Развитие внимания детей с особыми возможностями здоровья на коррекционно-развивающих занятиях


Развитие внимания детей с особыми возможностями здоровья
на коррекционно-развивающих занятиях
Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку.
Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей.
По данным Министерства образования Российской Федерации, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2—2,5 раза, достигнув 30 % и более. Центральное место в ситуациях, создающих повышенную нагрузку на нервную систему и психическую сферу, занимает начальный этап обучения ребенка в школе. Это связано с существенным изменением привычных для него условий жизни и усложнением требований к уровню развития познавательной и эмоционально-личностной сфер.
Как известно, к началу школьного обучения готовность ребенка определяется уровнем развития различных психических функций, среди которых ведущее место занимают восприятие, память, словесно-логическое мышление, речь, внимание.
Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания у детей младшего школьного возраста. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.
Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению.
Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.
Внимание школьника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиями. Ребенок сосредоточен на предмете или действии только до тех пор, пока не угасает его интерес к этому предмету или действию. Появление нового предмета вызывает переключение внимания, поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же.
Проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у дефектологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, сколь - либо долго удерживать внимание при решении учебных задач. Увеличивается количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с так называемым синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.
Я занимаюсь с детьми предшкольного и первого класса. Для них наиболее характерны невнимательность и несобранность. Их внимание действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво, что во многом объясняется недостаточной зрелостью регулирующих нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих произвольное управление поведением в целом и вниманием в частности
В начале учебного года провожу диагностирование. Оно направлено на выявление нарушений в развитии ребёнка, в том числе - внимания. Обследую такие свойства внимания, как объем, устойчивость, концентрацию, распределение, переключение.
Для формирования познавательной сферы, а в частности внимания, у детей мною была разработана программа: « Коррекционно – развивающие занятия по развитию познавательных способностей ». Где представлены задания, упражнения, дидактические игры, способствующие развитию произвольного внимания.
При определении целей и задач коррекционно-развивающей работы учитываю то, что нельзя ограничиваться лишь актуальными проблемами и сиюминутными трудностями развития ребенка, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития.
Разработанная программа направлена не просто на коррекцию отклонений в развитии, на их предупреждение, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей развития личности.
Задания подбирались так, чтобы уровень трудности был доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость от преодоления.
При проведении занятий учитываю объем и степень разнообразия материала. Переходить к новому материалу можно только после относительной сформированности того или иного умения. Разнообразить материал и увеличить его объем необходимо строго постепенно.
Также учитываю эмоциональную сложность материала, чтобы проводимые игры, занятия, упражнения, создавали благоприятный эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.
Развитие внимания младших школьников совершаю в нескольких направлениях.
Первое и главное — это формирование умственных действий.
Второе — научить ребенка приемам контроля и оценки своих действий.
Третье — создание соответствующей атмосферы развития произвольного внимания, главное условие которой — формирование положительной мотивации учебы.
Чтобы работа по развитию внимания была более эффективной, мною разработаны рекомендации для учителей и воспитателей. (Приложение 1)
Подобраны разнообразные игры и упражнения для развития внимания, которые применяю на занятиях. ( Брошюра «В помощь учителю»)
4062095307467022225891540Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Дети еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные. Поэтому большинство заданий предлагаю в игровой форме. Очень нравиться ребятам игра «Съедобное - несъедобное». Игра направлена не только на развитие внимания, но и на расширение словарного запаса детей.
Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить важные существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают их своими интересными деталями. Поэтому продумываю работу по организации внимания детей с ОВЗ на коррекционно-развивающих занятиях.
Безусловно, сам процесс учения способствует развитию произвольного внимания, его устойчивости и сосредоточенности. По мере того как расширяется круг интересов ребенка и он приучается к систематическому учебному труду, его внимание — как непроизвольное, так и  произвольное интенсивно развивается.
3568700400685Для развития зрительного внимания на занятиях использую следующие игры:
«Найди отличия»
Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти эти отличия.
«Срисовывание по клеточкам»
-2095559055Ребенку дается образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.
«Лабиринт»
4307840316865Пройти по лабиринту, прослеживая путь взором, в случае затруднения пальцем или карандашом.
«Назови предмет»
Ребенку даются рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо их назвать.
«Найди числа по порядку»
6413540005Предложите ребятам отыскивать, показывать и называть числа от единицы в возрастающем порядке. Показателями здесь могут служить время выполнения задания, легкость и удовольствие, которое дети испытывают в ходе работы.
«Выкладывание узора из мозаики или из палочек»
Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т.п.
«Зачеркни»
Ребенку предлагается таблица, где в несколько рядов изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть, например, все елки или все квадраты.
Также использую игры на развитие моторно-двигательного внимания.
«Кто летает?»
Взрослый произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает "летает" и изображает, что машет крыльями. Если назван нелетающий предмет, то ребенок молчит и не поднимает руки.
«Съедобное - несъедобное»
В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.
«Ухо – нос»
78105638810Ребенок слушает команду: "Ухо" и дотрагивается до уха. "Нос" - дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибиться.
«В магазине зеркал»
Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Созданиеположительного эмоционального фона. Формирование чувства уверенности, а также умения подчиниться требованиям другого человека.Описание. Взрослый (а затем ребенок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторять все игроки.
Все игры и упражнения включаются в коррекционно-развивающие занятия как один из этапов работы.
Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый вклад в успешность обучения по разным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению — с устойчивостью внимания. Из этого напрашивается вывод: развивая определенные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.
Сложность, однако, заключается в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания, он индивидуален, в то же время свойства распределения и устойчивости можно и нужно тренировать.
Нужно помнить, что формирование внимания у учащихся младшего школьного возраста не может происходить быстро. Для того чтобы хоть как-то помочь ученику овладеть своим вниманием, подобные упражнения и игры нужно проводить систематически и достаточно долгое время.
1079519685
-533403810
-15240201930
-40005364490
Приложение 1

—чаще обращайте внимание ребенка на какие-либо объекты, его признаки;
— используйте корректурную пробу и другие методы коррекции и развития в работе с ребенком;
— проводите игры на развитие внимания;
— при выполнении какой-либо деятельности производите операцию сличения с имеющимся образцом;
— тренируйте произвольное внимание путем повторений и упражнений;
— развивайте у детей навыки самоконтроля, т.е. способности контролировать свои действия и поступки, проверять результаты своей деятельности;
— учитывайте темп ведения занятия (при чрезмерно быстром темпе могут появляться ошибки, при медленном – работа не захватывает ребенка);— меняйте виды деятельности (слуховое сосредоточение – зрительным и моторным), так как постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень утомительна.