, способностей, что дает им возможность более объективно соотнести их с требованиями избираемого профиля или профессии. Индивидуальные результаты диагностических исследований и практических работ учащихся рекомендуется использовать с целью индивидуальной накопительной оценки «портфолио».
Содержание курса:
№ раздела
Название темы
Кол-во часов
Раздел 1.
Что я знаю о профессиях
В данном разделе учащиеся изучают классификацию профессий по различным признакам. Существует классификация профессий по предмету труда (с кем или чем работает человек): человек-техника, человек-природа, человек-человек, человек-творчество, человек-знак. Также существует классификация профессий по цели труда: гностическая цель труда, преобразовательная цель труда, изыскательная цель труда. Помимо этого, учащиеся изучают классификацию профессий по условиям труда: профессии с высокой моральной ответственностью, профессии в бытовом микроклимате, профессии в необычных условиях труда и на открытом воздухе; и классификацию профессий по орудиям труда: ручные, механизированные, автоматические и функциональные орудия труда.
В данном разделе рассматриваются понятия профессия, специальность, должность, сходства и различия понятий. Также, учащиеся изучают профессионально важные качества для каждого типа профессий. На изучение в данном разделе предложены понятие интересы, склонности и способности. Учащиеся рассматривают характеристики данных понятий (по содержанию, по широте, по глубине, по длительности), и различия между ними. В рамках темы профессия и здоровье изучают влияние различных типов профессий на личность, на физическое и психологическое здоровье, раскрывается понятия профпригодности.
Используемые диагностические методики:
1. ДДО Климова (модификация Азбеля);
2. Карта интересов Голомшток (модификация Филимоновой);
3. Тест «Тип личности» Голланд
4. Тест «20 Я»
Понятие профессий: топограф, логистик, статистик, аудитор, орнитолог, метролог, ихтиолог, менеджер маркетолог, импресарио, риэлтор, брокер.
9
Раздел 2.
Что я знаю о своих возможностях
Данный раздел посещен изучению своих личностных особенностей, характеристик и качеств, при помощи различных диагностических методик. При изучении тем раздела учащиеся рассматривают профессии, соответствующие их психологическим качествам.
На изучение предложены понятия темперамент и характер. В рамках данной темы рассматриваются типы и свойства темперамента, качества характера. В рамках темы чувства и эмоции разделяются понятия: ощущения, эмоции, чувства, рассматриваются положительные и отрицательные эмоции, истоки негативных эмоций и рекомендации по преодолению негативных эмоций. Также рассматривается понятие агрессия, её виды и уровень. Учащиеся определяют свой уровень агрессии, с помощью методики Басса - Дарки, и рассматривают рекомендации по преодолению агрессивности. В данном разделе учащиеся изучают познавательные процессы (внимание, мышление, память, воображение) их характеристики. Также ребята определяют уровень развития познавательных процессов у себя и изучают рекомендации по развитию данных процессов.
Используемые диагностические методики:
1. Тип нервной системы Айзенк;
2. «КОС»;
3. «Уровень агрессивности» Басса - Дарки;
4. Анкета «Канал восприятия»
8
Раздел 3.
Способности и профессиональ - ная пригодность
Данный раздел посещен изучению своих личностных способностей. Вводятся такие понятия как, способности общие и специальные, практические способности, способности к интеллектуальным видам деятельности, к социальным видам деятельности, к канцелярским видам деятельности, способность к предпринимательской деятельности, а также эстетические способности.
Также в данном разделе рассматривается понятие профессиональной пригодности, уровни профессиональной пригодности и ошибки в выборе профессии.
Понятие профессий:
Ландшафтный дизайнер, аквизитор, пресс-секретарь, таможенный декларант.
10
Раздел 4. Планирование профессиональной карьеры
В данном разделе учащиеся составляют личный профессиональный план, разрабатывают стратегии выбора профессии. Ребятам предложены такие темы для изучения, как мотивы и потребности в выборе профессий, современный рынок труда, умение составлять резюме, навыки самопрезентации при приме на работу и т.д.
7
Календарно - тематическое планирование
Тема урока
Кол
во
Дата
План
факт
Раздел 1. « Что я знаю о профессиях» (1 четверть)
1.
Вводный урок. Самооценка и уровень притязаний.
1
2.
Классификации профессий. Признаки профессии.
1
3.
Формула профессии.
1
4.
Определение профессионального типа личности
Профессия, специальность, должность.
1
5.
Интересы и склонности в выборе профессии.
1
6.
Определение профессионального типа личности.
1
7.
Профессионально важные качества.
1
8.
Профессия и здоровье.
1
9.
Обобщающий урок по теме: «Что я знаю о профессиях».
1
Раздел 2. «Что я знаю о своих возможностях» (2 четверть).
10.
Темперамент и профессия. Определение темперамента.
1
11.
Характер. Самовоспитание.
1
12.
Чувства и эмоции. Истоки негативных эмоций.
1
13.
Что такое стресс. Тест эмоций.
1
14.
Определения типа мышления.
1
15.
Внимание и память.
1
16.
Тип восприятия.
1
17.
Обобщающий урок по теме: «Что я знаю о своих возможностях»
1
Раздел 3. «Способности и профессиональная пригодность» (3 четверть).
18.
Способности общие и специальные. Практические способности.
1
19.
Способности к интеллектуальным видам деятельности.
1
20.
Способности к социальным видам деятельности.
1
21.
Способность к канцелярским видам деятельности.
1
22.
Способность к предпринимательской деятельности.
1
23.
Эстетические способности.
1
24.
Уровни профессиональной пригодности.
1
25.
Ошибки в выборе профессии.
1
26.
Виды и направления деятельности
1
27.
Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность».
1
Раздел 4. «Планирование профессиональной карьеры» (4 четверть).
28.
Мотивы и потребности
1
29.
Современный рынок труда.
1
30.
Навыки самопрезентации
1
31.
Стратегия выбора профессии.
1
32.
Подготовка к будущей карьере.
1
33.
Заключительный урок-конференция «Моя будущая профессия"
1
34.
Резервный урок
1
Всего:
34
Содержание учебного курса
Раздел 1. « Что я знаю о профессиях» (1 четверть)
Вводный урок. Самооценка и уровень притязаний.
Цели занятия: установление контакта с группой; информирование о целях занятий; формирование положительной мотивации.
План урока.
Организационный момент, приветствие.
Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессий. Понятие личного профессионального плана. Три составляющие профориентации.
Анкетирование (см. Приложение 1).
Тест «20 Я».
Понятие самооценки, знание о себе, оценка себя, умение управлять собой. Влияние самооценки на построение личного профессионального плана.
Приёмы повышения самооценки.
Работа с «Дневником профессионала»
Рефлексия.
Классификации профессий. Признаки профессии
Цели занятия: дать представление о многообразии мира профессий и его классификации по предмету труда.
План урока.
Организационный момент, приветствие.
Разнообразие профессий. Способы классификации профессий. Классификация профессий по предмету труда (заполнение таблицы).
Понятия профессий: топограф, логистик, статистик (работа в словаре профессий).
Упражнение «Соотнеси понятия».
Упражнение «Определи тип профессии».
Рефлексия
Формула профессий.
Цели занятия: дать представление о многообразии мира профессий и его классификации по условиям, орудиям и целям труда.
План урока.
Организационный момент, приветствие.
Разнообразие профессий. Цели труда. Средства труда. Условия труда. Формула профессии (заполнение таблиц).
Понятия профессий: аудитор, орнитолог, метролог (работа в словаре профессий).
Конкурс «Угадай профессию».
Составление формул профессий.
Методика «Формула профессии» (Пряжников Н. С.)
Проверочная работа
Рефлексия.
Определение типа будущей профессии. Профессия, специальность,
должность.
Цели занятия: дать представление о многообразии мира профессий и его классификации; определить степень информированности учащихся о мире профессий.
Организационный момент, приветствие.
Определение понятий: профессия, специальность, должность.
Практическое задание: определить профессию, специальность и должность их списка предложенных профессий (список профессий по Голланду).
Понятия профессий: ихтиолог, менеджер, маркетолог.
Диагностика ДДО (мод. Азбеля).
Работа с дневником профессионала.
Рефлексия.
Интересы и склонности в выборе профессии
Цель: ознакомление с понятиями «интересы» и «склонности», «»способности»; определение интересов и склонностей учащихся; определение способов управления интересами и склонностями.
Организационный момент, приветствие.
Определение понятий: индивидуальные интересы и склонности, профессиональные намерения.
Диагностика Карта интересов Голомшток (модификация Филимоновой).
Работа с «Дневником профессионала».
Рефлексия.
Определение профессионального типа личности.
Цель: определить профессиональный тип личности и соотнести с профессиональным выбором.
Организационный момент, приветствие.
Работа со списка профессий (по Голланду)
Соотнесение типов профессии с индивидуальными особенностями человека. Классификация Д. Голланда.
Выявление профессиональных предпочтений (классификация Д.Голланда «Профессиональный тип личности»).
Работа с дневником профессионала
Рефлексия
Профессионально важные качества.
Цель: актуализировать знания о профессионально важных качествах различных профессий.
1.Организационный момент, приветствие.
2. Понятие профессий: ихтиолог, топограф, гидролог.
3. Беседа о профессионально значимых качествах
4. Заполнение таблицы
5. Игра «Аукцион»
6. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?».
1.8. Профессия и здоровье.
Цель: ознакомление с понятиями «профессиональная пригодность», показать влияние различных типов профессий на здоровье.
Организационный момент.
Понятия: «неблагоприятные производственные факторы», профпригодность, типы профессий по медицинским противопоказаниям, работоспособность.
Работа с «Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда.
Рефлексия
Обобщающий урок по теме: «Что я знаю о профессиях».
Цель: обобщить знания по теме «Что я знаю о профессиях»
Организационный момент.
Классификации профессий. Профессионально важные качества. і Социально-психологический портрет современного профессионала. Характеристики будущей профессии и цели личного профессионального плана.
Деловая игра «Мои профессиональные маршруты».
Работа с Дневником профессионала
Контрольная работа №1 (Приложение 2)
Раздел 2. «Что я знаю о своих возможностях» (2четверть).
Темперамент и профессия. Определение темперамента.
Цели: определение свойств нервной системы и соотнесение их с будущей профессией.
Организационный момент.
Общее представление о нервной системе и ее свойствах (стабильность, экстравертированность). Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.
Диагностика «Тип нервной системы» Айзенк
Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Учёт свойств темперамента при выборе профессии.
Работа с «Дневником профессионала»
Сюжетно-ролевая игра «Проявление темперамента в профессиональных ситуациях».
Характер. Самовоспитание.
Цели занятия: знакомство с понятием «характер»; анализ способов формирования характера.
Организационный момент.
Упражнение «Азбука характера»
Понятие: качества характера, самовоспитание, приёмы самовоспитания.
Составление плана самовоспитания.
Учёт индивидуальных особенностей при выборе профессии.
Диагностика КОС
Работа с «Дневником профессионала»
Рефлексия.
Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.
Цели занятия: дать представление о богатстве эмоциональных проявлений человека, о разрушительной силе негативных эмоций и ответственности за них; ознакомить с некоторыми приемами саморегуляции.
Организационный момент. Приветствие.
Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных переживаний.
Упражнение «Азбука эмоций».
Упражнение «Маска».
Упражнение «Корона».
Упражнение «Три восьмёрки».
Приёмы повышения тонуса.
Рефлексия.
2.4. Что такое стресс.
Цели занятия: ознакомить с некоторыми приемами саморегуляции, развивать умение контролировать свои эмоциональные состояния.
Организационный момент. Приветствие.
Понятие агрессии, агрессивности, виды агрессии, последствия агрессивного поведения для личности и окружающих.
Диагностика Басса - Дарки.
Работа с «Дневником профессионала».
Приёмы саморегуляции.
2.5.Определения типа мышления.
Цель: анализ индивидуальных особенностей психических процессов и их роль в профессиональной деятельности.
Организационный момент. Приветствие.
Понятие мышления. Типы мышления. Способность к выявлению и установлению связей как условие эффективности профессионального труда. Основные типы. Соотношение трех основных форм кодирования информации: словесной, образной и чувственно-сенсорной. Индивидуальные различия в способах восприятия и понимания происходящего.
Упражнения на самодиагностику:
«сложные ассоциации»;
решение примера;
задачи на логическое мышление;
задачи на творческое мышление;
4. Рефлексия
2.6. Внимание и память.
Цели занятия: знакомство с понятиями «память» и «внимание»; определение особенностей памяти и внимания; рекомендации по развитию памяти и внимания.
Организационный момент. Приветствие.
Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, избирательность). Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания. Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Условия развития памяти.
Самодиагностика:
«Перепутанные линии»;
«Отыскание чисел»;
«Воспроизведение рядов цифр»;
Приёмы развития познавательных процессов.
Упражнение «Бег ассоциаций».
Упражнение «Домино».
Упражнение «Муха».
Упражнение «Хромая обезьяна».
Тип восприятия.
Цель: сформировать у учащихся понимания своего учебного стиля, способствовать осознанию индивидуального стиля деятельности.
Организационный момент. Приветствие.
Экспериментальное упражнение.
Понятия: канал восприятия, аудиал, визуал, кинестет, характеристика видов восприятия.
Анкета «Канал восприятия»
Работа с дневником профессионала
Рекомендации по формированию учебного стиля.
Рефлексия
Обобщающий урок по теме "Что я знаю о своих возможностях".
Цель: актуализация ранее изученного материала.
Организационный момент. Приветствие.
Индивидуальные особенности и возможности человека. Оценка способности к самоанализу и личный профессиональный план, понятие психограмма.
Составление психограммы, работа с «Дневником профессионала».
Проверочная работа «Психологический кроссворд» (приложение 3).
Раздел 3. Способности и профессиональная пригодность» (3 четверть).
Способности общие и специальные. Практические способности.
Цель: ознакомление с понятиями «способность», соотнесение своих способностей с профессиональным выбором.
Организационный момент. Приветствие.
Понятия: задатки и способности, классификация способностей, способности общие и специальные, практические способности.
Понятие профессий: аквизитор, пресс-секретарь, таможенный декларант.
Методика «Эврика».
Рефлексия
Способности к интеллектуальным видам деятельности.
Цель: ознакомление с понятиями способность к интеллектуальным видам деятельности, соотнесение своих способностей с профессиональным выбором.
Организационный момент. Приветствие.
Требования, предъявляемые к человеку, занимающемуся интеллектуальными видами деятельности. Мышление и интеллект. Развитие интеллектуальных способностей.
Диагностика Тест ШТУР (в модификации Г.В.Резапкиной).
Рефлексия.
Способности к профессиям социального типа.
Цель: ознакомление с понятиями способность к социальным видам деятельности, соотнесение своих способностей с профессиональным выбором.
Организационный момент. Приветствие.
Понятия: общение, перцептивная, коммуникативная, интерактивная сторона общения, эффекты восприятия, понятие вербальное и невербальное общение.
Профессии: мерчендайзер, метрдотель, промоутер, супервайзер
Упражнение «Корона».
Упражнение «Испорченный телефон».
Упражнение «Обратная связь».
Рефлексия.
3.4. Способности к офисным видам деятельности.
Цель: ознакомление с понятиями способность к офисным видам деятельности, соотнесение своих способностей с профессиональным выбором.
Организационный момент. Приветствие.
Понятия: офисные виды деятельности, кривая работоспособности, интеллектуальная ригидность и лабильность.
Тест «Интеллектуальная лабильность».
Развивающие игры:
Муха
Найди число.
«Таблицы Шульте»
Рефлексия.
3.5. Способность к предпринимательской деятельности.
Цель: ознакомление с понятиями способность к предпринимательским видам деятельности, соотнесение своих способностей с профессиональным выбором.
Организационный момент. Приветствие.
Специфика предпринимательской деятельности. Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Социально-профессиональная мобильность. Психология принятия решений.
Опросник «Акулы и дельфины».
Деловая игра «Мэрия».
3.6. Эстетические способности.
Цель: ознакомление с понятиями способность к предпринимательским видам деятельности, соотнесение своих способностей с профессиональным выбором.
Организационный момент. Приветствие.
Эстетические способности и профессиональная деятельность, творчество, креативные способности, правополушарное мышление, левополушарное мышление.
Понятие профессий: ландшафтный дизайнер, флорист, импресарио.
Развивающие задания (субтесты из теста креативности Дж.Гилфорда)
3.7. Уровни профессиональной пригодности.
Цели занятия: ознакомление с понятиями «способность» и «профессиональная пригодность»; обобщение полученных знаний о профессиях; соотнесение этих знаний со своими возможностями.
Организационный момент. Приветствие.
Беседа «Секреты успешной профессиональной деятельности»
Профессиональная пригодность. Уровни профессиональной пригодности. Психологические механизмы компенсации.
Деловая игра «Биржа труда».
Работа с «Дневником профессионала»
Рефлексия
3.8. Ошибки в выборе профессии.
Цели занятия: осознание привлекательных и непривлекательных сторон любой профессии, возможности ошибок и их последствий; знакомство с правилами грамотного выбора профессии.
Организационный момент. Приветствие.
Понятия: ошибки в выборе профессии, распространённые ошибки учащихся, последствия ошибок.
Игра «Оптимисты и скептики».
Анализ ситуаций.
Алгоритм выбора профессии.
Рефлексия.
Виды и направления деятельности
Цели занятия: познакомить с различными видами и направлениями профессиональной деятельности.
Организационный момент. Приветствие.
Понятия: виды профессиональной деятельности, направления профессиональной деятельности.
Практическое задание «Матрица профессий».
Рефлексия.
3.10. Обобщающий урок по теме "Способности и профессиональная пригодность".
Цели занятия: познакомить с различными видами и направлениями профессиональной деятельности.
Организационный момент. Приветствие.
Личный профессиональный план: варианты и пути коррекции.
Контрольная работа № 2 (Приложение 4).
Раздел. 4.Планирование профессиональной карьеры.
Мотивы и потребности.
Цель: осознание мотивов выбора профессии.
Организационный момент. Приветствие.
Понятие: мотивы и потребности выбора профессии, виды мотивации, иерархия потребностей А.Маслоу.
«За и против 3» Н. Пряжников.
Деловая игра «Мои ценности» (Н.Пряжникова).
Игра «Выбор профиля» (прогр.Я в мире профессий)
Рефлексия.
Современный рынок труда.
Цель: знакомство с учебными заведениями, с современными специальностями и профессиями
Организационный момент. Приветствие.
Рынок труда. Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Содержание и характер трудовых функций. Специфика современного рынка труда. Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение). Прогнозирование состояния рынков рабочей силы. Занятость населения. Безработица.
Список востребованных профессий
Работа со справочником для поступающих
Рефлексия
Навыки самопрезентации.
Цель: ознакомить учащихся с основами самопрезентации.
Организационный момент. Приветствие.
Понятия: презентация и самопрезентация, эффекты восприятия,
психологическое пространство личности, резюме, секреты успешной самопрезентации, деловой этикет, дресс-код.
Упражнение «Разговор в разных позах».
Упражнение «Скульптор».
Составление резюме.
Стратегия выбора профессии.
Цель: развитие умения планировать профессиональную карьеру.
Организационный момент. Приветствие.
Стратегия выбора профессии. Соответствие «Хочу» «могу» «надо» .
Составление профессионального плана.
Методика «Машина времени».
4.5. Подготовка к будущей карьере.
Цель: формирование способности определять профессиональные цели исходя из потребностей развивающегося общества.
Организационный момент. Приветствие.
Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности. Образ профессионального будущего. Профессиональные цели. Целеустремленность в преодолении жизненных сложностей при устройстве своей профессиональной судьбы. Программа и средства самовоспитания.
Сюжетно-ролевая игра «Профконсультация».
Методика «За и против 1, 2» (Н. Пряжников).
4.6. Обобщающий урок по теме "Планирование профессиональной карьеры".
Цель: анализ личного профессионального плана.
Организационный момент. Приветствие.
Личный профессиональный план как результат осмысления себя и своего опыта.
Игра «Я о тебе, ты обо мне»
Рефлексия
Заключительный урок-конференция "Моя будущая профессия".
Цель: обобщение и актуализация ранее изученного.
Защита проектов «Мой путь в профессию», «Моя будущая профессия».
Средства контроля.
В конце 1, 2, 3, 4 четверти предусмотрено выполнение учащимися контрольных работ, которые позволяют оценить знания, умения и навыки пройденного материала. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных работ и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся. Проверка теоретических представлений осуществляется в конце 1 и 3 четверти, с помощью тестовых заданий. (К.Р. №1 и № 2) См. приложение 2, 4. Для проверки практических навыков используются творческие работы в конце 2 и 4 четверти. Творческая работа во второй четверти предполагает составление личной психограммы. Творческая работа в конце года предполагает защиту докладов на тему: «Моя будущая профессия».
Приложение 1
Анкетирование
Ф.И.О.
Год рождения.
Интересы и увлечения.
Кем хочу быть.
Любимые учебные предметы.
Нелюбимые учебные предметы.
Какие предметы лучше усваиваются.
Какие предметы даются с трудом.
Общая успеваемость.
Куда хочу пойти учиться.
Назови 10 наиболее привлекательных для тебя профессий.
Приложение 2
Контрольная работа №1
1 вариант
2 вариант
1. Найди пару и соедини стрелками:
Тренер – Электромеханик
Пилот - Программист
Штурман - ГИД
Фотограф – Синоптик
Картограф – Логопед
Администратор - Ювелир
2. По какому признаку объединены профессии:
Топограф, бухгалтер, штурман, кассир
Строитель, механик, крановщик, электрик.
3. Подчеркни лишнее понятие. Объясни почему?
Генетик, биохимик, орнитолог, травматолог
Ветеринар, ихтиолог, вулканолог, топограф.
4.Определите формулу профессий.
1. Финансист
2. Логопед
3. Ландшафтный дизайнер
1. Паспортист
2. Судебный пристав
3. Метеоролог
5. Подберите профессию или несколько профессий под формулу:
Ч.;Гн.;М.;Ф.
З.;Гн.;Б.;А.
4) Назовите возможную специальность и возможную должность данных профессий:
1 вариант
профессия
специальность
должность
Врач
Педагог
Юрист
Художник
2 вариант
профессия
специальность
должность
психолог
механик
строитель
продавец
Приложение 3
Приложение 4
Контрольная работа №2
Цель: проверка знаний
Соедините стрелками понятие и определение профессии:
1 вариант
Статистик -
Осуществляет надзор за качеством продукции, проводит испытание и проверку впервые выпускаемой измерительной техники, даёт разрешение на её серийный выпуск.
Нотариус -
Обрабатывает и анализирует данные по различным направлениям, составляет справки на основе данных статистического учёта, ведёт отчётность.
Метролог -
Должностное лицо, которое удостоверяет сделки, оформляет наследственные права граждан, договоры, свидетельствует копии документов, юридических актов.
2 вариант
Логистик –
Импресарио –
Составляет планы мероприятий для проведения рекламных компаний.
Выявляет наиболее эффективные регионы сбыта товара, и времени его начала.
отслеживает перевозки (авто, авиа, море), планирует закупки, контролирует склады, ведёт переговоры с транспортными компаниями и готовит контракты.
Маркетолог -
организатор зрелищных мероприятий.
Агент какого- либо артиста, действующий в его интересах.
Заполни таблицу (приведи примеры профессий):
1 вариант
Вид деятельности
Сфера деятельности
Животные
Растения
Продукты
Исследо - вание
Защита
Образование
2 вариант
Вид деятельности
Сфера деятельности
1.
Человек
2 Информация
4. Техника
Управление
Обслуж- ние
Образование
Определите формулу профессий:
1 вариант 2 вариант
Статистик
Следователь
Нотариус
Штурман
Метролог
Электромеханик
Перечислите 5 ошибок в выборе профессий:
Приложение 5
Профессиональная карта учащегося.
Ф.И.О. _________________________________________
Год рождения: Класс:________
1. Анкета (заполняется со слов учащегося):
Классы
8
класс
9
класс
Параметры
1. Интересы и увлечения
2. Кем хочет быть
3. Любимые учебные предметы
4. Нелюбимые учебные предметы
5. Какие предметы лучше усваиваются
6. Какие предметы хуже усваиваются
7. Общая успеваемость
8. Какие профессии наиболее привлекательны?
Принадлежность к типу профессии:
(Большее количество баллов говорит о принадлежности к данному типу профессии)
Человек- человек
Человек-природа
Человек-техника
Человек-творчество
Человек-знак.
Сам человек
3. Интересы:
8 класс:
Очень интересно
Интересно
Не интересно
9 класс:
Очень интересно
Интересно
Не интересно
Профессиональный тип личности:____________________________________________
4. Черты характера:_________________________________________
Рекомендации родителей в выборе профессий и учебного заведения_______________________________________________
Куда хочет пойти учиться_________________________________________
Рекомендации психолога в выборе профессии:____________________
Педагог-психолог: Казагашева О.О.
Литература:
Байкова Л.А. , Гребенкина Л.К. Справочник заместителя директора школы М.- 2005 г.
Горбушина О. Психологический тренинг. Секреты поведения – СПб.: Питер, 2008. 175
Грецов А. Тренинг уверенного поведения для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2008. -192 с.
Грецов А. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2008. -208 с.
Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь, 2008. – 336 с.
Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. – СПб.: Речь, 2006. – 334 с.
Пряжников Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного определения. М.: Институт практической психологии, Воронеж: Модэк, 1997 год.
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение М.-Воронеж, 2007 год.
Резапкина Г.В. Программа профессионального самоопределения подростков, М., 2010год. Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов.
Резапкина Г.В. Программа профессионального самоопределения подростков, М., 2010 год. Рабочая тетрадь для учащегося.
Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений./Под.ред. С.Н.Чистяковой, Т.И.Шалавиной. М.: Просвещение, 2003.
Филимонова О. Как научиться выбирать профессию. Программа занятий для развития профессионального самоопределения учащихся 9-ых классов. Школьный психолог №20 2008 год.
15