Волевая регуляция поведения подростков с девиантным поведением.


Волевая регуляция поведения подростков с девиантным поведением
Рабочая индивидуальная программа коррекционных занятий
Белово 2016
Составитель: Матюшина Елена Николаевна, педагог-психолог школы-интерната № 15 г. Белово.
Данная программа состоит из серии специально организованных занятий. Место проведения – кабинет психолога. Программа рассчитана на индивидуальные занятия с подростком «группы риска» с девиантным поведением.
Пособие предназначено для педагогов-психологов, работающих с подростками, имеющими отклонения в поведении.
В приложении к программе приводятся конспекты занятий.
Содержание
Пояснительная записка ______________________________________3
Содержание коррекционной программы________________________5
Тематическое планирование__________________________________8
Материально- техническое обеспечение коррекционной работы____9
Пояснительная записка.
Подростковый возраст является наиболее сенcитивным периодом для развития девиантного поведения. Стремление к познанию, к новизне, желание взрослости и признания, боязнь отстать от сверстников – все это при неблагоприятно сложившейся ситуации может привести подростка к выработке устойчивого асоциального поведения. Особое положение подросткового периода в цикле развития отражено в других названиях («переходный», «трудный», «критический»), в которых зафиксирована сложность и важность происходящих процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения . Наиболее эффективные бурные реакции возникают при попытке ущемить самолюбие. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек – 13-15 лет. Характерна для подростков полярность психики:
- целеустремленность, настойчивость, импульсивность, неустойчивость;
- повышенная самоуверенность, безапелляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
- потребность в общении и желание уединиться;
- развязность в поведении и застенчивость;
- романтизм и цинизм, расчетливость;
- нежность, ласковость, жестокость.
Отклонения в поведении подростков, связанные с неустойчивостью психики, могут привести к различным девиациям.
Цель программы:
Коррекция девиантного поведения подростков.
Задачи : Образовательные: формировать личностно конструктивные модели поведения в жизненных ситуациях; ознакомить учащегося с зонами риска, характерными для их возраста.
Развивающие: развивать навыки коммуникативного поведения учащихся, формировать умения преодоления негативных мыслей о себе и окружающих.
Воспитательные: воспитывать навыки конструктивного сотрудничества. Формировать позитивное отношение к своему «Я».
Основные методы :Беседа, мини-лекция, игры, моделирование ситуации.
Предполагаемые результаты:
- снижение отклонений в поведении;
- усиление личностных ресурсов, препятствующих социальной дезадаптации;
- расширение репертуара социальных поведенческих стратегий в проблемных ситуациях.
Данная программа состоит из серии специально организованных занятий. Место проведения – кабинет психолога. Программа рассчитана на 9 академических часов, продолжительностью 30-40 минут, периодичностью 1 раз в месяц, с учащимися «группы риска» 5- 9 классов.
Содержание коррекционной программы
Занятие №1Хороший друг.( 1 час)
сентябрь
1. Развитие навыка налаживания дружеских отношений.
2. Повышение объективных ожиданий от значимых сверстников.
1.Упр. «Хороший друг».
2.Упр. «Каков я? Кто я?».
3. Релаксационное упражнение.
Занятие №2 Значимый человек. ( 1 час)
октябрь
1. Развитие способности принимать иную, отличную от собственной, точку зрения..1. Игра «Значимый человек».
2. Релаксационное упражнение.
Занятие №3Разговор со взрослым. ( 1 час)
ноябрь
1. Развитие навыка конструктивного взаимодействия со взрослыми.
1. Упр. « Разговор со взрослым».
2. Релаксационное упражнение.
Занятие №4 Что, когда и кому я должен?( 1 час)
декабрь
1. Овладение навыками позитивного поведения.
1. Упр. « Что, когда и кому я должен».
2. Упр. «Стоп! Подумай! Действуй!»
3. Релаксационное упражнение.
Занятие №5 Без рук. ( 1 час)
январь
1. Развитие конструктивных навыков общения.
2. Развитие толерантного отношения друг к другу.
1. Упр. «Без рук!».
2. Упр. «Жизненные ситуации. Как ты поступишь?».
3. Релаксационное упражнение.
Занятие №6 Банк переживаний. ( 1 час)
февраль
1. Отработка навыков коммуникативного поведения: коррекция эмоциональной сферы на основе отработки навыка адекватного эмоционального реагирования.
1. Упр. «Банк переживаний».
2. Упр. «Мои достижения».
3. Релаксационное упражнение.
Занятие №7 Словарь чувств. ( 1 час)
март
1. Отработка навыков коммуникативного поведения: коррекция эмоциональной сферы на основе отработки навыка адекватного эмоционального реагирования.
1.Упр. «Банк переживаний».
2. Мини-лекция «Наши чувства и эмоции в воспитании других».
3. Упр. «Добрые слова».
4. Релаксационное упражнение.
Занятие №8 На ошибках учатся. ( 1 час)
апрель
1. Формирование основ толерантной коммуникативной культуры:
- раскрытие содержания понятий «позитивное и негативное мышление»;
- преодоление у воспитанников негативных мыслей о себе и окружающих людях;
- овладение навыками позитивного мышления.
1. Упр. «На ошибках учатся».
2. Мини-лекция «Позитивное и негативное мышление».
3. Сказка о том, что могут натворить темные мысли. Анализ сказки.
Занятие № 9 Неоконченные предложения. ( 1 час)
май
1. Подведение итогов.
1. Упр. «Неоконченные предложения».
2. Релаксационное упражнение.
3. Беседа по анализу занятий.
Тематическое планирование
Четв. № урока
в году № урока в четв. Тема занятия. Кол-во часов
в теме Основные виды учебной деятельности учащихся
9 1 1 1 Хороший друг 1 Развивают навыка налаживания дружеских отношений;
Повышают объективные ожидания от значимых сверстников.
Обсуждают, как человек находит друга, почему так важны в жизни хорошие друзья.
Развивают способность принимать иную, отличительную от собственной,точку зрения. Обсуждают, какого значимого человека для себя бы они выбрали.
2 2 Значимый человек 1 2 3 1 Разговор со взрослыми 1 Развивают навыки конструктивного взаимодействия со взрослыми.
Обсуждают, с какими взрослыми хорошо ладить, а с какими – плохо, насколько хорошо
4 2 Что, когда и кому я должен? 1 Овладевают навыками позитивного поведения.
Обсуждают, каким людям труднее всего говорить «нет», а каким легче.
3 5 1 Без рук 1 Развивают конструктивные навыки общения и толерантного отношения друг к другу. Обсуждают различия между спором и дракой, что можно сделать, чтобы спор не превратить в драку.
6 2 Банк переживаний 1 Отрабатывают навыки коммуникативного поведения (коррекция эмоциональной сферы на основе отработки навыков адекватного эмоционального реагирования) Обсуждают можно ли отличить преодолимые и непреодолимые трудности.
7 3 Словарь чувств 1 Отрабатывают навыки коммуникативного поведения (коррекция эмоциональной сферы на основе отработки навыков адекватного эмоционального реагирования). Обсуждают, о каких чувствах говорить легче, а о каких труднее.
4 8 1 На ошибках учатся 1 Отрабатывают основы толерантной коммуникативной культуры: раскрывают содержание понятий « позитивное и негативное мышление»; преодолевают негативные мысли о себе и окружающих
9 3 Неоконченные предложения 1 Самостоятельного анализируют результаты деятельности, самооценки достижений, переживание полученного в ходе занятий.
Материально- техническое обеспечение коррекционной работы

Учебно-методическое и информационное обеспечение
Книгопечатная продукция
Березин А.Ф., Березина Н.Н. Психологическая подготовка к трудным жизненным ситуациям. – Ростов-на-Дону: Изд-во РОИКиПРО, 2007.
Сычева В. О значении позитивного мышления.//Школьный психолог, №11,2009.
Технические средства обучения:
компьютер;
Оборудование класса
Ученические столы, стулья, стол учительский , шкафы для хранения дидактических материалов, пособий и др.