Рабочая программа факультативный курс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку: текстоведение»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №6
Рассмотрено
Утверждаю
на педагогическом совете
директор МОУ СОШ № 6
Протокол №
__________Д. В. Тимофеев
от ________________2014 г.
______________2014 г.
Рабочая программа
факультативный курс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку: текстоведение»
Класс: 8
2014 – 2015 уч.г.
Учитель русского языка и литературы:
Гордеева Александра Сергеевна
п.Железнодорожный
Пояснительная записка.
Программа факультатива составлена на основе: Примерной программы основного общего образования по русскому языку 5 - 9 класс (базовый уровень) и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном образовательном стандарте общего образования ( № 1089 от 05.03.2004г).; Авторской программы по русскому языку и М.Т..Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (М.Т..Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программа по русскому языку. - //Рабочие программы по русскому языку: 5-9 классы/Сост. О.В.Ельцова. – М.: ВАКО, 2011)
Факультатив «Подготовка к ОГЭ по русскому языку: текстоведение» предназначен для учащихся восьмых классов и является дополнением к основному курсу русского языка, к той его части, которая определяется как развитие речи.
Современные темпы развития всех сфер общества – производства, науки, культуры – требуют компетентных, конкурентоспособных специалистов, умеющих работать с людьми, вести конструктивный диалог, что предполагает владение умением видеть ситуацию во всём её реальном многообразии, в том числе учитывать позиции своих оппонентов, аргументированно доказывать свою точку зрения. А для этого необходимо уметь кратко, но ясно и точно, последовательно и логично излагать свои мысли. А тот поток информации, который буквально обрушивается на современного человека, требует умений разными способами обрабатывать эту информацию в соответствии с поставленной задачей.
Эти умения и навыки проверяются на итоговой аттестации: часть 1 экзаменационной работы состоит в написании сжатого изложения по прослушанному тексту; часть 3 представляет собой написание небольшого по объему сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.
Однако анализ результатов экзаменационных работ девятиклассников выявляет проблему недостаточной сформированности этих умений, необходимых для дальнейшего обучения и дальнейшего образования – как в области русского языка, так и в других областях. Судя по экзаменационным работам, неудачи у многих выпускников основной школы связаны с проблемой адекватности и глубины восприятия текста на слух. Девятиклассники не всегда представляют себе критерии выделения главной и второстепенной информации текста. Именно поэтому сокращения, которые они производят в исходном тексте, часто носят случайный, субъективный характер.
Необходимость введения курса обусловлена еще и тем периферийным положением, которое занимает работа по обучению сжатому изложению в школе. Причём если в 5 – 7 классах такая работа ещё ведётся, то в 8 – 9 классах она, как правило, сводится к минимуму. Между тем именно в этих классах освоение умения обрабатывать информацию, воспринятую на слух, становится насущной необходимостью, поскольку готовит детей к дальнейшей учебной деятельности.
Недостаточно времени уделяется и такому сложному виду работы, как сочинение - рассуждение. Особую трудность для девятиклассников при создании сочинения-рассуждения представляет аргументация их собственных умозаключений и выводов. Как правило, школьники не вполне ясно представляют себе, что такое аргумент и как он вводится в текст сочинения.
Все названные проблемы представляют собой разные аспекты одного явления – недостаточного уровня развития речи (в частности, письменной) выпускников основной школы.
Программа курса направлена на усиление практической направленности обучения русскому языку и соединение теории с практикой на основе многоплановой, системной и систематической работы с текстом. Многоплановая работа по переработке информации текста соответствует коммуникативно-деятельностному и практико-ориентированному подходам к современному обучению. Такая работа должна способствовать формированию самой значимой компетенции – коммуникативной.
Цель курса – развитие коммуникативной компетенции, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь, обрабатывать информацию и создавать собственные высказывания.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
1) закрепить и углубить знания о тексте, его признаках и строении;
2) научить адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном и прочитанном тексте;
2) научить способам сокращения текста (исключение, упрощение, обобщение);
4) развивать навыки письменно передавать обработанную информацию и создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста;
6) углубить знания о таком типе речи как рассуждение, его строении;
7) воспитывать культуру доказательного аргументированного рассуждения;
8) развивать умения аргументировать свои мысли и утверждения, используя прочитанный текст;
9) отрабатывать навыки самопроверки и самооценки;
Программа рассчитана на 34 часа в год, что составляет 1 час в неделю.
Краткое описание структуры и логики программы
Курс состоит из 4 разделов. Программа элективного курса строится с опорой на важнейшие принципы организации материала. Принципу системности соответствует подача материала в структурно организованном виде. Принцип преемственности проявляется в том, что теоретический материал постигается через опыт самостоятельного анализа текста. С целью предотвращения перегрузки учащихся используются тексты, которые характеризуются лаконичностью, доступностью, что соответствует принципу доступности.
1раздел. Текстоведение (целесообразно начать изучение курса с анализа текстов, определяя признаки текста, выделяя микротемы, абзацы, главную и второстепенную информацию).
2 раздел. Способы сокращения текста (девятиклассники учатся приемам сжатия текста (исключение, упрощение, обобщение) их уместному использованию и созданию сжатого изложения).
3 раздел. Особенности рассуждения (закрепляются знания о композиции рассуждения, развиваются умения грамотно аргументировать собственные умозаключения и выводы).
4 раздел. Редактирование (развиваются умения оценивать собственную работу, исправляя грамматические, логические, речевые ошибки).
Курс имеет практическую направленность. В практической работе по восприятию и самостоятельному построению текстов используются такие методы, как анализ текста, интерпретация текста, сопоставление, сравнение, эксперимент, моделирование (создание текста по определённым образцам и по заданным характеристикам).
На каждом занятии предполагаются развернутые ответы - рассуждения на поставленный вопрос (доказать, что перед вами текст; сравнить тексты; доказать принадлежность текста к определенному типу, стилю и т.п.)
К текстам предлагаются тестовые задания, особое внимание уделяется проверке знаний по лексике и синтаксису, так как именно эти задания вызвали наибольшие затруднения у девятиклассников.
Используются следующие виды деятельности:
исследовательская (выделение отрывков единого текста из псевдотекста, анализ текста, его композиции, анализ выразительных средств языка),
поисковая (самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование, отбор материала для сочинения),
творческая (освоение информации и ее передача путем создания вторичного текста, сочинение - рассуждение, спор с предполагаемым оппонентом).
Курс создает условия для развития общеучебных умений: информационных (нахождение, переработка и использование информации); интеллектуальных (умение строить рассуждения - доказательства разных видов, приводить убедительные аргументы и примеры); коммуникативных (точно, логично и образно выразить свои мысли в письменном высказывании, соблюдая нормы языка); организационных (владение средствами самоконтроля и самооценки своей деятельности).
Программа предусматривает использование различных видов индивидуальных и групповых заданий, что направлено на формирование навыков не только самостоятельной работы, но и работы в группе.
В результате изучения элективного курса учащиеся должны уметь:
- выполнять информационную обработку текста;
- выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное;
- отбирать лексические и грамматические средства, необходимые для связной и краткой передачи информации;
- правильно использовать различные языковые приёмы сжатия исходного текста (исключение, обобщение, упрощение);
- строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи;
- аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст;
- уметь пользоваться словарями, извлекать необходимую информацию;
- владеть навыками самопроверки и самоконтроля.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью тестов закрытого и открытого типов, письменных работ (сжатого изложения после изучения 2 раздела, сочинения - рассуждения после изучения 3 раздела), редактирования текста. После изучения всего курса проводится итоговая контрольная работа: сжатое изложение или сочинение-рассуждение (по усмотрению учителя, в зависимости от уровня подготовки класса)
Письменные работы оцениваются по критериям, предусмотренным для ГИА.
Ожидаемые результаты.
успешность проведения итоговой аттестации за курс основной школы;
повышение уровня коммуникативной компетенции восьмиклассников и девятиклассников;
осознанность выбора дальнейшего профилирующего направления собственной деятельности выпускниками основной школы.
Учебно-тематический план.
Раздел 1. Текстоведение.
Тема 1. Понятие о тексте. Признаки текста. (2 часа)
Аналитико-синтетические упражнения, групповая работа, взаимооценка. Тексты-первоисточники, развернутый ответ-рассуждение.
Тема 2. Микротема. Микротекст. Абзац. (2 часа)
Композиционно-содержательный анализ текста, эксперимент, выделение абзацев. Исправленный текст; текст, восстановленный по ключевым словам
Тема 3. Виды и средства связи предложений в тексте (2 часа)
Анализ текстов, игра, моделирование. Сочинение- миниатюра
Раздел 2. Способы сокращения текста.
Тема 4. Языковые приёмы сжатия исходного текста: исключение, упрощение, обобщение. (1 часа)
Лекция учителя, анализ примеров. Конспект лекции
Тема 5. Применение способов сжатия. (4 часа)
Уроки-практикумы, самостоятельная работа. Переработанный текст (черновик изложения).
Тема 6. Работа над изложением. (4 часа)
Самооценка, самопроверка, самостоятельная работа над ошибками. Сжатое изложение.
Раздел 3. Особенности сочинения-рассуждения.
Тема 7. Композиция рассуждения. Аргумент. Способы введения примеров-аргументов. (4 часов)
Анализ текста-рассуждения, поисковая работа. Составление схемы рассуждения, развернутый ответ на поставленный вопрос.
Тема 8. Роль знаков препинания на письме. (2 часа)
Составление таблицы, спор с предполагаемым оппонентом. Развернутый аргументированный ответ
Тема 9. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. (6 часов)
Работа над сочинением. Сочинение-рассуждение
Раздел 4. Редактирование.
Тема 10. Типы речевых и грамматических ошибок. Способы их устранения. (4 часа)
Анализ текстов изложений, взаимопроверка. Отредактированный текст.
Тема 11-12. Итоговая контрольная работа, её анализ ( 3 часа)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Тип
урока
Примечание
План
Факт
Текстоведение (6ч)
1
Понятие о тексте.
1
ИНМ
2
Признаки текста
1
ИНМ
3-4
Микротема. Микротекст. Абзац
2
КУ
5-6
Виды и средства связи предложений в тексте
2
КУ
Способы сокращения текста (9ч)
7
Языковые приёмы сжатия исходного текста: исключение, упрощение, обобщение
1
ИНМ
8-11
Применение способов сжатия
4
урок-практикум
12-15
Работа над изложением
4
урок-практикум
Особенности сочинения-рассуждения (12ч)
16
Композиция рассуждения
1
ИНМ
17-18
Аргументы
2
урок-практикум
19-20
Способы введения примеров-аргументов
2
КУ
21-22
Роль знаков препинания на письме.
2
ИНМ
23-27
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.
5
урок-практикум
Редактирование (4ч)
28-29
Типы речевых и грамматических ошибок
2
ИНМ
30-31
Способы устранения речевых и грамматических ошибок
2
КУ
32-33
Итоговая контрольная работа
2
КО
34
Анализ контрольной работы
1
урок коррекции знаний
ЛИТЕРАТУРА
УМК обучающегося
УМК учителя
Баронова М.М. Полный справочник для подгготовки и ГИА. Русский язык.М, «Астрель», 2013.
Е.В.Корчагина. Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА. Русский язык. Сжатое изложение, М., «Астрель», 2011
Е.С.Симакова Русский язык. 40 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки и ГИА, М. «Астрель»,2011
Т.И.Павлова Практика формирования лингвистических знаний в к – 8 классах. Сочинение – рассуждение. Ростов-на Дону «Легион», 2012
Е.В.Корчагина. Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА. Русский язык. Сжатое изложение, М., «Астрель», 2011
Ресурсы Интернет:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. ГИА - демоверсии и электронные версии пособий по подготовке к экзаменам
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - подготовка к ГИА - теория, методика и интерактивные задания.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - блог Крюковой Марины Анатольевны, великолепный исчерпывающий материал для подготовки к ГИА
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Материалы по подготовке к ГИА, в том числе шаблоны сочинения и изложения.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
·