Урок-исследование по русскому языку с презентацией для работы на интерактивной доске Однокоренные слова
Урок - исследование по русскому языку 2 класс
Тема урока « Корень слова. Однокоренные слова»
Актуализация знаний
Слайд 1 Урок исследование
Слайд 2 -Что значит исследовать?
Сегодня на уроке мы будем исследовать, будем исследователями, а что мы узнаем чуть позже. Исследование проводятся в научных лабораториях, это будет наш класс.
Открыли тетради, записали число , классная работа.
2. Развитие умений – применение знания
Чистописание Слайд 3
-Всё внимание на буквенное поле. Какая буква повторяется на каждой строчке?
Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик большой (это дедушка) Этот пальчик указательный (это бабушка ) Средний палец (это мама) Безымянный палец (это папа)
А мизинчик.. (это я) А вот это вся моя семья
Кк Ккк Кккк Найдите закономерность… продолжите ряд.
Словарная работа по группам
-Вам нужно разгадать кроссворд и слово которое у вас получится и будет темой нашего исследования
1.Сто одёжек и все без застёжек. (капуста)
2.Хозяйственные предметы , предназначенные для хранения и приготовления продуктов.(посуда)
3.Произведение живописи , выполненное в красках на бумаге.(картина)
4.Специалист который преподаёт какой либо учебный предмет(учитель)
5.Тонкая палочка графита, вделанная в деревянную оболочку.(карандаш)
6. Последний осенний месяц.(ноябрь)
-Слово , которое получилось по вертикали КОРЕНЬ. Это и будет темой нашего исследования. Откройте учебники на стр.85
Слайд 4
-Чему удивился Петя Зайцев? -
-Что такое корень? (внутренняя подземная часть растения)
-На каком уроке мы изучали корень? (на окруж.мире)
-Корень растения для чего нужен? -Корень зуба? -Корень слова?
У акулы у зубов нет корней, зубы выпадают, новые вырастают.
-У слова корень несколько значений. Как называются такие слова? (многозначные)
- Какое значение слова корень нам больше всего интересно? ( корень слова)
3.Формулирование учениками темы урока
1. Что такое корень слова?
2. Однокоренные слова.
3. Значение корня.
4. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.
1.Работа на доске
Люди шли, вдруг к ним подошло маленькое словечко, грустное такое и говорит оно: «Люди, возьмите меня, посадите, поливайте. Люди так и сделали и посмотрите что получилось. От маленького слова получилось много новых слов.
Слайд 5 На доске появляется «дерево», на нём однокоренные слова: сад, садик, посадить, посадка, садовник, садовый.
– Запишите эти слова. Как они называются? (Однокоренными.)
– Что такое однокоренные слова? (Слова, у которых общий корень, значение которого присутствует во всех словах.)
– Выделите корень значком.
– Хотите сами стать такими садовниками? Посадим корень стол.
Это слово, слово-корень
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
– Каких? (Стол, столик, настольный, столовый, застолье.)
– Как называются такие «расплодившиеся» слова? (Однокоренные.)
– Проведём маленький эксперимент (опыт).
– Назовите в этих словах только корень. Вы поняли, что означает это слово?
– Покажите, как значение корня стол «присутствует» в других словах? Для этого объясните все однокоренные слова через корень (слово) стол. (Столик – маленький стол, настольный – стоящий (находящийся) на столе, столовый – нужный для стола, застолье – еда на столе.)– А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?
– Без какой же части не бывает слова? (Без корня.)
– Почему? (В корне заключён главный смысл слова, без корня слово не имеет смысла.)
– Что выражает корень в однокоренных словах? (Общий смысл однокоренных слов.)
-что такое корень? (Это главная часть слова.)
– У однокоренных слов есть общая часть – один и тот же корень.
– В корне заключён общий смысл однокоренных слов.
– От него образуются («растут») другие слова.
– Сравните свои выводы с текстом в рамке учебника после упр. 117.
2.Исследуем дальше корень. Записываем слова: рисунок – рис, солить – солист, гора – горе, делить – дело. Слайд 6- 10
Будь внимателен к словам, отыщи в них корень сам.
-Докажите являются ли они однокоренными.(разные лексические значения)
3. Работа по учебнику. Задание читаем самостоятельно
Упр. 116 – развивается умение находить общую часть однокоренных слов.
– Какая общая часть есть у этих слов?
– Что общего у них в значении?
– С каким словом они все связаны? Докажите это.
– Какой корень «посадили» здесь?
4.Работа в группах.
Подбираем однокоренные слова. Река, След, дом, белка, час
5. Итог урока
-Итак сегодня мы исследовали слово корень. Что же это такое?
6. Дом.задание
Упр. 117 – развивается умение находить корень и обозначать его в
словах. Сказка про корень (по желанию)
Рефлексия: Дерево : Зелёный листик – всё получилось, работал очень хорошо, всё у меня получалось, жёлтый листик – работал с подсказкой, красный листик – не хотел работать, не интересно