«Формирование внутренней мотивации педагога к самореализации в условиях реализации организационно- управленческой модели «Мотивация- стимул» на основе индивидуальной карты педагога».
Статья «Формирование внутренней мотивации педагога к самореализации в условиях реализации организационно- управленческой модели «Мотивация- стимул» на основе индивидуальной карты педагога».
Автор: Слесаренко Тамара Геннадьевна МБОУ СОШ № 143 г.КрасноярскВ начале XXI века образование в России сопровождается рядом сложных и противоречивых процессов, которые требуют постоянного развития и высокого уровня профессионализма педагогических кадров. В условиях старения учительского контингента и степени его «профессионального выгорания», можно говорить о снижении личностной активности, уровня внутренней мотивации к профессиональному саморазвитию и самоактуализации, и, как следствие, качестве образования детей.
Отсутствие в учреждениях целостной личностно-направленной системы мер для развития индивидуальной внутренней мотивации к самореализации отдельного педагога подчеркивает актуальность данной проблемы для педагогики и менеджмента в целом, поэтому необходимо говорить об особом подходе к созданию благоприятной комфортной психологической атмосферы и творческой мотивационной среды.
-1905075565Создание мотивационной среды осуществляется на основе разработанной организационно- управленческой модели, в основе которой заложены диагностические исследования, индивидуальное программирование и проектирование, реализационная фаза в соответствии с мотивационным профилем педагога.
Важное место в данной модели занимает индивидуальная карта мотивации педагога - основа индивидуального программирования для создания творческой мотивационной среды. Она сообщает общие сведения, обобщает данные проведенных диагностик на предмет психологической характеристики педагога: его ценностей, мотивационного профиля; карты коррекции внутренней мотивации с учетом мотивационного типа и соответствующих форм в основном нематериального стимулирования. На уровне индивидуального программирования, разработаны механизмы коррекции и развития мотивации для конкретного учителя.
Для эффективного развития и коррекции внутренней мотивации педагогов к самореализации в образовательном процессе необходимо создать и поддерживать психолого-педагогические (реализация программного подхода к развитию внутренней мотивации педагога на основе мотивационной карты) и организационно-управленческие условия (четкая фиксация результатов, открытость и объективность ситемы контроля и оценки, связь запроса организации с потребностями педагогов, создание творческой мотивационной среды, посредством профессиональное сопровождение и др).
Программирование и проектирование психолого-педагогических технологий формирования эмоциональной устойчивости педагога, создание комфортной психологической атмосферы и творческой мотивационной среды для конкретного субъекта образования помогает создать такие условия, в которых педагог не только профессионально растет, но и находит место для самовыражения и самореализации. Он активен и заинтересован в собственном росте, поскольку применяемые управленческие стимулы разработаны под его мотивационный профиль, корректируются в соответствии с индивидуальной программой коррекции мотивации и применяются в соответствии с разработанной системой механизмов (тренинги, тьюторское сопровождение, повышение квалификации и др.) для конкретного педагога, противодействуя его эмоциональному выгоранию.