Образовательная программа кружка по информатике Компьютер и Я для 1-4 классов (272 часа)
Пояснительная записка
Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.
Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана.
В этой связи особенно актуальными становятся вопросы создания учебных программ для изучения информатики в начальной школе.
Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.
Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.
Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
Данный курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением. Программа курса состоит из четырех ступеней, фактически продолжающих друг друга, но между тем каждая является самостоятельной частью усвоения информатики. Дети, приходя в школу в 1 класс и занимаясь в компьютерном кружке все 4 года, смогут освоить работу в основных прикладных программах, но между тем, если ребенок начнет заниматься позже, со 2 или 3 класса, он свободно сможет влиться в коллектив кружка.
Программа курса состоит из 272 часов:
1 класс «Юный компьютерный художник» – 68 часов (2 раза в неделю)
2 класс «Мастер печатных» - дел 68 часов (2 раз в неделю);
3 класс «Мастер презентации»- 68 часов (2 раз в неделю);
4 класс Школьная газета «РИТМ»- 68 часов (2 раз в неделю).
Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые технологии.
Такие умения необходимы сегодня каждому молодому человеку. Поэтому первой и важнейшей задачей школьного курса информатики является формирование у учащихся соответствующего стиля мышления, и начинать это следует в младших классах.
Развитие детей младшего школьного возраста с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. В этой связи актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения детей с первого класса.
Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей младших школьников. Сложность поставленной задачи определяется тем, что, с одной стороны необходимо стремиться к развитию мышления и творческих способностей детей, а с другой стороны - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме.
Поэтому очень важна роль курса информатики в начальных классах.
Во-первых, для формирования различных видов мышления, в том числе операционного (алгоритмического). Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств.
Во-вторых, для выполнения практической работы с информацией, для приобретения навыков работы с современным программным обеспечением. Освоение компьютера в начальных классах поможет детям использовать его как инструмент своей деятельности на уроках с применением компьютера.
В-третьих, для представления об универсальных возможностях использования компьютера как средства обучения, вычисления, изображения, редактирования, развлечения и др.
В-четвертых, для формирования интереса и для создания положительных эмоциональных отношений детей к вычислительной технике. Компьютер позволяет превратить урок информатики в интересную игру.
Программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах. Это:
ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ - работу на компьютере выполняет учитель, а учащиеся наблюдают.
ФРОНТАЛЬНАЯ - недлительная, но синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ- выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части урока. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ – выполнение работы в микро группах на протяжении нескольких занятий
РАБОТА КОНСУЛЬТАНТОВ – Ученик контролирует работу всей группы кружка.
Уроки информатики, их непохожесть на другие уроки несут детям не только приятные минуты совместной творческой игры, но и служат ключом для собственного творчества.
При построении курса поставлены следующие задачи:
знание возможностей и ограничений использования компьютера как инструмента для практической деятельности;
умение использовать компьютер на практике только в тех случаях, когда это эффективно;
формирование операционного стиля мышления;
умение формализовать задачу, выделить в ней логически самостоятельные части;
формирование конструкторских и исследовательских навыков активного творчества с использованием современных технологий, которые обеспечивает компьютер;
Программное обеспечение:
Операционная система MS Windows 2007
Графический редактор MS Paint или PaintBrush
Текстовый редактор MS Word 2007
Редактор Power Point 2007
Тематическое планирование кружка
«Юный компьютерный художник»
(68 часов – 2 раза в неделю)
ВВЕДЕНИЕ
Процесс создания компьютерного рисунка значительно отличается от традиционного понятия "рисование". С помощью графического редактора на экране компьютера можно создавать сложные многоцветные композиции, редактировать их, меняя и улучшая, вводить в рисунок различные шрифтовые элементы, получать на основе созданных композиций готовую печатную продукцию. За счет автоматизации выполнения операций создания элементарных форм эллипсов, прямоугольников, треугольников, а также операций заполнения созданных форм цветом и других средств создания и редактирования рисунка становится возможным создание достаточно сложных изобразительных композиций детьми.
Цели программы
Целью создания настоящего курса является формирования художественной культуры младшего школьника, привития навыков работы с компьютерной графикой и осознания связей и взаимодействия искусства с жизнью (на примере рекламы, телевидения, книжной графики, промграфики и т.п.).
Задачи программы
Эстетическое воспитание учащихся.
Развитие художественного вкуса, творческого воображения и мышления учащихся средствами графических изображений.
Привитие любви к искусству, развитие стремления к познанию посредством компьютерного рисунка.
Первый год обучения (68 часов)
Правили поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете (1 час)
Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке.
Компьютер и его устройства (2 часа)
Знакомство с компьютером и его основными устройствами, работа в компьютерной программе «Мир информатики »
Графический редактор Paint (65 часов)
Знакомство с графическим редактором, его основными возможностями, инструментарием программы. Составление рисунков на заданные темы. Меню программы.
№
Тема
Часы
1
Правила техники безопасности.
1
2,3
Компьютер и его составляющие. Первое знакомство. Программы.
2
4,5
Графический редактор Paint. Первое знакомство. Вызов программы
2
6,7
Инструментарий программы Paint. Меню и палитра инструментов, сохранение выполненной работы в файле, открытие файла для продолжения работы
2
8
Самостоятельная работа
1
9,10
Функция раскрашивания в графическом редакторе.
2
11,12
Раскрашивание готовых рисунков.
2
13,14,15,
16, 17
Декоративное рисование
(Линии, прорисовка геометрических тел, узоры орнамент, цвет)
5
18
Самостоятельная работа
1
19,20,
21,22
Проба пера. Проект.
Тематическая композиция ( Создание композиций на тему: «Моя дом», «Моя школа»)
4
23,24,25
Функция копирования. Составление рисунков.
3
26
Самостоятельная работа
1
27,28,
Шрифт. Виды шрифтов (начертания, размеры), выбор шрифта, создание надписи, корректировка надписи
2
29,30,31,
32,33,34
Проект. Книжная графика ( книжная обложка, календарь, поздравительная открытка)
6
35,36,37,
38,39,40
Театральная графика (Создание образца занавеса, эскизов костюмов и головных уборов)
6
41,42,43,
44,45,46
Пейзаж. Понятие пейзажа, примеры, понятия (пространство, ближе, дальше, за, около, ритм, размер)
6
47,48,49,
50,51,52
Промышленная графика Создание образца упаковки (фантика) конфеты, шоколадки, мороженного, работа с библиотекой символов
6
53,54,55,
56,57,58,
59,60,61,
62,63,
64,65
Декоративное рисование. Упражнения, повторение и закрепление пройденного материала. Создание коллекции рисунков.
13
66
Контрольная работа.
1
67,68
Отчет.
2
Тематическое планирование кружка
«Мастер печатных дел»
ВВЕДЕНИЕ
Введение нового средства построения текста на ранних этапах школьного обучения может помочь создать более благоприятные условия для развития самостоятельной письменной речи и коррекции ее недостатков у детей. Однако возникает вполне закономерный вопрос: можно ли научить пользоваться текстовым редактором детей младшего школьного возраста.
Использование компьютерной технологии дает ребенку уникальное преимущество: он может редактировать целостный текст, а не вырванные из него фрагменты, постоянно анализируя, насколько улучшается его сочинение под влиянием каждого внесенного изменения. Традиционно используемые в обучении средства редактирования текста (переписывание и работа над ошибками) не дают ребенку такой возможности. Таким образом, третий аргумент состоит в том, что благодаря компьютерной технологии открывается столь необходимая детям возможность редактировать целостный текст в любом аспекте (по смыслу, структуре, лексико-грамматическому оформлению, стилю и др.). Особенно важно, что применение компьютерной технологии позволяет совершенствовать необходимые для построения текста действия и операции, подчиняя их смысловой работе над текстом.
Цели программы
Содействовать развитию умения редактированию, набору текстов на компьютере и последующее использование этого умения в процессе развития письменной речи, а так же составление рисунков, грамот, похвальных листов, буклетов.
Задачи программы
Развитие навыков работы в текстовом редакторе
Овладение навыков набора компьютерного текста
Вызывать, развивать и поддерживать мотивацию маленьких школьников к совершенствованию своей письменной речи;
Приучать ребенка редактировать текст многократно, но при этом последовательно, выбирая порядок действий с учетом индивидуальных потребностей ученика;
Научить ребят использовать полученные знания, умения, навыки в жизни.
В конце изученного курса текстовый редактор учащиеся уже имеют навыки набора текста, его редактирования, могут изменить шрифт, его размер, начертание; применяют различные типы выравнивания абзацев (по правому краю, по левому краю, по центру, по ширине); могут использовать в своей работе объект WordArt а также простейшие автофигуры. Для определения готовности деятельности учащихся в нестандартных (новых) условиях предлагается задача, на реализацию которой детям отводится два урока: оформить поздравительную открытку к произвольному празднику (Новому Году, 23 февраля, 8 марта, Дню Святого Валентина, Дню рождения и др.).
Второй год обучения (68 часов)
Правили поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете (1 час)
Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке.
Компьютер и его устройства (2 часа )
Знакомство с компьютером и его основными устройствами, работа в компьютерной программе «Мир информатики »
Графический редактор Paint (4часа)
Знакомство с графическим редактором, его основными возможностями, инструментарием программы. Составление рисунков на заданные темы. Меню программы.
Тексторый редактор Word (61 часов)
Знакомство с текстовым редактором Word. Меню программы, основные возможности. Составление рефератов, поздравительных открыток, буклетов, брошюр, схем и компьютерных рисунков – схем.
№
Тема
Часы
1
Правили техники безопасности
1
2,3
Компьютер и его составляющие. Первое знакомство. Программы.
2
4,5,6
Текстовый редактор Word . Первое знакомство. Вызов программы.
3
7,8,9
Клавиатура. Основные клавиши
3
10
Самостоятельная работа
1
11,12
Инструментарий программы.
Меню «Файл»
2
13,14,15,
16,17
Редактирование текста. Меню «Главная»
5
18,19,20,
21,22
Набор текста.
5
23
Самостоятельная работа.
1
24,25,26
Меню «Вставка». Создание грамоты.
3
27,28,
29,30
Графический редактор Paint. Основные возможности. Составление рисунка
4
31,32,
33,34
Меню «Вставка». Составляем поздравительную открытку.
4
35
Самостоятельная работа
1
36,37,38,
39,40
Оформление сочинения.
5
41,42,43,
44,45,46,
47,48
Меню «Ссылки». Реферат, правила оформления рефератов.
8
49,50,51
Оформление буклетов
3
52,53,54
Создание компьютерного рисунка в текстовом редакторе. Схемы.
3
55
Самостоятельная работа
1
56,57,58,
Брошюра. Оформление.
3
59,60,61,
62,63,64,
65,66,67
Творческий проект. Оформить брошюру
9
68
Контрольная работа
1
Тематическое планирование кружка
«Мастер презентации»
Введение
В современном мире очень часто требуется навык свободно говорить, представлять себя или что-то. Этому нас учит презентации . Презентация – это представление готового продукта. А человек это тоже продукт и от того как мы представим себя нас возьмут на хорошую работу, к нам будут относиться на должном уровне. А компьютерная презентация позволяет подкрепить наше выступление смотрибельной информацией. Она является твердой опорой, на которую всегда можно опереться. Младших школьников компьютерная презентация учит структурировать знания, работать с большими объемами информации, не бояться говорить о своих мыслях, защищать свои проекты, но при этом она повышает интерес к предмету, развивает эстетические чувства.
Цели программы
Целью создания курса является формирование эстетического чувства, привития навыков работы на компьютере, использование полученных знаний на других предметах
Задачи программы
помощь детям в изучении использования компьютера как инструмента для работы в дальнейшем в различных отраслях деятельности
помощь в преодолении боязни работы с техникой в т.ч. решение элементарных технических вопросов;
изучение принципов работы наиболее распространенных операционных систем;
помощь в изучении принципов работы с основными прикладными программами;
- Начальное формирование навыков работы на компьютере в графическом редакторе Paint;
- Начальное формирование навыков работы на компьютере в текстовом редакторе Word;
- Начальное формирование навыков работы на компьютере в редакторе PowerPoint (мастер составления презентаций);
- Начальное формирование работы в сети Internet
творческий подход к работе за компьютером (более глубокое и полное изучение инструментов некоторых прикладных программ);
Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;
Расширение кругозора, развитие памяти, внимания, творческого воображения, образного мышления;
обучение детей младшего школьного возраста работе за компьютером, а также подготовка их к старшему звену
Третий год обучения (68 часов)
Правили поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете (1 час)
Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке.
Компьютер и его устройства (2 часа )
Знакомство с компьютером и его основными устройствами, работа в компьютерной программе «Мир информатики »
Графический редактор Paint (3 часа)
Знакомство с графическим редактором, его основными возможностями, инструментарием программы. Составление рисунков на заданные темы. Меню программы.
Тексторый редактор Word (3 часов)
Знакомство с текстовым редактором Word. Меню программы, основные возможности. Составление рефератов, поздравительных открыток, буклетов, брошюр, схем и компьютерных рисунков – схем.
Редактор Power Point (59 часов)
Знакомство с редактором Power Point, меню программы, создание презентации на заданные темы, использование эффектов анимации, гипперсылки.
№
Тема
Часы
1
Техника безопасности
1
2,3
Компьютер и его составляющие. Первое знакомство. Программы.
2
4,5
Знакомство с программой PowerPoint
2
6,7,8,
9,10
Основные возможности программы PowerPoint
5
11
Самостоятельная работа
1
12
Составление простейшей презентации
1
13,14,15,
16,17
Творческий Проект. «Это я»
5
18,19
Работа с текстом.
2
20,21,22
Знакомство с текстовым редактором Word
3
23,24,25
Знакомство с графическим редактором Paint
3
26,27,28
Добавление в презентацию картинок, арт текстов.
3
29
Самостоятельная работа
1
30,31,32,
33,34
Творческий проект. «Мой класс»
5
35,36,37,
38,39,40
Добавление эффектов анимации в презентацию
6
41
Самостоятельная работа
1
42,43,44,
45,46,47,
48,49,
50,51
Творческий Проект. «Моя семья»
10
52,53,54
Составление презентации с вложениями. Гипперсылки.
3
55,56,57,
58,59,60,
61,62,63,
64,65,66
Творческий Проект.
12
67
Контрольная работа
1
68
Отчет
1
Тематическое планирование кружка
Газета «Юный вестник»
Цели: оградить ребят от влияния улицы; воспитать творческую личность, умеющую общаться с людьми разного возраста и социального положения, умеющую излагать свою точку зрения; дать возможность реализовать свои способности; может быть, даже дать некоторую профориентацию; воспитать патриота.
Задачи:
научиться каждому работе на компьютере, уметь делать необходимую для создания газеты работу: правильно набирать текст, уметь правильно фотографировать, сканировать рисунки и фотографии, делать верстку;
повысить орфографические и пунктуационные навыки;
уметь корректировать и редактировать тексты;
распределять материал в номере;
повысить навыки речевой культуры и общий культурный уровень учащихся;
научиться видеть и уметь выбирать главное, значимое, из множества событий;
уметь анализировать и делать выводы.
№
Тема
Часы
Техника безопасности
1
Обсуждение статей номера
1
2
Подбор материала
1
3,4,5,6
Набор материала (Работа в текстовом редакторе).
4
7
Составление газеты
1
8
Выпуск номера
1
9
Обсуждение статей номера
1
10
Подбор материала
1
11,12,
13,14
Набор материала (Работа в текстовом редакторе)
4
15
Составление газеты
1
16
Выпуск номера
1
17
Обсуждение статей номера
1
18
Подбор материала
1
19,20,
21,22
Набор материала (Работа в текстовом редакторе)
4
23
Составление газеты
1
24
Выпуск номера
1
25
Обсуждение статей номера
1
26
Подбор материала
1
27,28,
29,30
Набор материала (Работа в текстовом редакторе)
4
31
Составление газеты
1
32
Выпуск номера
1
33
Обсуждение статей номера
1
34
Подбор материала
1
35,36,
37,38
Набор материала (Работа в текстовом редакторе)
4
39
Составление газеты
1
40
Выпуск номера
1
41
Обсуждение статей номера
1
42
Подбор материала
1
43,44,
45,46
Набор материала (Работа в текстовом редакторе)
4
47
Составление газеты
1
48
Выпуск номера
1
49
Обсуждение статей номера
1
50
Подбор материала
1
51,52,
53,54
Набор материала (Работа в текстовом редакторе)
4
55
Составление газеты
1
56
Выпуск номера
1
57
Обсуждение статей номера
1
58
Подбор материала
1
59,60,
61,62
Набор материала (Работа в текстовом редакторе)
4
63
Составление газеты
1
64
Выпуск номера
1
65,66,
67,68
Итог работы за год. Отчет
4
После изучения всего курса учащиеся
должны знать:
правила поведения в компьютерном классе;
как работать в редакторах PowerPoint, Paint, Word;
основные функции редакторов;
основы работы в сети Internet
должны уметь:
работать в редакторах PowerPoint, Paint, Word;
составлять рисунки с применением всех изученных функций графического редактора;
составлять поздравительные открытки;
составлять презентации с использованием арт текстов, картинок, эффектов анимации, гипперссылок ;
составлять газетные статьи с добавлением картинок, арт. текстов;
сканировать изображения;
работать в сети Internet т. д.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141315
Заголовок 115