Доклад на тему: Учебная мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса


Тема : «Учебная мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса»
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Поэтому перед педагогом стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Рассматривая следующие вопросы, какие интересы имеются у ребёнка, их отношение к обучению. Здесь возникает вопрос: что же такое мотив?
Сегодня на педагогическом совете мы постараемся ответить максимально на эти вопросы.
В первых учитель должен знать, что мотив – это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов. Нельзя понять, почему человек стремиться к одной или к другой цели.
Рассматривая частный случай мотивации как учебная мотивация, возможна следующая работа:
Актуализация старых мотивов, сложившихся эмоций
Формирования приёмов целеобразования.
Для ФГОСаНОО является главным: научить самого ребёнка осознанному принятию и активной постановке целей. Последовательно отрабатывать с ним постановку разных целей, всё более сложных, но достижимых и соответствующих возвратному порогу обучающегося. Известно, что развитие мотивов идёт двумя путями:
Через усвоение общественного смысла учения;
Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.
На первом пути главная задача учителя состоит в том, чтобы, донести до сознания ребёнка те мотивы, которые незначимы, но имеют достаточно высокий уровень действительности. Примером может служить желание получить хорошие оценки. Учащимся необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и умений. Таким образом, постепенно подойдя мотивации, связанной с желанием иметь высокий уровень знаний и умений.
Выделяют пять уровней мотивации:
Высокий уровень школьной мотивации. Ученики следуют всем указаниям учителя, добросовестны, ответственны, сильно переживают, если неудовлетворительные отметки.
Хорошая школьная мотивация. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.
Положительное отношение к школе, но школа привлекает детей большинство внеурочной деятельностью.
Низкая школьная мотивация. Дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности.
Негативное отношение к школе, школьная дезодоптация. Такие дети испытывают серьёзные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы общения со сверстниками и взаимоотношением с учителем. Часто это дети с нервно – психическим нарушением.
По опыту работы
Проводя диагностику по окончанию начальной школы, мною были сделаны следующие выводы:
Уровень мотивации Показатели мотивации Сумма баллом общая Соотношение % уч-ся
I Очень высокий 20-23 12 %
II высокий 16-19 73%
II средний 10-15 12%
IV сниженный 4-9 0%
V низкий До 3 баллов 0%
ДЕВИЗОМ СВОЕЙ РАБОТЫ
как учитель начальных классов, следую совету:
Скажи мне и я забуду,
Покажи мне и я запомню,
Вовлеки меня и я научусь.