Статья Формирование у учащихся положительной мотивации к здоровью как приоритетной жизненной ценности.

Формирование у учащихся положительной мотивации к здоровью как приоритетной жизненной ценности.
Ничто так не истощает и не разрушает человека,
как продолжительное физическое бездействие
Аристотель (384 – 322 до н.э.)
Любовь к спорту, к красоте движения заложили в меня мои наставники по жизни, мои тренеры по лыжным гонкам «Детско-юношеской спортивной школы Олимпийского резерва № 7» г. Казани - семейная «чета» Насыровы Фаина Шакуровна и Марат Карамович. Вот уже 30 лет как я не расстаюсь с лыжами и до сих пор продолжаю вести активный образ жизни.
Физическое воспитание учащихся является одним из основных звеньев системы школьного обучения. Став учителем по физической культуре я «столкнулась» с актуальными проблемами физического воспитания в общеобразовательной системе:
малоподвижный образ жизни (занятия в школе, уроки дома, сидение перед компьютером и телевизором) сказывается на общем состоянии здоровья детей. Уроки физической культуры восполняют дефицит двигательной активности лишь на 40 %.
как указывают большинство исследователей, лишь не более чем у 30 % учащихся в ходе овладения школьной программой формируются мотивы к занятиям физической культурой.
Стремясь устранить эти недостатки, я сформулировала цель своей работы: формирование у учащихся «физкультурного образования», ответственности за личное здоровье, воспитание конкурентоспособной и гармоничной личности, способной реализовать свои потенциальные возможности в выбранном жизненном пути.
Успех в решении цели достигается при совместной деятельности педагогического коллектива, учащихся и их родителей. Когда имеется взаимодействие всех форм организации физического воспитания (урок, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня, внеклассные и внешкольные занятия), то каждая из форм имеет свою целевую направленность, решает специфические задачи и имеет свои организационные структуры.
Форма внеурочной работы
Задачи
Организационные структуры
Результат

Утренняя гимнастика
- Организованное начало учебного дня.
- Оптимальная активизация функционального состояния систем организма.
-Предупреждение нарушений осанки.
Комплекс упражнений, состоящий из 5-8 упражнений, разучивается на уроках физической культуры, с применением «гимнастической терминологии» и разъяснением значения утренней гимнастики. Особое внимание уделяется последовательности выполнения упражнений.
Для учащихся 1- х классов проведение УГ старшеклассниками.
Проводим состязание по лучшему выполнению УГ между классами.

Двигательная активность в перемену.
Организация двигательной активности школьников, обеспечивающей им активный отдых.
Создание в школе здоровой среды обитания, способствующей физическому, психическому благополучию детей.
- проведение подвижных игр (разучиваются во время урока по физической культуре);
- игра в настольный теннис
(в школе имеется четыре стола).
- игра в шахматы, шашки
(в кружке трудового обучения силами учащихся были изготовлены самодельные шахматные доски и фигуры);
- прогулки на свежем воздухе во время перемен помогают «размять» организм после статического положения;
- в школе имеется свои уголки отдыха: «фонтан», «зеленый уголок», « круглая скамейка», «уголок природы», где ребята отдыхают эмоционально.

- Конкурс в проведении подвижной игры в перемену между классами.
- Самостоятельная подготовка к участиям в школьных, районных соревнованиях по настольному теннису, шахматам, шашкам.

Ежегодно в рамках школы проводится школьная спартакиада, в результате которой подводится итог в номинации «Самый спортивный класс».
- Приобщить учащихся к «живительной силе» физической культуры и спорта.
- Воспитание морально- нравственных качеств (смелости, находчивости, настойчивости, дисциплинированности, решительности, самообладания, коллективизма, самостоятельности и т.д.)
В пяти возрастных группах: 1 группа –1-2 классы ; 2 группа – 3-4 классы; 3 группа – 5-6 классы; 4 группа – 7-8 классы; 5 группа – 9-11 классы.
В течение года провожу соревнования по видам спорта, входящим в комплексную программу общеобразовательных учреждений: легкая атлетика, волейбол, настольный теннис, лыжная подготовка, баскетбол, мини-футбол, футбол.
Такие мероприятия вырабатывают у ребят стремление развивать физические качества, переживать удовольствие от достигнутых успехов. В классах укрепляются межличностные отношения, и появляется стимул борьбы за переходящие кубки (их у нас в школе пять), которыми награждаются классы – победители в каждой возрастной группе на итоговой линейке.

Традиционные спортивно-оздоровительные мероприятия: «День здоровья», «Зарница», «День лыжника», «Зимние забавы» и др.
Обеспечить максимально возможный уровень физического развития для каждого учащегося, показать значение физического развития в гармоничном развитии личности.

В проведение соревнований вовлекаются все учащиеся школы.
Результатом бывает ощущение прилива сил и бодрости, переживание физического удовольствия.
Развитие эстетического чувства, способность наслаждаться красотой человеческого тела и созидать красоту.
Горечь поражения побуждает к новым и новым попыткам добиться успеха и утвердиться в собственном и общественном мнении.

Активное участие в районных соревнованиях по видам спорта: баскетболу, футболу, волейболу, хоккею, настольному теннису, лыжным гонкам, плаванию
Выявить детей, обладающих высокими физическими двигательными способностями, содействовать раскрытию и применению этих способностей.
На основании спортивных мероприятий, проводимых в рамках школьной спартакиады, я формирую команды школы по видам спорта и возрастным группам. Затем по плану районных мероприятий, готовлю их к предстоящим соревнованиям.
Из года в год наши команды занимают призовые места.

Школьная и муниципальная Олимпиада по физической культуре
- Овладение знаниями основ теории физической культуры;
-Развитие двигательных действий;
- Развитие физических качеств.
Отбор учащихся для участия в олимпиадах проводится на основе проведенного диагностирования уровня физической подготовленности и двигательных действий на уроках физической культуры.
Метод диагностирования помогает в отборе детей для занятий в спортивных секциях.
За непродолжительное время работы мои воспитанники внесли в «копилку школы» 16 призовых мест: (2007 г. - два 1-х места, два 2-х места, одно 3-е место; 2008г. - два 1-х места, одно 2-е место, два 3-х места, 2009 г. – два 1-х места, одно 2-е место, три 3-х места)
в районной олимпиаде по физической культуре и успешно выступают в республиканском туре.

Мероприятия, связанные с пропагандой здорового образа жизни.

Приобщение учащихся к здоровому образу жизни и формированию у них чувства ответственности за свое здоровье.

Для участия в районных и зональных соревнованиях приглашаются команды, занявшие первые места по итогам школьного тура.
Участие в зональном туре:«Здорово живешь!» (город Нижнекамск) -2 место,
- «Знай наших!» (город Мензелинск) – 1 место. Конкурс, посвященный акции «День отказа от курения», «Спорт – остров спасения».
- Конкурс на тему: «Борьба со СПИДом», «Спорт – это здорово!».

Работа с родителями
Просвещение родителей о проблемах физического воспитания детей в семье и привлечение их к процессу объединения школьного и семейного воздействия на учащихся в формировании культуры здоровья.

- Выступление на родительском лектории для начальных классов по теме: «Роль семьи и школы в воспитании здорового образа жизни»;
- проведение спортивных мероприятий совместно с родителями.
- родители – зрители в районных соревнованиях,
- оказание помощи в ремонте и приобретении спортивного инвентаря.
Благодарность родителей, в том, что их дети занимаются не зависимо от финансового положения родителей, не вырастут хулиганами или бездельниками. Спорт – это труд, и преодоление себя ежедневно.


Я считаю, что формирование активного отношения к спорту, «спортивного воспитания» является одной из важных задач физкультурно-спортивной работы. В школе выработан механизм привлечения детей к спорту, начиная с 1-го класса.
В режиме группы продленного дня провожу занятия с учащимися 1-го класса. Основные задачи: укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности, привлечение максимально возможного числа учащихся к систематическим занятиям спортом, формирование у занимающихся стойкого интереса к регулярным занятиям спортом, воспитание физических, интеллектуальных, нравственных качеств. Для осуществления индивидуального подхода к учащимся, в работе использую различные виды диагностики, прослеживая динамику развития ребенка по контрольным нормативам учебной программы, что помогает мне в дальнейшем вырабатывать план для коррекции физической подготовленности детей. Многолетний опыт работы позволяет легко определить предрасположенность ребенка к определенному виду спорта. В следующий учебный год происходит формирование спортивных групп по выбору учащихся и рекомендации учителя. Я не могу охватить все виды спорта для достижения высоких спортивных результатов. По этой причине учебно-тренировочный процесс по видам спорта: баскетбол, волейбол, футбол, мини-футбол проводят тренеры-преподаватели, приглашенные из Детско-юношеских спортивных школ города. Они работают в спортзале нашей школы согласно утвержденному расписанию.
Работа в школе помогает мне в формировании спортивной группы по лыжным гонкам и дает возможность контролировать посещение тренировок. Руководя единым процессом спортивного воспитания своих учеников, я постоянно учитываю и реализую взаимосвязанные виды подготовки: техническую, тактическую, физическую (общую и специальную), психологическую, моральную и теоретическую. Такое деление обеспечивает более эффективную реализацию педагогических аспектов воспитания, обучения и тренировки, дифференцированный подход установления задач, средств, методов нагрузок. Создаются и лучшие условия для планирования подготовки спортсменов и управления ею.
Упорная работа по внедрению инновационных технологий обучения дает высокий результат технической подготовки у моих воспитанников, которые стали неоднократными победителями районных, республиканских, зональных соревнований по лыжным гонкам. В 2007-2008 учебном году два воспитанника стали членами сборных команд Республики Татарстан, которые отстаивали честь республики на Всероссийских соревнованиях.
Я постоянно добиваюсь оснащения необходимым оборудованием материально-технической базы школы, привлекая бюджетные и спонсорские средства, что позволяет моим воспитанникам достойно выступать на соревнованиях.
Многие воспитанники стали неоднократными победителями и призерами районных, зональных, республиканских соревнований по лыжным гонкам. Воспитанники имеют спортивные разряды: один – Кандидат в Мастера Спорта, трое – первый взрослый разряд, четверо – второй взрослый разряд, двое – третий взрослый разряд, двенадцать лыжников младших классов – второй юношеский разряд.
Учебно-тренировочный процесс проходит круглогодично. В каникулярное время в школе работает пришкольный лагерь. Ежегодно формируется спортивный отряд под моим руководством, где я продолжаю учебно-тренировочный процесс со своими воспитанниками.
Многолетние наблюдения за учащимися и личный опыт работы по физическому воспитанию показали необходимость учета возрастных психологических особенностей детей школьного возраста для формирования культуры здоровья.
Психологический портрет школьника
Организация

Дети, поступающие в школу - первоклассник.

Отчасти уже личность, осознающая свое «Я», со сложившимся в общих чертах характером. Очень любопытные «почемучки».
-организация спортивных часов в режиме ГПД;
- диагностирование;
- мотив на результат;
- смена заданий; показ двигательных действий, акцентируя внимание на наиболее существенных моментах.
- правила повторения изученного материала;

Младший школьник

Называют периодом «двигательного расточительства». Может проявлять настойчивость, выдержку, однако волевые проявления еще недостаточно устойчивы – «мечется по видам спорта».
- Формирование спортивных групп по выбору учащихся и рекомендации учителя;
- кадровая политика (приглашение тренеров ДЮСШ);
- игры на внимание, постепенно усложняющие задания;
- выполнение простых упражнений по описанию (без показа) «мысленное проговаривание движений»;
- побуждение к взаимному контролю и самооценке;
- разнообразие изучаемых двигательных действий.

Подростковый возраст – 10- 11 – 14-15 лет

Переход от детства к взрослости, охватывающий все стороны развития растущего человека как индивида, субъекта, личности, индивидуальности,
«переход к абстрактному мышлению».
- личная значимость для каждого при подготовке к соревнованиям на первенство школы – «Самый спортивный класс года» (5 возрастных групп) района, республики.
- лично-ориентированный подход
- сотрудничество
- объяснение значимости физических упражнений и двигательных действий.
- самонаблюдения, самоконтроль, самооценка.
- вовлечение в общественно-полезную деятельность: помощь в проведении УГ, соревновании, конкурсов, в ходе учебно-тренировочного процесса учащимся младших классов,
- помощь со стороны взрослых как в поисках и воплощении идеала взрослости, так и в организации процесса самовоспитания,
- использовать идеомоторную, аутогенную тренировки.


Старший школьник от 15 до 17-18 лет

Возраст «открытия своего внутреннего мира, открытия «Я».
Наблюдается массовый уход из спорта тех, кто уверен, что не сможет достичь больших спортивных высот.

- Беседы в группе,
- создание в процессе занятий ситуаций, требующих проявления различных волевых качеств, особенно настойчивости, решительности, самостоятельности, инициативности, самообладания.
- теоретические знания преподносить в проблемной форме, побуждая к дискуссии.
- - планирование индивидуального стиля тренировочной деятельности,
- самоанализ двигательных действий, посредством видеокамеры,
-профессиональное и нравственное самоопределение,
-развитие творческих способностей,
- проявление «интеллектуальной инициативы»,
- повышение мотивации к занятиям физической культурой и спортом, связав ее с профессиональной деятельностью, в том числе у юношей – к службе в армии.


Труд спортивного наставника – нелегок. До позднего вечера мне приходится заниматься разработкой учебных, тренировочных планов, записывать контрольные материалы в журнал, рабочую тетрадь, пытаться отыскать новые пути к прогрессу учеников. И так изо дня в день, из месяца в месяц. И почти без выходных. Ведь по субботам и воскресеньям обычно проводятся или состязания или учебно-тренировочный процесс. Но, поверьте, это не в тягость. Наоборот, если трудится честно, творчески, плодотворно, то все заботы сразу же забываются, стоит лишь моим ученикам добиться хотя бы маленьких успехов, подняться в своем мастерстве еще на одну ступеньку. Любовь к детям, желание помочь им стать сильными, умелыми и выносливыми – вот что ведет меня по жизненному и профессиональному пути! А что может быть прекраснее, чем видеть ощутимые результаты своего труда, видеть, как физически слабые, угловатые мальчишки и девчонки превращаются, как глина в руках искусного ваятеля, в красиво сложенных, крепких и смелых молодых людей! Но чтобы этого добиться, нужно постоянно работать над собой, повышая профессиональную компетентность.
15