План-конспект урока в 5 классе по русскому языку. Тема: Буквы о,ё после шипящих в корне слова.
План-конспект урока в 5 классе по русскому языку.
Учитель Пилипенко И.В. МКОУ Заброденская СОШ
Тема: «Буквы о,ё после шипящих в корне слова».
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
Метапредметные-познавательные (УУД): анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.)
Личностный результат (4ЛР): находить орфограмму-букву о,ё после шипящих под ударением в корне слова, правильно писать слова с изученной орфограммой, различать виды орфограмм с общим опознавательным признаком- наличием шипящего: букв а,и,у после шипящих, буквы о,ё после шипящих в корне, графически обозначать опознавательный признак орфограмм и условия их выбора.
Ход урока.
Оргмомент.
Актуализация изученного с элементами взаимопроверки (работа в парах).
Словарный диктант.
Уд..вительный
Л..нивый
Б..да
Ф..милия
Ж..лище
Верш..на
Ч..йка
Ч..десно
Ж..ри
Параш..т
Введение в тему урока.
Проблемная ситуация («мозговой штурм»).
«Наблюдаем, размышляем»
ПРОЧИТАЙТЕ СЛОВА, ОПРЕДЕЛИТЕ, ЧТО В НИХ ОБЩЕГО
жёлтый жонглёршёлк шокироватьчётко чопорныйщёлкнуть трущоба
(Наличие буквы шипящего, а также новый вид орфограммы, так как есть возможность выбора гласных о,ё под ударением)
Определяем и записываем тему урока (Слайд 5)
Цели на уроке для учащихся.
Определяют сами ученики (слайд 6).
Открытие нового знания.
1.Рассмотрите таблицу и сделайте вывод о написании букв о-ё после шипящих в корне слова.
Ё О
жёлтый – желтеть жонглёр - (-)
шёлк – шелка шокировать - (-)
чёлка – чело чопорный - (-)
щёлкнуть – щелчок трущоба - (-)
Делаем вывод: под ударением в корне слова после шипящего пишем Ё,
если к данному слову можно подобрать проверочное слово
с буквой Е;
пишем О, если проверочного слова нет (слова-исключения).
2.Прочитайте юмористический рассказ, в котором собрано 18 слов-исключений.
По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад, жонглёр жонглировал крыжовником, нанизывая его на шомпол. Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Настроение у всех было мажорное. Будто ехали они на веселое шоу. Вдруг послышался шорох. Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим.
VI.Развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений.
1.Составьте словосочетания, обозначьте изучаемую орфограмму:
Почтный _______, _______шрстка,
чрствый________,________шв,
________печнка, зачркивать______,
________шрохи, ________шпотом,
по _______трущбам, ______бечвка.
2.Физкультминутка и разминка для глаз.
3.Диктант – молчанка (проверка по цепочке с комментарием).
4. К данным проверочным словам подберите проверяемые слова (устно):
Решето - решёта
Щетина - щётка
Расчесать - расчёска
Шедший - шёл
Желобок - жёлоб
5.Словарная работа «Назовите ласково» (письменно). К основам существительных прибавьте
уменьшительно-ласкательные суффиксы, в полученных словах обозначьте орфограмму.
Образец: Щека – щёчка
Щель, пчела, шерсть, черта, жердь
6. Выполнить тест. В каких словах допущена ошибка?
а) жолтый; д) жокей
б) решотка е) шорох
в) чёрный ж)крыжовник
г) жёнглёр з) шопот
7. Словарная работа. Знакомимся со значением слов.
Жокей – профессиональный наездник на скачках, бегах.
Жонглёр – актер цирка, который искусно подбрасывает несколько предметов.
Итоги урока.
- 1.Какой «сигнал» подсказывает нам, что в слове орфограмма?
- 2.От чего зависит выбор орфограммы?
- 3.Что мы должны знать и уметь, чтобы пользоваться правилом?
Алгоритм
1. Где корень?
2. Где орфограмма?
3. Можно ли изменить звук [о]?
4.Если можно – пишем ё,
5.Если нельзя – пишем – о.
VIII. Домашнее задание.
Выберите любое задание:
1.Составить словарный диктант (20 слов) на изученную орфограмму
2.Упр. 422
Всем пар.41, выучить слова-исключения
13PAGE 15
13PAGE 14115