Программа коррекционно-развивающих занятий психолога сдетьми с ОВЗ Формирование эмоциональной стабильности и позитивной самооценки младшего школьника
Министерство образования и науки республики Хакасия
ГОУ ДПО «Хакасский республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Формирование эмоциональной стабильности и позитивной самооценки младшего школьника.
(зачетная работа)
Выполнила: Аникина Г.В. Педагог-психолог МОУ
коррекционной (специальной)
школы – интернат №8
г. Саяногорска.
Абакан
2007г Не вызывает сомнения тот факт, что почти все российские дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. Термин « психологическое здоровье» был введен в научный лексикон И.В.Дубровиной, понимающей под этим аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящейся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.
Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.
О психологическом здоровье ребенка свидетельствует сформированность у него основных возрастных личностных образований, а те или иные трудности в их формировании указывают на определенные нарушения психологического здоровья.
В отечественной литературе проблеме коррекции нарушения психологического здоровья посвящено немало работ отечественных психологов и педагогов.
Важнейший фактор, неблагоприятно влияющий на детей сегодня, - это нестабильность: экономическая, политическая, ценностная. Помимо общего фактора нестабильности, среди возможных психотравмирующих условий необходимо выделить быстроту трансформации социальной ситуации. В особенности это касается изменения социального статуса и благосостояния людей, возрастающий информационный поток, в котором находятся современные дети. Также дисбаланс в развитии детей, обусловленной стремлением взрослых дать им каа можно больше знаний в ущерб формированию эмоциональной стабильности. В этом выражается актуальность проблемы психологического здоровья наших детей. Для поддержания психологического здоровья младших школьников, на основе программы Слободяник Н.Е. я составила и применила на практике программу « Формирование эмоциональной стабильности и позитивной самооценки младшего школьника»
Пояснительная записка
Поступление ребенка в школу связано с возникновением важнейшего новообразования – внутренней позиции школьника, которая обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально- положительное отношение к школе, стремление соответствовать образу хорошего ученика. В тех случаях, когда потребности ребенка не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие, страх, тревожность. Помимо появления различных социальных страхов, длительные неудачи в учении могут привести к резкому и стойкому повышению тревожности ребенка, успешность или неуспешность в учебной деятельности в значительной степени влияют на формирование самооценки.
Основными целями и задачами данной программы является формирование эмоциональной стабильности младшего школьника, предупреждение и снижение тревожности у детей, развитие позитивного образа «Я», организация эмоционального поведения детей: обучение способам регуляции эмоциональных состояний, обучения анализу своего внутреннего состояния и состояния других людей, коррекция страхов и агрессивных проявлений, развитие самоконтроля за эмоциональными проявлениями.
В соответствии с этими задачами занятия строятся в доступной и интересной для детей форме.
Основные методы:
Имитационные и ролевые игры;
Психогимнастические упражнения;
Самовыражение в рисунках;
Чтение и обсуждение прочитанного;
Элементы дискуссии;
Тренинги самовнушения;
Телесно- ориентированные;
Коммуникативные игры
В ходе занятий реализуются и психотерапевтические приемы, такие как прием эмоционального отреагирования отрицательных переживаний, снятие и уменьшение социальных страхов. Поиск и обыгрывание выхода из трудных ситуаций.
Практическая значимость. Данная программа поможет психологу организовать занятия с детьми в период школьной адаптации. Поможет формированию позитивной самооценки и эмоциональной стабильности.
Режим работы в рамках данной программы предполагает еженедельные 35-40 минутные занятия с группой учащихся 7- 10 человек. Занятия проводить лучше в комнате, где есть место для передвижения.
Ожидаемый результат: занятия по формированию эмоциональной стабильности и положительной самооценке предполагают уменьшение времени на психологическую адаптацию, снижение школьной тревожности, страхов, эмоциональной стабильности, умения справляться со своими чувствами , как положительными , так и отрицательными, умения различать эти чувства у других людей.
Тематическое планирование
№
Тема
Кол-во часов
1
Знакомство с тремя настроениями.
1
2
Как справиться с плохими мыслями.
1
3
Всегда ли полезно жалеть себя?
1
4
Как делать выбор.
1
5
Измени свое отношение к происходящему.
1
6
Как избавиться от обиды.
1
7
Знакомство с чувствами злости и гнева.
1
8
Уходи, злость, уходи!
1
9
Как победить свой страх.
1
10
Я не боюсь.
1
Итого: 10 занятий
Занятие 1.
Цель: знакомство с группой, формирование взаимного доверия, освоение адекватных понятий, снятие эмоционального напряжения. Развитие речи, пополнение словарного запаса.
Оборудование: 3 стакана с водой, блестки, кусочек глины, мягкая игрушка Мишка.
Ход занятия: Приветствие.
1. Знакомство детей с игровым персонажем – медвежонком Мишей. Рассказ о цели занятия.
2. Показ 3-х настроений. Для этого берем 3 стакана с водой и рассказываем: «Когда Миша чувствует себя хорошо, у него все получается, он всем доволен и всех любит, то его настроение похоже на эту чистую воду. Его мысли ясные и «чистые». Когда в его голову приходят отличные идеи, его мысли становятся похожими на салют. Они блестят и переливаются, как вода в этом стакане, в который мы бросим блестки. Но бывает, когда его мысли грустные и неприятные, когда ему плохо или обидно. Тогда его мысли похожи на грязную мутную воду, в которую бросили кусочек глины».
Все это продемонстрировать перед детьми.
3. Обсуждение 1) было ли у вас такое состояние, как у Миши? Когда?
2) что вы чувствовали при этом?
3) о чем вы думали?
4) как вы выходили из этих состояний?
5) нужно ли ждать, когда пройдет плохое настроение?
6) что же нужно делать, чтобы оно прошло?
4. Учим первое правило, помогающее исправить плохое настроение: «Подумай о хорошем и будет хорошо!» Перечислить мысли, создающие плохое настроение и хорошее.
5. Игра-танец в свободной форме «Миша, у меня хорошее настроение!»
Итог занятия: Сегодня мы с вами научились отличать хорошее настроение и плохое, научились улучшать себе настроение различными словами: « У меня все будет хорошо, у меня все получится, я не буду бояться!»
6. Задание на дом : проследить в течение недели, какое чаще у вас будет настроение и если будет плохое, попытаться его исправить при помощи нашего правила. Рефлексия.
7. Игра – кричалка «Я очень хороший!» от шепота до крика все вместе произносим.
Занятие 2.
Цель: освоение навыков изменения своего настроения, повышение интереса к себе, развитие рефлексии, снятие эмоционального напряжения.
Ход занятия: Приветствие.
Оборудование: Мишка, карточки с пиктограммами «Радость», «Грусть», «Обида».
1.Вспоминаем предыдущее занятие:
а) какие три настроения Миши мы узнали?
б) какое чаще настроение было у вас за неделю?
в) что вы при этом чувствовали и какие у вас были мысли?
Назовите их.
2.Давайте вспомним, в каком настроении мы оставили нашего медвежонка Мишу:
а) чего ждет Миша?
б) что он умеет? (прогонять плохие мысли).
в) нужно ли ждать?
г) что нужно делать в этом случае? Расскажите об этом.
3.отгадываем мысли и определяем, какие они.
Педагог называет, а дети отгадывают, какие это мысли:
я не умею;
я боюсь;
я справлюсь;
у меня получится;
все будет хорошо и т. д.
дети поднимают карточки трех настроений. (у каждого ребенка по 3 карточки с различными эмоциями).
Победители получают фишки.
3. Домашнее задание. Попробовать до следующего занятия, если что-то вас будет огорчать, подумать об этом по- другому
4. Рефлексия.
5.Подвижная игра «Хлопки». Дети идут по кругу. На один хлопок педагога они изображают аиста (стойка на одной ноге); на два хлопка – лягушку (сидя на корточках с упором на пол, продвигаются вперед прыжками); на три хлопка – рака (повернувшись спиной, продолжают движение спиной вперед)
6.Кричалка «Я очень хороший».
Занятие 3
Цель: учить детей различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (хорошо, радостно, неприятно). Развитие речи, пополнение словарного запаса, снятие эмоционального напряжения.
Оборудование: музыкальные отрывки, рисунки животных в грустном и веселом настроении, цветные карандаши.
Ход занятия: Приветствие.
1.Игра – разминка «Покажи мимикой:
1) свое сегодняшнее настроение;
2) какое настроение было чаще за прошедшую неделю;
3)кому было хоть один раз грустно (показать мимикой);
4) кто пробовал справляться со своим настроением (расскажите), вспомним все положительные мысли, которые помогают улучшить настроение.
2. Работа с раскрасками. Раздать детям по два рисунка с изображением животного в грустном и веселом настроении. Предложить раскрасить оба рисунка цветными карандашами. Рассмотреть все рисунки. Каким цветом закрашена картинка грустного настроения, а веселого и почему?
Вывод: когда нам плохо, то все вокруг кажется мрачным, темным, неприятным; когда хорошо, то все словно оживает, изменяется.
3.Слушаем музыкальные отрывки с разным ритмическим рисунком. Какой подходит под грустное настроение – поднимаем карточку – раскраску одного цвета. Какой подходит под веселое и спокойное – поднимаем карточку- раскраску другого цвета.
4.Танец – игра «Веселый Мишка».
5.Рефлексия.
6.Игра – кричалка «Я очень хороший»
Занятие 4
Цель: тренировка изменять негативные мысли; поиск выхода из трудных ситуаций, снятие эмоционального напряжения, развитие речи. Развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков.
Оборудование: Разбитый стакан, Мишка, деревянные палочки.
Ход занятия: Приветствие.
1.Эмоциональный настрой: «Подарим, друг другу улыбку» передадим улыбку по кругу. Можно ли грустить, когда улыбаешься? Делаем вывод о необходимости чаще улыбаться.
2. Рассказ или создание ситуации, когда игрушечный персонаж (Мишка) грустит из-за взрослых проблем (папы нет, уехала мама, сказка «Три медведя » и др.) Можно ли изменить ситуацию.
3. Практическая игра «Разбился стакан»
а) можно ли его превратить в целый?
б) а если долго ждать?
в) а если заплакать?
г) а если закричать?
Вывод: Существует многое чего мы не в силах изменить, хотя это нас и огорчает, но мы это не изменим. Можно изменить чаще наше отношение к этому.
Домашнее задание: Подумайте как?
4. Рефлексия.
5. Упражнение « Передача палочки по кругу». У одного участника в левой руке палочка, по команде он перекладывает ее в правую руку и затем, разведя руки в стороны, передает ее партнеру справа. Так палочка движется по кругу. Постепенно темп возрастает. Затем можно вводить в круг еще палочку и еще.
6. Кричалка «Я очень хороший»
Занятие 5
Цель: ищем выход из ситуации, которая огорчает, но изменить ее не в наших силах. Снятие эмоционального напряжения. Учить вырабатывать позитивное настроение. Развитие речи.
Оборудование: Сказка «Три медведя»
Ход занятия: Приветствие. Передадим улыбку по кругу.
1.Что же огорчает нас, но изменить мы это не можем? Примеры детей.
2. Рассказ или история из жизни игрового персонажа или детей, когда нужно изменить свое отношение к происходящему. Сказка « Три медведя».
а) как Маша восприняла ситуацию, когда заблудилась?
б) как она изменила отношение к происходящему?
в) как Мишка воспринял ситуацию, когда увидел, что его вещами кто-то пользовался?
г) как он изменил отношение к случившемуся?
Вывод: мы не можем изменить ситуацию, но можем выбирать, о чем думать и как думать.
3. Каждому ребенку раздается проблема, начиная с самых простых, доступных для понимания детей.
а) я мыла посуду и уронила тарелку.
б) я пошел гулять, упал и поцарапал ногу.
в) мама не может мне купить компьютер.
г) бабушка уехала к другому внуку.
4. Домашнее задание. Нарисовать два цветка и потренироваться при помощи слов «даже если..», «в любом случае» изменять свое настроение.
5. Рефлексия.
6.Подвижная игра «Фруктовый салат» Дети сидят на стульчиках в кругу. Психолог дает каждому участнику игры названия фрукта (яблоко, груша, апельсин). По команде: « яблоко- груша» дети с такими названиями фруктов меняются местами и т. д. По команде «фруктовый салат» все дети меняются местами. В каждом случае один остается без стула, и он выполняет роль ведущего.
7. Кричалка «Я очень хороший»
Занятие 6
Цель: учимся искать выход из трудной ситуации. Ознакомление детей с чувством обиды, со способами выражения обиды. Снятие эмоционального напряжения, развитие позитивной модели поведения.
Оборудование: пиктограмма «Обида», рассказ, воздушные шарики.
Ход занятия: Приветствие. Передадим улыбку по кругу.
Рассматриваем рисунки детей. Вспоминаем, как избавлялись от плохого настроения, как менялись наши мысли?
Рассказ или чтение детям сказки про обидчивость. Жил – был Мишка с мамой и папой, которые его очень любили. Ведь все родители любят своих детей. Мишка, как и все зверята, ходил в школу, после уроков играл во дворе, а вечером ложился спать в теплую, уютную постель. Но в своей постели он не засыпал как все, сладким сном, а перебирал в памяти и переживал все обиды и обидки, которые накопил за день. Ему казалось , что его товарищи косо смотрят на него- и на это он обижался, ему казалось, что девочки шепчут ему вслед обидные слова – и на это он обижался. Часто ему казалось, что его никто не любит, даже мама с папой, потому что они много работают и мало уделяют ему времени и внимания. И на это он обижался больше всего. Так много скопилось у Мишки обид, что ему становилось ужасно жалко себя из-за того, что все его обижают, и он чувствовал себя несчастным. Так он «пережевывал» свои обиды каждый вечер.
В конце концов, с Мишкой стали происходить невероятные вещи. От каждой новой обиды он надувался, как воздушный шарик и раздувался все больше и больше. И наконец, раздулся так, что превратился в воздушный шарик. Подул ветер и понес шарик далеко в небо. Испугался Мишка-шарик и думает, что же делать? Страшно и неудобно лететь туда, куда ветер дует, все дальше от мамы и папы, от друзей. Сейчас все показались ему хорошими и добрыми, родными. Дай, думает, я ногами подрыгаю и опущусь вниз – а ног-то и нет. Тогда думает, я руками помашу и полечу, куда хочу, - а рук-то и нет. Ничего нет. Есть только дырочка, через которую шарик надувался обидами, и все! Собрался Мишка с силами и выпустил одну малюсенькую обидку. Чувствует, что веревочка чуть-чуть ослабла. Уже не так крепко держит. И стал Мишка-шарик выпускать из себя обиды и обидки – сначала маленькие, потом побольше. Наконец, самые большие. А когда выпустил из себя самую большую обиду, глядь, а он во дворе своего дома стоит. Да! Дела! Призадумался Мишка, хотел хоть одну обиду вспомнить, да не смог, не нашел ни одной – все обиды выпустил там, в небе. И так хорошо ему стало, так захотелось всем что-нибудь хорошее сказать (это, оказывается, так легко сделать, когда не обижаешься). С тех пор, как Мишка обижался, легко выпускал из себя все обиды. А со временем и вовсе перестал обижаться: какой смысл обижаться, если обиды не удерживаются. И стал он жить легко и свободно и со временем даже забыл об этой истории.
3. Дети приводят подходящие примеры из своей жизни или из других сказок или мультфильмов.
4. Упражнение «Шарики». Психолог раздает детям воздушные шарики и предупреждает, что это специальные шарики для тех, кто хочет выпустить из себя свои обиды. Ребенок вслух называет свою самую большую обиду, которая ему мешает, а затем надувает шарик, представляя, что выдувает в него свои обиды. Психолог говорит:
- ваши обиды пропадут, когда шарик лопнет или сдуется. Проткните шарик или выпустите из него воздух.
5. Рефлексия.
6. Кричалка «Я очень хороший».
Занятие 7
Цель: Ознакомление с чувствами злости и гнева, с формами их выражения. Развитие речи. Пополнение словарного запаса, развитие коммуникативных навыков. Снятие эмоционального напряжения.
Оборудование: пиктограмма «Злость», зеркало, рисунок испуганного мальчика, карточки с изображением рассерженных людей и животных.
Ход занятия: Приветствие. Передадим улыбку по кругу.
1.Упражнение « Определи эмоцию». Детям предлагается рассмотреть карточку с изображением злящегося мальчика и пиктограмму «злость», сравнить оба рисунка, а затем ответить на вопросы: а) Как вы думаете, какое чувство испытывает мальчик? Посмотрите на выражение его лица.
б) что произошло с его бровями? Ртом?
в) какое у него выражение глаз?
2. Упражнение «Изобрази эмоцию». Дети поочередно перед зеркалом изображают эмоцию злости с помощью мимики и пантомимики: нахмуренные брови, прищуренные глаза, поднятые плечи, приоткрытый рот, сжатые кулаки, тело напряжено.
3. Игра «Жужа». Выбирается водящий – «Жужа». Он садится на стул, стоящий в центре зала. В руках Жужа держит полотенце (шарф). Остальные дети начинают дразнить Жужу, кривляться перед ней, произнося слова:
Жужа, Жужа выходи,
Жужа, Жужа, догони!
Жужа терпеливо сидит на стуле. Но вот «терпение заканчивается, Жужа вскакивает и осаливает кого-либо из детей полотенцем. Осаленный ребенок становится Жужей.
4. Игра «Азбука настроения». Детям раздаются карточки, на которых изображены рассерженные животные и люди. Надо сочинить рассказ о том, что могло рассердить животное или человека.
5. Рисование на тему «Злость (Гнев)» Предлагается изобразить гнев на рисунке. Дать пояснения к изображениям.
6. Рефлексия.
7. Кричалка «Я очень хороший»
Занятие 8.
Цель: осознание и выражение чувств злости, гнева с использованием техники моделирования эмоций. Снятие эмоционального напряжения. Формировать эмоциональную стабильность.
Оборудование: пиктограмма «Злость», старые газеты, запись релаксационной музыки.
Ход занятия: Приветствие. Передадим улыбку по кругу.
Упражнение «Злость пришла и ушла». Попробуйте напрячь тело, нахмурить брови, сделать взгляд колючим, сжать кулаки, напрячь челюсть, рычать как разъяренный тигр. Расслабились. Злость ушла.
Взять на каждого ребенка старую газету. Сомните ее, бросьте на пол, прыгайте на ней, топчите ее ногами, постучите по ней кулаками, порвите ее на мелкие кусочки. Расслабились. Злость ушла.
Изобразите капризного ребенка: лягте на спину, стучите по полу руками и согнутыми в коленях ногами, мотайте головой из стороны в сторону, произнося «а-а-а». Расслабились. Злость ушла.
Релаксация. Лягте на спину, закройте глаза. Слушаем музыку.
Рефлексия.
Кричалка «Я очень хороший»
Занятие 9
Цель: ознакомление детей с чувством страха; обучение умению справляться с чувством страха через игру, мимику, пантомимику. Развивать речь, пополнять словарный запас. Снятие эмоционального напряжения.
Оборудование: пиктограммы «Страх», «Радость», «Обида», «Злость», «Гнев». Рисунок испуганного мальчика, зеркало.
Ход занятия: Приветствие. Передадим улыбку по кругу.
Давайте вспомним, о каких чувствах мы с вами говорили на предыдущих занятиях (радости, грусти, обиде, злости, гневе). Что помогало определять эти чувства? Верно. Выражение лица, интонация голоса, телесная поза. А теперь посмотрите на картинку и на пиктограмму. (Испуганный мальчик и эмоция «страх»). Как вы думаете какое чувство испытывает мальчик? У него широко открыты глаза, рот, он вот-вот закричит. Да, это страх.
Упражнение «Закончи предложение». Детям предлагается закончить предложение: «Я боюсь, когда».Затем обсуждаются события, наиболее часто вызывающие страх.
Этюд «Что в углу?» Из стульев строится кровать. Двое детей разыгрывают этюд. Ребенок собирается спать: раздевается, ложится в кровать, закрывает глаза. Входит дедушка. Он снимает халат, поправляет одеяло у внука, выключает свет и выходит из комнаты. Зачитывается стихотворение А. Кушнира «Что в углу?»
Что виднеется в углу
С черной тенью на полу,
Непонятное, немое,
Не пойму и сам какое,
Человек или предмет?
Ах, скорей зажгите свет!
Вдруг оно сейчас подскочит,
Утащить меня захочет?
Вдруг, издав ужасный стон,
Побежит за мной вдогон?
Схватит? Стащит одеяло?
Свет зажгли – мне стыдно стало.
Я ошибся. Виноват.
Это дедушкин халат.
Дети разыгрывают продолжение этюда. Мальчик открывает глаза – ему страшно. Входит дедушка и включает свет. Мальчику стало стыдно. Затем дети меняются ролями, разыгрывание этюда повторяется. Одновременно вспоминаем эмоцию «Стыд», «Сожаление», «Беспокойство».
Упражнение «Изобрази эмоцию». Дети поочередно перед зеркалом изображают эмоцию страха с помощью мимики и пантомимики.
Рефлексия.
Кричалка «Я очень хороший».
Занятие 10
Цель: Обучение детей справляться с чувством страха, испуга. Развивать, формировать эмоциональную стабильность у детей. Развивать речь, пополнять словарный запас. Развитие способности сопереживать, выработка умения узнавать эмоции по их проявлениям.
Оборудование: пиктограмма «Страх», листы бумаги, карандаши.
Ход занятия: Приветствие. Передадим улыбку по кругу.
Упражнение. Игра – драматизация «Ваза». История про девочку Машу. Девочка Маша стояла у открытого окна и смотрела на улицу. На столе у окна стояла ваза. Вдруг подул сильный ветер. Окно захлопнулось, а ваза упала. Маша очень испугалась. И тут в комнату вошла мама Как вы думаете, что она сделала и что сказала дочери? Что она могла бы сделать еще? Если дети не могут найти подходящий ответ, то можно предложить свои варианты.
рисование на тему «Страх». Каждый из детей передает в рисунке чувство страха или изображает соответствующую ситуацию. По окончанию работы дети дают пояснения к своим рисункам. Затем психолог предлагает детям добавить в рисунки то, что поможет справиться со страхом.
Игра «Прощание». Детям предлагается закончить предложение: «Я не боюсь..»
Рефлексия. Вывод, обобщенный по всем занятиям. Что нового мы узнали, чему научились на занятиях, как это нам поможет в жизни?
Кричалка «Я очень хороший»
Литература:
Ганичева И.В.. Телесно- ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. - М., 2004.
Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. – М., 2003
Слободяник Н.П. Коррекционно – развивающая программа по формированию у детей начальной школы позитивной самооценки. – Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы -№1 1998.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1999.
Щербинина С.В, Топоркова И.Г. Мое настроение. – М., 2005.
Степанова О.А. Игровая школа мышления. – М., 2003.
Выступление на IV городской практической конференции психологов:
Эмоционально-волевая сфера как компонент психологического здоровья младших школьников
Выполнила: педагог – психолог МОУ специальной
(коррекционной) школы – интерната №8
. г. Саяногорск
Аникина Г.В.
Саяногорск 2008
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 615