Классный час Кто он, герой нашего времени?


МБОУ «Вилюйская начальная общеобразовательная школа №1»
СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА В 4 КЛАССЕ НА ТЕМУ:
«КТО ОН – ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ?»
Разработка учителя 4 «в» класса
Павловой Ирины Ивановны
Вилюйск – 2016
Цели:
объяснить обучающимся значение слов «герой», «подвиг»;
познакомить их с примерами героизма в мирное время;
воспитывать у обучающихся чувство любви и преданности Родине на примерах и подвигах героев нашего времени;
формирование активной жизненной позиции.
Оборудование классного часа: презентация Power Point.
Ход классного часа.
Организационный момент.
- Добрый день. Я очень рада встрече с вами. Всё доброе и прекрасное находится в душе человека, то есть внутри нас. Давайте возьмемся за руки и вместе с теплом передадим друг другу самое лучшее и позитивное, что есть в нас.
II. Сообщение темы классного часа.
Классный час начинается с чтения эпиграфа:
Умирая, не умрет герой – Мужество останется в веках.
(М. Джалиль)
- Дети, скажите, кто такой «герой»? Чем он отличается от других людей?
- Кого из героев вы можете назвать? (Ответы детей.)
- Да, вы верно назвали этих героев. Алексей Афанасьевич Миронов, Николай Алексеевич Кондаков, Николай Саввич Степанов – это наши земляки, ставшие Героями Советского Союза, о которых мы говорили на прошлом классном часе.
- А есть ли в настоящее время среди нас герои? Может ли человек совершить подвиг в мирное время?
- Об этом мы будем говорить сегодня.
- Понятия «долг», «честь», «патриотизм» неразрывно связаны с понятиями «подвиг» и «герой». Во все времена люди вкладывали в эти слова все самое положительное и ценное. Поступки человека не проходят бесследно, все оценивается с позиции пользы для своего Отечества и народа.
Введение в тему.
Итак, кто такой герой? Дома вы должны были посмотреть значение слова в толковых словах русского языка.
Выступает подготовленный ученик:
- Это многозначное слово.
 Герой –персонаж художественного произведения.
 Герой – яркий представитель своего времени.
 Герой – человек, совершающий подвиг во имя людей, часто на пределе своих возможностей.
- Какое из перечисленных значений подходит к нашей теме?
(Третье значение близко к теме, так как мы говорим о человеке, совершающем подвиг).
- Как вы понимаете слово «подвиг»? ( Мнения учащихся)
- А вот такое определение даётся в словаре:
Подвиг – самоотверженный героический поступок.
IV. Составление портрета героя (работа в группах).
- Перед вами лежат карточки, и на них записаны вопросы. Обсудите их с друзьями и попытайтесь ответить на эти вопросы.
Каким внешне должен быть герой?
Сколько лет должно быть человеку, который совершает подвиг?
Герои – это люди особой профессии?
Может, как-то особенно надо воспитывать героя?
Герои живут в каком–то особом месте?
- Выступление представителей групп. (Начинают со слов: «Мы думаем, … . Нам кажется, … .Мы считаем, … .)
V. Знакомство с героями нашего времени и их подвигами.
Подвиги совершаются и в мирное время. И возраста нет у подвига. Иногда герои живут рядом с нами, являются нашими друзьями и даже сидят за одной партой.
Самый молодой гражданин России, удостоенный государственной награды.
Женя Табаков — семилетний мальчик, погибший при защите сестры от насильника. Награждён орденом Мужества (посмертно).
Вечером 28 ноября 2008 года Женя и его двенадцатилетняя старшая сестра Яна были дома одни. В дверь позвонил неизвестный мужчина, который представился почтальоном, принёсшим заказное письмо матери детей. Услышав, что взрослых нет дома, мужчина ушёл, однако через некоторое время вернулся и предложил девушке расписаться за мать. Яна не заподозрила ничего неладного и разрешила ему зайти.
Войдя в квартиру и закрыв за собой дверь, «почтальон» вместо письма достал нож и, схватив Яну, стал требовать, чтобы дети отдали ему все деньги и ценности, находившиеся в квартире. Получив от детей ответ, что они не знают, где деньги, преступник потребовал от Жени искать их, а сам потащил Яну в ванную комнату, где стал срывать с неё одежду. Увидев это, Женя побежал на кухню, схватил столовый нож и, вернувшись, с разбегу всадил его незнакомцу в поясницу (как впоследствии выяснят эксперты, нож от слабой руки мальчика вошел в тело только на три сантиметра). Насильник упал и машинально выпустил Яну, но затем вскочил и бросился на Женю. Рассвирепевший мужчина начал один за другим наносить мальчику удары в спину ножом (всего у ребёнка потом насчитают восемь ножевых ранений).
В это время Яна сумела выбежать на лестничную клетку и стала обзванивать квартиры соседей, кричать и звать на помощь. Испугавшись шума, убийца оставил истекающего кровью мальчика, выбежал из квартиры на улицу и скрылся.Женя был доставлен в больницу приехавшей бригадой «скорой помощи», однако спасти его не удалось — в тот же день он скончался от полученных ранений. 
Шаварш Карапетян – герой – спортсмен.
Заслуженный мастер спорта, 7-кратный чемпион СССР по подводному плаванию, 15-кратный обладатель Кубка СССР, 11-кратный рекордсмен мира, 17-кратный чемпион мира, 13-кратный чемпион Европы, лучший подводный пловец планеты, Шаварш Владимирович является Национальным героем Армении, Почетным гражданином Еревана, кавалером ордена «Знак Почета». За мужество и благородство Карапетян первым из советских спортсменов получил приз ЮНЕСКО «Фер Плей» — приз «Справедливой игры», хотя свой подвиг совершил не на спортивной арене.
16-го сентября 1976-го года в Ереване произошло трагическое событие. Троллейбус, в этот хмурый и холодный день шедший вдоль Ереванского озера, свалился в воду. 92 пассажира троллейбуса были обречены на гибель, ибо, запертые в железной оболочке троллейбуса, были не в состоянии открыть двери или выломать окна. Троллейбус быстро погружался, грозя стать для всех братской могилой. Совершавшие по берегу озера тренировочную пробежку братья Шаварш и Камо Карапетяны, ни секунды не раздумывая, бросились в воду и начали спасать людей. Многократный чемпион и рекордсмен мира и Европы, знаменитый спортсмен по подводному плаванию, заслуженный мастер спорта Шаварш Карапетян понимал, что для спасения людей важна каждая секунда. «Видимость была равна нулю, - рассказывал Ш. Карапетян корреспонденту «Комсомольской правды». - Вокруг меня были только песок и муть». Хотя в чрезвычайных ситуациях силы человека, словно бы удваиваются, однако и они не беспредельны. Ценой сверхъестественного напряжения физических и духовных сил Шаваршу Карапетяну удалось сделать невероятное – он спас 20 человек. И сейчас, оценивая трезвым взглядом совершенный им подвиг, понимаешь, что большего сделать никто бы не смог. Ибо для этого мало быть превосходным пловцом - нужно быть еще человеком великой души. 
Все тело вымотанного до предела Шаварша Карапетяна было покрыто царапинами и ссадинами. Этот подвиг стоил ему заражения крови и двустороннего воспаления легких: в Ереванское озеро сбрасывались и канализационные стоки, что и стало причиной заражения крови. Шаварш Карапетян вынужден был оставить большой спорт. В то время ему было всего 23 года. По всей его жизни пролегла резкая граница - до трагедии и после трагедии.
Но подвиг, совершенный им 35 лет назад, не забыт. Его именем назван астероид 3027 - Shavarsh. В городе Рыбинске проводятся соревнования по подводному плаванию его имени. Шаварш Карапетян сейчас живет и работает в Москве.
Майор Российской армии Сергей Солнечников.
Ошибка солдата… Упала граната… Четыре секунды… Застыл… Решенье комбата: «Живите, ребята!» И грудью гранату накрыл. Герой? Несомненно! И орден - посмертно — Присвоить майору должны! Родителей горе бескрайне, безмерно! За что погибают сыны? За родину гибнут, за правду и веру, Сегодня, когда нет войны! Я кланяюсь низко бойцу — офицеру, Комбату великой страны!
Эти слова посвящены главному герою конца марта этого года - майору Российской армии Сергею Солнечникову, который ценой своей жизни спас солдат-срочников, закрыв их собой от осколков боевой гранаты. Он был честным человеком и настоящим правильным военным, комбатом, которого любили и солдаты и офицеры, его называли майор Солнце.
28 марта 2012 года во время учений солдат, проходящий военную службу по призыву, из положения «стоя» неудачно бросил гранату. Боеприпас попал в край переднего бруствера, ограждавшего огневую позицию, срикошетил и отлетел в зону поражения сослуживцев. Офицер Сергей Солнечников мгновенно осознал произошедшее, оттолкнул растерявшегося солдата и накрыл собой гранату. Через полтора часа майор скончался на операционном столе от полученных ранений, несовместимых с жизнью.
Чуть за 30, родом из Волгограда, он совершил единственно достойный для русского офицера поступок – он вернул своих солдат их родителям, спас их от смерти. И именно такими людьми должна гордиться Россия сегодня.Комбат Солнечников действительно не мог бы поступить иначе, и это единственное утешение для тех, кто его знал. Так его воспитали.
"Я не буду говорить таких высокопарных слов. Просто пацан был воспитан в таком духе и жалел других, меньше для себя - больше для окружающих, так и погиб", - сказал Александр Солнечников, отец комбата.
VI. Итог классного часа.
- Вот и подходит к концу наш классный час. Давайте вернемся к нашим ответам на вопросы. Что вы можете добавить туда после того, что узнали на этом классном часе? (Ответы детей.)
- И сделаем вывод. Герой. Кто он? ( Герой - это обычный человек, любой из нас. Тот, кто храбр, мужественен, добр, любит людей и трепетно относится к своей Родине.)
- Закончим наш классный час словами И. Гете «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком».