Матодическая разработка конспекта открытого занятия. Клубный день отдела изобразительного искусства. День мультипликации
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Москвы
Центр внешкольной работы «На Сумском»
Методическая разработка конспекта открытого занятьия.
Клубный день отдела изобразительного искусства.
«День мультипликации»
Автор:
Зотова Е.А.-
методист, педагог дополнительного образования;
Приглашённый гость:
Зотова М.К.-
художник-постановщик,
Лауреат международных театральных конкурсов.
Г.Москва 2011г.
Аннотация
Данный конспект демонстрирует одно из массовых мероприятий ЦВР «На Сумском» - Клубный день ИЗО отдела. Он направлен на объединение студий ИЗО отдела, педагогов и родителей студийцев, на активное участие воспитанников студий изобразительного искусства в мероприятиях центра через совместное творческое открытое занятие.
Продолжительность занятия 120 мин.
Возраст обучающихся 7-14 лет
Цели занятия:
1.Развитие творческих способностей на примере создания героя мультфильма.
2.Приобретение знаний о профессии художника - мультипликатора.
4.Объединение студий ИЗО отдела, родителей и педагогов.
6.Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.
Задачи:
1.Последовательное выполнение изображения героя мультфильма по образцу.
2.Совместная работа студийцев и их родителей, взаимопомощь в работе.
3.Изучение опыта работы художника - мультипликатора
4. Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству
5.Воспитание солидарности в коллективах и уважения к окружающим
6.Развитие графических и коммуникативных навыков.
7.Взаимодействие педагога с семьей
Методические пособия и необходимое оборудование:
1.Выставка работ студийцев с изображением тигра.
2.Доска с маркерами для изображения последовательности работы.
3. Столы для работы
4.Плотная бумага формата А-4, цветные и простые карандаши, фломастеры, ножницы.
5.Трафареты для выполнения изображения, проволока для скрепления деталей.
6.Несколько мячей для проведения физкультурной паузы.
План проведения занятия
1.Вступительная беседа 10мин.
2.Просмотр мультипликационного фильма ...25мин.
3.Встреча с художником – мультипликатором Зотовой М.К. .....15мин.
4.Физкультурная пауза...10мин
5.Выполнение практической работы45мин.
6.Выставка работ и подведение итогов15мин.
Содержание
1.Вступительная беседа
Все дети любят мультфильмы, а будущие художники особенно. Ведущий педагог проводит беседу о профессии художника, вовлекая студийцев в разговор – обсуждение. Рассказы детей дополняются педагогом и пришедшими родителями. Предлагается посмотреть результат труда художника-мультипликатора.
2. Просмотр мультипликационного фильма
В концертном зале Центра демонстрируется мультипликационный кукольный фильм «Остров капитанов».
3. Встреча с художником – мультипликатором
После просмотра мультипликационного фильма состоялась встреча с автором просмотренного мультфильма, художником – мультипликатором Зотовой Мариной Константиновной (подробнее о Зотовой М.К. в приложении №1). Общение строилось в виде конференции. Заинтересованные родители и дети задавали вопросы, касающиеся особенностей создания мультипликационных фильмов и работы художника – мультипликатора. Художник поделилась секретами мастерства и продемонстрировала игровых кукол показанного мультипликационного фильма.
Вопросы детей:
Почему у кукол из мультфильмов 4 пальца? Из чего сделаны руки кукол?
Ответ:
При движении куклы в фильме возникает иллюзия, что пальцев больше, чем есть на самом деле, поэтому 4 пальчика создают достаточную видимость кисти руки. Руки сделаны из металлической площадки с проволочными пальчиками и покрыты пластифицированным латексом.
Вопрос родителей:
Как воспроизводиться мимика кукол? Как двигаются глаза?
Ответ:
Кукол для фильма делается несколько, различные гримасы и выражения лиц это отдельные головы, которые меняются по необходимости. Глаза, как бусинки, имеют внутри маленькую дырочку, и направление взгляда меняется булавкой.
Вопрос детей:
Из чего сделаны волосы кукол? Как в мультфильме сделаны волны на море?
Ответ:
Волосы показанных кукол сделаны из ниток мулине, по необходимости они подкрашиваются. Море сделано из прозрачного пластика, а волны – это рассыпанная соль.
Вопрос детей:
Из чего сделан краб на дне моря в мультфильме и как он двигается?
Ответ художника:
Краб нарисован на бумаге акварелью, а движение создаётся методом перекладки, то есть его бумажные части перекладываются в каждом новом кадре.
4.Физкультурная пауза
Участники клубного дня приглашаются в просторную аудиторию для проведения подвижной игры. Эта игра хороша для знакомства и направлена на снятие напряжения после просмотра фильма.(Приложение № 2).
5. Выполнение практической работы
К выполнению практической работы приглашены все участники клубного дня: воспитанники студий изобразительного искусства, их родители и сопровождающие. Зал для проведения клубного дня оформлен детскими работами, выполненными на предыдущих занятиях, с изображением тигров. Каждый участник создаёт по образцу подобие мултипликационного героя, в данном случае выбран героем тигр, как символ будущего года. Педагоги студий изобразительного искусства объяснили порядок выполнения работы.(Приложение № 3 ).
6. Выставка работ и подведение итогов
В завершение праздника проходит обсуждение сделанных работ и фиксация результатов в виде живого вернисажа и фотосессии (Приложение№4).
Приложение №1.
Зотова Марина Константиновна -
сценограф, живописец, график, художник-постановщик мульттелефильмов.
Родилась 24 июля 1949 года в Москве. Закончила в 1970 году театральное отделение Московского Академического Художественного Училища памяти 1905 года. Училась у Т.Сельвинской и Т.Серебряковой. Четыре года вела в Центральном Доме Художников клуб молодых художников секции МОСХ "Театр-Кино-Телевидение", с показом фильмов, встречами со зрителями, концертами актёров и композиторов, с постоянными выставками в ЦДХ. Марина Зотова - Член Союза Художников и член Международного Художественного Фонда.
Марина Зотова работала художником-постановщиком на мульттелестудии т/о "Экран" (удостоена грамоты киностудии "Экран").
Авторские фильмы Зотовой Марины: "Жил-был Савушкин"; "Космические пришельцы" Стругацкие; "Как старик корову продавал", "Жадный богач" С.Михалков; "Ученик волшебника", "Остров капитанов", "Волшебные колокольчики" Софья Прокофьева; "Лапочка"; серия познавательных фильмов "КОАПП": "О чём рассказала медуза" Константиновский, Марголина; "Чёрный заяц", "Когда я был маленьким", "Дом для барсука", "SOS КОАППу"; серия фильмов "Забияка": "Узелок на память", "Бояка мухи не обидит"; "Пропала совесть" Салтыков-Щедрин.
М.К.Зотова художник-постановщик целого ряда спектаклей в театрах Кустаная, Кемерова, Иванова, Ставрополя и Москвы. Автор дизайна костюмов в спектакле "Женихи" московского театра оперетты и в балете «Дон Кихот» московского театра классической хореографии «La classic».
Марина Зотова иллюстрирует и оформляет книги для издательства «Малыш»: «Отпуск Крокодила Гены»; «Крокодил Гена и грабители» Э.Успенского.
Марина её работы не раз выставлялись в зале "Варшавка" (Москва),
в Московской Городской Думе.
Работы к балету по сказке Гофмана "Щелкунчик" на музыку П.И.Чайковского приобретены в музей П.И.Чайковского (г.Клин).
Станковые работы (живопись, графика) находятся в частных коллекциях Москвы, Кемерово, Кустаная, С.Петербурга и др. городов России, а также Канады, Японии, Испании, США и др. стран. С выставки, посвящённой трехсотлетию основания Санкт-Петербурга, одна картина Зотовой М.К. направлена в Библиотеку Президента Российской Федерации.
Эскизы кукол находятся в Музее Кино (Москва).
Информацию о художнике можно найти в книжных изданиях:
С.Заграевский. "Единый художественный рейтинг". Справочник.- Выпуск 4, М., 2001г., с.173.
Н.Мещанинова. "Такая разная Марина",- газета "Наш Изограф", март 2002 года, №3.
Приложение№2
Физкультурная пауза
Подвижная игра «Передай имя»
Эта игра хороша для знакомства, она отлично подойдет для клубного дня. Играть можно составив большой круг из участников занятия или даже несколько кругов. Все становятся в круг. Ведущий начинает игру, называя свое имя, потом передает мяч соседу справа или слева. Мяч передаётся в одном направлении, пока каждый стоящий в круге не назовет свое имя, и мяч не вернется к ведущему. Ведущий называет имя и осторожно бросает мяч названному участнику, тот ловит мяч и бросает его другому, и т.д. Когда вы запомните все имена в группе, добавьте еще один мяч. Потом добавьте третий мяч - для смеха. Если одновременно вашей в эту игру играют другие группы, остановитесь и попросите некоторых участников из разных групп поменяться местами и продолжать игру в новом составе. Через некоторое время разрешите всем участникам меняться местами по собственному желанию, чтобы каждый узнал имя каждого.
Приложение№3
Порядок выполнения работы
обрисовка по шаблону
фломастерами
намечаем детали рисунка
выполнение работы в цвете
цветными карандашами
вырезаем по контуру и
соединяем детали проволокой
Приложение №4
Выставка работ и подведение итогов
Рисунок 6