Конспект урока по технологии «Изготовление украшений из лент в стиле «канзаши».
Урок технологии в 9 классе на тему:
«Изготовление украшений из лент в стиле «канзаши».
Летунова Людмила Александровна учитель технологии
Дата: 14.04.2016 год
При подготовке к уроку в соответствии с требованиями ФГОС была проведена следующая работа:
осуществлено целепологание на основе отбора УУД;
осуществлен отбор содержания урока в соответствии с целью урока и его задачами;
подготовлена информационно-образовательная среда;
продумана организация всех этапов урока на основе совместной деятельности педагога и учеников.
Ключевые компетенции, которые формируются в ходе урока: учебно-познавательные, социально-трудовые, коммуникативные, личностного самосовершенствования.
УУД, которые формируются в ходе урока:
регулятивные: целеполагание, планирование, организация рабочего места, выполнение правил гигиены учебного труда.
познавательные: систематизация, практическая работа, усвоение информации с помощью компьютера.
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.личностные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Каждый этап урока построен по схеме: “задача – деятельность обучающихся по выполнению задачи – итог деятельности – контроль уровня выполнения”.
Данная разработка представляет собой методический материал для проведения урока по теме “Изготовление украшений для волос в технике “канзаши”. Может быть использованы учителем технологии при изучении раздела программы “Изготовление изделий из конструкционных и поделочных материалов в 9 классе общеобразовательной школы.
Разработка урока по данной теме вносит новизну в изучении раздела программы. Она содержит план-конспект урока и презентацию, позволяющую наглядно увидеть современные способы изготовления женских украшений других стран, а также познакомиться с историей возникновения этой оригинальной техники.
Актуальность разработки является в том, что данная тема позволяет разнообразить учебный процесс, освоить новые виды декоративно-прикладного искусства, развивать эстетический вкус учащихся, идти в ногу со временем.
На уроке применяются различные формы обучения: индивидуальная, фронтальная и групповая.
Основная цель данной разработки – развитие творческих способностей учащихся.
Задачи:
овладение навыками в изготовлении новых видов украшений
реализация творчества и фантазии учеников
воспитание ответственности и чувства коллективизма.
В разработке выделяются следующие этапы:
1. Сообщение темы, определение обучающимися цели и задач урока.
2. Работа над новым материалом, через практическую часть урока.
3. Работа в группах.
4. Рефлексия. Подведение итогов урока.
В ходе урока применяются межпредметные связи:
- математика (при построении квадрата и диагонали, нахождении середины треугольника)
- история (при изучении истории возникновения японских украшений)
- музыка (использование музыкального сопровождения)
3. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Раздел программы: Изготовление изделий из конструкционных и поделочных материалов
Тема урока: Изготовление украшений из лент в стиле “канзаши”.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Материальное обеспечение урока:
- раздаточный материал: ленты атласные шириной 5 см, бусины разных цветов
- инструменты и приспособления для выполнения работы:
- ножницы, линейка, клей “Момент”, свечка, пинцет.
- образцы поделок в технике “канзаши”
- инструкционные карты
- презентация “Канзаши”Межпредметные связи: Математика, изобразительное искусство, история.
Цель урока: ознакомление учащихся с новыми видами украшений для волос.
Задачи урока:
Обучающие:
формирование умений и навыков в изготовлении украшений в технике “канзаши”.
Развивающие:
развитие внимания, творческих способностей и эстетического вкуса, мелкой моторики и глазомера.
Воспитательные:
воспитание бережливого отношения к труду, толерантного отношения друг к другу.
Ход урока
I этап – мотивационно-целевой (смыслообразующий).
1. Организационная часть
Учитель:
- С добрым утром!А что это значит?Значит, день был по-доброму начат!Да и прожит по-доброму будет.Принесет всем удачу, успех!
Ведь если наш сегодняшний урок начнется с хорошего, бодрого настроения, то и весь день пройдет в позитивном настрое.
Готовность к уроку.
Учитель:
С древних времен люди стремились к прекрасному. Украшая свое жилище, одежду, домашнюю утварь, они вкладывали в создание простых предметов не только умения, но и свою душу, свои мечты и фантазии, радости и печали.
Еще живя в пещерах, древние женщины делали себе украшения из того, что было под рукой - дерева, семян, кожи, меха, украшали цветами.
Цветы – украшение нашей планеты. Их любят все. Без цветов не обходится ни одно торжество. Иногда говорят, что отсутствие цветов указывает на недостаток вкуса. Все большую популярность среди неугомонных мастериц приобретает создание украшений цумами - канзаши своими руками.
Техникой “канзаши” может овладеть каждый, потому что она не требует специальных навыков, как, например, вязание.
Изготовление украшений своими руками сейчас на пике популярности.
Культовое достоинство техники в том, что с её помощью довольно легко придумать и создать множество красивых и необычных украшений. В этой технике можно изготовить поздравительные открытки, декоративное панно, декорировать рамки для фотографий, украшать коробки.
“Канзаши” доступен всем потому, что шелковые ленты, клей, картон, бусины и стразы можно приобрести в магазине.
2. Изложение нового материала.
Учитель:
Тема нашего урока: “Изготовление украшений в стиле “канзаши”.
Рассказ учителя сопровождается показом презентации “канзаши”.
Эта оригинальная техника рукоделия пришла к нам из Страны Восходящего Солнца. Появлением шелкового оригами мы обязаны гейшам, которые в дополнение к изысканным кимоно, причудливому макияжу и расписным веерам стали создавать вычурные прически, украшенные цветами из ткани. Декорирование причесок стало одним из главных способов самовыражения.
История возникновения техники “канзаши”
В переводе с японского “канзаши” – шпилька. Именно шпилька для волос дала название новому оригинальному виду декоративно-прикладного искусства, которое живо и здравствует по сей день, приобретая все больше поклонников по всему миру.
Искусство цумами канзаши своими корнями восходит к 17 веку, ко второй половине периода Эдо, когда японки начали создавать сложные прически, щедро украшенные всевозможными шпильками и гребнями. Иногда в причёске японки было до 20 дорогих канзашек, что говорило о достатке и о хорошем вкусе.
Канзаши были важным элементом в причёске, одна “канзашка”могла стоить больше чем кимоно.
По прическе и украшениям в ней можно было судить о социальном статусе японки. Прическа рассказывала о том, к какому слою общества принадлежит ее обладательница, замужем японка или нет, имеет ли она детей и сколько.
Благодаря своей неповторимости возрожденное искусство цумами канзаши становится весьма популярным и среди модниц и рукодельниц из разных стран и континентов. Объясняется его возрастающая популярность еще и удивительным сочетанием незамысловатой техники и потрясающе роскошного результата.
Особенности техники “канзаши”
В основе цумами канзаши лежит оригами – традиционное японское искусство складывания поделок из бумаги. Вот только в данном случае складывают не бумагу, а квадратики из натурального шелка, которые превращаются в удивительные цветы и цветочные композиции.В основе техники – складывание прямоугольных кусочков ткани в форме продолговатых, округлых или острых лепестков.
Именно из таких лепестков составляются столь изысканные и разнообразные украшения, которыми удивляют японские мастерицы. Самое удивительное, что в основе всей этой красоты лежит один единственный прием – сворачивание (цумами).
Инструменты и приспособления для работы
Начинающей мастерице понадобятся лишь:
атласные ленточки разных размеров, оптимально 5 и 2.5, 1
линейка, карандаш разметки ровных квадратиков;
ножницы;
свечка;
пинцет;
клей "Супер-момент" ( в маленьком тюбике)
бусины и стразы.
Учитель демонстрирует ученикам материалы, инструменты и приспособления, необходимые для работы:
Технология изготовления элементов “канзаши”
Изготовить самостоятельно украшения в технике цумами канзаши не так трудно, как может показаться на первый взгляд. По сути, используются всего два основных способа складывания лепестков - острый и круглый. На их основе делается большинство хана-канзаши, которыми поражают мир японские мастера. Главное – подойти к этому занятию творчески, и тогда превосходный результат не заставит себя ждать.
Учитель объясняет и показывает технологию выполнения, используя инструкционные карты.
Демонстрация различных поделок в технике “канзаши”
Учитель:
В технике “канзаши” можно выполнить различные аксессуары: броши, ободки для волос, резинки, бусы, серьги.
II этап – операционно-деятельностный.
3. Закрепление нового материала
Группам предлагается найти слова, зашифрованные в филворде.
Филворд (Венгерский кроссворд) – такая разновидность кроссвордов, в которой все слова уже вписаны и их нужно только найти в мешанине букв. Слова могут ломаться в любом направлении (кроме диагонального) и не пересекаются. Каждая буква может быть использована только один раз или говоря по иному – только в одном слове.
Слова совершенно не пересекаются друг с другом, поэтому этот вид кроссвордов часто используют, когда надо составить тематическую головоломку обладая очень маленьким словарем.
Вопросы:
1. страна, в которой стали впервые изготовлять “канзаши” (Япония)
2. “........” - девичья краса (коса)
3. инструмент для изготовления элементов (ножницы)
4. аксессуар для скрепления волос (заколка)
5. предмет ухода за волосами (расчёска)
6. материал для изготовления “канзашек” (лента)
7. бывает канцелярский, обойный (клей)
4. Физкультминутка.
5. Вводный инструктаж
Учитель знакомит учащихся с инструкционными картами, соблюдением правил безопасности труда, организацией рабочего места.
Показ учителем способа выполнения острых лепестков и их сборки в цветок.
6. Практическая работа учащихся. Работа в группах.
Я предлагаю вам, на время проведения практической работы, представить себя в роли дизайнера аксессуаров.
Дизайнер аксессуаров — современная, высокодоходная профессия, активно набирающая обороты в России.
Сегодня коллекции аксессуаров играют существенную роль в жизни модного бренда одежды; они позволяют дизайнерам создать законченный и элегантный стиль.
Я хочу предложить вам выполнить задание:
- Изготовление заколки для волос в технике “канзаши”
- сделать причёску друг другу с применением выполненного аксессуара.
- придумать название причёски.
Обход рабочих мест учителем: проверка организации работы учащимися, соблюдения правил техники безопасности, помощь в изготовлении элементов слабым учащимся.
Требования к выполнению: аккуратность и качество изготовления, оригинальность и эстетический вкус.
III этап – оценочный.
7. Рефлексия
Учитель. Расскажите, какие элементы техники “Канзаши” вы использовали в своей работе.
Сейчас предлагаю объективно оценить себя. У каждой пары имеется оценочный лист с критериями оценивания.
Оценочный лист------------------------------- ученицы ------класс
Планируемые результаты Уровень достижений Баллы за выполнение задания
Предметные,max – 5 б Соблюдение правил техники безопасности
Владение инструментами для ручных работ
Аккуратность
Овладение технологией выполнения изделия
Использование различных способов декорирования изделия
Регулятивные,max – 4*2=8 б Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата
Определение наиболее рациональных способов выполнения изделия
Формулировать и удерживать учебную задачу
Умение работать с информацией предложенной в технологической карте
Познавательные,max – 3*2=6 б Знание законов композиции
Знание законов цветовой гармонии
Выбор наиболее эффективных способов решения задачи (оригинальность)
Коммуникативные,mах – 2 б Находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций
Итогоmax – 21б
Личностные результаты:
- испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов.
- уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
10-13 б – низкий уровень сформированности УУД ; оценка “3”
14-17 б – средний уровень сформированности УУД; оценка “4”
18-21 б – высокий уровень сформированности УУД; оценка “5”
После выступления учащихся, учитель, добавляя свои комментарии, ставит оценки за практическую работу.
Подводит итоги конкурса на лучшую работу, совместно с учениками.
VI. Подведение итогов занятия
Учитель. Позвольте спросить вас, что нового вы узнали сегодня на уроке?
Ответы учеников.
- Мы познакомились с новым видом декоративно - прикладного искусства - техникой “Канзаши”, с историей возникновения данной техники, с ее особенностями.
Учитель. Чему мы сегодня учились?
Ответы учеников.
- Мы осваивали технические условия и приёмы выполнения “канзаши”;
- Работали над изготовлением заколки для волос в технике “канзаши”, над созданием причёски друг другу с применением выполненного аксессуара и придумыванием названия прически.
Учитель. С какой целью мы учились изготавливать украшения для волос в данной технике и применять данные аксессуары в современной моде?
Ученик: Техникой “канзаши” может овладеть каждый, потому что она не требует специальных навыков, как, например, вязание.
Это дает наглядно увидеть современные способы изготовления женских украшений других стран, а также познакомиться с историей возникновения этой оригинальной техники.
Тема, несомненно, актуальна. Изготовление украшений своими руками сейчас на пике популярности. В этой технике можно изготовить поздравительные открытки, декоративное панно, декорировать рамки для фотографий, украшать коробки. “Канзаши” доступен всем потому, что шелковые ленты, клей, картон, бусины и стразы можно приобрести в магазине.
Учитель. Как вы думаете, удалось ли нам это? (Выслушиваю мнения учеников).
Мы не пришли к единому мнению. И это хорошо, что осталось больше ответов. Я хотела, чтобы вы задумались над этим и поискали ответы самостоятельно. Это и будет вашим творчеством, поскольку вы будете творить собственное мировоззрение.
VII. Домашнее задание
Учитель. Продумайте и создайте маленькую коллекцию аксессуаров из нескольких вещей центральным акцентом которого станет техника “канзаши”, предложенная мной сегодня.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во время урока учащиеся овладевают новыми приёмами при изготовлении
современных украшений, развивают свои творческие способности и эстетический вкус. Одновременно закрепляют знания по теме программы “Уход за волосами” в практической деятельности, выполняя причёски с использованием изготовленного аксессуара в виде заколки “канзаши”
Результат урока:
учащиеся должны выполнить новый вид украшения, совершенствовать свои навыки в изготовлении причёски, проявляя фантазию и выдумку, а также умение работать в паре.
Данная разработка может помочь педагогам в освоении новых изделий декоративно-прикладного искусства других стран и развивать интерес к рукоделию Японии.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Дейноров Э. История Японии, АСТ, М,2008
2. Царёва Г.И. Всё о Японии, Профит Стайл, 2008.
3. Япония от А до Я Энциклопедия, Директ Медиа, 2008.
4. Цветы из атласных лент admin rubrika, 2012.
5. Christina Stoppa Kurokami-Kanzashi, com.6. www madmuazelle.com
7. www Stranamasterov.ru