Программа коррекционно-развивающих занятий для первоклассников


Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №6
ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
Я – ПЕРВОКЛАССНИК!
Возрастная категория: учащиеся первых классов.
Автор-составитель:
педагог-психолог начальных классов
Крутицкая Наталья Владимировна
Копейский городской округ
2014 год
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Введение…….......................................................................................................3 1.1. Актуальность………………………………………….………….…….….3
1.2. Цели и задачи программы…………………………………………...…….3
2.Организационно-методические требования к проведению занятий…...5
2.1. Требования к созданию материально-предметной среды………..…......5
2.2. Формы, методы, этапы работы…………………………………………....6
3. Методы оценивания эффективности программы…………………..….....8
3.1. Планируемые результаты………………………………………………....8
3.2. Методы, используемые для оценивания в начале и после завершения применения программы………………………………………………………..8
4. Тематическое планирование……………………………………………..….9
5. Литература…………………………………………………………………....15
ВВЕДЕНИЕ
Начало школьной жизни – испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям школьника, адаптироваться к школьной жизни. Возраст шести-семи лет и в психологическом аспекте имеет большую значимость в развитии личности ребенка. Меняется ведущая деятельность, главным должно стать учение, а не игра, важной обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. Это требует со стороны ребенка значительных волевых усилий, дисциплины, организованности.
С первых же дней обучения в школе возникает основное противоречие, которое является движущей силой развития в младшем школьном возрасте. Это противоречие между, с одной стороны, постоянно растущими требованиями, которые предъявляет учебная деятельность и новое социальное окружение к личности ребенка, к его вниманию, памяти, мышлению, а с другой – тем уровнем психического развития этих функций, который есть у ребенка на момент поступления в школу. Значение этого периода адаптации к новому образу жизни школьника в том, что от благополучного его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и психологический комфорт пребывания в школе, мотивация и здоровье ребенка. Поэтому очень важно с первого класса психологическое сопровождение детей, в том числе проведение занятий, помогающих детям быстрее адаптироваться к новой социальной роли ученика и процессу обучения, для чего и создается программа «Я – первоклассник!».
Программа рассчитана на 61 час (3 блока). Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия – 1 академический час. В группе 10-15 участников.
Актуальность направления программы высока, так как важным является положительное эмоциональное и психологическое состояние ребенка, посещающего школу. В связи с жизненными ситуациями, взаимоотношениями в семье дети приходят в школу с неустойчивым настроением, они могут быть агрессивны и раздражительны, поэтому помощь педагога-психолога им нужна, для того чтобы помочь справиться с этими состояниями и облегчить процесс адаптации.
Целью программы является снижение эмоционального напряжения, страхов, тревожности, возникающих в процессе учебной деятельности, а также обучение детей расслаблению и навыкам коммуникативного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, помощь в адаптации в целом.
Задачи программы:
Формирование коммуникативных навыков в общении со сверстниками и взрослыми
Развитие эмоционально-волевой сферы, произвольности и саморегуляции поведения
Снижение уровня тревожности, страхов и эмоционального напряжения, создание положительного настроя, профилактика агрессивного поведения
Помощь в адаптации детей к образовательному учреждению, новому коллективу
Повышение учебной мотивации путём создания положительного отношения к школе.
Коррекционно-развивающие занятия программы помогут обучающимся первых классов в адаптации к новым условиям их жизни и новым требованиям благодаря системе занятий, включающих различные виды деятельности и направленных на формирование эмоционально положительного отношения к школе, учебной деятельности и осознание позиции школьника, а также формирование учебной мотивации, что в целом является профилактикой агрессивного поведения и дезадаптации.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ
Программа предназначена для учащихся первых классов общеобразовательных школ. Рассчитана на один учебный год – 61 час (3 блока). Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия – 1 академический час. В группе 10-15 участников. Формирование группы происходит на основании результатов плановой диагностики адаптации первоклассников к школе, а также диагностики эмоциональной сферы детей по запросу педагогов и родителей.
Требования к созданию материально-предметной среды:
При планировании коррекционных занятий необходимо четко продумывать формулирование целей занятия, отбор конкретных методик и техник для работы, подготовку необходимых материалов и оборудования, выбор формы организации детей на занятии.Используемые педагогом-психологом развивающие приемы и методы коррекции должны соответствовать уровню актуального развития детей и быть ориентированными на зону ближайшего развития. Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности детей, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач: игровая, продуктивная, а также с целью активизации двигательной активности ребенка. Поэтому основное содержание работы с первоклассниками составляют игры, продуктивно-творческая деятельность, психотехнические упражнения, релаксационные методы.
Занятия должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке. В целях получения максимального педагогического эффекта любое занятие организуется при условии положительного эмоционального отношения у ребенка. Немаловажным фактором является определение структуры занятия, которая должна предусматривать чередование различных видов деятельности: организацию практических действий, разрешение проблемных ситуаций, использование дидактических игр, музыкально-ритмических упражнений, графических заданий и др.
Согласно существующим в психологической литературе подходам к развитию психической функции (Л. С. Выготский, С. Я. Рубинштейн и др.), можно выделить следующий используемый материал для проведения занятий с первоклассниками:
оборудование для занятий музыкой: магнитофон, видеомагнитофон, набор аудио- и видеокассет, звучащие музыкальные инструменты и др.;
материалы и принадлежности для изобразительной деятельности: изобразительные материалы для рисования, аппликации, лепки, выполнения графических заданий.
планируя содержание занятия, педагог-психолог должен отобрать те виды деятельности, которые позволят наиболее успешно решить поставленные коррекционные задачи, продумать их чередование в целях предупреждения утомления (в том числе и умственного утомления) детей.
Формы и методы работы: основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга. Основное содержание групповой работы составляют игры, продуктивно-творческая деятельность, психотехнические упражнения, релаксационные методы. В данной программе используются следующие психолого-педагогические приемы:
Включение в содержание занятий заданий (технологий здоровьесбережения), выполнение которых активизируют и развивают навыки рефлексии и толерантности (дневник настроения, ролевые игры, методы вербализации и т.д.).
Включение в содержание занятий заданий, выполнение которых дает положительный эмоциональный заряд, снимают эмоциональное напряжение (раскрашивание мандал, элементы арт-терапии (рисунок на заданную тему, выполнение коллажа, лепка из пластилина).
Включение в содержание занятий заданий, которые способствуют улучшению физического самочувствия, развивают навыки саморегуляции (упражнения-энергизаторы, элементы психогимнастики, релаксационные техники).
Включение заданий, которые программируют на позитивное взаимодействие с другими людьми (элементы сказкотерапии, метод игротерапии и др.).
Программа включает в себя несколько этапов. На первом школьники знакомятся с нормами школьной жизни, с детским коллективом, привлекается их внимание к занятиям в кружке. Во второй части больше внимания уделяется развитию эмоционально-волевой сферы, развитию доброжелательности, вежливости, дружелюбия в отношении к окружающим людям. Затем в группе происходит развитие коммуникативных умений и навыков, формирование умения работать в группе, уважительно относиться к мнению других и правильно отстаивать свою точку зрения, осознание учеником своей личностной значимости, повышение самооценки и формирования положительного отношения к школе.
В каждое занятие включены упражнения психологической и эмоциональной разгрузки, игры по теме, элементы творческой деятельности. Структура каждого занятия включает в себя:
Вступление, приветствие
Разминка
Основная часть
Заключительная часть, прощание.
Ритуалы приветствия и прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Занятия начинаются общим рукопожатием перекрещенными руками и пожеланиями всем здоровья и добра. В ритуал приветствия также входят вопросы: «С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?», «Как прошли ваши уроки?» и т.д. В данный ритуал должны быть включены все дети. Ритуал прощания включает в себя как настрой на продолжение работы в следующий раз, так и выработку уверенности для каждого ребёнка, что ему всегда рады, его ждут на следующем занятии. Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.
МЕТОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
В ходе реализации программы «Я – первоклассник!» у участников занятий корректируется эмоциональный фон настроения, общее физическое самочувствие и поведение, развиваются коммуникативные навыки, необходимые для успешной адаптации учеников. А также у детей формируются позитивные ценностно-смысловые установки, позитивное восприятие своей личности, окружающих людей и мира. Развиваются навыки самопознания и управления своими эмоциями, самоконтроля поведения и навыки общения.
Планируемые результаты.
По окончании занятий по программе «Я – первоклассник!» у учащихся должны быть сформированы следующие навыки:
Саморегуляция в стрессовых ситуациях
Продуктивное, позитивное выражение эмоционального напряжения через творческую деятельность
Вербальное и не вербальное выражение отрицательных эмоций в социально приемлемых формах поведения
Социальные коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами
Принятие ребенком себя как представителя новой социальной общности, формирование внутренней позиции школьника.

Методы, используемые для оценивания в начале и после завершения применения программы.
В процессе диагностики необходимо применять разные модификации методик в соответствии с возрастом детей и поставленными задачами. В рамках данной программы в начале и после завершения коррекционно-развивающей работы можно использовать следующие методы диагностики:
Методика изучения социально-психологической адаптации детей к школе (Э. М. Александровская)
Тест «Выявление сформированности внутренней позиции школьника» (А. Л. Венгер)
Проективная методика «Что мне нравится в школе»
Методика исследования самооценки «Лесенка» (В. Г. Шур)
Проективная методика изучения личности в классном коллективе «Дерево с человечками»
Данные методы соответствуют тематике программы и являются доступными для учащихся первых классов общеобразовательных школ.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ*
№ занятия Содержание тематического блока Всего часов Умения, вырабатываемые у учащихся в результате занятия
Знакомство с нормами школьной жизни, с коллективом
1 Вводное занятие. Знакомство с детьми. 1 Установление контакта
Ознакомление детей с предстоящей работой
Настрой детей на посещение занятий
2 «Вот я какой!» 1 Знакомство участников группы друг с другом.
Создание непринужденной обстановки занятий
3 «Школа – это хорошо!» 1 Освоение нового социального статуса.
Знакомство со школой
4 «Радуга» 1 Снижение эмоционального напряжения, тревожности
5 «Школьные правила» 1 Знакомство со школьными правилами
6 «Собираем портфель» 1 Помощь в осознании новых требований, в формировании внутренней потребности в их исполнении, развитие познавательных мотивов
7 «Я-ученик» 1 Формирование положительной мотивации к обучению в школе.
Расширение представлений детей о школьных обязанностях, формирование желания учиться, собранности, аккуратности
8 «Наш класс – единая команда» 1 Развитие навыков общения.
Положительный эмоциональный настрой и атмосфера принятия каждого
9 «За что я люблю школу» 1 Формирование положительной мотивации к обучению в школе
10 «Мы вместе!» 1 Умение детей понимать чувства других,
оказывать поддержку и сопереживать.
Развитие навыков сотрудничества, доверия друг другу
11 «Что лежит в портфеле» 1 Формирование позитивного образа школы, развитие умения работать в группе, способностей творческого самовыражения
12 «Учиться вместе» 1 Закрепление школьных правил, развитие сплоченности через совместные упражнения, работа с негативными эмоциями
13 «Речное путешествие». Совместная творческая деятельность. 1 Развитие навыков совместной деятельности.
Развитие мелкой моторики руки
14 «Учусь учиться» 1 Обучение правилам поведения на уроке
15 «Мое любимое занятие» 1 Определить вместе с детьми их предпочтения в играх и занятиях, сравнить с предпочтениями других
16 «Копилка трудностей» 1 Понимание как преодолевать школьные трудности
17 «Мой класс» 1 Формирование позиции школьника, дружеских отношений в классе, развитие уверенности в себе и своих учебных возможностях
18 «Страна знаний» 1 Осознание своей роли ученика, учебной ответственности
19 «Я и моя школа» 1 Дети учатся понимать себя: какие они, чего хотят, что умеют и чему хотят научиться в школе
20 «Что я знаю про свою школу» 1 Закрепление пройденных занятий
Всего 20 Развитие эмоционально-волевой сферы
21 «Учимся дружить» 1 Осознание школьниками значимости и важности дружеских взаимоотношений.
Осознание, какие качества важны в дружбе.
Предоставление учащимся рекомендации для установления, сохранения и поддержания дружеских заимоотношений.
22 «Эмоции и чувства» 1 Знакомство с понятиями «эмоции» и «чувства».
Развитие осознания своих и чужих эмоций
23 «Радость» 1 Обучение распознаванию и описыванию своих чувств и чувств других людей, помочь детям осознать относительность оценки чувств
24 «Грусть» 1 Развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека, формирование коммуникативных навыков
25 «Гнев» 1 Обучение распознаванию и описыванию своих чувств и чувств других людей. Умение преодолевать негативные чувства
26 «Конверт страха» 1 Умение передавать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимики, жестов, пантомимики, художественных средств), снятие эмоционального напряжения
27 «Обида» 1 Снятие психоэмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков
28 «Мы поссорились и помирились» 1 Выяснить как ребята объясняют свои и чужие поступки, умеют ли давать качественную оценку поведению
29 «Давайте жить дружно!» 1 Осознание важности дружеских отношений, своей роли в них
30 «Цветик-семицветик» 1 Умение выражать свои эмоции, и понимать эмоции других
31 «Творчество» 1 Навыки вербального и не вербального выражения эмоционального состояния
32 «Планета эмоций» 1 Снижение эмоционального напряжения. Уменьшение тревожности
33 «Наш класс» 1 Повышение значимости каждого ребенка в коллективе
34 «Школа волшебства» 1 Творческое занятие поможет снять напряжение, беспокойство, почувствовать себя свободно
35 «Почему люди ссорятся» 1 Знакомство с понятием конфликт.
Определение особенностей поведения в конфликтной ситуации
36 «Лабиринт» 1 Обучение способам выхода из конфликтной ситуации
37 «Мой мир» 1 Развитие самопознания.
Умение осознавать свое эмоциональное состояние, свое поведение
38 «Добрый ли ты?» 1 Формирование умения правильно оценивать себя и других.
Умение видеть положительные качества у себя, окружающих.
Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках, таких качеств, как доброта, щедрость, отзывчивость.
39 «Дневник настроения» 1 Создание положительного эмоционального фона, улучшение общего физического самочувствия и поведения
40 «Какой я? Какой ты?» 1 Формирование положительного отношения учащихся к себе, друзьям, одноклассникам.
Воспитание гуманистических черт характера.
41 «Школа – мой дом» 1 Формирование позитивных ценностно-смысловых установок на учение. Позитивное восприятие своей личности, окружающих людей и мира.
42 «Новое и важное для меня» 1 Подведение итогов
Всего 22 Развитие коммуникативных умений и навыков
43 «Волшебная поляна»
1 Предоставление детям опыта межличностного взаимодействия.
44 «Что такое дружба, или учимся дружить» 1 Создание положительного дружественного настроения в классе.
45 «Другой ты» 1 Развитие понимания чувств и поведения другого человека.
Осознание ценности каждого человека.
Повышение самооценки.
46 «Что такое общение» 1 Формирование культуры общения учащихся.
Осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками
47 «Я-школьник» 1 Развитие сплоченности, формирование позиции ученика, осознание личных трудностей
48 «Учимся общаться» 1 Развитие коммуникативных навыков.
Установление и поддержка контакта.
Снятие скованности и замкнутости.
Развитие связной речи.
Формирование у детей самоконтроля за речью
49 «Мост дружбы» 1 Установление доверительных дружеских взаимоотношений в группе
50 «Мой лучший друг» 1 Дать детям почувствовать важность общения, дружбы и уважительного отношения друг к другу; показать необходимость принятия друга таким, какой он есть
51 «Я глазами других» 1 Умение анализировать свои возможности и поведение
52 «Путешествие в страну радости» 1 Воспитание стремления учащихся к полезному времяпровождению и позитивному общению
53 «Лесная школа» 1 Развитие навыка общения со сверстниками и взрослыми людьми
54 "Здравствуйте, это Я!” 1 Отработка навыков самопрезентации55 «К школе готов!» 1 Отработка навыков коммуникации в школьной среде, с одноклассниками и учителем
56 «Объединяемся играя» 1 Сплочение класса.
Снятие напряжения.
Установление доверительных дружеских взаимоотношений в группе.
57 «Портрет класса» 1 Помочь осознать свою непохожесть на других, индивидуальность; укрепление уверенности в себе
58 «Дерево дружбы» 1 Понимание своей роли в создании дружественной атмосферы класса
59 «В добрый путь!» 1 Создание мотивации учения, положительного отношения к школе, одноклассникам, учителю
60 «Чему я научился на занятиях» 1 Закрепление и обобщение пройденных занятий
61 Заключительное занятие 1 Подведение итогов
Всего 19 Итого: 61 * в работе возможны изменения
В каждое занятие включены упражнения психологической и эмоциональной разгрузки, физ. минутки, игры по теме, элементы творческой деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1 классе. – М.: Генезис, 2011. – 144с.
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997. – 298с.
Классные часы с психологом. 1-4 классы/авт.-сост.: Ю.В.Груздева, Н.А.Богачкина. М.: Глобус, 2009. – 232с.
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. – М.: Генезис, 2002. – 208с.
Кряжева Н. Л. Радуемся вместе: развитие эмоционального мира детей, серия: «Практикум». – Екатеринбург, 2006 г.
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.
Сакович Н.А. Практика сказкотерапии: сборник сказок, игр и терапевтических программ, С.-Пб., 2005 г.
Субботина Л.Ю. Учимся, играя: развивающие игры для детей 5-10 лет. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005 – 144с.
Царёва Ю.В. Коррекция поведенческих нарушений у детей: Сборник упражнений и игр – М.: Книголюб, 2008. – 48с.
Шмидт В.В., Шмидт В.Р. Диагностико-коррекционная работа с младшими школьниками. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128с.