План анализа воспитательной работы с классным коллективом
План анализа воспитательной работы с классным коллективом
1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательной работы в прошедшем учебном году:
Воспитательные задачи, поставленные в начале прошлого учебного года, являются целесообразными, так как они способствуют воспитанию всесторонне развитой личности.
Изучить и анализировать возрастные и психологические особенности детей класса.
Выявление лидера и организация самоуправления в классе.
Активизировать коллективно-творческую деятельность обучающихся и их родителей. Привлечение родителей к решению классных проблем.
Основная цель воспитательной работы – создание единого классного коллектива.
Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психологическим особенностям младших подростков. За прошедший год было проведено _ тематических классных часов по плану классного руководителя. Классные часы носили различную тематику и были направлены на развитие личности ребенка. Так, классным руководителем проводились занятия по гражданскому воспитанию «Мужество героев 1914г», «Правило поведения в школе для учеников», «Мои права и обязанности», «Дни семьи», «Школьный дом»; эстетическому воспитанию и этикету «Старый альбом», «Сквернословие и наша речь», «Красивое рядом»; экологическому воспитанию «Мир вокруг тебя»; Нравственно-эстетическому воспитанию «Моя малая Родина-Ангарск», «Дети войны», «Добрые поступки»; занятия направленные на формирование здорового образа жизни «Если хочешь быть здоров», «Польза закаливания», «Безопасность пищевых продуктов», занятия по трудовому воспитанию и проф. ориентации «Труд облагораживает человека», «Всякий труд в почёте».
Кроме того, классным руководителем проводились беседы по правилам дорожного движения и безопасности жизнедеятельности детей. Поставленные перед коллективом в прошлом учебном 2014-2015году задачи, я считаю выполненными
2. Анализ развития коллектива класса
Класс дружный, сплочённый. Друг к другу относятся с пониманием, уважением. Взаимоотношения между мальчиками хорошие. В классе сложились определённые традиции: фотографироваться на праздниках и прогулках, ходить в кафе, проводить вечера именинников, проводить встречи с бывшими выпускниками школы и Уроки Мужества с приглашением ветеранов.
К учителям относятся с уважением, на уроках дисциплину в основном не нарушают. Но некоторые учащиеся (Заполицын Р., Алексеев С.) нарушают дисциплину на уроках рисования, труда и физкультуры. В жизни коллектива негативных явлений не замечено. Правда, Старов Саша, Абаев Евгений, Чернышов Валера часто любят пропускать уроки. С ними регулярно проводили беседу педагог-психолог школы, социальный педагог Романенко О. В. и представители правоохранительных органов. Посещали их на дому, неоднократно приглашали родителей в школу.
Все учащиеся вовлекались в жизнедеятельность класса. Не было такого ученика, который оставался бы в стороне от классных дел. В начале учебного года проводили анкетирование: «Какие интересные дела ты предложил бы в план работы класса?» Затем проводили собрание, выбирали наиболее интересные дела и включали их в план работы. В конце каждой четверти анализировали участие учеников в деятельности класса и выясняем, что удалось провести, а что – нет.
Организаторами классных дел выступали сами учащиеся. Заводилами всех классных дел обычно были следующие учащиеся: Охлопков Александр, Морозов Владимир, Купрацевич Егор, Ткаченко Андрей.
Социально-психологический микроклимат в классе менялся на протяжении всего года. В начале года отмечались вспышки агрессии среди учащихся, непонимание, неприятие отдельных учеников класса, выделение аутсайдеров. Затем дети стали более терпимы друг к другу, начали помогать и общаться всем классом. К концу года в классе наладились дружеские отношения среди всех учеников.
Таким образом, на конец учебного года в классном коллективе не наблюдалось агрессии, неприязни и отторжения. Класс функционирует как единое целое. Отношения мальчиков ровные и доверительными. Считаю, что уровень сплочения классного коллектива за прошедший год значительно повысился. Каждый ученик в классе имеет коллективное поручение, с которым успешно справляется. Работает актив класса, который вовлекает во внеклассную и внеурочную деятельность весь коллектив. Делу сплочения коллектива способствовали проведение различных мероприятий, беседы, игры, празднование дней рождения одноклассников.
В начале учебного года классный руководитель возглавляла работу, раздавала задания и поручения. Затем после адаптации и привыкания к новым условиям обучения дети стали сами координировать свои действия: дежурство по школе и столовой, репетиции мероприятий, уборка школьной территории и т.д.
3. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы
Учащиеся класса активно контактируют с окружающим их социумом: учащимися школы, учителями. У детей сформированы ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям. Произошло изменение круга наиболее значимых людей, т.е. референтного окружения учащихся класса. Родители продолжают занимать важное место в их жизни, однако общение с одноклассниками и ровесниками становится всё более значимым и важным для принятия решений. Классное сообщество играет большую роль в социальном развитии школьников, на формирование их личностных качеств, творческих, интеллектуальных, физических, организаторских и других способностей и дарований.
Учащиеся класса активно участвовали в работе школьных кружков – театральное объединение - Купрацевич Егор, Зубков Алексей; секций, клубов, творческих объединений, кружок ДЮП «Мужество», тренажерный зал; спортивные секции – Охлопков Александр, Морозов Владимир.5 класс всегда принимал самое активное участие в общешкольных мероприятиях, муниципальных и областных конкурсах. Основные мотивы участия: проверить свои силы и возможности, постоять за честь класса и школы, пополнить Портфолио новыми наградами.
4. Анализ работы органов самоуправления
В нашем классе действует ученическое самоуправление. Его деятельность направлена на приобщение учащихся к участию в решении вопросов организации жизни коллектива класса, достижение учащимися соответствующего образовательного и культурного уровня; воспитание гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе.
Деятельность органов самоуправления охватывает все сферы урочной и внеурочной деятельности и жизни учащихся: поддержание порядка и дисциплины в классе, организация учебного процесса; организация внеклассной и внешкольной деятельности учащихся - работа спортивных секций, клубов по интересам, разного рода кружков, экскурсий, вечеров, походов, выездов, отдыха и развлечений.
Ежегодно в сентябре мы выбираем актив класса. В этом учебном году в актив класса вошли следующие ученики: командир класса – Морозов В., заместитель командира – Абаев Е., учком – Ткаченко А., физорг – Старов С., ответственный за цветы – Купрацевич Егор.
Вначале учебного года был выбран президент школы – Охлопков А.
Направления деятельности ученического самоуправления в 5 классе
Наименование Решаемые задачи
Учеба Проведение предметных недель и олимпиад, интеллектуальных конкурсов, организация взаимопомощи в учёбе и т.д.
Культура Организация вечеров, праздников, экскурсий, встреч с интересными людьми.
Милосердие Помощь ветеранам войны и труда, престарелым, шефство над 1 классом.
Спорт Спортивные соревнования, «Дни здоровья», посещение спортзала.
Труд Трудовые десанты, участие в акциях «Сохраним богатство Приангарья от пожаров», «День Земли» и т.д.
Дисциплина Изучение устава и строгое его соблюдение
Пресс-центр Выпуск газеты, видеофильма, составление презентаций
Актив класса мы выбираем обычно на один год. В течение года многим ученикам даём временные поручения. Участие в органах самоуправления влияет на воспитание и развитие личности учащихся. Они учатся доводить начатое дело до конца, планировать работу, экономно использовать свободное время. В учащихся вырабатываются организаторские способности.
5. Анализ развития учащихся класса:
В 2014-15 учебном году значительно повысились познавательные интересы и творческие способности учащихся в интеллектуальной, художественной, спортивно-оздоровительной и других видах деятельности. Многие вовлечены в значимую для них деятельность
Был выявлен высокий уровень школьной адаптации, сформировано отношение к себе, как к школьнику, высокая учебная активность – Ткаченко А. Отношение к себе, как к школьнику практически сформировано – Чернышов В., Старов С.). Положительное отношение к школе, но школа больше привлекает внеучебными сторонами – Зубков А., Купрацевич Е., Абаев Е. Отношение к себе, как к школьнику не сформировано, низкая школьная мотивация – Заполицын Р., Охлопков А. Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация – Алексеев С.
Особенности работоспособности детей:
Параметры оценки Фамилии учеников %
Высокий темп и продуктивность, наличие целенаправленности деятельности Ткаченко, Охлопоков, Чернышов30%
Высокий темп, низкая продуктивность Старов, Купрацевич20%
Равномерный темп при сниженном качестве деятельности Зубков 10%
Замедленный темп, работоспособность продуктивна, целенаправленаАлексеев 10%
Замедленный темп, низкая продуктивность деятельности Морозов, Абаев 20%
Очень низкая работоспособность, низкая продуктивность из-за слабо развитой мелкой моторики, ручной умелости Заполицын10%
Если взять учебную деятельность в 4 классе, по итогам 2013-14 учебного года неуспевающих нет. Отличников – нет. Ударников –6.
Есть ученики, с которыми нужно заниматься индивидуально, у них низкий уровень знаний по многим предметам. Это Алексеев Слава, Заполицын Рома. К сожалению, многие ударники в 5 классе стали «троечниками»: Старов Саша (часто отвлекается на многих уроках), Абаев Женя (не всегда выполняет домашние задания, много пропусков).
В течение учебного года у большинства учащихся раскрывались скрытые способности, таланты. Свои организаторские способности показали Охлопков А. Спортивные способности раскрыли Охлопков А., Морозов В., Ткаченко А., Старов А. Увлекаются рисованием, делают прекрасные рисунки. Сценические способности раскрылись у Купрацевич Егора, Зубкова Алеши, Чернышова Валеры.
Состав класса в течение года не менялся. В 5 классе обучается 10 учащихся: из них 10 мальчиков.
К группе риска можно отнести Абаева Е., Старова А., Чернышова А. Они часто без уважительных причин пропускали учебные занятия, не оставались на классные часы, вечерами подолгу гуляли на улице, не выполняли домашнюю работу по многим предметам, любили спорить с учителями. С ними была проведена определённая работа как классным руководителем, так и психологом школы и социальным педагогом. Беседовали не раз с их родителями.
6. Анализ организации и эффективности воспитательного процесса в классе
В работе с классом основное внимание уделялось нравственному воспитанию: развитию самостоятельности, инициативы, ответственности и профилактике правонарушений. В основном все намеченные задачи, можно сказать, выполняются. Но, к сожалению, Абаев Е., Заполицын Р. часто нарушает школьные правила, пропускает иногда без уважительных причин занятия в школе, не всегда бывает подготовленным к урокам. Без причин пропускал занятия Старов С. С ним проведена индивидуальная беседа, после чего уроки стал пропускать реже.
Много внимания уделялось учебной работе. На классном собрании обсуждали вопросы серьёзного отношения к учёбе, своевременного выполнения домашнего задания, добросовестного отношения к урокам. После каждой четверти подводили итоги успеваемости.
Класс принимал активное участие в общественной жизни школы..В классе все охвачены поручениями с учетом их интересов, о проделанной работе рассказывают на классных собраниях, все это способствует развитию активности, инициативы и деловитости. Результат: чувствуется, что учащиеся меняются в лучшую сторону, стараются стать добрее, поведение их становится осознанным и сознательным.
Регулярно проводились родительские собрания. Но на эти собрания ходят одни и те же родители. Многих не волнуют школьные проблемы, интересы класса. Несмотря на то, что всем родителям отправляли пригласительные билеты, лишь некоторые приходили на собрание.
В воспитательном процессе были использованы различные формы работы. Внутри каждого вида деятельности отмечалось достаточное разнообразие дел, сочетание общих, групповых и индивидуальных форм.
Все эти формы работы соответствовали интересам, запросам и потребностям учащихся.
Чувствовалась удовлетворенность школьников проведенными воспитательными мероприятиями. С наибольшим удовольствием 5-классники участвовали в спортивных мероприятиях, вечерах именинников, на классных часах.
В 2014-2015 учебном году в классе были апробированы новые формы работы: проведение классных часов о профессиях; проведение классных часов самими учащимися; использование презентации и проектной деятельности при подготовке и проведении внеклассных мероприятии. Такие формы работы мы намереваемся использовать и в дальнейшем. Детям больше нравится то, что исходит от них самих.
В 2014-2015 учебном году было проведено много интересных мероприятий и коллективных творческих дел по плану. Они способствовали сплочению классного коллектива. Каждая неделя в школе проходила под определённым названием. Учащиеся вовлекались во все мероприятия.
В прошедшем году изменилась мотивационно - потребностная сфера школьников. Произошла смена мотивов обучения, проявилось желание участвовать не только в урочной, но и внеклассной и внеурочной деятельности.
В 2014-2015 учебном году произошла адаптация учащихся 5 класса к процессу обучения в средней школе. Главной задачей было обеспечение её естественного протекания и благополучных результатов. Переход из начальной школы в среднюю школу связан у пятиклассников с появлением новых учителей, разнообразием их требований, занятиями в разных кабинетах, необходимостью вступать в контакты со старшеклассниками.
По обеспечению нетравматического перехода учащихся начальной школы в 5 класс нами были организованы следующие мероприятия:
1. Родительские собрания по вопросам адаптации в среднем звене.
2. Наблюдение за учащимися 5 класса во время учебных и вне учебных занятий.3. Выделение «группы риска» среди учащихся 5 класса, составление программы реабилитации по каждому учащемуся в отдельности.
Пятиклассники были вовлечены в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников, спортивных соревнований. Наиболее удачными мероприятиями прошлого учебного года «День Учителя», «Смотр песни и строя», «Танцы со звездами», где все учащиеся класса приняли активное участие.
Дети участвовали также в спортивных мероприятиях, предметных неделях и предметных олимпиадах, за что многие получили почетные грамоты и благодарственные письма от администрации школы и учителей предметников (Ткаченко А. Охлопков А.).
За прошедший учебный год заслужили поощрение и были награждены почетными грамотами 8 человек. Следует отметить, что у учащихся класса ещё не сформировалась потребность заниматься самовоспитанием и саморазвитием. Ребята не в состоянии анализировать собственные поступки и формулировать их мотивацию. На критику со стороны относятся несколько агрессивно, заранее не принимая советы и замечания окружающих.
Считаем необходимым организовать работу в этом направлении. В социально-культурном развитии учащиеся претерпели изменения: повысился уровень воспитанности, культура общения в кругу одноклассников, и со взрослыми; правовая культура. Повысился уровень самостоятельности, появились зачатки умений влиять на социум. В итоге начинает развиваться культура жизненного самоопределения. В классе есть учащиеся из «группы риска» (Абаев Евгений, Морозов Владимир).
Это учащиеся, легко поддаются воздействию со стороны, склонны при определённых обстоятельствах нарушить моральные запреты и совершить плохие поступки. Классным руководителем велась работа с этими детьми, проводились беседы с учениками, их родителями. Установлен контроль над их деятельностью и кругом общения.
7. Анализ результативности индивидуальной воспитательной работы
В течение года велась работа с детьми (Ткаченко А., Алексеев С., Охлопков А., Чернышов В.). Готовили их к различным интеллектуальным конкурсам, вовлекали в подготовку и проведение предметных недель.
Велась работа и со слабоуспевающими учениками и с низкой школьной мотивацией (Старов С., Абаев Е., Заполицын Р.). К ним были прикреплены сильные учащиеся. Дополнительные занятия проводились по звеньям.
В 5 классе стоящие на учете - Абаев Е., Заполицын Р., (частые пропуски, нарушение режима, плохая успеваемость). Снят с учета – Морозов В., Старов С.
8. Анализ взаимодействия с педагогическим коллективом
Поддерживалась тесная связь с учителями-предметниками, с руководителями спортивных секций, творческих объединений. К учащимся старались предъявлять единые требования.
Классным руководителем была организована серия посещений уроков, с целью выяснения уровня адаптации пятиклассников к новым условиям обучения. Проводились беседы с учителями – предметниками по вопросам успеваемости, воспитанности, активности учащихся на уроках, выполнении учащимися устных и письменных домашних заданий.
Проводилось анкетирование учителей - предметников «Моё мнение как учителя о классе». Данные, собранные в результате опроса анализировались, на их основе планировался дальнейший процесс воспитания
9. Анализ педагогического взаимодействия с семьей
Воспитание происходит, прежде всего, в семье. Задача школы – поддерживать, сотрудничать и корректировать в случае необходимости становление личности.
Включение родителей в систему воспитательного процесса
Содержание деятельности Принимают эпизодическое участие Не участвуют Принимают активное постоянное участие
Выступают с инициативами по организации воспитательного процесса Родители Заполицын Р., Зубков А., Морозов В. Абаев Е. Родители Ткаченко А., Купрацевич Е., Алексеев С.
Проведённые родительские беседы и собрания по темам: «Школа и здоровье учащихся», «Роль семьи в формировании агрессивного поведения детей», «Психологические здоровья детей с ОВЗ», Круглый стол «Итоги года».
В Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами, поэтому стараемся активно вовлекать их в жизнь класса и школы. Часто привлекаем членов семей учащихся к подготовке и проведению классных и школьных мероприятий.
Сотрудничество класса и семьи осуществляется в формах:
· родительских собраний
· родительских консультаций
· общешкольного родительского комитета
· общешкольных коллективно - творческих дел
· индивидуальных встреч
. тематические беседы (по запросам)
. рекомендации (профилактика вредных привычек, формирование ЗОЖ, возрастные особенности и особенности личности ребенка с ОВЗ).
Активное участие в классных и школьных делах принимают следующие родители: Алексеева С. П., Купрацевич Т.А., Ткаченко В.Н.
Родительские собрания проходили один раз в четверть. Большинство родителей посетили все собрания, мама Морозова Вовы присутствовала на собрании только один раз. На собраниях помимо общепедагогических вопросов обсуждались частные: режим дня пятиклассника, успеваемость и посещаемость школьниками учебных занятий, причины пропусков уроков, школьное питание. Помимо родительских собраний проводилось заочное анкетирование родителей «Достаточно ли вы контактны с детьми», «Моё мнение как родителя о классе».
10. Выводы
При подведении итогов за 2014-2015 учебный год были выявлены следующие недостатки воспитательной работы:
1. Не полностью реализованы возможности в учебной деятельности;
2. Не сформировано понятие, что хорошо учиться – престижно;
3. Имеются случаи безнравственного поведения отдельных учащихся.
4. Не все родители принимали участие в классной и школьной жизни.
Задачи на следующий учебный год:
В новом учебном году необходимо улучшить работу с родителями, добиться стопроцентного посещения родителями родительских собраний. Необходимо посещать уроки, по тем дисциплинам, которые только появились в расписании: история, география, разнообразить формы работы с учителями – предметниками.
Вести строгий учёт пропусков учащимися учебных занятий. По каждому пропуску беседовать с родителями, искоренить пропуски уроков без уважительной причины.
Считаем необходимым продолжить реализацию целей и задач, поставленных перед коллективом учащихся в прошлом учебном году.
Продолжить работу по сплочению классного коллектива.
Развивать нравственную самооценку учащихся.
Воспитывать умение работать сообща, сотрудничать, учитывать интересы и желания других, анализировать своё поведение, поступки, находить способы выхода из конфликтных ситуаций