Методическая разработка урока биологии тема СТАДИИ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА
Методическая разработка урока биологии
тема СТАДИИ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА
11 проф., дата проведения: 12.12.2015
Учитель биологии МОУ Ново-Харитоновская СОШ № 10 с УИОП Раменского района Московской области
Предметное содержание данной темы не является абсолютно новым, так как изучалось в курсе общей биологии в 9 классе. На данном уроке предполагается актуализировать имеющиеся опорные знаний и дополнить их, а также отработать способы работы с научной информацией.
Учебная цель урока: в результате изучения темы обучающиеся узнают основные стадии антропогенеза и связанные с ними события.
Деятельностная цель урока: формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Задачи:
- создать организационные и содержательные условия для успешного усвоения учащимися знаний основных стадий антропогенеза;
- организовать групповую работу учащихся таким образом, чтобы они смогли провести взаимопроверку, самооценку и контроль знаний;
- воспитывать коммуникативные навыки и познавательный интерес к предмету.
Тип урока: урок формирования предметных знаний, овладения предметными и метапредметными умениями.
Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Технологическая карта урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяПланируемые результаты обучения/развития
Приветствие. Инициация урока. Мотивация деятельности Организует ситуация постановки проблемы путем наводящих вопросов. Демонстрирует различные источники информации и формы её представления по теме урока Воспринимают информацию, рассматривают тексты, рисунки, схемы. Констатируют наличие разных источников, формы представления и различие предметного содержания в них. Оказываются в ситуации затруднений: какой источник избрать для изучения темы. Умеют адекватно использовать речь для формулировки своих мыслей, планирования деятельности.
Знают вводную информацию об этапах антропогенеза.
Самоопределение в учебной деятельности. Построение проекта деятельности. Предлагает детальнее изучить содержание и форму информации по теме урока, сравнить, отметить преимущества и недостатки, высказать своё мнение. Высказывают мнение, основанное на сравнении, объясняют причину предпочтения той или иной формы представления информации. Проектируют собственную учебную деятельность. Умеют формулировать собственное мнение; умеют устанавливать и сравнивать разные точки зрения;
Умеют выделять главную идею текста.
Организуют учебное сотрудничество с учителем.
Выполняют пробное учебное действие.
Индивидуальная работа по систематизации информации по намеченному плану Консультирует обучающихся, корректирует ошибки в ходе работы над предметным содержанием. Работают по индивидуальному проекту: создают продукт учебной работы – схему, таблицу, рисунок и т.д. Отбирают теоретический материал, иллюстрирующий этапы развития человека. Умеют выделять существенные признаки объекта, классифицировать объекты по существенным признакам;
воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи и находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.
Презентация результатов работы. Рефлексия учебной деятельности. Выступает в роли модератора Представляют свою работу у доски, поясняют причину выбора такой формы представления информации, поясняют как можно использовать созданную опорную схему для построения ответа. Знают основные этапы антропогенеза и признаки, по которым описывают эволюцию человека.
Умеют организовывать учебное сотрудничество с учителем; анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «Что я не знаю и не умею? Чему научился? и т.д.»).Приобрели опыт решения вопроса различными способами, опыт определенного вида деятельности.
Постановка домашнего задания Учитель предлагает после прочтения текста параграфа учебника применить свою схему в качестве опоры для построения устного ответа. Дополнительно творческое задание: создать глоссарий по теме или электронный атлас. Принимают учебную задачу Перечень используемыхЭОР№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 Рудименты человека Обучающая программа Иллюстрация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f2da5582-7c5a-4956-9638-e0ef0ef93ef4/%5BBIO9_08-45%5D_%5BIM_02%5D.swf2 Атавизмы человека Обучающая программа Иллюстрация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9ec51bbe-dec8-4562-9f37-341ec041ce92/%5BBIO9_08-45%5D_%5BIM_03%5D.swf3 Рогинский Яков Яковлевич (1895 - 1986), российский антрополог, один из крупнейших отечественных исследователей антропогенеза Обучающая программа Иллюстрация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c96abf2b-6c43-4e7d-aa44-8a96e49808b9/%5BBIO9_08-44%5D_%5BPF_02%5D.jpg4 Основные этапы антропогенеза Обучающая программа Иллюстрация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0b9e6097-1bdb-4824-8fbf-c5bcc5fb77bb/%5BBI9ZD_12-02%5D_%5BIL_01%5D.html5 Основные этапы антропогенеза Обучающая программа Информационный модуль http://fcior.edu.ru/card/14220/osnovnye-etapy-antropogeneza.html6 Общая характеристика австралопитеков Обучающая программа Текст http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/128cb254-a24e-479a-a4c1-f919e7f4e14a/Avstralopiteki.htm7 Австралопитек африканский Обучающая программа Текст http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/59a99173-5681-40a6-9a97-ac6e6185c61a/Plesiantrop.htm8 Человек из Ла Шапель-о-СенОбучающая программа Текст http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aaed812e-e478-4064-ab7e-a6f217306dff/Mujtchina_iz_La_Chapel-o-Sen.htm9 Палеоантропы (неандертальцы). Обучающая программа Текст http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0bfee5e0-b973-4ab3-b63a-a7dcde3fabcb/Paleoantropy.htm10 Орудия труда и охоты предков человека Обучающая программа Иллюстрация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/92da528d-e5b6-4cb1-95e7-88fce4d933e9/%5BBIO9_08-46%5D_%5BPD_03%5D.jpg11 Неоантропы Обучающая программа Текст http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/938f1ebc-4805-4ba8-b09a-93709d33cf1c/Neoantropy.htm12 Орудия труда и охоты кроманьонца Обучающая программа Иллюстрация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/19f8301c-5414-43f6-937f-d3df6c0a2638/%5BBIO9_08-47%5D_%5BPF_01%5D.jpg13 Мужчина со стоянки Сунгиря (под Владимиром) Обучающая программа Текст http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/031cdf50-5c84-4080-8272-5e8c702a2dbc/Mujtchina_iz_Sungirya.htm14 Этапы антропогенеза Обучающая программа Практический модуль http://fcior.edu.ru/card/8615/etapy-antropogeneza-dvizhushie-faktory-antropogeneza.html15 Этапы антропогенеза Обучающая программа Практический модуль http://fcior.edu.ru/card/3923/etapy-antropogeneza-dvizhushie-faktory-antropogeneza.html16 Обучающая программа Контрольный модуль http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d20b3893-3c63-4882-92c8-26c1b7a4c517/%5BBIO9_08-45%5D_%5BQS_04%5D.html17 Обучающая программа Контрольный модуль http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c64700ea-d508-4f29-bc1a-afcd3358b458/%5BBIO9_08-47%5D_%5BQS_03%5D.html18 Обучающая программа Контрольный модуль http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e6d81b2d-47f4-4e07-bf1d-3283327bf02a/%5BBIO9_08-46%5D_%5BQS_04%5D.html19 Обучающая программа Контрольный модуль http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ecdab3e5-231d-4aa5-a63f-ebb99d98e53b/%5BBIO9_08-47%5D_%5BQS_04%5D.html20 Обучающая программа Контрольный модуль http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3fbb6b6d-6960-4745-911a-83af0b503a03/%5BBIO9_08-45%5D_%5BQS_05%5D.htmlПриложение
Опорные конспекты, которые были созданы обучающимися по результатам работы