Урок по русскому языку в 5 классе «Буквы О — Ё после шипящих в корне слова»


Технологическая карта изучения темы
Тема Буквы О – Ё после шипящих в корне слова
Цели Образовательные:
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе и работе в группах.
Формировать УУД :
- Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и решению новых задач; способность к самооценке; ценностное отношение к совместной познавательной деятельности.
- Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на уроке с учётом характера сделанных ошибок; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
-Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание; формулировать собственную позицию; продуктивно взаимодействовать в ситуации учебного сотрудничества.
-Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации и фиксировать её, используя схемы; строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять анализ предложенных языковых объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Планируемый
результат Предметные:
Знать общие правила, связанные с написанием гласных в корне слова; усвоить правило написания О-Ё после шипящих в корне слова.
Уметь применять прежние знания и умения, а также новые, получаемее в данный момент знания для решения типовых и нестандартных задач с целью формирования навыков грамотного письма.
Основные
понятияФонетика: звук, шипящий; морфемика: состав слова,корень, окончание; морфология: ч.речи, глагол; лексика: ЛЗ слова.
Межпредметные связиЛитература: повторение (юмор)
Организация
пространства Фронтальная работа, индивидуальная, в парах, работа в группах.
Этап урока
и его цель
Результат
Деятельность
педагога
Деятельность
обучающихся
Комментарий
Создание проблемной ситуации

Постановка проблемы
( 5-7 мин.)
Формулирование темы
( 2 мин.) Рег.УУДРег.УУДКом. ууд
Лич. УУД
Предлагает для каллиграфической записи слова: шёпот, жёлтый, чокаться, щётка.
- Отметьте, что общего в этих словах с точки зрения фонетики.
- Верно. В русском языке всего 4 шипящих.
- Найдите среди этих слов «4-ый лишний» и объясните свой выбор.
- Обозначьте морфему, в которой находится гласная после шипящей.
- Какой у вас возникает вопрос? Что нам предстоит сегодня выяснить?
Записывает тему на доске: «Буквы О-Ё после шипящих в корне слова» Списывают слова с доски в тетради.
Предлагают версии, среди которых и верная: они все начинаются с шипящих.
Подчёркивают слово «чокаться» и объясняют выбор разницей в написании гласной после шипящей.
Один ученик у доски, остальные в тетрадях выделяют корни слов, подчёркивают ударную гласную
По-разному формулируют вопрос.
Записывают тему в тетради.
Происходит активизация фонематического восприятия и внимания.
Повторяются понятия и теория по ранее изученному разделу «Фонетика»
Закрепляются практические навыки по разделу «Морфемика»
Актуализация имеющихся знаний
( 5-7 мин.) Рег. УУД - Как вы думаете, чем объяснить выбор гласной?
Предлагает распределительный диктант. – Распределите в 2 колонки слова (О-Ё): шоссе, щёлка, пришёл, жокей, чёлка, шов, решётка, шорох, щёлкать, печёт.
Открывает доску с правильно выполненным заданием. Предлагает исправить ошибки в тетрадях.
Предлагают применить правила на другие виды орфограмм в корне: проверяемые, с чередованием.
Под диктовку записывают слова в тетрадь.
Самопроверка Поиск решения (открытие нового знания)
( 5 мин.) Позн.
УУД
Рег.УУД-Почему ошиблись? Что нам нужно, чтобы грамотно писать подобные слова?
- Найдите нужную информацию в учебнике на стр.13. После осмысления запишите правило в виде схемы. - Нужно знать правило, определяющее выбор О-Ё после шипящих
Читают информацию «про себя», затем в парах обсуждают, какой м.б. схема. Несколько схем фиксируем на доске, при необходимости учитель добавляет свою.
Применение нового знания
(20-25 мин.) Рег.УУДКом. уудЛич.уудПредлагает выполнить упр.595 устно.
- А теперь конкурс « Самый внимательный ученик»! Какое слово из распределительного диктанта к теме урока не относится и почему?
(печёт)
- Узнайте, что говорится о написании гласных после шипящих в отглагольных словах
Обращает внимание на т.н. исключения из правила (24 слова записаны на доске). Для лучшего запоминания предлагает включить их в юмористический текст-рассказик. (См. Приложение)
По цепочке выполняют упражнение.
Высказывают предположения с обоснованием.
Выделяют окончание глагола.
Изучают теоретический материал на стр.14.
Выполняют упр. №597.
В группах выполняют задание. (! Отдельно выписывают слова, значение которых непонятно). Представители групп читают тексты. Взаимное оценивание.
Отрабатывается навык обязательной «проверки» возможности написания Ё.
Отрабатывается умение видеть состав слова и отличать отглагольные формы и глаголы от других ч.р. Формируется умение давать развёрнутый устный ответ.
Продолжается отработка орфограммы, создаётся ситуация сотрудничества, формируется умение слушать и слышать.
Подведение итогов.
Рефлексия
( 3 мин.) Познав
УУД
Личн.
УУД Оценивает отдельных обучающихся и работу творческих групп. Закрыв учебники, проговаривают изученное правило, пользуясь схемами на доске. Вспоминая составленные тексты, называют слова с О. «Включается» эмоциональная память.
Домашнее задание
(2 мин.) Комментирует д/з Записывают: №599 + работа со словарём ПРИЛОЖЕНИЕ
По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, артист жонглировал крыжовником, нанизывая его на шомпол. Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец молчал, надвинув на глаза капюшон. Настроение у всех было мажорное. Вдруг послышался шорох. Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были в шоке.