Методический материал Аналитический отчет учителя-логопеда
Анализ работы
учителя – логопеда
Красновой Елены Петровны
за 2015-2016 учебный год
Общий педагогический стаж: 25 лет
Стаж по специальности работы учителем – логопедом: 3года
Квалификационная категория: первая
2016 год
Коррекционная деятельность.
Результативность.
За три года коррекционно - логопедической работы логопункта
прослеживается положительная динамика у 100% учащихся в соответствии с перспективным планом коррекционной работы.
Результаты освоения обучающимися корекционных логопедических программ
Учебный год Класс Количество обучающихсяРезультаты освоения
2013-2014 1-4 классы 29 100%
2014-2015 1-4 классы 32 100%
2015-2016 1-4 классы 25 100%
К 2016 году уменьшилось количество детей, выпущенных с незначительно улучшенной речью за счёт увеличения количества детей с качественной и хорошей речью.
За год процент выпущенных детей с качественной речью увеличился с
28 % до 40%, с хорошей с 15% до 20%.
Отсутствуют первоклассники, не освоившие программу 1 класса, неуспевающих по русскому языку и литературному чтению в начальных классах нет; снизился процентный показатель младших школьников, имеющих нарушения в устной и письменной речи.
Динамика формирования монологической речи.
Динамика прослеживается у 100% учащихся (воспитанников) в соответствии с перспективным планом коррекционной работы. Увеличилось количество детей, самостоятельно справляющихся с различными видами речевой деятельности: последовательный пересказ, пересказ описательного характера, пересказ описательного - повествовательного характера
(от 22% до 68%).
lefttop
Динамика формирования грамматического строя речи.
Увеличилось количество детей с высоким уровнем в понимании грамматических структур, конструировании слов и предложений
(с 28% до 50%).
Динамика формирования коммуникативных умений.
Увеличилось количество детей, которые отличаются активностью, умеют слушать и понимать речь. С учетом ситуации, легко входят в контакт, ясно и последовательно выражают мысли, пользуются формами речевого этикета с 15% до 50%.
Личностные результаты обучающихся
Год Кол-во обуч-ся Наименование личностного результата Результаты стартовой диагностики Результаты итоговой диагностики
2014-2015 32 Самооценка (самооценка деятельности на занятиях)
Самооценка (самооценка деятельности на занятиях) 4 ч. - 13 % -
Ученик не испытывает потребности в оценке своих действий 5 ч. – 16 % 1 ч. – 3 %
Пытается оценить свои возможности, но не умеет аргументировать 17 ч. – 53 % 11 ч. – 34 %
Может с помощью учителя оценить свои возможности 6 ч. – 19 % 20 ч. –63 %
2015-2016 29 Мотивация (выраженность интереса к занятиям)
Интерес практически не обнаруживается 11 ч. - 38% -
Интерес возникает лишь к новому материалу 5 ч. - 17 % -
Интерес возникает к новым подходам решения учебных задач 4 ч. - 14% 3 ч. - 10%
Устойчивый познавательный интерес, не выходящий за пределы изучаемого материала 7 ч. - 24% 17 ч.-59 %
Постоянный интерес и творческое отношение к занятиям 2 ч. - 7% 9 ч.-31 %
Динамика прослеживается у 100% учащихся в соответствии с перспективным планом коррекционной работы.
Большое внимание уделяю обеспечению мотивационного обучения, что способствует активному включению ребенка в процесс коррекции устной и письменной речи. Достигаю через: содержание учебного материала, организацию учебной деятельности, коллективные, групповые формы учебной деятельности, оценку учебной деятельности ребенка в безличной форме, в сравнительной динамике.
Если в начале учебного года дети без желания, по необходимости шли на логопедические занятия, чтобы поиграть, то к концу года они уже имеют четкую цель.
год Кол-во обуча-
ющихсяНаименование мониторинга
Качественные показатели уровня мотивации
2014-2015 32 Мотивация учебной деятельности.
Методика Н.ЛускановойВысокий уровень - 9
Хорошая школьная мотивация -18
Низкая школьная мотивация - 5
Негативное отношение к школе- 0
2015-2016 29 Высокий уровень - 7
Хорошая школьная мотивация -17
Низкая школьная мотивация - 5
Негативное отношение к школе- 0
В своей работе реализую принцип коррекционной направленности (единство в организации процессов воспитания, обучения, развития речи).
Все приёмы и методы, применяемые мною, формируют осмысленное отношение школьника к усвоению языка.
Комплексный подход к формированию и коррекции речи выражаю в:
1. Коммуникативной направленности всего комплекса логопедического воздействия (слушание, говорение, письмо и чтение).
2. Одновременно работаю над всеми компонентами речевой системы.
3. Тесно связываю с образовательной программой по русскому языку.
Это позволяет преодолевать трудности, возникающие у учащихся в процессе обучения.
Ставлю перед собой задачи:
Сохранить физическое и психическое здоровье детей с нарушениями речи.
Осуществлять коррекцию недостатков просодической, выразительной, эмоциональной стороны речи.
Успешно социализировать детей с дефектами речи.
Применяю следующие технологии:
1. Игровые (проблемное обучение, интенсификация обучения на основе схемных моделей учебного материала).
Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса.
2. Технологии уровневой дифференциации (коллективный способ обучения, групповые технологии, индивидуальное обучение).
3. Технологии развивающего обучения (использование элементов РО систем, информационные технологии).
Взаимодействие с другими специалистами.
1. Участвую в работе школьного ПМПк. Совместно с другими специалистами: учителем, психологом, медицинским работником, родителями учащегося и социальным педагогом участвую в создании и реализации программы развития детей с целью преодоления речевых трудностей.
2. Осуществляю консультации и даю рекомендации родителям, учителям начальных классов, направленные на посильную помощь по формированию правильной речи.
3. Анализирую, совместно с учителями, контрольные работы по русскому языку и литературному чтению с целью наблюдения за речевой деятельностью детей.
4. Получаю методические и организационные рекомендации (по необходимости) от других логопедов района.
6. Осуществляю консультативно-методическую помощь (по необходимости и согласно перспективному плану) учителям начальной школы.
Работа с родителями.
1.Знакомлю родителей с результатами речевой диагностики.
2. Привлекаю родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребёнка; закреплении ребёнком полученных знаний, речевых умений и навыков.
3. Оказываю консультативную помощь, приглашаю на занятия демонстрации приёмов работы над речевым материалом.
В области здоровьесбережения.
С целью создания оптимальных здоровьесберегающих условий мною:
- изучены методы, методики и накопленный педагогический опыт по применению здоровьесберегающих технологий в работе педагога;
- созданы необходимые условия для проведения логопедических занятий: приобретено необходимое оборудование (массажные коврики, су-джок тренажёры, развивающие игры), установлена регулируемая школьная мебель с органомической поверхностью, для детей с нарушением поведенческой сферы СДВГ – конторки;
- организована специальная коррекционно-воспитательная работа с учетом индивидуальных особенностей развития;
- на занятиях создана атмосфера психологической защищенности, что способствует ограждению ребенка от стрессовых ситуаций, повышает его уверенность в собственных силах и способствует углублению его взаимодействия с окружающими;
- с целью коррекции нарушения эмоционального состояния детей и создания условий для нормального функционирования их нервной системы заказано оборудование для сенсорной комнаты;
- реализуется план работы с родителями по сохранению и укреплению здоровья обучающихся;
- активно применяю на занятиях современные технологии сохранения и стимулирования здоровья: массаж и самомассаж, гимнастику корригирующую, дыхательную, для глаз, пальчиковую; игротреннинги, сказкотерапию, цветотерапию, кинезиологические упражнения
С целью повышения активности детей на уроках провожу занятия в режиме динамической позы, т.е. строительство коррекционного процесса происходит на основе телесной вертикали и телесно-моторной активности (предложение Базарного В. Ф.). Планирую логопедического занятия с таким расчетом, чтобы дети несколько раз за занятие организованно поднимались. Практический опыт показал, что детей без ущерба для учебного процесса можно переводить в положение «стоя» до трех раз (при продолжительности каждого стояния от 3 до 7 минут). Применение данных технологий позволяет организовать учебную деятельность, сохраняет работоспособность, исключает переутомление обучающихся.
Обобщение и распространение педагогического опыта
Имею практический опыт работы с дошкольниками и младшими школьниками. Постоянно нахожусь в творческом поиске, повышаю свою квалификацию через самообразование, посещение открытых занятий с последующим анализом, через курсы.
Большинство логопедических пособий изготавливаю сама. Применяю информационные технологии.
Систематически посещаю РМО логопедов, участвую в семинарах, дискуссиях, обсуждениях значимых в коррекционной педагогике.
Трансляция опыта по теме самообразования
Наименование профессионального сообщества педагогов Дата Наименование мероприятия Форма представления результатов Тема представленного опыта практических результатов Электронный адрес размещения результата
Социальная сеть работников образования 13.02.2014 Публикация в электронном СМИ План-конспект занятия Конспект коррекционного группового занятия http://nsportal.ru/node/1045099
Электронный журнал педагогических материалов «Эдукон» 01.04.2014 Публикация в электронном СМИ Методическое тьюторствоЦиклограмма методической работы Edukon.ru
/material/?mid=8542
Общероссийское методическое объединение учителей «Логос» 15.06.2014 Конкурс «Лучшая педагогическая идея 2014-2015 учебного года»
Диплом IIстепени. Семинар-практикум Научно-методический материал «Современные воспитательные технологии и модели в условиях внедрения ФГОС» http://distkon.ru/
Всероссийское СМИ «Умната» 04.03.2016 Конкурс для педагогов
Победитель (I место) Блиц-олимпиада «Ключевые особенности ФГОС»
Номер диплома: umn1 - 155287
Всероссийское общеобразовательное интернет-издание "ПедСтарт" 09.03.2016 Всероссийская олимпиада для педагогов
Победитель (I место) Онлайн-олимпиада "Культура речи педагога как фактор развития речевой коммуникации детей" Номер диплома: 2145
Всероссийское образовательное издание «Альманах педагога» 04.03.2016 Публикация во Всероссийском СМИ Учебно-методический материал «Анализ коррекционной работы учителя-логопеда ОУ» Almanaxpedagoga.ru
Номер диплома:АВ №2975
Повышение профессионального мастерства
С целью совершенствования профессионального педагогического мастерства в 2014-2015 уч. году пройдены курсы повышения квалификации:
1) «Смоленский областной институт развития образования», 17марта-24апреля 2014г., «Современные информационные технологии в педагогической деятельности в рамках реализации требований ФГОС» (базовый курс, второй уровень);
2) ГБОУ ВПО г.Москвы «Московский государственный педагогический университет», целевые курсы по дополнительной профессиональной программе «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов с ОВЗ в ОО»,17 сентября 2014 – 17 ноября 2014 г.;
3) Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "Смоленский областной институт развития образования", с 16 марта 2015 года по 29 апреля 2015 года, "Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС"
Учитель-логопед Е. П. Краснова