КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ, РИСОВАНИЮ И МУЗЫКЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ТРИ ЧУДА»













КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ, РИСОВАНИЮ И МУЗЫКЕ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«ТРИ ЧУДА»


(из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
по одноименной сказке А. С. Пушкина)




















Цели: познакомить учащихся со сказкой в музыке на примере симфонической
картины «Три чуда» из оперы Н. А. Римского- Корсакова
«Сказка о царе Салтане»;
учить детей передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.
развивать активное слуховое восприятие;
вызывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость
на классические, поэтические и музыкальные произведения.


Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Слушание музыки.
Наше занятие сегодня будет посвящено сказке.
- Вы любите сказки? (Ответы детей.)
Но наша сказка будет не простая, а музыкальная. Мы с вами уже не раз слушали музыкальные произведения-сказки. Давайте их вспомним.

(Звучит мелодия рондо Людмилы из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Дети называют произведение, жанр. Показ иллюстрации к балету П. И. Чайковского «Щелкунчик» - дети говорят, к какому произведению она относится, его жанр.)

Сегодня мы познакомимся с еще одной сказкой в музыке.
Но сначала я хочу вам рассказать о композиторе, создавшем это произведение.
Николай Андреевич Римский-Корсаков - замечательный русский композитор. Он жил 100 лет назад. С детских лет Николенька любил сказки, народные песни, музыку и... море. Его старший брат был морским офицером и в своих письмах часто рассказывал о морских походах и дальних странах. Мечты о море привели Николая в Петербург, в морской корпус. Одновременно с занятиями в морском корпусе продолжались занятия музыкой. Став морским офицером, Н. А. Римский-Корсаков совершил кругосветное путешествие на клипере «Алмаз», которое продолжалось три года. Впечатление от морского путешествия он решил передать в музыке, и любовь к музыке пересилила любовь к морю. Так Римский- Корсаков стал композитором. Но в своих музыкальных произведениях он часто изображал море - то спокойное и ласковое, то грозное и могучее.
Николая Андреевича часто называют великим сказочником в музыке, потому что он очень часто обращался в своем творчестве к сказке. Особенно любил Римский-Корсаков сказки Александра Сергеевича Пушкина. (По ходу рассказа учитель показывает портреты Римского-Корсакова и Пушкина.)




Композитор написал две оперы по пушкинским сказкам, это - «Сказка о царе Салтане» и «Золотой Петушок».
Итак, сказочная опера «Сказка о царе Салтане».
Вы знаете эту сказку? (Ответы детей.)
А вы знаете, о каких чудесах говорится в сказке? Вот слушайте...

(Зачитывается фрагмент сказки А. С. Пушкина, с. 43-44, А. С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне- Лебеди»,
М., «Детская литература», 1981 г.)

Н. А. Римский-Корсаков изобразил «Три чуда» красками симфонического оркестра.
Мы с вами сейчас послушаем эту симфоническую картину. Закройте глаза и попробуйте представить себе чудесных героев.
По ходу прослушивания задаются вопросы:
Кого рисует сейчас музыка? Почему вы так решили?
Какой музыкой изображается белочка?
Каким становится характер музыки, когда изображаются богатыри?
Как меняется музыка при изображении Царевны-Лебеди? (Ответы детей следуют на каждый вопрос. Если ответ не совсем правильный, воспитатель помогает правильно ответить на него наводящими вопросами.)
После окончания прослушивания проводится беседа: понравилась ли детям музыка и почему. Сумел ли композитор музыкой зримо передать сказочные образы?
Затем проводится дидактическая игра «Три чуда».

(Детям раздаются карточки с изображением орешка, богатырского шлема, короны Царевны-Лебеди. Звучат фрагменты симфонических картин, рисующих поочередно богатырей, белочку, Царевну- Лебедь, и дети поднимают соответствующие карточки.)

ПІ. Рисование.
Вы прослушали музыку, поиграли в игру. Я вижу, вам понравилась музыка, и каждый из вас по-своему представил и белочку, и богатырей, и Царевну-Лебедь. А сейчас я хочу вам показать, как представил эти чудеса художник Конашевич В., который проиллюстрировал эту замечательную сказку. (Рассматриваются иллюстрации к сказке.)
Вам понравились рисунки художника? (Ответы детей.)





Вам понравились и музыка, и рисунки. А теперь давайте попробуем передать свои музыкальные впечатления и впечатления от иллюстраций в рисунках. Во время вашей работы будет звучать музыкальная картина «Три чуда», которая будет напоминать о чудесах сказки.

(Во время рисования воспитатель оказывает
индивидуальную помощь в консультации.)

IV. Подведение итогов.
Сегодня мы с вами познакомились с музыкальной картиной Римского-Корсакова «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» и выразили свои впечатления и чувства в рисунках. Из ваших работ мы оформим выставку.

15