Урок. Тема: Работа на токарном станке по дереву
Архыматаев Бауыржан Жаксылыкович
Учитель технологии
Республика Казахстан, ВКО, г.Семей, Абайский район, с. Кенгирбай би, средняя школа им Шакарима
Предмет: Технология
Класс: 6 «а»
Тема: Работа на токарном станке по дереву
Цель урока: Формирование знаний учащихся о работе на токарном станке по дереву .
Задачи урока:
Формирование знания и развитие первоначальных умений навыков работы на токарных станках.
Трудовое воспитание и профориентация школьников, воспитание технологической культуры;
Развитие познавательного интереса школьников в области работе на токарном станке по дереву .
Методы: объяснительно-иллюстративный, диалогический, исследовательский.
Тип урока: комбинированный.
В активе урока: компьютер, медиапроектор, мультимедийная презентация, таблицы
Оборудование: Чертежи, заготовки, резцы, наборы столярного инструмента, шлифовальная шкурка, таблицы: чертеж скалки и технологическая карта на ее изготовление, “Техника безопасности при работе на токарных станках по дереву”
Ход урока
1. Организация учебной деятельности.
приветствие
проверка
работа с классном журналом
проверка готовности к уроку;
доведение до учащихся план урока.
Сообщение темы и целей урока.
2. Повторение материала по теме предыдущего урока “Понятие о машине. Токарный станок по дереву”
Перечислите основные узлы токарного станка по дереву. Найдите их на станке и определите назначение
Какое движение называется главным, а какое вспомогательным?
Какие правила безопасности нужно соблюдать при работе на токарном станке по дереву?
Что называется технологической картой?
Демонстрация видеофильма «Токарный станок»
3.Формирование новых знаний.
Демонстрация видеофильма: «Основы работы на токарном станке по дереву»
Токарный станок по дереву имеет одну ограниченную функцию: он только вращает деревянную заготовку. Столяр же из простого куска дерева постепенно вытачивает законченный предмет: ножки для мебели, корпус лампы, стойки перил, игрушки, коробочки, кубки, салатницы, вазы и т. Д Демонстрирую работу с заготовкой; ее установку и закрепление. Ученикам рассказываю, что заготовки для точения не должны иметь трещин и сучков. При выборе заготовки предусматривается припуск по длине 30-50-мм, а по диаметру 4-6 мм.Чтобы закрепить заготовку с помощью трезубца, в одном торце заготовке делают неглубокий (4-6 мм) диаметральный запил ножовкой для трезубца. Трезубец вводят левого торца заготовки. Правый конец заготовки поддерживают центром задней бабки. При этом центр задней бабки смазывают солидолом, чтобы не допустить перегрева древесины, который затем поджимаю задней бабкой. Ось заготовки должна располагаться по линии центров станка.После закрепления заготовки демонстрирую установку подручника, показываю способ проверки правильности установки заготовки проворачиванием ее от руки. Верхняя опорная линейка должна располагаться по лини центров или на 1-3 мм выше ее. Зазор между заготовкой и подручником равен 2-3 мм. По мере обработке заготовки подручник перемещают.Учащимся показываю резцы – для чернового и чистового точения. В практике черновой резец называют полукруглой стамеской (рейером), чистовой стамеской (майселем). Термин “рейер” происходит от голландского слова, означающего в переводе “перемещаться, передвигаться”. “Майсель” – немецкого происхождения, переводится как “вырезать, высекать”. Объясняю, что сконструированы резцы на основе принципа клина, все они имеют определенный угол заточки. Особенностью обдирочных резцов является полукруглая форма с фаской. Чистовые имеют фаски с двух сторон, благодаря чему образуется угол заострения. Эти резцы служат для обточки цилиндрических и фасонных поверхностей. При этом режущая кромка косой стамески располагается под углом 40о к оси центров. Угол резания (угол между вертикальной плоскостью и верхней гранью стамески) равен 35-60о. Кроме того, чистовыми резцами выполняется подрезание торцов и уступов, отрезание и вытачивание канавок. Для обточки фасонных поверхностей применяют также профильные (фасонные) резцы.
В отличие от прочих машин для обработки дерева, использующихся лишь на тех или иных промежуточных стадиях, токарный станок годится для всех операций - от черновой обработки до полирования. Требуемый инструмент - это желобчатые (цилиндрические или в форме буквы "V") и плоские стамески, резцы, скребки различных размеров и форм. Станок вращает заготовку, а рука контролирует движение резца. В зависимости от того, какой предмет надо изготовить, существует два способа крепления заготовки. В первом случае деревянная деталь зажимается горизонтально между центрами передней и задней бабок. Второй способ предусматривает установку заготовки исключительно в передней бабке с помощью патрона или планшайбы. Если вы новичок в работе на этом станке, будет логично начинать с первого способа.
Токарный станок с электронным регулированием
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]15
1. Выключатель "Пуск-Стоп"2. Станина3. Передняя бабка4. Переключатель скорости (с вариатором)5. Шпиндель6. Поводковый центр7. Подручник (резцедержатель)8. Центр задней бабки9. Задняя бабка
Набор резцов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1. Желобчатая стамеска2. Резец-майсель (2 мм)3. Полукруглый резец4. Отрезной резец5. Скошенная стамеска (косяк)6. Полукруглая стамеска для обработки фасонной поверхности7. Желобчатая стамеска для черновой обработки (рейер)
- В ходе объяснения приемов работ демонстрирую рабочую позу, хватку инструмента и приемы точения цилиндрической поверхностей. ее важно, чем то, как Вы держите инструмент. Овладение даже базовыми приемами работы требует определенного опыта, поэтому начните с тренировочного точения пробных изделий из мягких пород, пока не появится чувство инструмента и не выработается навык или хотя бы первичное умение регулировать нажим инструмента на заготовку.
Высота рабочей зоны. Сделайте прочный рабочий стол или верстак, чтобы установить настольный токарный станок с удобной именно для вас высотой рабочей зоны. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Заготовка должна находиться на высоте локтя.
Правильная поза и положение резца в руках. При межцентровом креплении заготовки встаньте лицом к станку, немного расставив ноги для уверенной стойки. Не становитесь слишком далеко, так, чтобы приходилось подаваться вперед, это утомляет и может привести к частичной потере контроля над инструментом.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Правильная и неправильная поза при работе на токарном станке.
Держите инструмент так, чтобы его ручка составляла одну линию с предплечьем, а рука прижата к боку. Другой рукой держите полотно для перемещения его в сторону по упору. При грубой первоначальной обработке кисть положите на полотно сверху, охватив его пальцами снизу; для более тонкой работы используйте хват снизу, с большим пальцем наверху полотна. При любом хвате прижимайте предплечье и локоть к боку туловища.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Перемещение тела при работе инструментом. При обработке базового или исходного цилиндра надо постоянно передвигать инструмент параллельно заготовке. Если перемещать только кисти и предплечья, резец будет "стремиться" двигаться по дуге. Правильный способ заключается в перемещении всего корпуса в направлении резания точным и плавным движением. Старайтесь не перенапрягать мышцы и не сжимать ручку слишком сильно. Ведя резец влево, поворачивайте плечи, вращая корпус от пояса по мере того, как перемещаетесь в сторону резания. Постепенно переносите вес тела на левую ногу, слегка сгибая её для удержания равновесия по мере выпрямления правой ноги.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Затем поясняю и показываю приемы грубой обработки цилиндрической поверхностей: полукруглую стамеску удерживаю правой рукой за рукоятку, а левой сверху плотно прижимаю к подручнику. В процессе точения сначала снимаю первую стружку толщиной 1-2 мм. При последующем точение резец перемещаю по заготовке в направлении слева направо и с права налево. При каждом проходе снимаю стружку толщиной 1-2 мм.
4. Практическая работа
Демонстрация видеофильма: «Учимся точить по дереву»
После объяснения ученики выполняют упражнения по установке заготовки, ее креплению и пробному точению цилиндрической поверхности.
Во время точения деталей из древесины по чертежам ученики закрепляют умения по чтению чертежей и по анализу элементов конструкции изделия. Чтение деталей ведут в следующей последовательности:
Чтение надписей чертежа.
Определение общей формы детали.
Определение формы элементов детали и ее размеров.
5. Уборка рабочих мест.
6. Подведение итогов урока
Работа на токарном станке по дереву, в принципе, несложная, но требует навыка и умения "чувствовать" обрабатываемую деталь. Именно тогда она становится настоящим искусством, в котором находят свое выражение воображение и творчество.
анализ допущенных ошибок;
оценивание результаты труда учащихся на уроке;
7. Рефлексия урока.
сегодня я узнал
было интересно
было трудно
я выполнял задания
я понял, что
теперь я могу
я почувствовал, что
я приобрел
я научился
Правильная и неправильная поза при работе на токарном станкеХват сверху при грубой обработкеХват снизу при тонкой обработкеЗаголовок 1Заголовок 315