ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКОГО НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА НА ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКОГО НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА
 НА ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ,
ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ 
Чернова Л.В. учитель - логопед 
МДОУ ЦРР д/с «Колокольчик» г. Абакан
Актуальность
Для воспитания полноценной личности необходимо устранить все то,что мешает свободному общению ребенка с коллективом.
Остро встает вопрос о значимости фонетически правильной речи с поступлением ребенка в школу.
Все дети старшей логопедической группы детского сада "Колокольчик"имеют логопедическое заключение общее недоразвитие речи 1,2,3 уровней. Среди них основной контингент составляют дошкольники со стертыми или минимальными проявлениями дизартрии (70 %)и, как следствие, с двигательными расстройствами. Нарушение моторики часто распространяется на всю мускулатуру в целом, охватывая не только речевой аппарат, но также и плечевой пояс и нижние конечности.
Коррекция звукопроизносительной стороны речи при дизартрии вызывает определенные трудности, поскольку связано с поражением центральной нервной системы. Учителю-логопеду необходимо выбрать наиболее оптимальную адекватную коррекционную методику с учетом резервных компенсаторных возможностей каждого ребенка в отдельности.
Одной из форм активной терапии, благотворно действующей как на физическое,так и на психическое развитие ребенка с речевыми нарушениями ,является логопедическая ритмика.
 Логоритмические занятия - метод, опирающийся на связь слова, музыки и движения.
 Цель логоритмического воздействия - преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге - адаптация к условиям внешней среды.
 
 

Качественный состав старшей логопедическойгруппы


Исходя из поставленных целей и задач мы обратились к народной культуре, к русскому фольклору. В русском фольклоре особенным образом сочетается слово и музыкальный ритм, напевность.Следует также подчеркнуть ,что наш детский сад работает по программе «Детство», где работа по приобщению детей к родной культуре проходит красной нитью.
Русские народные игры, хороводы, пляски, народные песни, частушки, потешки, скороговорки, сказки, загадки, заклички, пословицы, поговорки являются богатейшим источником физического, познавательного и нравственного развития детей.                          

Сотрудничество специалистов
 
Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, требуется специально организованная систематическая работа.
Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада: логопеда, музыкального руководителя, воспитателей, инструктора по физическому воспитанию.
У каждого свой вид деятельности, но цель у всех общая- развитие и воспитание ребенка.
Логопед задает лексическую тему, составляет конспект занятия, проводит занятие.
Музыкальный руководитель подбирает музыку, музыкальные дидактические игры, упражнения, танцы, песни, участвует в проведении занятий.
Воспитатель проводит подготовительную работу по заданию логопеда, разучивает с детьми пальчиковые игры, стихи и движения.
Инструктор по физкультуре разучивает подвижные игры.
Родители разучивают речевой материал с ребенком дома







Структура логоритмического занятия

Этапы    
Содержание этапа 

Организационный
 Организация детей. Введение в игровую ситуацию. Вводные упражнения

Основная часть
Пение. Исполнение музыкальных скороговорок, песен.
Упражнения, регулирующие мышечный тонус.
Речевые упражнения с движениями ,с музыкальным сопровождением и без.
Упражнения на развитие слухового внимания, фонематического слуха, дыхания, голоса, артикуляции.
Упражнения, воспитывающие чувство музыкального ритма,  координации движений.
Подвижные игры
Игра на музыкальных инструментах
Танцевальные упражнения. 

Заключительная часть
Заключительные упражнения.
Завершение игровой ситуации.
Оценка детской деятельности.


Виды деятельности на логоритмических занятиях
 
устное народное творчество
песенное творчество
танцевальное творчество
игра на музыкальных инструментах
театрально-игровой фольклор

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем
их к общечеловеческим нравственным ценностям. Повторяя за взрослым потешку в движении, у ребенка вырабатывается ритм, он лучше усваивает потом музыкальный ритм. С первых дней учим слушать народную музыку, знакомим с народными инструментами, которые приносят на занятия любимые герои петушок, лисичка, зайчик. Обучаем детей навыкам игры на инструментах, умениям проиграть ритм для персонажа.
В работе с песнями используем разные жанры: колыбельные, лирические, исторические. При разучивании дети вовлекаются в активное взаимодействие-
играют, поют, танцуют, проявляя свой индивидуальный характер и способности. При этом усваиваются народные традиции в ненавязчивой форме на основе народной педагогики . В песнях встречаются редко употребляемые слова, старинные обороты (коромысло, поленья, млада, по сигачкам, рассыплюся яблоней). Обьясняя детям их значение, пропеваем их медленно, скороговорчато, громко, тихо.
В народных закличках, попевках много протяжных звуков. Это дает возможность работать в игровой форме над артикуляцией. Пением имитируем звучание балалайки, дудочки и т. д., укрепляя мышцы языка, гортани.
Разучивая хороводы, дети узнают, что они бывают разные: плясовые, драматические, орнаментальные, игровые. Они сами придумывают движения, мимику, жесты.
В групповых танцах ребенок учится красиво двигаться, учится понимать язык музыки.
В обучении игре на народных инструментах знакомим с элементами игры
(напр. игра на ложках «камушком», «солдатиком»),выкладываем ритм мелодий , создаем свои. Ритмы закрепляем хлопками, шлепками, притопами.
Организация занятий предполагает активное участие, всех детей, а использование различных фольклорных форм позволяет привлекать к участию обычно пассивных и застенчевых.

ЛИТЕРАТУРА
Аникин В, И  К мудрости ступенька. М.,  1988.
Аникин В. П.   Русские народные пословицы, поговорки,загадки и детский фольклор. М., 1957.
Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М.: Издательство «Просвещение», 1985.
Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России. М.,1994.
Заплетися, плетень. Русские народные песни и хороводы// Сост.  В. Агафонников.  М.,  1973. год
Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М.: ТЦ Сфера, 2005.
Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2003.
 
Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа.Санкт-Петербург,1994
Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду//Под ред. А. В. Орловой. Владимир, 1995.
Савицкая Н.М. Логоритмика  для малышей 4-5 лет Издательство «КАРО  «Санкт-Петербург  2009
Сельский хоровод. Игры, танцы, упражнения, стихи и загадки//Сост.  С. Бекина.  М.,  1987. Шмаков С. А.
Приложение 1



Перспективное планирование логоритмических занятий в старшей логогруппе (фрагменты)


Тема занятия
Содержание

1
Осень
Потешки, попевки «Скок-скок-поскок» «Лиса по лесу ходила»

2
Овощи
Потешка «Серый козел»
Игра-считалка «Огуречик»
Песня «Капустка, вейся»

3
Одежда
Игра-дразнилка «У Маланьи»

4
Обувь
Песня «Сапожок» в сопровождении с игрой на музыкальных инструментах (ложки, молоточки)

5
Игрушки
Песня-игра «Матрешечные забавы»

6
Посуда
Ритмическая игра «Артисты - лошкари» с музыкальным  сопровождением

7
Домашние животные
Песня «Коровушка»
Танец «Дружные тройки»

8
Дикие животные
Речь с движениями «У медведя во бору»
Игра «Плетень»
Потешка - чистоговорка «Лиса»

9
Зима
Танец «Дружные тройки»
Пальчиковая игра «Как под горкой под горой снег-снег»

10
Домашние птицы
Подвижная речевая игра «На птичьем дворе»
Частушки, загадки о домашних птицах

11
Зимующие птицы
Песня «Сорока - белобока»
Игра на музыкальных инструментах «Птичий хор» (трещотки, трубы, колокольчики)

12
Новый год.
Зимние забавы
Колядки «Вей, вей  ветерок»
                «Коляда - маляда»
Танец «Дружные лошадки»

13
День защитника
Отечества
 Пословицы, поговорки о богатырской силе, ловкости, умении.

14
Мамин день
Хоровод «Красный сарафан», «Пошла млада за водой»

15
Весна
Весенние заклички
Песня «Весна - красна»
Музыкально-ритмическая игра «Шаловливые сосульки»

16
Наш город
Игра с колокольчиками «Звонари Преображенского собора»

17
Труд взрослых весной
Пословицы и поговорки о труде
Подвижная игра «Пахарь»

18
Растения весной
Хоровод «Во поле березонька стояла»
Песня «На горе-то калина»
Загадки, скороговорки

19
Лето.
Насекомые
Хороводная песня «Комарик»
Загадки, потешки, считалки





Приложение 2

ЛОГОРИТМИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

ТЕМА «ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДУ АБАКАНУ»

ЦЕЛИ

Автоматизировать изолированный звук [р].
Совершенствовать артикуляционную моторику, общую моторику, мимику, эмоциональную сферу.
Формировать диафрагмальное дыхание, увеличивать продолжительность и силу выдоха.
Тренировать выразительность речи, координацию движений
Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, воображение.
Приобщать к истокам русской народной культуры.

ОБОРУДОВАНИЕ

Касса букв; цветовые сигналы: красный, желтый, зеленый; колокольчики: маленькие, средние, большие по числу детей; картонные фигуры овальной формы, шапочки-маски животных: лиса, заяц, собака, петух; стаканчики, наполненные водой с трубочками для коктейля, фотографии достопримечательностей города Абакана.

Вводная часть.
Слушание песни «Абакан», муз. Боргоякова А.
О чем была песня?
Что такое Абакан?
Л о г о п е д. Дети, сейчас мы отправимся в путешествие по городу Абакану. Давайте составим «живое слово».
Игра «Живые буквы». Дети берут буквы, составляют «живое слово» «Абакан».

Пальчиковая игра с движениями «Прогулка по городу»

Я по городу хожу
Я про город расскажу.
Поликлиника, аптека ,
Магазин, библиотека,
Много здесь жилых домов.
И деревьев и цветов.
Землю роет экскаватор-
Строят здесь кинотеатр.
Школа, ресторан, музей
Город нужен для людей.

Динамическая игра «Поездка на автобусе»

Автоматизация звука [р].
Абаканцы любят отдыхать в парках города.
Какие парки у нас есть? Дети перечисляют парки города .
Предлагаю поехать на автобусе в самый красивый парк «Сады Мечты».

Дети «заводят мотор» со звуком [р], бегут по кругу.

Упражнение на коородинацию движений «Тропинки» под музыку.

Приехали. Остановка. Пошли по «тропинкам»: ходьба друг за другом по извилистой тропинке ходьба по булыжникам по одному
(На полу булыжники- картонные фигуры – овалы.)

Артикуляционная гимнастика «Аттракционы»
Какие аттракционы видели?
«Качели»
«Карусель»-круговые движения языком в предверии рта.
«Горка»
«Блины»-едим блины в «Блинной» с чаем
«Чашечка»- остужаем горячий чай, упражнение на дыхание

Отгадывание загадок. Психогимнастика. Имитация движений животных.

1.По земле ходит 2.Сама пестрая, ест зеленое, дает белое
А неба не видит. (свинья) (корова)

3.Шерстка гладка
Чисто умыта с головы до копыта
Овса поела- и снова за дело. (лошадь)

Л о г о п е д: Дети, изобразите: веселую семейку свиней
сердитую серьезную корову
гордого, кивающего головой коня


Дыхательная гимнастика «Водопад».

Л о г о п е д :Пошли дальше по тропинке и пришли к водопаду.
Что такое водопад?
Предлагаю сделать такой же водопад.
Дети дуют длительно и сильно через трубочку в стакан с водой.

Игра на внимание «Светофор»

Л о г о п е д : Вам понравилось в парке «Сады мечты»?
Идем дальше в собор Преображенский.
Через дорогу нам поможет перейти «Светофор»

Вот круги 3 разных цвета
Вам игра знакома эта.
Если красный покажу- всех похлопать попрошу.
Если желтый покажу- всех потопать попрошу.
Ну а если зеленый цвет- всем ура кричать в ответ.

Музыкальная игра «Звонари»

Л о г о п е д: Мы пришли в Преображенский собор. Посмотрите, какой он красивый !(Дети рассматривают фото собора).
Предлагаю послушать колокольный звон.
Музыкальный руководитель демонстрирует игру с колокольчиками разного размера. Дети учатся различать колокольный звон по силе и долготе. Затем дети играют с колокольчиками долго- короче- коротко.

Драматизация отрывка русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Л о г о п е д :Мы идем дальше. Впереди мы видим современное бело-голубое здание «Абаканский Дворец молодежи». (Дети рассматривают фото дворца). На сцене выступает детская театральная студия. Дети показывают сказку про чью-то избушку.
Загадка: Длинное ухо,
Комочек пуха.
Прыгает ловко,
Грызет морковку. (заяц)

Дети надевают шапочки-маски животных и показывают отрывок сказки «Заячья избушка».

Л о г о п е д: Наша экскурсия заканчивается. Где мы были? Что видели? Возвращаемся домой на автобусе. Дети бегут по кругу со звуком [р].






























Народный фольклор как средство развития двигательной сферы
у детей с общим недоразвитием речи на логоритмических занятиях
Чернова Л.В., учитель - логопед 
МДОУ ЦРР д/с «Колокольчик» г. Абакан
Актуальность
Для воспитания полноценной личности необходимо устранить все то,что мешает свободному общению ребенка с коллективом.
Остро встает вопрос о значимости фонетически правильной речи с поступлением ребенка в школу.
Все дети старшей логопедической группы детского сада "Колокольчик"имеют логопедическое заключение общее недоразвитие речи 1,2,3 уровней. Среди них основной контингент составляют дошкольники со стертыми или минимальными проявлениями дизартрии (70 %) и, как следствие, с двигательными расстройствами. Нарушение моторики часто распространяется на всю мускулатуру в целом, охватывая не только речевой аппарат, но также и плечевой пояс и нижние конечности.
Коррекция звукопроизносительной стороны речи при дизартрии вызывает определенные трудности, поскольку связано с поражением центральной нервной системы. Учителю-логопеду необходимо выбрать наиболее оптимальную адекватную коррекционную методику с учетом резервных компенсаторных возможностей каждого ребенка в отдельности.
Одной из форм активной терапии, благотворно действующей как на физическое, так и на психическое развитие ребенка с речевыми нарушениями, является логопедическая ритмика.
 Логоритмические занятия - метод, опирающийся на связь слова, музыки и движения.
 Цель логоритмического воздействия - преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге - адаптация к условиям внешней среды.
 Исходя из поставленных целей и задач мы обратились к народной культуре, к русскому фольклору. В русском фольклоре особенным образом сочетается слово и музыкальный ритм, напевность.
Следует также подчеркнуть, что наш детский сад работает по программе «Детство», где работа по приобщению детей к родной культуре проходит красной нитью.
Русские народные игры, хороводы, пляски, народные песни, частушки, потешки, скороговорки, сказки, загадки, заклички, пословицы, поговорки являются богатейшим источником физического, познавательного и нравственного развития детей.

Сотрудничество специалистов
 Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, требуется специально
организованная систематическая работа.
Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада: логопеда, музыкального руководителя, воспитателей, инструктора по физическому воспитанию.
У каждого свой вид деятельности, но цель у всех общая - развитие и воспитание ребенка.
Логопед задает лексическую тему, составляет конспект занятия, проводит занятие.
Музыкальный руководитель подбирает музыку, музыкальные дидактические игры, упражнения, танцы, песни, участвует в проведении занятий.
Воспитатель проводит подготовительную работу по заданию логопеда, разучивает с детьми пальчиковые игры, стихи и движения.
Инструктор по физкультуре разучивает подвижные игры.
Родители разучивают речевой материал с ребенком дома.
Чтобы достигнуть конечной цели – чистой речи, мы придерживаемся в своей работе принципа поэтапности. На начальном этапе учим детей слышать, видеть, понимать, а на конечном – развиваем творческие способности.
Логоритмическое занятие проводится один раз в неделю и имеет общепринятую структуру. В содержание каждого занятия включены 2-3 приема из русского народного фольклора. Это наглядно представлено в перспективном календарно – тематическом плане
( см. Приложение № 1 ).

Виды деятельности на логоритмических занятиях

устное народное творчество
песенное творчество
танцевальное творчество
игра на музыкальных инструментах
театрально-игровой фольклор

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Повторяя за взрослым потешку в движении, у ребенка вырабатывается ритм, он лучше усваивает потом музыкальный ритм. С первых дней учим слушать народную музыку, знакомим с народными инструментами, которые приносят на занятия любимые герои петушок, лисичка, зайчик. Обучаем детей навыкам игры на инструментах, умениям проиграть ритм для персонажа.
В работе с песнями используем разные жанры: колыбельные, лирические исторические. При разучивании дети вовлекаются в активное взаимодействие - играют, поют, танцуют, проявляя свой индивидуальный характер и способности. При этом усваиваются народные традиции в ненавязчивой форме на основе народной педагогики. В песнях встречаются редко употребляемые слова, старинные обороты (коромысло, поленья, млада, по сигачкам, рассыплюся яблоней). Обьясняя детям их значение, пропеваем их медленно,скороговорчато, громко, тихо.
В народных закличках, попевках много протяжных звуков. Это дает возможность работать в игровой форме над артикуляцией. Пением имитируем звучание балалайки, дудочки и т. д., укрепляя мышцы языка, гортани.
Разучивая хороводы, дети узнают, что они бывают разные: плясовые, драматические, орнаментальные, игровые. Они сами придумывают движения, мимику, жесты.
В групповых танцах ребенок учится красиво двигаться, учится понимать язык музыки.
В обучении игре на народных инструментах знакомим с элементами игры (напр. игра на ложках «камушком», «солдатиком»), выкладываем ритм мелодий , создаем свои. Ритмы закрепляем хлопками, шлепками, притопами.
Таким образом, использование различных форм народного фольклора на логоритмических занятиях способствует преодолению у детей с ОНР речевого нарушения.
Результаты работы показали улучшение двигательных функций у большинства воспитанников, активное участие их на логоритмических занятиях.


ЛИТЕРАТУРА
Аникин В, И  К мудрости ступенька. М.,  1988.
Аникин В. П.   Русские народные пословицы, поговорки,загадки и детский фольклор. М., 1957.
Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М.: Издательство «Просвещение», 1985.
Гавриш Н., Загрутдинова М. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание, № 9- 1991
Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России. М.,1994.
Заплетися, плетень. Русские народные песни и хороводы // Сост.  В. Агафонников.  М.,  1973. год
Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М.: ТЦ Сфера, 2005.
Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2003.
 Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа.Санкт-Петербург,1994
Кравцов, Лазутин. Русское устное народное творчество. М. 1983
Мельников М.Н. Русский детский фольклор М. 1987
Михайлова М. А у наших у ворот развесёлый хоровод. Ярославль 2001.
Осеннева М. Знакомство детей с русским фольклором // Дошкольное воспитание №11- 2000.
Остроух Г. Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей //Дошкольное воспитание №9,10 – 1994.
Павлова Л. Фольклор: Педагогика раннего детства // Дошкольное воспитание, №4 – 1990.
Павлова Л. Фольклор для маленьких // Дошкольное воспитание № 2,6, 7, 10- 1990.
Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду//Под ред. А. В. Орловой. Владимир, 1995.
Ряховская К. Народные подвижные игры // Дошкольное воспитание, № 6 – 1990.
Савицкая Н.М. Логоритмика  для малышей 4-5 лет Издательство «КАРО  «Санкт-Петербург  2009
Сельский хоровод. Игры, танцы, упражнения, стихи и загадки // Сост.  С. Бекина.  М.,  1987. Шмаков С. А.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915




15