Адаптированная программа по работе с младшими школьниками с ЗПР ОНР II — IV уровня у младших школьников

«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ №4»
М. В. Михайлова
« ____ » _________________ 2016г.












ПРОГРАММА

коррекционно-развивающих занятий

по работе с младшими школьниками с ЗПР ОНР II – IV уровня
(1 класс)







Программа составлена
учителем-логопедом:

Евстафьевой Анастасией Владимировной











г. Сосновый Бор
2016 г.
Пояснительная записка
В последнее время наблюдается рост различных отклонений психического развития, в том числе и задержка психического развития (ЗПР), которая проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического развития. При поступлении в школу у детей с ЗПР обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая ее пресыщаемость, преобладание игровых интересов.
У детей с ЗПР отмечаются различные нарушения устной и письменной речи. Поэтому необходима организация целенаправленного коррекционно- развивающего процесса, предполагающего коррекцию не только познавательной, но и речевой деятельности. Данная проблема в работе с детьми с ОНР и ЗПР младшего школьного возраста является очень актуальной.
Адаптированная программа для детей с задержкой психического развития – это комплексная программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с задержкой психического развития и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы начального общего образования.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися на ступени начального общего образования являются:

· Закон Российской Федерации «Об образовании»;

· Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». Ястребова А. В., Бессонова Т. П., М. , Когито-Центр, 1996 (По заказу Министерства образования РФ)

· Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14. 12. 2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»

· Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. №44/25

· Конвенция о правах инвалидов Принята [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года

· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентябр2013 г. N 1082 г. Москва "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" Зарегистрирован в Минюсте РФ 23 октября 2013. Регистрационный № 30242

· Постановление Правительства РФ «Об утверждении СанПиН 2. 4. 2. 28-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29 декабря 2010 №189.

· федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; в ред. Приказов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]);

· Типовое положение « Об инклюзивном (интегрированном) обучении детей с ограниченными возможностями здоровья» от 17. 01. 2012 г. Протокол Педагогического совета № 6 от 14. 09. 2014 г.

· Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20. 04. 2001);

· О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20. 02. 1999);

· О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г. );

· Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ).

Логопедическая программа, представленная в данных методических рекомендациях, разработана с использованием рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Козыревой Л. М. , Ефименковой Л. Н. , Мисаренко Г. Г. , Садовниковой И. Н. , Лалаевой Р. И. , Коноваленко В. В. , Коноваленко С. В. , Тикуновой Л. И. , Игнатьевой Т. В. , Лопухиной И. С. и с опорой на общеобразовательную программу начальной школы (1 - 4) по русскому языку. Содержание программы может быть дополнено, изменено в ходе логопедической работы в зависимости от особенностей усвоения программного материала учащимися младших классов с ЗПР и ОНР II – IV уровня.
Основная цель программы - создание специальных условий для развития и социальной адаптации обучающихся с особыми образовательными потребностями в соответствии с их реальными возможностями, исходя из особенностей их развития и образовательных потребностей, а также их сверстников.
1) Развитие ученика как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью
2) Оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям)
3) Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
4)Формирование социальной компетентности обучающихся .
5) Освоение обучающимися базового уровня знаний по изучаемым предметам, формирование межпредметных понятий в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
6) Формирование общей культуры.
Задачи программы
Основными задачами являются:
1) Создание условий для освоения образовательной программы всеми обучающимися:
- организация развивающей предметной среды;
- создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений сотрудничества и принятия;
- формирование позитивной, социально-направленной учебной мотивации;
- применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, форм организации образовательного процесса;
- адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ;
- адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.
2) Создание условий для адаптации обучающихся с ОВЗ в группе сверстников, школьном сообществе:
- организация занятий с использованием интерактивных форм деятельности обучающихся;
- организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого обучающегося, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, образовательной организации;
3) Привлечение дополнительных ресурсов, поддержки:
- привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса;
- формирование запроса на методическую и психолого-педагогическую поддержку как со стороны специалистов школы, так и со стороны социальных партнеров;
- организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.
-оказание в соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии каждому обучающемуся с тяжелыми нарушениями речи.
Целевой компонент программы:
Программа рассчитана на детей с ЗПР, имеющих ОНР II - IV уровня.
Результаты освоения адаптированной образовательной программы начального общего образования обучающимися с ОВЗ оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования. Освоение индивидуальной (адаптированной) образовательной программы начального общего образования обеспечивает достижение обучающимися с тяжелыми нарушениями речи трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных. Личностные и метапредметные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для всех предметных областей и специальных курсов являются общими и заключаются в следующем:
личностные результаты начального общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные компетенции обучающегося, включающие:
-овладение жизненной компетенцией, обеспечивающей готовность к вхождению
·обучающегося в более сложную социальную среду, социально значимые ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества;
Личностные результаты освоения индивидуальной адаптированной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
- сформированность основ российской гражданской идентичности;
- воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ, национальные свершения, открытия, победы;
- уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- осознание целостности окружающего мира в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие мотивации учебной деятельности;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные мотивы;
- овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
- овладение навыком самооценки, умением анализировать свои действия и управлять ими;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе коллективной деятельности;
Метапредметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными знаниями, способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем ООП основного общего образования, которые отражают:
- овладение способностью понимать цели и задачи решения типовых учебных и практических задач;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение видеть и исправлять свои ошибки;
- умение работать по плану;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установлением аналогий и причинно- следственных связей, построением рассуждений, умением фиксировать свои наблюдения и действовать разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими);
- умение использовать различные способы поиска (в различных справочных источниках);
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- умение пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;
- умение задавать вопросы;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п. );
- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных учебных задач;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- использование речи для регуляции своих действий; построения монологического высказывания;
- умение работать с учебной книгой;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Предметные результаты освоения индивидуальной адаптированной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ, включающие освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения, представлены в рабочих программах учебных предметов.
Критерии оценивания различных видов работ:
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий
Условия реализации программы.
Создание всеобъемлющих условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.
Интегративным результатом реализации указанных условий должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ, их родителей (законных представителей), духовно- нравственное и социальное развитие обучающихся;
В целях обеспечения реализации адаптированной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР в образовательной организации для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:
- достижения планируемых результатов освоения программы коррекционной работы и адаптированной основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися;
- выявления и развития способностей обучающихся через систему внеклассной и внеучебной деятельности, организацию общественно- полезной деятельности, в том числе, с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования детей;
- характерным отличием программы логопедической коррекции является введение подготовительного этапа по коррекции и развитию следующего:
- положительной мотивации, устойчивого познавательного интереса к логопедическим занятиям; - значимости правильного письма в обыденной жизни человека; - познавательной деятельности (мыслительных операций, памяти, внимания, воображения, пространственно-временных представлений);
- графомоторного навыка и мелкой моторики;
- саморегуляции и самоконтроля (данный этап имеет первостепенное значение в коррекции дисграфии и дислексии детей с ЗПР, т. к. на первый план в нарушении развития у данной категории детей выходит неспособность контролировать свою деятельность и управлять своим поведением);
- поведенческой и эмоционально – волевой сферы.
Ожидаемые результаты:
ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка;
ученик, с достаточно развитой импрессивной и экспрессивной речью для усвоения учебных программ на минимальном базовом уровне.
Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:
игровые,
наглядно-демонстрационне,
словесные.
Принципы логопедической работы:
наглядность,
доступность,
системность,
комплексность,
принцип развития,
онтогенетический принцип.
Формы организации деятельности учащихся:
- подгрупповая
- работа в парах
- индивидуальная
Список использованной литературы:

Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у детей с ОНР. , СПб. : «Детство - Пресс», 2001.
Ануфриев А. Ф. , Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. -М. :Ось-89, 1998.
Алтухова Н. Г. Научитесь слушать звуки. Развитие фонематического слуха у детей. , СПб. : «Лань», 1999.
Беляева А. И. . Изучение состояния речевых процессов детей с ОНР. //Логопед. 2004
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. , М. : Просвещение, 1991.
Волкова Л. С. Логопедия. , М. , 1995.
Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. , М. : Просвещение, 1991.
Елецкая О. В. , Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. -М. :ТЦ Сфера, 2007.
Лалаева Р. И. , Венедиктова Л. В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб. 1997.
Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М. , 1997.
Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М. , 1999









13PAGE 15


13PAGE 14815




15