Статья «УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»


СТАТЬЯ
«УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ
КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
учитель: ТРУСОВА И.Г.
Санкт-Петербург
Пушкин
Цель исследования:
Определить степень развитости учебной мотивации школьников.
Предмет исследования:
Степень выраженности мотивации на приобретение знаний.
Объект исследования:
Учащиеся 8 – 11 классов.
Количество испытуемых:
8 класс – 14 человек, 9 класс – 18 человек, 10 класс – 13 человек,
11 класс – 12 человек. Всего 57 учащихся.
Методика:
«Направленность на приобретение знаний»
(Е.П.Ильин, Н.А. Курдюков) /Е.Л. Ильин, 2000/
Описание:
Методика, предложенная Е.П. Ильиным и Н.А. Кудряковой, изучает направленность на приобретение знаний.
Инструкция:
Даётся ряд утверждений – вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву («а» или «б»), соответствующую выбранному ответу.
Обработка результатов:
За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл.
Ключ:
О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы «а» на вопросы 1-6, 8-11 и ответы «б» на вопросы 7 и 12.
Интерпретация полученных результатов:
Сумма баллов (от 0 до 12) свидетельствует о степени выраженности мотивации на приобретение знаний.
Тестовое задание:
1.Получив плохую отметку, ты, вернувшись из школы:
а) сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил;
б) садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету будет ещё через день.
2) После получения хорошей отметки ты:
а) продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку;
б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что всё равно не спросят.
3) Бывает ли, что ты остаёшься недоволен ответом, а не отметкой:
а) да;
б) нет.
4) Что для тебя учёба:
а) познание нового
б) обременительное занятие.
5) Завися ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку:
а) да;
б) нет.
6) Анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал неправильно:
а) да;
б) нет.
7) Зависит ли твоё желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли за него отметки:
а) да;
б) нет.
8) Легко ли ты втягиваешься в учёбу после каникул:
а) да;
б) нет.
9) Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя:
а) да;
б) нет.
10) Когда ты, перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники, тебя интересует, о чём в них идёт речь:
а) да;
б) нет.
11) Что, по-твоему, лучше – учиться или болеть:
а) учиться;
б) болеть;
12) Что для тебя важнее – отметки или знания:
а) отметки;
б) знания.
Формирование учебной мотивации у учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных задач современной школы. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и развитие активной жизненной позиции.
В связи с этим уровень учебной мотивации обучающихся рассматривается, как один из критериев эффективности педагогического процесса, как результат деятельности образовательного учреждения.
Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Т.е., в основе мотивации лежат потребности и интересы личности.
Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой.
Развитие школьника будет более интенсивным, если он включён в учебную деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое воздействие участников образовательного процесса будут доверительным и усиливающим роль эмоций.
В основе мотиваций лежат потребности и интересы. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов школьников, необходимо сделать процесс обучения желанным процессом. А для этого необходимо проводить целенаправленную и постоянную работу.
Учебно–познавательные мотивы формируются только в ходе активного усвоения обучающимися учебной деятельности.
Учебная деятельность имеет учебную структуру, которая предполагает:
Мотивы учения
Цель и целеполагание
Учебные действия
Контроль
Оценку
Данная структура способствует эмоционально- положительному восприятию учения, обеспечивает школьнику возможность свободно проявлять эмоции, делает его истинным субъектом учебной деятельности.
Раскроем содержание мотива обучения
Виды мотивов:
Внешние мотивы (не связанные напрямую с учебной деятельностью) Проявляются при помощи (или вынужденном давлении) взрослого: учителя, родителей
Внутренние мотивы
(непосредственно связанные с учебной деятельностью) При самостоятельной познавательной работе проявляются самопроизвольно

С.Л. Рубинштейн отмечал: «для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми ими», т.е., чтобы они приобрели значимость для учащегося, и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
Эти слова кратко выражают содержание второго варианта классификации мотивов.
Если мотив связан непосредственно с учебной деятельностью и характеризуется интересом к процессу деятельности, её результатам, стремлением к саморазвитию и развитию личностных качеств, способностей, то это внутренний мотив. Данный мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.
Если мотив, стимулирующий определённую деятельность (в нашем случае учебную) не связан напрямую с ней, его называют внешним по отношению к данной деятельности. Внешний мотив проявляется тогда, когда деятельность осуществляется
- в силу долга,
- обязанности,
- ради достижения определённого положения среди сверстников,
- из-за давления родителей, учителей.
Если ученик решает задачу, то внешними мотивами могут быть: желание хорошую оценку, показать одноклассникам своё умение решать задачи, добиться похвалы учителя и т.д. Внутренними мотивами в данном случае являются:
- интерес к процессу решения задачи, к поиску способа решения,
- к результату и т.д.
Необходимо учитывать, что мотив всегда является, с одной стороны, внутренней характеристикой сознания ученика, побуждением его к деятельности. С другой стороны, такое побуждение может исходить извне, от другого человека. Если без постоянного контроля и напоминания взрослого мотив не актуализируется, то, следовательно, он является внешним для ученика. В ходе обучения учителю необходимо стремиться к тому, чтобы у учащихся формировались, прежде всего, внутренние мотивы, т.е. развивать интерес к процессу учебной деятельности, её результатам, стремление к саморазвитию и развитию личностных качеств.
Деятельность образовательного учреждения с точки зрения оказания влияния на развитие мотивации учения школьников может быть признана успешной и эффективной в том случае, если от этапа к этапу происходит увеличение процентных показателей количества учащихся с высоким и очень высоким уровнем учебной мотивации и уменьшение количества учащихся с низким уровнем учебной мотивации (за счёт перехода с низкого уровня на средний и высокий).
В результате проведённого диагностического исследования были получены следующие данные:
Табл. № 1. Степень выраженности мотивации учащихся 8-11 классов на приобретение знаний.
Степень выраженности мотивации Октябрь 2011 г Декабрь 2011 г. Апрель 2011 г.
Кол-во уч-ся % Кол-во уч-ся % Кол-во уч-ся %
Высокая 7 12,3% 8 14,0% 11 19,3%
Средняя 19 33,3% 25 43,9% 27 47.4%
Низкая 31 54,45 24 42,1% 19 33,3%
См. гистограммы № 1 - № 4
Гистограмма
Степень выраженности мотивации учащихся в октябре 2011 г.
center24892000
Гистограмма № 1 демонстрирует следующие результаты исследования:
В октябре 2011 года у 7 учащихся (12,3%) – вымокая степень выраженности мотивации на приобретение знаний; 19 уч-ся (33,3%) имеют среднюю степень выраженности мотивации; у 31 учащегося (54,4%) – низкая степень выраженности мотивации на приобретение знаний.
Гистограмма № 2.
center431800Степень выраженности мотивации учащихся в декабре 2011 г.
Гистограмма № 2 демонстрирует следующие результаты исследования:
В декабре 2011 года у 8 учащихся (14,0%) – высокая степень выраженности мотивации на приобретение знаний (показатель выше, чем в октябре на 1,7%); 25 учащихся (43,9%) имеют среднюю степень выраженности мотивации (показатель выше, чем в октябре на 10,6%); у 24 учащихся (42,1%) – низкая степень выраженности мотивации на приобретение знаний, (показатель ниже, чем предыдущем исследовании на 12,3%).
Гистограмма № 3.
Степень выраженности мотивации учащихся в апреле 2011 г.
center25082500
Гистограмма № 3 демонстрирует следующие результаты исследования:
В апреле 2011 года у 11 учащихся (19,3%) – высокая степень выраженности мотивации на приобретение знаний (показатель выше, чем в декабре на 5,3%); 27 учащихся (47,4%) имеют среднюю степень выраженности мотивации (показатель выше, чем предыдущем исследовании на 3,5%); у 19 учащихся (33,3%) – низкая степень выраженности мотивации на приобретение знаний (показатель ниже, чем в декабре на 8,8%).
Гистограмма № 4.
Сравнительный анализ степени выраженности мотивации на приобретение знаний учащихся 8 -11 классов на период
center35052000с октября по апрель 2011 г.
На гистограмме №4 продемонстрирована динамика роста количество учащихся с высокой степенью выраженности мотивации (с 12,3% до 19,3% от общего количества испытуемых). Количество учащихся со средней степенью выраженности мотивации увеличилось с 33,3% до 47,4%. Значительно снизилось количество учащихся с низкой степенью выраженности мотивации на приобретение знаний (с 54,4% до 33,3%).
Вывод: Динамика роста степени выраженности мотивации учащихся на приобретение знаний является свидетельством положительной результативности образовательного процесса.