Адаптированная программа по работе с младшими школьниками с ЗПР ОНР II — IV уровня у младших школьников 
«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ №4»
	 М. В. Михайлова
« ____ » _________________ 2016г. 
ПРОГРАММА
коррекционно-развивающих занятий
по работе с младшими школьниками с ЗПР ОНР II – IV уровня 
(1 класс)
Программа составлена 
учителем-логопедом:
Евстафьевой Анастасией Владимировной
г. Сосновый Бор
2016 г. 
Пояснительная записка
В последнее время наблюдается рост различных отклонений психического развития, в том числе и задержка психического развития (ЗПР), которая проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического развития. При поступлении в школу у детей с ЗПР обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая ее пресыщаемость, преобладание игровых интересов. 
У детей с ЗПР отмечаются различные нарушения устной и письменной речи. Поэтому необходима организация целенаправленного коррекционно- развивающего процесса, предполагающего коррекцию не только познавательной, но и речевой деятельности. Данная проблема в работе с детьми с ОНР и ЗПР младшего школьного возраста является очень актуальной. 
Адаптированная программа для детей с задержкой психического развития – это комплексная программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с задержкой психического развития и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы начального общего образования. 
Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися на ступени начального общего образования являются:
·  Закон Российской Федерации «Об образовании»;
·  Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». Ястребова А. В., Бессонова Т. П., М. , Когито-Центр, 1996 (По заказу Министерства образования РФ)
·  Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14. 12. 2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
·  Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. №44/25
·  Конвенция о правах инвалидов Принята [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года
·  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентябр2013 г. N 1082 г. Москва "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" Зарегистрирован в Минюсте РФ 23 октября 2013. Регистрационный № 30242
·  Постановление Правительства РФ «Об утверждении СанПиН 2. 4. 2. 28-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29 декабря 2010 №189. 
·  федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; в ред. Приказов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]);
·  Типовое положение « Об инклюзивном (интегрированном) обучении детей с ограниченными возможностями здоровья» от 17. 01. 2012 г.  Протокол Педагогического совета № 6 от 14. 09. 2014 г. 
·  Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20. 04. 2001);
·  О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20. 02. 1999);
·  О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г. );
·  Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ). 
Логопедическая программа, представленная в данных методических рекомендациях, разработана с использованием рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Козыревой Л. М. , Ефименковой Л. Н. , Мисаренко Г. Г. , Садовниковой И. Н. , Лалаевой Р. И. , Коноваленко В. В. , Коноваленко С. В. , Тикуновой Л. И. , Игнатьевой Т. В. , Лопухиной И. С. и с опорой на общеобразовательную программу начальной школы (1 - 4) по русскому языку. Содержание программы может быть дополнено, изменено в ходе логопедической работы в зависимости от особенностей усвоения программного материала учащимися младших классов с ЗПР и ОНР II – IV уровня. 
Основная цель программы - создание специальных условий для развития и социальной адаптации обучающихся с особыми образовательными потребностями в соответствии с их реальными возможностями, исходя из особенностей их развития и образовательных потребностей, а также их сверстников. 
1) Развитие ученика как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью 
2) Оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям) 
3) Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. 
4)Формирование социальной компетентности обучающихся . 
5) Освоение обучающимися базового уровня знаний по изучаемым предметам, формирование межпредметных понятий в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. 
6) Формирование общей культуры. 
Задачи программы 
Основными задачами являются: 
1) Создание условий для освоения образовательной программы всеми обучающимися: 
- организация развивающей предметной среды; 
- создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений сотрудничества и принятия; 
- формирование позитивной, социально-направленной учебной мотивации; 
- применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, форм организации образовательного процесса; 
- адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ; 
- адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др. 
2) Создание условий для адаптации обучающихся с ОВЗ в группе сверстников, школьном сообществе: 
- организация занятий с использованием интерактивных форм деятельности обучающихся; 
- организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого обучающегося, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, образовательной организации; 
3) Привлечение дополнительных ресурсов, поддержки: 
- привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса; 
- формирование запроса на методическую и психолого-педагогическую поддержку как со стороны специалистов школы, так и со стороны социальных партнеров; 
- организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности. 
-оказание в соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии каждому обучающемуся с тяжелыми нарушениями речи. 
 Целевой компонент программы: 
Программа рассчитана на детей с ЗПР, имеющих ОНР II - IV уровня. 
Результаты освоения адаптированной образовательной программы начального общего образования обучающимися с ОВЗ оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования. Освоение индивидуальной (адаптированной) образовательной программы начального общего образования обеспечивает достижение обучающимися с тяжелыми нарушениями речи трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных. Личностные и метапредметные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для всех предметных областей и специальных курсов являются общими и заключаются в следующем: 
личностные результаты начального общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные компетенции обучающегося, включающие: 
-овладение жизненной компетенцией, обеспечивающей готовность к вхождению 
·обучающегося в более сложную социальную среду, социально значимые ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества; 
Личностные результаты освоения индивидуальной адаптированной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 
- сформированность основ российской гражданской идентичности; 
- воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ, национальные свершения, открытия, победы; 
- уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни; 
- осознание своей этнической и национальной принадлежности; 
- осознание целостности окружающего мира в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие мотивации учебной деятельности; 
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные мотивы; 
- овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий; 
- овладение навыком самооценки, умением анализировать свои действия и управлять ими; 
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 
- владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях; 
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; 
- умение сотрудничать с товарищами в процессе коллективной деятельности; 
Метапредметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными знаниями, способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем ООП основного общего образования, которые отражают: 
- овладение способностью понимать цели и задачи решения типовых учебных и практических задач; 
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение видеть и исправлять свои ошибки; 
- умение работать по плану; 
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установлением аналогий и причинно- следственных связей, построением рассуждений, умением фиксировать свои наблюдения и действовать разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими); 
- умение использовать различные способы поиска (в различных справочных источниках); 
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 
- овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 
- умение пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями; 
- умение задавать вопросы; 
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую 
деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п. ); 
- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать в ситуациях неуспеха; 
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных учебных задач; 
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 
- использование речи для регуляции своих действий; построения монологического высказывания; 
 - умение работать с учебной книгой; 
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Предметные результаты освоения индивидуальной адаптированной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ, включающие освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения, представлены в рабочих программах учебных предметов. 
Критерии оценивания различных видов работ:
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий
Условия реализации программы. 
 Создание всеобъемлющих условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья. 
Интегративным результатом реализации указанных условий должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ, их родителей (законных представителей), духовно- нравственное и социальное развитие обучающихся; 
В целях обеспечения реализации адаптированной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР в образовательной организации для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: 
- достижения планируемых результатов освоения программы коррекционной работы и адаптированной основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися; 
- выявления и развития способностей обучающихся через систему внеклассной и внеучебной деятельности, организацию общественно- полезной деятельности, в том числе, с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования детей;
 - характерным отличием программы логопедической коррекции является введение подготовительного этапа по коррекции и развитию следующего: 
- положительной мотивации, устойчивого познавательного интереса к логопедическим занятиям; - значимости правильного письма в обыденной жизни человека; - познавательной деятельности (мыслительных операций, памяти, внимания, воображения, пространственно-временных представлений); 
- графомоторного навыка и мелкой моторики; 
- саморегуляции и самоконтроля (данный этап имеет первостепенное значение в коррекции дисграфии и дислексии детей с ЗПР, т. к. на первый план в нарушении развития у данной категории детей выходит неспособность контролировать свою деятельность и управлять своим поведением);
- поведенческой и эмоционально – волевой сферы. 
Ожидаемые результаты:
ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка;
ученик, с достаточно развитой импрессивной и экспрессивной речью для усвоения учебных программ на минимальном базовом уровне. 
Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:
игровые,
наглядно-демонстрационне,
словесные. 
Принципы логопедической работы:
наглядность,
доступность,
системность,
комплексность,
принцип развития,
онтогенетический принцип. 
Формы организации деятельности учащихся:
- подгрупповая
- работа в парах
- индивидуальная
Список использованной литературы:
Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у детей с ОНР. , СПб. : «Детство - Пресс», 2001. 
Ануфриев А. Ф. , Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. -М. :Ось-89, 1998. 
Алтухова Н. Г. Научитесь слушать звуки. Развитие фонематического слуха у детей. , СПб. : «Лань», 1999. 
Беляева А. И. . Изучение состояния речевых процессов детей с ОНР. //Логопед. 2004
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. , М. : Просвещение, 1991. 
Волкова Л. С. Логопедия. , М. , 1995. 
Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. , М. : Просвещение, 1991. 
Елецкая О. В. , Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. -М. :ТЦ Сфера, 2007. 
Лалаева Р. И. , Венедиктова Л. В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб. 1997. 
Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М. , 1997. 
Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М. , 1999
13PAGE  15
13PAGE  14815
15