Конспект урока — исследования Раз, фасолька! Два, фасолька! по окружающему миру(3класс)
Урок-исследование по «Окружающему миру» 3 класс.
Учитель начальных классов: О.Н.Куликова, МОБУ СОШ №1 с.Ивановка
Тема урока: Раз, фасолька! Два, фасолька!
Цель: 1) подвести итог исследовательской работе обучающихся «Влияние
частоты посева семян фасоли на урожайность»;
2) расширить представления детей о разновидности фасоли и её
свойствах.
Оборудование:
4 стола
На столы таблички «Историки», «Биологи», «Врачи», «Кулинары».
Карты континентов: Южная Америка, Европа, Азия(с указанием стран Греция, Рим, Индия, Китай).
Коллекция видов фасоли с участка и образцы стручковой фасоли на столах.
Оформленные рецепты блюд с фасолью.
Приготовленные мамами блюда с фасолью.
Шапочки с картинками овощей для сценки.
Ход урока:
I. Оргмомент.Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Осень тихо к нам пришла,
На участок позвала.
Да, вот здесь зелёный класс!
Пусть природа учит нас!
II. Актуализация знаний.
- Ребята, отгадайте загадку.
Первое – нота, второе – то же.
А целое - на боб похоже. (фасоль)
На протяжении долгого времени мы с вами исследовали эту культуру.
Как вы думаете, что будем делать сегодня на уроке?
(подведём итог нашему исследованию)
Выходит девочка- Белая фасолька:
- Здравствуйте, ребята! Я – фасоль.
Выходит вторая девочка – Красная фасолька:
- Здравствуйте, ребята! Ой, а ты кто такая?
1ф: Я – фасолька!
2ф: Это я – фасолька!
1ф: Нет, это – я фасолька!
Стоп, фасольки! Не ссорьтесь!чтобы разобраться, кто из вас фасолька, обратимся к биологам. Расскажите, что это за культура.
(Фасоль – это «однолетнее растение семейства бобовых с длинными стручками и зернами продолговатой формы, употребляемое в пишу.)
Вы обе подходите под это описание.
1ф и 2ф – радуются, обнимаются.
III. Обобщение, собранного учащимися материала о фасоли.
Вы, ребята, работали в группах, собирали информацию, готовились.
Обратимся к Великому и Могучему Русскому языку. Узнаем о происхождении этого слова, ФАСОЛЬ.
( В толковом словаре сказано, что Польское – fasola. Латинское – phaselus (длинный боб). Греческое – «фасоль». в русский попало из польского ("фасоля"), в польский из
латинского phaselus - боб, фасоль; в латинский из
греческого "фаселос" – бобы
До XIX в., начиная с XIV в., слово имело форму «фасуль».)1ф и 2 ф удивляются: Как интересно! А где же наша Родина?
Помогут ответить на этот вопрос нам ИСТОРИКИ.
(В интернете сказано…Есть такие авторы, которые родиной огородной фасоли считают Южную Америку, там ее выращивали еще задолго до Колумба. Это подтверждается фактами. Проведенные археологические раскопки древних могил ацтеков и перуанских гробниц обнаружили в них семена фасоли.
Существует ещё одна группа исследователей, которые утверждают, что Родиной фасоли является Древняя Индия и Китай.)1ф и 2 ф: А как же мы в Россию попали?
(В Европу фасоль попала из Америки. Она была привезена в 16 веке. В Россию завезена из Франции в середине 18 века и называлась в то время «турецкие или французские бобы») 1ф и 2 ф: Интересно! А почему мы разные? Она - белая, я – красная!
Об этом нам расскажет группа БИОЛОГОВ.
(Фасоль – род растений семейства бобовых, объединяющий около 150 видов. В качестве продуктов питания используются семена и стручки растения. Проростки фасоли – ценный диетический продукт питания, содержащий биологически активные вещества, необходимые для здоровья человека.
Всю фасоль можно разделить на Америкканские крупносемянные и Азиатские мелкосемянные. Американские крупносемянные – фасоль обыкновенная; турецкие бобы; фасоль лимская; фасоль остролистная, или тепари. Азиатские мелкосемянные - фасоль золотистая, или маш; фасоль угловатая, или адзуки.Самый распространенный вид фасоли, который выращивается на всех континентах – фасоль обыкновенная.)На моем столе представлена коллекция фасоли из 14 сортов. Все эти семена выращены в условиях нашего участка руками ребят нашей школы. Рассмотрите их внимательно. По каким признакам отличаются сорта?
( по цвету, по форме, по размеру)
Всего на нашем участке выращивается 20 сортов фасоли, 6 из них ещё не собрали.
Вспомним, по какой теме мы проводили исследовательскую работу, какие ставили цели и что у нас получилось. (Литовченко К – отчёт, фото)
(Тема исследования: «Влияние частоты посева семян фасоли на урожайность»
Цель: узнать, как влияет частота посева семян на урожайность.
Гипотеза: Если мы густо посадим семена фасоли, то соберём больше урожая.
Заложили опыт: 4 ряда одного сорта фасоли, расстояние между рядами 35 см.
Два ряда укладывали семена на расстоянии 5 см друг от друга, а два ряда - через 20 см на глубину посадки 5 сантиметров.
Собрали урожай фасоли в разные ёмкости, взвесили и оказалось, что с участка, где очень близко сажали семена, собрали 500 г бобов, а с участка по норме посева – 700 г.
Наша гипотеза не подтвердилась!
Мы сделали вывод: что сажать фасоль, чтобы получить богатый урожай, надо соблюдать нормы посева.)1ф и 2ф: А зачем люди нас выращивают?
Об удивительных свойствах фасоли нам расскажут ВРАЧИ.
(Как и у всех бобовых, зерно фасоли богато легкоусвояемым растительным белком. В состав белка входят незаменимые аминокислоты.
Стручковая фасоль содержат большое количество аскорбиновой кислоты, каротина, витаминов группы В.В состав проростков фасоли входит большое количество витамина С, аминокислоты, калий и железо.
Эта разновидность бобовых полезна при сахарном диабете. Фасоль усиливает выделение желудочного сока и поджелудочной железы. А поджелудочная железа как раз и вырабатывает тот самый инсулин, который оказывает сахаропонижающее действие. При недостатке инсулина в организме развивается сахарный диабет
Терентьев про сердечно-сосудистуюФасоль обладает великолепным косметическим свойством омолаживания и устранения морщин – отваренные плоды фасоли, протирать через сито, смешивать с растительным маслом и соком лимона. Можно чередовать, добавляя сок облепихи или мёда.
Остерегайтесь от употребления спелых зёрен фасоли в сыром виде. Они содержат вредные вещества, природа которых пока неизвестна. Эти вещества, при варке бобов до готовности, теряют свои вредные свойства.)1ф и 2 ф: Если мы обладаем полезными свойствами, значит, нас едят!
Ребята – КУЛИНАРЫ на сейчас расскажут об этом!
(Фасоль широко используется в кулинарии. На прилавках магазинов мы можем приобрести зерно фасоли, зеленые лопатки, пророщенную фасоль. Пользуется популярностью консервированная фасоль и замороженная стручковая .
Кильян…
На память вам об уроке мы дарим вам рецепты.)IV. Вас, дорогие гости, просим отведать блюда с фасолью, которые приготовили наши мамы. А нам пора подводить итог проделанной работе.
Сценка:
Я – морковка, рыжий хвостик.Приходите чаще в гости. Чтобы глазки заблестели, Чтобы щечки заалели, Ешь морковку, сок мой пей, Будешь только здоровей!
Я – толстый красный помидор, Люблю детишек давних пор. Я – витаминов сундучок, А ну-ка, откуси бочок!
Я – и свежий, и соленый. (Огурец)Весь пупырчатый, зеленый. Не забудь меня, дружок, Запасай здоровье впрок.
А я - сочная капуста,Витаминами горжусь.В голубцы, борщи, салатыЯ, конечно, пригожусь.А какие вкусныеЩи мои капустные!
В черной шляпе - топ да топ - По дорожке скачет боб.
Подкрутил усы горох: чем я плох? Совсем не плох.Говорит мне фасоль:
- Ты, горох, у нас - король.Мы, бобовые, гордимся,Что для разных каш годимся,Что плоды у нас в стручках,Как в волшебных сундучках.
Но полезные белкиМы не прячем под замки.Те, кто с детства дружат с нами,Те растут богатырями.
Всем спасибо за урок. Он пошёл ребятам впрок!
До свидания!