Программа модуля по русскому языку Текстоведение (5 класс)


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей №10 города Советска Калининградской области
ПРИНЯТО
на заседании МО учителей
русского языка и литературы
протокол №1 от 28.08.2015г.
председатель МО
__________ Г.М. Нилова УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ лицея №10
____________ Г.Ф.Соколовский« 30 » августа 2015 г.
Календарно-тематическое планирование
модуля «Текстоведение»
5-В класс
34 часов
Составила: учитель Кудрявцева Т.А.
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Задача курса русского языка для 5 класса направлена на усвоение нового материала по разделам: «Текст», «Культура речи», на совершенствование речевых умений и навыков, на развитие творческих способностей пятиклассников, а также на повышение интереса к изучению родного языка и воспитание бережного отношения к нему.
Особенность по отношению к ФГОС ООО.
Программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Она детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом второго поколения для основной школы.
Концепция (основная идея программы).
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Содержание программы нацелено на то, чтобы учащиеся осознали родной язык как средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, как основной канал социализации и самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Обоснованность (актуальность, новизна, значимость).
Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенности его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
В какую образовательную область входит данный учебный предмет.
Предмет «Русский язык» в соответствии с ФГОС входит в предметную область «Филология».
Общие цели учебного предмета для ступени обучения (кратко).
Основная цель программы: учебный предмет «Русский язык» в 5 классе имеет познавательно – практическую направленность, т.е. даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.
Специальная цель: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Содержательные линии предмета:
В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных.
Программа содержит: отобранную в соответствии с задачами обучения систему речеведческих понятий, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка; сведения о пунктуации; перечень видов орфограмм и название пунктуационных правил. Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся 5 класса.
Содержание программы модуля «Текстоведение» по русскому языку для 5 класса.
О языке и речи. Родной язык. Язык и речь. Культура речи. Общенародный русский язык. Русский литературный язык. Разговорная и книжная речь. Речевой этикет. Лексическое богатство русского языка и культура речи.
Текст. Признаки текста. Тема и основная мысль текста. Строение текста. План текста. Типы речи. Повествование: рассказ.
Коммуникативные умения, являющиеся основой метапредметных результатов обучения.
По связной речи: Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста.
Составлять простой и сложный план. Подробно или сжато излагать тексты, содержащие повествование, описание предмета или животного. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Создавать устные и письменные высказывания.
Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме. Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
Методическое пособие для учителя:
1.Уроки русского языка в 5 классе/ Г.А. Богданова: Книга для учителя - М.: Просвещение, 2008.
2. Лингвистические сказки - Брянск: курсив, 2006.
Пособия для учащихся:
1.В.В.Леденева, Н.В. Халикова «Русский язык. Классы 5-7. Учебно-методическое пособие. 2-е издание» - М.: «Дрофа», 2005
2. Ушакова О.Д. Орфографический разбор слова: Словарик школьника.- СПб.: «Литера», 2007.
3. Шклярова Т.в. Словарь трудностей русского языка.-М.:ВАКО, 2009.
4. Фразеологический словарь для школьников/сост. Т.А. Химина.- СПб.: Литера, 2005.
5. Этимологический словарь для школьников - СПб.: Литера,2005.

дата №п/п 240665-612140Календарно-тематическое планирование модуля «Текстоведение»
34 часа в неделю
00Календарно-тематическое планирование модуля «Текстоведение»
34 часа в неделю
Тема Содержание Формы Основные понятия Формы контроля § Использование
ИКТ
1 Язык и речь Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения Повторение изученного. Работа с учебником Личностные: осознавать роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.Познавательные: овладеть приёмами работы с учебной книгой и словарём, с аудиоприложением к учебнику.
Коммуникативные: слушать и понимать других; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике; осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Пр.: расширять представления о русском языке, развивать эстетические вкусы Пересказ инд.зад. §2, упр.8 Стандартные текстовые редакторы
2 Признаки текста Работа с текстами Познавательные: Знать определение темы и основной мысли текста, написание изложения по данному плану
Коммуникативные. Работать в группах, парах, договариваться о совместной деятельности, слушать и слышать друг друга; строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию §14, упр.86 Текстовая информация
Таблицы
3 Культура речи Культура речи как раздел лингвистики.
Лексическое богатство русского языка и культура речи
Составление плана. Работа с текстом Личностные. Осознавать связь русского языка с культурой и историей России, находить языковые единицы с национально-культурным компонентом в изучаемых текстах. Познавательные. Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка. Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию §16, упр.94 Наглядное представле-ние информации
4 Вопросы языка Знать о языке как средстве общения, формах речи, роли языка в жизни общества.Различать формы речи, виды общения Повторение изученного. Выполнение упражнений Личностные. Осознавать связь русского языка с культурой и историей России, находить языковые единицы с национально-культурным компонентом в изучаемых текстах. Познавательные. Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка. Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию Инд.зад. §15,16, упр.98 Возможности программы Paint
5 РР Изложение
Не поискать ли Хомку? Знать определение темы и основной мысли текста, написание изложения по данному плану Составление плана. Работа с текстом П.: знать признаки текста, уметь создавать высказывания по заданному плану.
Регулятивные: осуществлять самопроверку письменных текстов.
Пр. (коммуникативная компетенция): излагать в письменной форме содержание прослушанного и прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в соответствии с коммуникативной установкой Инд.зад. §17, упр.101 6 РР Тема и основная мысль текста Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Структура текста Чтение текста. Определение микротем. Составление план Пр.: Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста; Инд. задания на повторе-ние правил
Возможности программы Paint
7 РР Сочинение по картине Васнецова В.М. «Витязь на распутье» упр.113 (стр.136) Подробное изложение. План.
Членение текста.
Типы речи текста. Пр.: Определять последовательность работы над сочинением в соответствии с планом.
Пр.: Уметь отразить в тексте главную и второстепенную информацию.
М/р.: осуществлять самопроверку стр.135 упр.115
(проект-ная задача) Программа Paint
8 РР Урок коррекции знаний по сочинению Совершенствование умений корректировать написанное Пр.: Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста стр.127, упр. 97(3) 9 Нормы русского литературного языка Формировать представление о языковых нормах как правилах использования в речи языковых средств Работа с учебником. Анализ предложений. Тренировочные упражнения Пр.: Определять последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом.
Пр.: Уметь выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею.
М/р.: осуществлять самопроверку Инд.зад. §16, упр.101, выучить стр.131, «говори-те пра-вильно» 10 Загадки слов Повторение основных понятий изученного раздела Работа с учебником. Интонационные упражнения Пр.: знать особенности образования гласных и согласных звуков, различия между ударными и безударными звуками, твердыми и мягкими согласными, звонкими и глухими согласными.
Знать алгоритм выполнения фонетического разбора.
М/р.: осуществлять самопроверку стр.132, вопросы, упр.108 Возможности Интернет-ресурса «Википедия» как многостраничного информационного справочника
11 О языке и речи.
Разговорная и книжная речь Формировать представление о речевой ситуации Повторение изученного. Работа с учебником, тренировочные упражнения Личностные. Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.
Познавательные. Иметь представление об основных разделах лингвистики, об уровнях системы современного русского языка, об основных единицах каждого уровня. Овладеть приёмами работы с учебной книгой и словарём, с аудиоприложением к учебнику.
Коммуникативные. Слушать и понимать других; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике; осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Пр.: Расширять представления о русском языке, развивать эстетические вкусы Инд.зад. §1, стр.143, упр.8 Составление плана изучения сказки для одноклассника в MS Word
Электронная почта
12 Строение текста Микротемы текста. Актуальное членение текста Работа с учебником Пр.: Делить текст на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть, концовка); озаглавливать текст.
М/к.: анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, последовательности изложения, точно и ясно выражать свою мысль и оценивать чужую.
М/п.: Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде простого плана §16, упр.128 Понятие алгоритм. Виды алгоритмов в сказках
Операции копирования
13 План текста Тема текста. Основная мысль Работа с учебником. Тренировочные упражнения Пр. (языковая компетенция):
выделять признаки текста, делить на смысловые части, определять тему и основную мысль каждой части, воспроизводить содержание текста по информации в «свёрнутом» виде, создавать тексты-описания в художественном стиле §17, упр.132 Возможности Интернет-ресурса «Википедия» как многостраничного информационного справочника
14 Речевой этикет Русский речевой этикет: этикетные ситуации приветствия, прощания, поздравления. Обращения в диалогах - побуждениях к действию Повторение изученного.
Тренировочные упражнения Пр.: Иметь представление об особенностях русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни при проведении этикетных диалогов приветствия, прощания, поздравления с использованием обращений;
М/к.: уместно использовать правила речевого поведения в собственной речевой практике Инд.зад. §18, упр.136, вопросы с.214 15 О языке и речи.
Разновидности русского языка.
Словарный диктант по упр.147 Функциональные разновидности языка: разговорный язык Работа с текстом. Выделение микротем. Составление плана. Пр. Различать образцы разговорной речи и языка художественной литературы.
Иметь общее представление о функциональных разновидностях русского языка, различать тексты разных функциональных стилей литературного языка.
М/к.: строить продуктивное речевое взаимодействие в группе, выражать мысли точно и ясно и оценивать чужие §1, стр.225, упр.3 Работа с интерактивной доской
16 Стили литературного языка (общее понятие) Функциональные стили; язык художественной литературы Повторение изученного.
Работа с таблицей. Тренировочные упражнения Пр. Различать образцы разговорной речи и языка художественной литературы.
Иметь общее представление о функциональных разновидностях русского языка, различать тексты разных функциональных стилей литературного языка.
М/к.: строить продуктивное речевое взаимодействие в группе, выражать мысли точно и ясно и оценивать чужие §2, инд.зада-ния17 Словари русского языка Словарная статья. Содержание словарной статьи. Пословицы, поговорки. Отрабатывать умение использовать родовые понятия для толкования понятий видовых Тренировочные упражнения М/п.: Пользоваться разными видами словарей, преобразовывать информацию из одной формы в другую
§12, инд.
задания 18 Типы речи
Функционально-смысловые типы речи: повествование (рассказ), описание (предмета, состояния), рассуждение, их основные особенностиРабота с учебником. Работа со словарем. Работа с рисунками Личностные: развитие интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям.
Познавательные: анализировать разные виды текстовой информации
Регулятивные: осуществлять самоконтроль и самооценку
Пр. (коммуникативная компетенция): осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст (писать подробное изложение заданного стиля и типа речи), продуцировать и редактировать собственный текст (писать сочинение по картине, на заданную тему§15, упр.108 (2) 19 РР Сочинение-описание Типологическая структура текста-рассуждения. Составление плана Работа с учебником. Работа со словарем. Тренировочные упражнения Пр.: Уметь выстраивать композиционную схему, определять смысловые части, работать с планом стр.279, упр.98 (п.), 99 (у.) Получение новой информации
Преобразование информации
20 Лексическое богатство русского языка и культура речи Лексическое богатство русского языка и культура речи
Нормативные словари современного русского языка (орфоэпический, толковый, орфографический), их роль в овладении нормами современного русского литературного языка Работа с учебником, с репродукцией. Составление плана. Письмо сочинения Л.: Осознавать важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного русского языка для формирования собственной речевой культуры.
М/п.: Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка
§16, упр.117 21 О языке и речи.
Диалогическая и монологическая речь Речь диалогическая и монологическая.
Виды монолога (повествование, описание, рассуждение).
Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос) Беседа по вопросам.
Тренировочные упражнения М/п: извлекать информацию из разных источников, анализировать, сравнивать, делать выводы. Иметь представление о ситуациях и условиях общения, коммуникативных целях говорящего.
Пр.: Иметь представление о различных видах монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога, о нормах речевого поведения в типичных ситуациях общения.
Пр.: Различать образцы диалогической и монологической речи.
М./к.: Работать в группах, задавать вопросы, оформлять свои мысли в устной и письменной форме Инд.зад. §1, упр.4 22 РР Повествование: рассказ.
стр.87, упр.110 Функционально-смысловые типы речи: повествование (рассказ), его основные особенности. Работа с учебником. Анализ слов. Тренировочные упражнения Пр.: Создавать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста
М/п.: разрабатывать алгоритмы учебных действий
М./к.: Работать в группах, задавать вопросы, оформлять свои мысли в устной и письменной форме Инд.зад. §18, упр.111 Интернет-ресурс
23 Формы обращения и речевой этикет Русский речевой этикет: этикетные ситуации приветствия, прощания, поздравления. Обращения в диалогах - побуждениях к действию Работа с учебником. Анализ текста. План рассуждения Пр. Иметь представление об особенностях русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни при проведении этикетных диалогов приветствия, прощания, поздравления с использованием обращений;
М/к.: уместно использовать правила речевого поведения в собственной речевой практике §19, упр.117 Интернет-ресурс
24 Речь устная и письменная Устная речь. Письменная речь. Работа с учебником. Анализ слов. Тренировочные упражнения Пр. Иметь представление об основных особенностях устной и письменной речи,
различать образцы устной и письменной речи.
М/п: пользоваться разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации
М./к.: Работать в группах, задавать вопросы, оформлять свои мысли в устной и письменной форме Инд.зад. §1, упр.4 25 Тип речи: рассуждение Функционально-смысловые типы речи: рассуждение, и его основные особенности Тренировочные упражнения.
Словарный диктант упр.122 Создавать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста §19-учить Интернет-ресурс
26 РР Сочинение – описание с элементом рассуждения стр.188, упр.150 Структура рассуждения: тезис, аргумент, пример, вывод Знать композиционную схему рассуждения, его смысловые части. Работать над сочинением данного типа, выделять в нем тезис, доказательство, уметь делать вывод. §19, упр.130 Интернет-ресурс
27 Язык и культура. Культура речи
Что такое грамматические нормы? Языковая норма, ее функции. Основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические, правописные. Варианты норм. Речевые ошибки Тренировочные упражнения Владеть основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка в школе; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности.
Осознавать важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного русского языка для формирования собственной речевой культуры. Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного §20, упр.138, с.184-вопросы (у.) Возможности программы Power Point
28 О языке и речи.
Современный русский литературный язык Формы функционирования современного русского языка: общенародный русский язык и литературный язык; диалекты, жаргон Тренировочные упражнения Иметь представление о функциональных разновидностях современного русского языка
§1, упр.6 Презентация
Правила создания эффектной презентации
29 РР Типы речи: описание предмета
Обучение сочинению-описанию по картине Функционально-смысловые типы речи: описание (предмета, состояния), их основные особенности.
Углубить знания учащихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; знакомство с понятиями лексические средства связи, описательный оборот, их роль в текстах Личностные: развитие интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям.
Познавательные: анализировать разные виды текстовой информации
Регулятивные: осуществлять самоконтроль и самооценку
Пр.: Уметь выстраивать композиционную схему, определять смысловые части, работать с планом
Пр.: Понимать замысел художника и уметь создавать текст описания. Алгоритм работы над сочинением-описанием по картине. Последовательно излагать мысли, соблюдать абзацы, видеть речевые и грамматические ошибки. §13, упр.93 30 Употребление имени прилагательного в речи Основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические, правописные. Варианты норм. Речевые ошибки
Проследить закономерность употребления кратких прилагательных. Обратить внимание на колебание в ударении в формах кратких прилагательных множественного числа Личностные: развитие интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям.
Познавательные: анализировать разные виды текстовой информации
П.: Владеть основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка в школе; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности.
Употреблять имена прилагательные, в соответствии с грамматическими и лексическими нормами. Осознавать важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного русского языка для формирования собственной речевой культуры. Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка
Регулятивные: осуществлять самоконтроль и самооценку Разработка проекта в PowerPoint на основе литературного произведения со звуком
31 О языке и речи. Русский язык – государственный язык Российской Федерации Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения Л.: Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка §1, упр.5 32 Типы речи: описание состояния Описание состояния человека и природы Создавать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста §20, упр.112 33 Употребление глаголов в речи Работа с учебником. Тренировочные упражнения Л.: Осознавать важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного русского языка для формирования собственной речевой культуры.
Пр.: Владеть основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка в школе; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности.
Употреблять глаголы в соответствии с грамматическими и лексическими нормами.
М./п.: Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка §21, упр.121,
стр.312-вопросы 34 Комплексное повторение и систематизация изученного Игра М/п: пользоваться приёмами изучающего чтения, менять стратегию чтения, разграничивать основную и дополнительную информацию, преобразовывать её, анализировать, сравнивать, делать выводы,
строить рассуждения.
М/к: работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности, задавать вопросы, оформлять свои мысли в устной и письменной форме
Пр. (коммуникативная компетенция): различать монологическую и диалогическую речь, создавать монологические высказывания на лингвистическую тему, определять
стилистическую принадлежность текста, создавать вторичный текст в учебно-научноми разговорном стиле (писать подробное изложение), продуцировать собственный текст в разговорном стиле с включением диалога (писать сочинение на свободную тему)
М/р: осуществлять самопроверку письменных текстов