Статья классному руководителю Коллективно творческое дело в начальной школе.Сценарий к празднику


Коллективное творческое дело
Понятие «Коллективное Творческое Дело» было введено в обиход Игорем Петровичем Ивановым, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые.
Не всякое коллективное дело является КТД. Отличительные признаки КТД :· совместное создание (продумывание, проведение и анализ) дела,
· его социальный характер (для кого это нужно?),
· высокая мотивация создателей.
КТД - форма работы, которая направлена на:
· Развитие творческих способностей.
· Развитие интеллектуальных способностей.
· Реализацию коммуникационных потребностей.
·Обучение правилам и формам совместной работы.
Развитие школы, как воспитательной системы может осуществляться по разным направлениям. Одним из главных направлений, как показывает опыт, можно признать качественное преобразование системы воспитательной работы в школе.
Особое место в этом занимает системный подход. Именно этот подход позволил педагогическому коллективу школы создать школьную систему воспитательной работы, в основу которой была положена методика коллективных творческих дел, способная содействовать развитию каждой личности, создать необходимые условия для усиленного протекания воспитательного процесса. Системообразующей деятельностью становиться коллективная творческая деятельность, которая оформилась в систему общешкольных дел.
Главной структурной единицей ключевого дела является класс как первичный коллектив. Психологи утверждают, что самые естественными механизмами в воспитании детей являются эффект заражения и эффект подражания. Состояние ребенка, в одиночку переживающего свои эмоции, очень отличается от ситуации включенности его в переживания большой группы ребят.
Важное преимущество школьного творческого дела состоит в том, что оно позволяет классам увидеть себя в зеркале других классов, сравнить, сопоставить. Это очень важно для формирования общественного мнения, коллективной самооценки, роста группового и личного самосознания.
Существует три основных типа КТД:
· Представление.
· Малое творческое дело.
· Большое творческое дело.
Представление вообще не подразумевает выдачи участникам заданий. Участников представления правильнее называть зрителями.
МТД не требует предварительной подготовки от участников - все задания, которые дают им организаторы должны быть выполнимы непосредственно при проведении дела.
Таким образом, при МТД и Представлении дело будет являться КТД только для его организаторов.
БТД требует предварительной подготовки как от организаторов данного дела, так и от его участников. Организаторы дают задание участникам.
Алгоритм организации КТД
Определение педагогической цели КТД. У нас целью мероприятия было духовно-нравственное воспитание учащихся.
То есть, необходимо понять какие способности должно развивать это КТД, как должны измениться ребята и что они должны осознать в результате проведения (для педагога).
Что к лучшему измениться в этом мире (на этом сборе, в нашем дворе и так далее) после этого дела. Кому оно вообще нужно (для ребят)?
Цель отвечает на вопрос - чего необходимо достичь , на нашем мероприятии мы ставили следующие цели:
воспитать доброжелательное отношение к Женщине – Матери, воспитать чувство уважения, любви к родителям, старшим. Создать теплый нравственный климат между мамами и детьми, пробудить во взрослых и детях желание быть доброжелательными друг другу.
2. Организаторы намечают план работы при подготовке КТД
Какие дела будут проходить до дела
3. Определение содержания дела.
Если дело большое (состоящие из нескольких мероприятий), то его содержанием являются эти мероприятия.
Содержание отвечает на вопрос - что будет происходить, сценарий заключительного мероприятия .
4. Определение возраста и количества участников . У нас праздник проходил по параллелям 1-2 классы и 3-4 классы, чтобы ребята могли сравнить себя с детьми своего возраста.
5. Определение формы дела.
Форма определяет, как будет проходить это дело (праздник)
6. Решение организационных проблем
Какие необходимы материалы, в какие сроки будет проходить дело и т. д.
7. Проведение КТД.
8. Подведение итогов КТД.
Итоги подводятся организаторами КТД с целью накопления опыта.
Мне бы хотелось рассказать о большом КТД в начальной школе, которое прошло 27 ноября 2014-2015 учебного года и было посвящено Дню матери. Подготовка к этому КТД началась за месяц до его проведения. Ответственными педагогами были поставлены цели коллективно творческого дела и намечен план мероприятий, которые будут ему предшествовать, а также разработан конечный продукт КТД.
В начале месяца на общешкольной линейке классам начальной школы были даны задания и сроки их выполнения. Задания к подготовке данного КТД были следующие:
1неднля
1.Выставка классных рисунков по теме: «Я и моя мама», которые все ребята выполняли совместно со своими родителями. После этого, 4 лучших рисунка от класса были представлены на общешкольный конкурс. Дальше была организована школьная выставка работ «Я и моя мама».
2 неделя
2. Провести по классам конкурс стихотворений о маме. 2 лучших представили на общешкольный конкурс. Победители конкурса выступили на заключительном празднике.
3. Сделать приглашение для мам, на заключительный этап КТД праздник «Цветок для мамы»
3 неделя
4. Разучить песни из м/ф «Мамонтенок» и «Солнечный круг».
5.Разучить пословицы о маме.
6. Третьим и четвертым классам подготовить инсценировки «Помощница» и «Домашнее сочинение».
4 неделя
Проведение праздника «Цветок для мамы», куда были приглашены мамы учащихся начальной школы и приняли в нем участие.
Для проведения самого праздника, в качестве ведущих, были приглашены ученики 7 класса.
Таким образом, при подготовке этого большого коллективно-творческого дела были охвачены все учащиеся начальной школы. Победители конкурсов были награждены грамотами на общешкольном празднике.
Подводя итоги проведенного КТД можно сказать, что оно прошло на хорошем методическом уровне и понравился всем ребятам и их родителям. Среди учителей, итоги этого большого КТД обсуждались на кафедре учителей начальных классов.
После праздника у ребят прошли часы общения, где они делились своими впечатлениями.
Родители присутствующие на празднике, высказывали свои впечатления сразу после его проведения.