Психолого-педагогическая программа коррекции нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы у детей с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой».
Аннотация психолого - педагогической программы коррекции нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы у детей с ОВЗ
«Познаю себя и учусь управлять собой»
Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личностной сферы, особенно у детей, имеющих недостаточное психологическое развитие, имеющих худшие адаптационные возможности. Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-личностной сферы детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – актуальная проблема коррекционно-развивающей работы.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Программа предназначена для психологической работы с детьми разного возраста, с особыми образовательными потребностями в возрасте 8-15 лет.
На занятиях могут быть несколько учеников, требующих коррекцию. С ними проводятся индивидуальные занятия. Состав подгрупп имеет подвижный характер: ученики могут быть выведены на индивидуальную коррекцию или, напротив, включаться в групповую работу, что определяется степенью необходимой им помощи. Занятия проводятся вместо уроков английского языка или физики или химии или информатики.
Цели программы:-разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ;
- приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культуре;-развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру;Задачи коррекционно-развивающей работы:
Развитие психофизических функций.
Обогащение кругозора детей, формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.
Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять её в соответствии с указаниями или по образцу, осуществлять самоконтроль.
Организация благоприятной среды, обеспечивающей общее развитие ребёнка, стимуляцию его познавательной деятельности, коммуникативных функций.
Содержание обязательной программы включает 3 направления:
Развитие психофизических функций
Развитие познавательных процессов
Бытовая ориентировка и социальная адаптация
В работе над программой использовались принципы, методы и приемы традиционной системы обучения, методы и приемы развивающего обучения, игровых технологий. Главным принципом обучения был принцип коррекционно-развивающей направленности.
Основные принципы:
- системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
- единства диагностики и коррекции;
- учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей школьника;
- активного привлечения социального окружения к участию в коррекционной Программе;
- возрастания сложности;
- учета объема и степени разнообразия материала;
- контроль над развитием познавательных процессов, психических функций, речевых умений.
Залог успешности коррекционной работы зависит не только от квалифицированной работы коррекционного педагога, но и всех участников педагогического процесса, в частности - родителей и других членов семьи. Микросреда семьи, уровень общей и психолого-педагогической культуры родителей, отношение к ребенку со стороны родителей и имеющимся у него проблемам, влияет на формирование личности ребёнка. Поэтому родителей необходимо включать в процесс коррекционных занятий с целью формирования у них адекватных способов общения с ребёнком и обучения методам и приёмам коррекционного воздействия.
Коррекционно-развивающее обучение, как показали исследования, - это не просто добавка к общеразвивающей работе с детьми. Оно выступает как условие преодоления или сглаживания некоторых трудностей, возникающих вследствие биологического нарушения, но, что особенно ценно, оно лежит в основе формирования личности школьника, имеющего, то, или иное отклонение в развитии.
Важным фактором в формировании личности «аномального» ребенка это не просто комплексное воспитание, а организация педагогического воздействия по принципу целостной системы специального обучения. При этом результат выражается не в определенных умениях, способностях, чертах характера, а в виде личностного новообразования, перестраивающего всю совокупность связей и отношений ребенка с окружающей действительностью.
Имея развивающую направленность, программа дает возможность формирования конструктивного взаимодействия со сверстниками, развивается речь, ребята лучше умеют выразить свои мысли, развиваются навыки самообслуживания, могут чувствовать своё тело и научатся расслабляться.