Урок чтения для обучаса, обучающихся по специальной коррекционной программе VIII вида с применением айфонов на тему: В. Левин Чудеса в авоське
В нашей школе обучаются дети с разными учебными возможностями, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие недостатки интеллектуального развития. В основном это дети с легкой степенью умственной отсталостью. В условиях перехода на новые государственные стандарты для детей с ОВЗ они обучаются по специальным коррекционным программам и учебникам, соответствующим требованиям стандарта (учебники под редакцией Воронковой В.В. ).
Наблюдая за этими детьми, стоит отметить, что в своем большинстве они любознательны и активны. Как показывает практика, могут свободно пользоваться сотовыми телефонами и планшетами. Мнения педагогов по вопросу использования телефонов на уроке разделились: одни категорически против использования сотовых телефонов на уроке, другие напротив, считают, что это способ добывания информации с помощью Интернет ресурсов (форум сообщества педагогов «Образовательная галактика https://edugalaxy.intel.ru/?showtopic=2326). Я отношу себя ко 2-ой группе учителей, считающих, что в условиях глобальной компьютеризации и перехода на использование ресурсных источников, целесообразным будет разумное использование данных гаджетов на уроках и во внеурочное время. Время работы на уроке с айфонами ограничено до 5 минут, что допускается санитарными нормами работы с Информационными источниками в младшем детском возрасте и не вредит зрению.
Предлагаю конспект урока с применением сотовых телефонов для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Урок чтения для обучающихся 4-ого класса по специальной коррекционной программе VIII вида
Тема урока: В. Левин «Чудеса в авоське».
Цель урока: учить вдумчивому чтению, используя приемы ИКТ, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников.
Задачи урока:
Учебные
Познакомить учащихся со стихотворением В. Левина «Чудеса в авоське».
Научить осознанному чтению и приобретению читательского опыта.
Научить выразительному чтению стихотворного текста.
Коррекционные
Развитие мелкой моторики руки посредством упражнений пальчиковой гимнастики.
Учить снимать зрительное напряжение с помощью зрительной гимнастики.
Развитие связного высказывания и импрессивоной речи (смыслового понимания).
Развитие долговременной и речеслуховой памяти.
Воспитательные
Развитие толерантного отношения к людям старшего возраста.
Развитие уважительного отношения друг к другу.
Оборудование
Персональный компьютер
Проектор и экран.
Сотовые телефоны или айфоны с программным обеспечением «Ok Google».
Презентация к уроку, выполненная в программе «Microsoft Power Point».
Памятка «Как надо работать в группе»
Карточки с надписями слов: АВОСЬКА, ПУД, ЧУДО – ЮДО, ДИАЛОГ и карточки с изображением этих слов: СЕТКА, ПУДОВАЯ ГИРЯ, КИТ – РЫБА
Карточки с изображением занков препинания: !,точка,?
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Этап мотивации (3 мин)
- Ребята! Отгадайте, пожалуйста, загадку:
Он большой, как мяч футбольный,Если спелый - все довольны.Так приятен он на вкус!Что это за шар? (Это арбуз)
- Как вы догадались, что это арбуз? ( В загадке говорится, что предмет круглый как шар.)
- Изобразите арбуз с помощью рук.
- А теперь с помощью пальцев, прикасаясь к большому пальцу каждым пальцем, изобразим круглую форму арбуза.
- Какое настроение вы испытываете, когда едите спелый сочный арбуз? (Хорошее, веселое).
- Арбуз – летняя ягода, которая всегда создает хорошее настроение. Я надеюсь, что у вас на уроке будет такое настроение, так как хорошее настроение – залог хорошей работы на уроке.
- Сядьте за свои парты, произнося фразу «Я буду хорошо работать на уроке», с разной интонацией.
II. Этап актуализации знаний (2 мин)
- Что вы уже знаете об этом растении? (Это ягода)
- Действительно, арбуз – самая большая ягода, которую впервые начали выращивать в Египте.
III. Этап постановки темы и целеполагания (2 мин)
- Ребята, сейчас мы сами попытаемся сформулировать тему урока чтения. Что мы делаем на уроках чтения? (Читаем произведения разных авторов)
- А теперь подумайте, о чем будет произведение на сегодняшнем уроке. Свяжите свои мысли с началом урока. (Будем читать произведение об арбузе).
- Сегодня на уроке мы прочтем стихотворение В. Левина «Чудеса в авоське».
IV. Этап знакомства с литературным произведением (2 мин)
- Прослушайте стихотворение автора в аудиозаписи 2 раза. В первый раз попытайтесь понять, о чем говориться в стихотворении, во второй раз – определите, все ли слова вам понятны. Незнакомые слова можно выписывать в тетрадь.
—Тетя Варя,Тетя Варя!Где вы были?— На базаре.—Варя-тетя,Варя-тетя!Что купили?Что несете?— Я несуДва чуда-юда,В каждом чуде —По два пуда.Нет у нихНи ног,Ни рук,Ни рубашек нет,Ни брюк,Только два большущихПуза...—Знаем, знаем!Два арбуза!
V. Беседа по прочитанному тексту (3 мин)
- Понравилось ли вам произведение? (Да, понравилось)
- К какому жанру относится произведение? Докажите свой ответ. (Это стихотворение, в нем все слова звучат складно).
- Стихотворение – это небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи. Наше произведение соответствует данным законам.
VI. Этап закрепления добытых знаний посредством Интернет источников (6 мин)
- Ребята, озвучьте слова, которые были непонятны для вас и которые вы выписали в тетрадь (АВОСЬКА, ПУД, ЧУДО-ЮДО)
- В жизни вы встречаете много информации и слов, непонятной для Вас. Какими способами можно быстро узнать значение слова? (Обратиться к толковому словарю).
- А если нет под рукой толкового словаря? ( Посмотреть в Интернете, например в «Ok Google”)
- Правильно, практически всегда у вас под рукой сотовый телефон или айфон, которые вы можете использовать с пользой для себя.
- Сейчас вы поработаете в парах и выясните с помощью айфонов значение непонятных слов.
-Вспомним, как надо работать в парах.
1.Вы должны уметь слушать друг друга.
2. В случае спора уметь уступать.
3. Уметь договариваться друг с другом.
4. Уметь распределять роли в паре.
Результаты работы:
Слово «авоська» - сетка для продуктов.
Слово «пуд» - старая русская мера веса, равная 16,38 кг.
«Чудо – юдо» - сказочное чудовище
На доске появляются слова АВОСЬКА, ПУД, ЧУДО – ЮДО с карточками, изображающими эти слова: сетка, пудовая гиря, чудо-кит
VII. Рефлексия (3 мин)
- Ребята, с помощью айфонов вы нашли правильное трактование слов «авоська» и «пуд».
1. Зрительная гимнастика
Сейчас мы немного отдохнем. Думаю, не лишним будет проведение зрительной гимнастики для глаз после работы с гаджетами. Закроем глаза и нарисуем маленькие арбузы глазами 3 раза, а теперь большими кругами изобразим арбузы больших размеров.
2.Упражнение на увеличение напряжения и рефлексию (снятие мышечного напряжения)
- Скажите, в нашем стихотворении каких размеров были арбузы? (Арбузы были больших размеров)
- Как вы это узнали? (Они весили больше 16 килограммов)
- Изобразим эту тяжелую ношу. У человека, несущего тяжелую ношу, напрягаются все мышцы: мышцы спины, рук, плеч. Почувствуйте это напряжение сами.
- Что испытывает человек, когда ставит тяжелую ношу? (Облегчение)
- Покажем облегчение: руки повисли как у тряпичной куклы, мышцы спины и плеч расслаблены.
- А сейчас настроились на работу, на счет «шесть» тихо сесть!
VIII. Работа над выразительными средствами интонации (6 мин)
- Ребята, мы выяснили значение всех непонятных слов.
-Можно ли сказать, что данное стихотворение построено в форме диалога? (дети затрудняются ответить)
- Что вызвало затруднения? Вы не знаете, что такое диалог? Где мы можем добыть знания? (С помощью айфона дети приходят к выводу, что диалог-разговор двух или более людей).
Появляется карточка ДИАЛОГ
- В нашем стихотворении присутствует диалог? Докажите это примерами текста.(Да, в стихотворении дети спрашивают тетю Варю, а она отвечает им).
- Какая интонация присутствует в диалоге? (Вопросительная)
- Интонация, когда спрашивают, задают вопрос - называется вопросительной, а когда отвечают спокойной интонацией – повествовательная. Какая еще интонация употребляется в конце стихотворении? (Восклицательная)
- Почему автор употребил еще восклицательную интонацию? (Дети догадались, что в авоське арбузы и воскликнули)
- Какие указатели имеются в стихотворении, указывающие на то, с какой интонацией надо произносить предложение? (Восклицательный знак, точка, вопросительный знак)
- Подчеркните эти знаки в конце предложения.
- Прослушайте еще раз стихотворение, обращая внимание на дикцию автора, учитывающую знаки препинания в конце предложения.
- Как вы думаете, сложно было нести арбузы тете Варе? (Да, ей было тяжело)
- Чем могут помочь дети тете Варе? (Помочь донести до дома)
IX. Мини-проект «Поможем тете Варе» (3 мин)
- Ребята, умение оказывать своевременную помощь взрослому человеку, особенно пожилому, который испытывает трудности в определенных ситуациях, говорит о милосердии и добром сердце.
- Представим, что я – тетя Варя, которая несет эти тяжелые арбузы.
- Подумайте, какими словами можно продолжить диалог стихотворения так, чтобы не обидеть женщину, используя в речи вежливые слова. (Тетя Варя, давайте мы вам поможем донести эти арбузы домой. Мы будем очень аккуратными. И т.д.)X. Самостоятельное чтение. Прочтение стихотворения перед классом (5 мин)
- Ребята, а сейчас вы попробуете это стихотворение прочитать самостоятельно, учитывая выразительные средства, о которых мы говорили ранее.
- Кто хотел бы прочитать стихотворение перед классом?
XI. Рефлексия. Включение нового в систему знаний (5 мин)
- Ребята, подумайте, какой общий вывод мы можем сделать по уроку?
(На уроке мы учились читать стихотворение В. Левина «Чудеса в авоське». Мы узнали значение слов АВОСЬКА, ПУД, ЧУДО- ЮДО, ДИАЛОГ. А еще мы говорили о вежливом отношении к взрослым людям).- Как надо относиться к взрослым людям? (Уважительно, надо помогать им)
- Я думаю, что вы сегодня найдете, где можно помочь маме, папе, бабушке, дедушке. Свой поступок изобразите в своем рисунке и принесите в класс, мы организуем выставку – акцию с призывом «Помоги своим близким!» для того, чтобы и другие ребята задумались об этом.