«Особенности взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному обучению».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ № 23»
Доклад на тему :«Особенности взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному обучению».
Подготовила:
Учитель начальных классов
Комарова Т. Н.
п. Белоозерский 2014 г.
Содержание работы:
Введение…………………………………………………………………………...стр.3
Глава 1. «Особенности взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному обучению».
Возрастные особенности младших школьников…………………………….стр.5
Адаптация ребенка к школьному обучению, как социально – педагогический феномен………………………………………………………………………..стр.8
Особенности взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному обучению………………………………………………………..стр.12
1.4 Методика выявления и оценки уровня адаптивности ребенка к школьному обучению…………………………………………………………………………стр.17
Глава 2. Анализ, обобщение и интерпретация полученных результатов.
2.1 Интерпретация и анализ полученных результатов………………………...стр.20
Заключение………………………………………………………………………стр.28
Список литературы……………………………………………………………..стр.29
Приложение……………………………………………………………………...стр.31
Введение.
Начало систематического обучения в школе является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, так как связано с необходимостью адаптироваться к новым микросоциальным условиям. Этот процесс сопровождается разнообразными сдвигами в функциональном состоянии и в значительной мере затрагивает психоэмоциональную сферу. От благополучия адаптационного периода при поступлении в школу в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка. И здесь очень важно, как будет происходить первый этап адаптации ребенка к школе: какую линию поведения выберут сопровождающие его на этом этапе взрослые - учителя и родители; насколько доступной и своевременной будет возможность психологической поддержки в каких-то критических ситуациях.
Актуальность исследования: Данная работа посвящена исследованию взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному обучению. Нас интересует насколько важным является это взаимодействие при условии активного применения специальных адаптационных программ и активном участии родителей в процессе улучшения и ускорения вхождения ребенка в учебный процесс.
Объект исследования: учащиеся первых классов
Предмет исследования: взаимодействие школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному обучению
Цель исследования: Выявить роль взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному обучению.
Задачи исследования:
Анализ научной литературы по теме исследования.
Разработка плана исследования.
Изучение методов и технологий исследования.
Выявить и проанализировать особенности адаптации ребенка к школьному обучению.
Сопоставить результаты исследования, полученные до и после формирующего эксперимента.
Определить степень эффективности взаимодействия школы и семьи в процессе адаптационных занятий.
Методы исследования:
Теоретический анализ психолого – педагогической литературы, программно – методических и других учебных документов.
Подбор диагностических средств, с целью выявления и оценки уровня адаптивности ребенка к школьному обучению.
Метод наблюдения.
Гипотеза исследования: Взаимодействие школы и семьи является важным фактором адаптации ребенка к школьному обучению.
Глава 1. «Особенности взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному обучению».
1.1 Возрастные особенности младших школьников.
Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка - начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность.
К 6 - 7 годам повышается подвижность нервных процессов, отмечается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения. Но процессы возбуждения все еще превалируют над процессами торможения, что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость, повышенная активность, сильная эмоциональная возбудимость.
Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, но в целом большинство детей испытывает высокую утомляемость, вызванную еще и дополнительным, не свойственным для данного возраста, школьными нагрузками (приходится много сидеть при жизненной потребности в движении). Работоспособность ребенка резко падает через 25-30 минут после начала урока и может резко снизиться на 2-ом уроке. Дети сильно утомляются при повышенной эмоциональной насыщенности уроков, мероприятий.
На основе этой новой деятельности развиваются основные психологические новообразования: в центр сознания выдвигается мышление. Таким образом, мышление становится доминирующей психической функцией и начинает определять постепенно и работу всех других психических функций (памяти, внимания, восприятия). С развитием мышления другие функции тоже интеллектуализируются и становятся произвольными.
Развитие мышления способствует появлению нового свойства личности ребенка - рефлексии, то есть осознания себя, своего положения в семье, классе, оценка себя как ученика: хороший - плохой. В этот период у ребенка формируется такое важное личностное образование как чувство социальной и психологической компетентности или при неблагоприятных условиях - социальной и психологической неполноценности.
Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы.[22]
Младший школьник в своем развитии идет от анализа отдельного предмета, явления к анализу связей и отношений между предметами и явлениями.
Развитие теоретического мышления, т.е. мышления в понятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии (исследование природы самих понятий), которая преображает познавательную деятельность и характер отношений к другим людям и к самому себе.
В связи с относительным преобладанием первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память. Дети лучше сохраняют в памяти конкретные сведения: события, лица, предметы, факты, чем определения и объяснения. Они склонны к запоминанию путем механического повторения, без осознания смысловых связей.
Ребенок еще плохо владеет речью, ему легче заучить все, чем воспроизводить текст своими словами. Дети еще не умеют организовывать смысловое запоминание: разбивать материал на смысловые группы, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста.
В процессе обучения восприятие становится более анализирующим, более дифференцированным, принимает характер организованного наблюдения; изменяется роль слова в восприятии.
Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены.
В младшем школьном возрасте внимание становится концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение.
На эмоциональное состояние ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями.
В начале обучения самооценка школьника формируется учителем на основе результатов учебы. К окончанию начальной школы все привычные ситуации подвергаются корректировке и переоценке другими детьми.
Недовольство собой у детей этого возраста распространяется не только на общение с одноклассниками, но и на учебную деятельность. Обострение критического отношения к себе актуализирует у младших школьников потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми.
К окончанию начальной школы изменяется отношение к учебной деятельности. После возникновения интереса к результатам учебного труда у первоклассников формируется интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания.
В целом за время обучения ребенка в начальном звене школы у него должны сформироваться следующие качества: произвольность, рефлексия, мышление в понятиях; он должен успешно освоить программу; у него должны быть сформированы основные компоненты деятельности; кроме этого должен появиться качественно новый, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
1.2 Адаптация ребенка к школьному обучению, как социально – педагогический феномен.
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально – педагогическом, психологическом, так и физическом плане.
Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Это становление, вхождение в школьную жизнь, происходит на протяжении начальной школы, и сочетание черт дошкольного детства с особенностями школьника будет характеризовать весь период младшего школьного возраста. Все дети, начинающие обучение в школе, сталкиваются с теми или иными трудностями.
При переходе к систематическому организованному школьному обучению идет перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка.
Анализируя процесс адаптации первоклассников к школе, целесообразно выделить те его формы, знание которых позволит реализовать идеи преемственности в работе воспитателя дошкольного учреждения и учителя общеобразовательной школы.
1. Адаптация организма к новым условиям жизни и деятельности, к физическим и интеллектуальным нагрузкам. В данном случае уровень адаптации будет зависеть от возраста ребенка, который пошел в школу; от того, посещал ли он детский сад или его подготовка к школе осуществлялась в домашних условиях; от степени сформированности морфофункциональных систем организма; уровня развития произвольной регуляции поведения и организованности ребенка; от того, как изменялась ситуация в семье. 2. Адаптация к новым социальным отношениям и связям относится в большей степени к пространственно-временным отношениям (режим дня, особое место для хранения школьных принадлежностей, школьной формы, подготовка уроков, уравнивание ребенка в правах со старшими братьями, сестрами, признание его «взрослости», предоставление самостоятельности и др.); личностно-смысловым отношениям (отношение к ребенку в классе, общение со сверстниками и взрослыми, отношение к школе, к самому себе как учащемуся); к характеристике деятельности и общения ребенка (отношение к ребенку в семье, стиль поведения родителей и учителей, особенности семейного микроклимата, социальная компетентность ребенка и др.).
3. Адаптация к новым условиям познавательной деятельности зависит от актуальности образовательного уровня ребенка (знаний, умений, навыков), полученного в дошкольном учреждении или в домашних условиях; интеллектуального развития; от обучаемости как способности овладеть умениями и навыками учебной деятельности, любознательности как основы познавательной активности; от сформированности творческого воображения; коммуникативных способностей (умение общаться со взрослыми, сверстниками).
Оптимальный адаптационный период составляет один-полтора месяца. В зависимости от различных факторов уровень адаптации детей к новым условиям может быть разным: высоким, нормальным и низким. Психологами доказано, что наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой «острой» адаптации. В это время не следует повышать нагрузку, темп работы.
Активный период обучения должен начинаться после «острого» периода адаптации.
Именно в первом полугодии первого года обучения процесс адаптации ребенка проявляется в напряжении всех функциональных систем его организма. В этот период наиболее яркими признаками сложно протекающей адаптации, которые легко заметить и учителю и родителям, являются двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головные боли, плохой сон, снижение аппетита. Перечисленные признаки, а также снижение массы тела свидетельствуют о неблагоприятных изменениях в здоровье первоклассника, вызванных неуклонно нарастающим утомлением и переутомлением.
Ухудшение нервно-психического состояния детей также наиболее выражено в первом полугодии. Специальные исследования показывают, что именно в этот период число учащихся, имеющих нервно-психические отклонения, возрастает примерно на 14–16%, а к концу учебного года число таких детей увеличивается примерно на 20%. Наиболее тяжелы для ребенка первые 6–9 недель пребывания в школе, характеризующиеся как время «острой адаптации». Но и спустя два месяца обучения многие дети продолжают переживать серьезные трудности.
А.Л. Венгер описывает три уровня адаптации к школьному обучению [7]:
1. Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе; требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, глубоко и полно; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.
2. Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.
3. Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.
Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно, принадлежит учителю. Ему необходимо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ребенку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками.
Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей и школьного психолога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.
На основании изученной литературы по теме исследования можно сделать следующий вывод: для достижения эффективности в обучении детей 6 – 7 лет необходимо формировать положительное, эмоциональное отношение к занятиям. Руководство деятельности детей первого года обучения в школе следует осуществлять широко используя (особенно в первом полугодии) методы дошкольного воспитания, с частичным применением школьных методов. Необходимо соблюдать преемственность дошкольных и школьных методов работы при формировании коллектива детей первых классов и организации их межличностного общения, организовывать деятельность младших школьников, т.к положительно складывается на психологической адаптации детей к новым условиям, формировать способность к ролевому и личностному общению.
Необходимо учитывать индивидуальные возрастные особенности, которые проявляются в уровне обучаемости в темпе усвоения знаний, отношений к интеллектуальной деятельности и др., т.к они могут привести к дезадаптации.
1.3. Особенности взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному обучению
Основные направления реформы общеобразовательной школы ориентируют педагогов на усиление помощи семье и поднятие ее ответственности за воспитание подрастающего поколения, на широкое вовлечение родителей в воспитательную работу с учащимися.
Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Первый год в школе - это и своего рода испытательный срок для родителей, когда четко проявляются все их недоработки: невнимание к ребенку, незнание его особенностей, отсутствие контакта, неумение помочь. Еще чаще из добрых побуждений они сами становятся виновниками школьных стрессов, ведь приспособление к школе происходит не сразу. Не день и не неделя требуется для того, чтобы освоиться в классе по-настоящему.
Опытный учитель и внимательные родители знают и понимают, насколько важно, чтобы требования, правила и нормы поведения не зависели от настроения взрослого, не были «перемежающимися». Учитель с самого начала разъясняет ученикам, что от них требуется, показывает ребенку отличие его новой позиции, прав, обязанностей от того, что было раньше, до школы. Хорошо, если учитель здесь следует совету известного педагога Ш. Амонашвили: «Дети активные существа... А если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность». [2]
Без сомнения, все школы хотят поддерживать открытые и тесные связи с семьями. Они знают, что обучение – совместная работа учителей и родителей. Они также понимают, что взаимосвязь с родителями является обязательной при желании развивать способности каждого ученика в школе и за ее пределами. Педагоги, которые это понимают, будут стараться достичь содержательного диалога с родителями и будут поддерживать теплый климат в классе. Современная школа знает, что связь школы и семьи не должна иметь только одно направление как в старые времена, когда инициативу указывала школа, приказывая родителям и ученикам. Сейчас учителя не могут обойтись без помощи родителей, без разнообразного сотрудничества на различных уровнях.
Продолжает данную тему и российский педагог И. П. Подласый: «Современные школы переходят к тесной интеграции школьного и семейного воспитания, создаются комплексы «школа – семья». Главным требованием устава таких комплексов является обеспечение родительского контроля за всеми направлениями школьной деятельности. Родители получили доступ к рассмотрению тех вопросов, куда традиционно их не допускали, - выбору предметов для обучения, определению объёмов их изучения, составлению учебных планов, изменению сроков и длительности учебных триместров и каникул, выбору профиля школы, выработке внутришкольных уставов, разработке мер по обеспечению дисциплины, труда, отдыха, питания, медицинского обслуживания школьников, системы поощрений и наказаний и т. д. Словом, при хорошо организованной совместной деятельности школа и семья становятся действительными партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне определенные задачи и выполняет свою часть работы».[26]
Однако, американский педагог Ричард Арендс отмечал, что учителя хотят, чтобы нормы, регулирующие их отношения с родителями, охватили и заботу о детях, и поддержали их учебную программу.
В тоже время большинство учителей не хотят, чтобы родители вмешивались в их классную работу. Вообще, учителя склонны сохранить расстояние между собой и родителями. Правила, как работать с родителями зависят от конкретных обстоятельств.
Формы работы учителя с родителями разнообразны:
Индивидуальные: посещение семей учащихся на дому, беседы с родителями в школе, дни консультаций родителей в школе;
Групповые: (Родители могут объединяться в группы по образованию, педагогической культуре, по поведению и показателям успеваемости их детей.) Здесь выделяются: взаимная работа учителя и родителей на уроках, когда родители помогают учителю вести урок; и работа с активом.
Коллективные: классные собрания, общешкольные родительские собрания, родительские конференции по обмену опытом воспитания, консультации, вечера вопросов и ответов, совместные внеклассные мероприятия и т. д.
Содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения.[9]
Родители должны обладать педагогической культурой. Под педагогической культурой понимается такой уровень педагогической подготовленности родителей, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитания детей. Важный компонент педагогической культуры родителей – их сугубо педагогическая подготовленность: определенная сумма психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также выработанные в процессе практики навыки по воспитанию детей. Основная роль в повышении педагогической культуры принадлежит целенаправленному научно-педагогическому просвещению, которым занимается тот же классный руководитель или учитель[12]
На вопрос, на каких же основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании, - отвечает В. А. Сухомлинский. «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, и как можно больше духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам...».[29]
Работая с родителями важно достичь обоюдного откровения, познания и понимания, создать условия родителям познакомиться не только с учителем, но и между собой, со школой и школьной администрацией, подать как можно больше информации о школе, об обучении, воспитании и других интересующих родителей вопросах. Обязательно нужно дать родителям высказаться.
От тех связей и взаимоотношений, которые возникнут в первом классе, в начальный период, будет во многом зависеть и вся последующая работа.
По мнению В. Н. Ибрагимовой содержание работы учителя с родителями первоклассников определяется «тремя основными задачами:
1. Ознакомление с опытом семейного воспитания детей с целью изучения уровня подготовленности первоклассников к школе; соблюдение преемственности между дошкольным семейным и школьным воспитанием и нахождение индивидуального подхода к каждому ребенку.
2. Управление воспитанием школьников в семье, оказание помощи родителям в правильной организации учебной и творческой деятельности первоклассника и его отдыха.
3. Привлечение родителей к организации воспитательной работы в школе, в классе».[15]
Учителю первого класса особенно необходимо за короткий срок изучить учащихся, познакомиться с родителями. Рекомендуется провести для родителей беседы на интересующие их вопросы. Например: «Об организации учебы первоклассника»; «Учебная работа первоклассников и задачи родителей»; «Младший школьник: возраст его особенности»; «Как помогать первокласснику в выполнении домашних заданий?»; «Воспитание сознательной дисциплины у детей в семье» и другие.[12]
«Для родителей учащихся первого – второго класса характерен более высокий уровень воспитательной активности и потребности во взаимодействии со школой. Они часто приходят в школу, интересуются своими детьми. И эти интересы учитель обязан удовлетворять и давать родителям больше информации, чем их интересует» [15]
Выделим важные аспекты общения учителя с родителями в 1 –2 –ом классах:
Начинать разговор не с проблем детей, а с общих приятных вопросов, не спешить решать проблемы;
Показывать внимание родителям, интересоваться их работой, домом;
Обсудить эмоции, возникающие из-за школы, учителей, детей;
Внимательно слушать и принимать то, что говорят родители, не критиковать их мнение, а стараться понять, что разрешает им так думать;
Договориться об общих целях и на родительских собраниях говорить о том, что важно всем;
Уделять столько времени, сколько требуется;
Мотивировать аргументы тем, что то о чем вы говорите важно всем и большинство вас поддерживают;
Информировать родителей лично, при помощи писем или индивидуальных бесед. Информацию, предназначенную для родителей, не передавать через детей или других лиц.
«И родители нужны школе и она нужна сегодня семье. Учитель является связывающим звеном между школой и семьями учащихся. Общение с родителями своих учеников учителю необходимо, так как без этого он оказывается лишенным очень важной информации. У педагогов и семьи общие цели. Без их взаимодействия жизнь ребенка становится беднее. Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического развития личности необходимо и то и другое» [28].
Вывод: Семья и школа несут ответственность за воспитание человека, поэтому нужно помогать друг другу, вырабатывать правильный подход к каждому ребёнку. Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи, школы и других социальных институтов.
1.4 Методика выявления и оценки уровня адаптивности ребенка к школьному обучению.
В соответствии с целями и задачами работы в исследовании использовались следующие методики для констатирующих экспериментов:
вступительное родительское собрание, составленное Пилипко Н.В. [25]
анкета для родителей, разработанная Овчаровой Р.В. [23]
анкета учителя, разработанная Овчаровой Р.В. [23]
дневники наблюдения за детьми для родителей, разработанные Афанасьевой А.В. (для повторного констатирующего эксперимента)
итоговое родительское собрание, составленное Афанасьевой А.В. (для повторного констатирующего эксперимента) Приложение 4
1.Вступительное родительское собрание (см. Приложение 3)
Беседа с родителями на тему «Как помочь ребенку адаптироваться к школе». (см. Приложение 3)
2. Анкета для родителей (см. Приложение 1)
Родители должны ответить на вопросы, касающиеся поведения ребенка в школе. Варианты ответов – да, не совсем, нет.
Обработка результатов: За каждый утвердительный ответ на все вопросы, кроме 3,9,10,11 присваивается 2 балла, промежуточный - 1 балл, отрицательный – 0 баллов. Ответ «Да» на вопросы 3,9,10,11 оценивается как 0 баллов, «Нет» - как 2 балла. Подсчитывается общая сумма показателей.
0 – 10 баллов – выраженная дезадаптация11 – 15 баллов – средняя степень адаптации
16 – 22 балла – высокий уровень школьной адаптации
3. Анкета учителя (см. Приложение 1)
Учитель должен ответить на вопросы анкеты, охарактеризовав каждого из учащихся своего класса по принципу: если можно утверждать «безусловно да», поставить в соответствующей графе напротив его фамилии цифру «1», если «скорее да, чем нет» - цифру «2», «скорее нет, чем да» - цифру «3», «безусловно нет»- цифру «4».
Обработка результатов:
Подсчитывается средний балл по каждому ребенку. Дети, набравшие средний балл от 3,1 до 4, испытывают трудности в адаптации к школе.
Дневники наблюдения за детьми для родителей.
Данный дневник заполняет один из родителей ребенка. Описание ежедневного состояния ребенка ведется по следующим пунктам:
Участие родителей в школьной деятельности ребенка
Психологическое состояние ребенка.
Физическое состояние ребенка.
Отзывы об учителе.
Отзывы об одноклассниках.
Отзывы об учебной деятельности.
Для формирующего эксперимента:
1. инструкция для родителей, составленная Афанасьевой А.В., которая направлена на снятие психической и физической перегрузок младших школьников в период адаптации к школе (Приложение 2).
2. адаптационные занятия с первоклассниками, разработанные Пилипко Н.В., Громовой Т.В., Чибисовой М.Ю. (Приложение 5).
Адаптационные занятия с первоклассниками проводятся в начале учебного года с периодичностью один или два раза в неделю. Занятия проводятся одновременно со всем классом.
В разделе «Ход занятия» достаточно подробно описано предлагаемое содержание каждого занятия. В то же время учитель, полагаясь на свою инициативу, может творчески подходить к занятию, учитывая специфику своего класса. При проведении занятий учителю важно опираться на несколько правил, которые будут способствовать адаптации первоклассников к школьной жизни. Важно поддерживать желание детей принимать участие в обсуждении, их попытки отвечать на вопросы учителя. Даже если ответ ученика не вполне соответствует содержанию вопроса, стоит поддержать его, сказав: «Какое интересное мнение», и спросить ребят: «А кто думает по-другому?». На этих занятиях нет неправильных ответов, важно, чтобы каждый ребенок почувствовал, что его мнением интересуются, с тем, чтобы повысить его включенность в учебный процесс.
Обращения к учащимся, формулировки заданий, предлагаемые в разделе «Ход занятий» выверены психологически, и учителю стоит обратить на них внимание, так как они помогут сделать прикосновение к внутреннему миру первоклассников осторожным и деликатным. В высказываниях в адрес детей имеет смысл избегать отрицательной оценки, так как многие неверные ответы или поведение могут быть связаны с напряженным состоянием детей. Очень важно не скупиться на поддержку детей, находить в каждом что-то, за что можно похвалить, о чем можно сказать: «Мне понравилось...»
Хорошо, если в дальнейшей работе с первоклассниками, на других предметах, учитель сочтет возможным использовать наработанный в ходе адаптационных занятий опыт. Это может быть правило благодарить друг друга за занятия в конце учебного дня. Это может быть подчеркивание того, что в классе все могут быть внимательными. Это может быть использование приема «Зато» (см. Занятие 6) для развития у детей навыка позитивного оценивания результатов своей деятельности.
На занятиях используются различные формы работы с учащимися: игровые задания и упражнения психологического характера, творческие задания, обсуждение с детьми выполненных заданий, обобщение результатов некоторых заданий в виде общих выставок и композиций, помогающих осваивать пространство класса.
Глава 2. Анализ, обобщение и интерпретация полученных результатов.
2.1 Интерпретация и анализ полученных результатов.
Исследование проходило в несколько этапов:
1.Констатирующий эксперимент.
Выбор методического инструментария.
Диагностика особенностей школьной адаптации
Обработка результатов
2. Повторный констатирующий эксперимент.
Повторная диагностика особенностей школьной адаптации
Обработка результатов
Сравнение результатов.
В ходе исследования были задействованы ученики двух 1-ых классов (60 человек) Муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей №22» г. Воскресенск Московской области, их учителя (2), родители и исследователь.
Исследователем, перед началом эксперимента, проводилась ознакомительная беседа с учителями о предстоящей работе. Оговаривался план работы и сроки проведения, каждого из его этапов. Необходимое условие для проведения исследования заключалось в максимальной объективности учителей при оценке школьников в процессе анкетирования.
Вступительное родительское собрание проводилось исследователем 07.09.09 (после первой недели обучения) в присутствии учителей экспериментальных классов. Первый этап собрания, включал в себя рассказ о намеченной программе занятий на период эксперимента и заполнение всеми родителями анкет (учителя также заполняли анкеты в течении двух дней, после родительского собрания). Собрание также включало в себя выявление тех родителей, которые согласны помогать в проведении эксперимента (родители 34 школьников из экспериментальных классов) и тех, которые по тем или иным причинам отказываются от участия в эксперименте (родители 26 школьников из экспериментальных классов). Второй этап собрания, включающий инструктаж о том, каким образом родители смогут помогать учителю в достижении намеченных целей, проводился только с согласившимися на участие в эксперименте родителями. Также только этим родителям были выданы «дневники наблюдения за детьми» и памятка с «инструкцией для родителей»
Итоговое родительское собрание проводилось 16.10.09 по результатам эксперимента и сопоставлению с результатами повторного проведения анкеты для родителей и учителей.
Адаптационные занятия со всеми школьниками (60 человек) проводились исследователем в период с 14.09.09 по 12.10.09 параллельно с учебной программой 1-го класса. На последнем занятии все учащиеся получили бланки повторных анкет для родителей, которые были заполнены родителями и сданы 12.10.09г. Учителя также сдали заполненные повторные анкеты 12.10.09г.
В ходе анализа анкет, заполненных учителями, в начале проведения исследования, получены следующие результаты:
Степень адаптации Количество учеников Процентное соотношение
Не испытывают трудности в адаптации к школьному обучению 11 18%
Испытывают трудности в адаптации к школе 49 82%
Табл.№ 1 Сводная таблица анализа анкет для учителя
Как видно, из предоставленной таблицы (таблица №1), среди первоклассников, проучившихся в школе неделю, меньше всех количество учеников, не испытывающих трудностей в адаптации к школьному обучению. Учащихся, испытывающих трудности в адаптации к школьному обучению, гораздо больше.
Это может быть связано с разной степенью готовности детей к школьному обучению.
В ходе анализа анкет, заполненных родителями, в начале проведения исследования, получены следующие результаты по количеству набранных баллов:
Степень адаптации Количество учеников Процентное соотношение
Высокий уровень школьной адаптации 24 40%
Средняя степень адаптации 26 43%
Выраженная дезадаптация10 17%
Табл.№2 Сводная таблица анализа анкет для родителей
Как видно, из предоставленной таблицы (Таблица №2), по оценке родителей среди первоклассников, меньше всего количество учеников с выраженной дезадаптацией, а учащихся со средней степенью адаптации к школе и тех, у кого высокий уровень адаптации к школьному обучению, гораздо больше.
Хотелось бы отметить, что, сравнивая получившиеся данные анкет, заполненных учителями и родителями, можно предположить, что такая разница в оценках степени адаптации, возникла вследствие того, что родители, давая свою оценку поведению детей, склонны были к большей субъективности.
Анализ данных по заполнению дневников наблюдения за детьми, включал в себя оценку по следующим критериям:
Граф. №1 Анализ дневников наблюдения за детьми для родителей
В ходе анализа дневника по каждому из школьников, отмечались факты в поведении за каждый день по всем из указанных критериев (в отдельности) – выставлялись «+» или «-» результатам. Далее брались в расчет, только те факты, которые указывали на положительную сторону адаптации и суммировались среди всех учеников по каждому дню. В результате был составлен следующий график, отображающий динамику адаптации:
Как видно из показателей графика, каждый из критериев с положительной оценкой отображает свою динамику процесса адаптации учащихся.
Участие родителей в школьной деятельности ребенка на протяжении всего эксперимента характеризовалось стабильностью в положительных оценках, даваемых родителями своей собственной активности в помощи с адаптацией детям. Исключение составили несколько дней, когда наблюдается небольшой спад. Исходя из этого, можно заключить, что на протяжении всего эксперимента, родители были заинтересованы в предполагаемых результатах и тем самым помогали исследователю. Активное участие родителей обеспечивало планомерное приспособление учащегося к новому для него виду деятельности.
В связи с этим, можно сделать вывод, что важным фактором в адаптации ученика к школьному обучению, является заинтересованность его родителей (семьи) в этом процессе.
Психологическое состояние учащихся отличалось существенным спадом к середине исследования. Ухудшение психологического состояния детей отмечалось одной третью родителями уже начиная с конца первой недели эксперимента (конец второй недели обучения в школе). Это могло быть связано со сменой ведущего вида деятельности у обучающихся, привыкших к игре и свободе передвижений, и вынужденных приспосабливаться к новому виду деятельности – учению. Так же могла повлиять смена обстановки, требующая привыкания к новому помещению и его статусу (вместо привычного помещения сада – группы, на помещение школы и статус – класс), а также включающая в себя новые нормы и правила поведения. Адаптация к учителю, как к новому человеку (вместо знакомых воспитателей), также могла отразиться на эффекте снижения благополучного психологического состояния у некоторых учащихся.
На третьей неделе эксперимента (четвертой неделе обучения в школе) психологическое состояние начало вновь восстанавливать положительную динамику и к концу исследования положительных оценок в психологическом состоянии детей отмечала уже большее число родителей, чем в начале.
В связи с этим фактом можно сделать вывод, что при проведении с учащимися адаптационных занятий со стороны школы, а также при непосредственном участии родителей в процессе адаптации к школе, психологическое состояние младших школьников имеет тенденцию к улучшению у большинства из них.
Физическое состояние учащихся родители характеризовали, отмечая такие положительные проявления, как бодрость, физическая активность, хорошее самочувствие и т.д. В динамике проявления этого критерия в целом наблюдалось планомерное улучшение физического состояния учащихся, с небольшими спадами у некоторых детей к концу первой и второй недели эксперимента. Начиная с третьей неделе исследования, физическое состояние у две трети детей стало носить всё более выраженную положительную динамику.
Исходя из этого, можно заключить, что у большинства учащихся, в процессе адаптации, произошло приспособление к школьным нагрузкам на физическом уровне.
Отзывы об учителе на протяжении исследования характеризовались стабильностью в положительных оценках, даваемых учащимися, и к пятой неделе эксперимента отмечались практически у всех школьников (33 из 34). Исходя из этого, можно заключить, что на протяжении всего эксперимента, учителя были заинтересованы в предполагаемых результатах и тем самым помогали исследователю. Также и учащиеся адаптировались к новому человеку в их деятельности: им нравилось, что учитель обращал на них внимание, спрашивал, хвалил, интересовался деятельностью ребенка вне класса и т.д.
В связи с этим, можно сделать вывод о том, что взаимопонимание учителя с учащимися оказывает существенное влияние на успешную адаптацию учащихся к школьному обучению.
По мере знакомства учеников в классе друг с другом, отзывы об одноклассниках планомерно приобретали всё больше положительных оценок у большего количества детей. Это говорит, что, проводившиеся занятия и деятельность учителя, сплачивала учащихся и развивала их межличностное общение.
Отзывы об учебной деятельности школьников основывались на таких характеристиках как: интерес, увлечение новой информацией, легкость усвоения материала (доступность пониманию) и т.д. К концу первой недели исследования (второй недели обучения) происходит резкое убывание положительных отзывов об учебной деятельности в оценках детей. Отмечается сложность понимание материала с первого раза, неумение систематизировать новый материал; дети всё больше прибегали к помощи родителей в выполнении домашних заданий. Но, начиная с третьей недели формирующего эксперимента, положительные отзывы об учебной деятельности, давали все большее количество учащихся. Это может быть связано с фактом приспособления учащимися к новому виду деятельности – учению, и к новым условиям – школа.
В ходе анализа анкет, повторно заполненных учителями, в конце проведения исследования, получены следующие результаты (см. Таблица №3).
Как видно, из предоставленной таблицы, среди всех первоклассников, после проведения адаптационных занятий, количество учеников, не испытывающих трудностей в адаптации к школьному обучению увеличилось до 70%. Количество учащихся, испытывающих трудности в адаптации к школьному обучению, гораздо снизилось.
Что касается учащихся, родители которых помогали исследователю в адаптации своих детей к школе, то среди них, показатель адаптированности достиг 97% успешности взаимодействия семьи и школы.
Степень адаптации Количест-во учеников Процентное соотношение Количество учеников, семьи которых принимали активное участие в эксперименте Процентное соотношение среди учеников, семьи которых принимали активное участие в эксперименте
Не испытывают трудности в адаптации к школьному обучению 42 70% 33 97%
Испытывают трудности в адаптации к школе 18 30% 1 3%
Табл.№ 3 Сводная таблица анализа повторных анкет для учителя
В ходе анализа анкет, заполненных родителями, в конце проведения исследования, получены следующие результаты по количеству набранных баллов:
Степень адаптации Количество учеников Процентное
соотношение Количество учеников,
семьи которых
принимали активное участие в эксперименте Процентное соотношение среди учеников, семьи которых принимали активное участие в эксперименте
Высокий уровень школьной адаптации 31 52% 30 88%
Средняя степень адаптации 27 45% 4 2%
Выраженная дезадаптация2 3% 0 0%
Табл.№ 4 Сводная таблица анализа повторных анкет для родителей
Как видно, из предоставленной таблицы (Таблица №4), по оценке родителей среди первоклассников, уменьшилось количество всех учеников с выраженной дезадаптацией, а учащихся со средней степенью адаптации к школе и тех, у кого высокий уровень адаптации к школьному обучению, стало больше.
Что касается учащихся, родители которых помогали исследователю в адаптации своих детей к школе, то среди них, показатель адаптированности достиг 88%, свидетельствуя об успешности взаимодействия семьи и школы.
Эти результаты указывают на то, что, подобного рода формирующий эксперимент, оказал своё влияние на положительную динамику прохождения процесса адаптации учащихся к школьному обучению.
Заключение
В ходе настоящего исследования были поставлены задачи, которые решались при помощи изучения литературы по данной теме и применения соответствующих методик.
Проведенный анализ литературы по вопросу адаптации ребенка к школьному обучению, взаимодействия школы и семьи, свидетельствует об актуальности проводившегося исследования. Разработанная программа исследования и методический инструментарий, позволил выявить и проанализировать особенности адаптации ребенка к школьному обучению.
Привлечение родителей к активному участию в процессе адаптации ребенка помогло выявить особенности психологического состояния младших школьников в период адаптации, характер изменений физического состояния учащихся, описать влияние деятельности учителя и характер взаимодействия учащихся друг с другом, тем самым, обозначая особенности процесса приспособления учащихся к новому виду деятельности.
Сопоставление результатов исследования, полученных до и после формирующего эксперимента, определило степень эффективности взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному обучению.
Подводя итог рассмотрения всех этих критериев, можно прийти к выводу, что динамика процесса адаптации у младших школьников, в процессе проведения адаптационных занятий, а также при условии активного участия учителя и помощи родителей (семьи), способствует успешной адаптации ребенка к школе.
Список литературы
Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический проект, 2001.
Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983.
Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. Пособие для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1997.
Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно? -М., 1996.
Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? – М., 1991.
Битянова М.Г. Адаптация ребенка в школе. – М., 1998г.
Битянова М.Г. Организация психологической работы в школе. – М., 1997.
Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? - М.: Знание, 1994.
Воликова Т. В. Учитель и семья. – М., 1987.
Гейко В.А. «Роль семьи в развитии школьных успехов». // Начальная школа, №3, 1999, с. 60 – 61.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Комплекс-Центр, 1993.
Гребенщиков И. В. Школа и семья. - Москва, 1985.
Диагностика школьной дезадаптации: Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения. - М.: Редакционно-издательский цент Консорциума «Социальное здоровье России», 1995.
Зимняя И.А.Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. И перераб. – М.: издательская корпорация «Логос», 1999.
Ибрагимова В. Н. Работа воспитателя с родителями учащихся 1 класса. // Начальная школа. - 1988, №10. - С. 57 - 60.
Карклина С.Э. Проблемы семейного воспитания. – М.: Советская Россия, 1983.
Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. – М.: Просвещение, 1990.
Коренева Е.Н. Ох уж эти первоклашки! Ярославль, 1999.
Лернер П. «О жизненном самоопределении школьника». // Домашнее воспитание, №5,2002, c.2
Мухина В.С. Детская психология. - М., 1985.
Немов Р.С. Психология. – М.: Центр ВЛАДОС, 2000.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2001.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 1999.
Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. /Под ред.Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М. 1988.
Пилипко Н.В., Громова Т.В., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклашками: Практическая психология учителю./ Под ред. Пилипко Н.В. – М.: УЦ «Перспектива», 2002.
Подласый И. П. Педагогика т. 2. – М., 1999.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996.
Смолко Е. Воспитывать вместе. // Семья и школа. - 1985, № 9. - С. 19 - 21.
Сухомлинский В. Мудрость родительской любви. – М., 1990.
Фуллер Ч. Подберите ключ к обучению своего ребенка. Мн., 1998.
Чудинова Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности. Рига, 1999.
Приложение 1
Анкета для родителей.
Вопросы:
Охотно ли ваш ребенок идет в школу?
Вполне ли он приспособлен к новому распорядку дня, принимает ли его как должное?
Можно ли сказать, что переживания вашего ребенка по поводу успехов и неудач в учебе чрезмерны или, наоборот, полностью отсутствуют?
Делится ли ребенок с вами школьными впечатлениями?
Положительны ли школьные впечатления вашего ребенка?
Можно ли сказать, что ребенок спокойно справляется с трудностями при выполнении домашнего задания?
Отношения с товарищами по классу уже сложились и они вполне дружелюбны?
Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без чрезмерного напряжения?
Изменилось ли поведение ребенка по сравнению с прошлым годом так, чтобы вас это настораживало?
Жалуется ли ребенок достаточно часто на беспричинные боли, головокружения, тошноту?
Изменился ли по сравнению с прошлым годом характер сна ребенка?
Анкета учителя.
Вопросы:
Охотно ли, с интересом ли ребенок учится?
Достаточно ли ответственно относится ребенок к учению?
Переживает ли свои учебные удачи и неудачи?
Стремится ли к улучшению своих результатов?
Активен ли на уроках, часто ли выражает желание высказаться, ответить на вопросы?
Вполне ли дисциплинирован?
Умеет ли организовать свою работу?
Достаточно ли внимателен?
Соответствует ли работоспособность ребенка предъявляемым школой требованиям?
Достаточно ли контактен ученик, легко ли откликается на воспитательные воздействия?
Хорошо ли складываются его отношения с другими детьми в классе?
Нуждается ли ребенок в дополнительной помощи при выполнении заданий?
Легко ли откликается на помощь?
Вполне ли удовлетворительно усваивает программные знания, умения, навыки?
Приложение 2
Инструкция для родителей, составленная Афанасьевой А.В.
Не требуйте от ребенка того, чего он еще не умеет.
При неудаче в учебе, никогда не ставьте в пример конкретного ученика, или человека.
Давайте ребенку возможность вести себя в свободное от учебы время, как дошкольник. Ему это очень надо.
Гуляйте с ребенком не меньше 40 минут в день.
Бег, подвижные игры, плавание помогут снимать напряжение. Важно, чтобы занятия спортом не переутомляли ребенка.
Ограничьте время приготовления у роков до 1 часа.
Ежедневно ненавязчиво интересуйтесь школьной жизнью ребенка. Делитесь своим школьным опытом.
Играйте с ребенком.
Найдите за что похвалить ребенка, за малейшее достижение в учебной деятельности и в поведении, чтобы ребенок чувствовал себя успешным.
Оказывайте ребенку эмоциональную поддержку, не усугубляйте сложившуюся ситуацию. Проявляйте участие к проблемам ребенка.
Создайте для ребенка щадящий режим:
Сохраните дневной сон (у кого он был до школы) или послеобеденный отдых.
Ограничьте виды деятельности возбуждающе действующие на ребенка: посещение театра, приглашение гостей или нанесение визитов.
Сократите время просмотра телевизора и время, проводимое за компьютером (общее время не более полутора часов).
Если ребенок сильно устает, можно укладывать его пораньше спать.
Не кричите на ребенка.
Не обсуждайте при ребенке ни положительные, ни отрицательные качества школы, учителя, одноклассников и их родителей.
Любите и во всем помогайте своему ребенку.
Приложение 3
Вступительное родительское собрание, составленное Пилипко Н.В.
Ориентировочный план
1. Психологические особенности адаптации первоклассников к школе.
2. Как дошкольник становится школьником.
3. Как взрослые могут поддержать первоклассника.
4. Что помогает первокласснику справиться со школьными нагрузками и напряжением периода адаптации.
Мы все с волнением и нетерпением ожидаем того дня, когда наш ребенок пойдет в первый класс, станет школьником. Это важное событие в жизни ребенка, но оно не менее важно и для нас самих. Особенности адаптации ребенка к школе во многом зависят от нашего поведения, и в наших силах сделать так, чтобы этот процесс прошел для него наиболее безболезненно.
Обычно от поступления ребенка в школу мы ожидаем очень многого. Нам кажется, что первого сентября наш ребенок, как по волшебству, изменится, станет настоящим первоклассником. Он будет с удовольствием ходить в школу, делать уроки, читать книги, интересоваться учебой, а не игрой. Порой, искренне желая ребенку добра, мы говорим: «Ты уже совсем большой, а значит, должен интересоваться не игрушками, а учебой. Что ты все время играешь, лучше пошел бы почитал.»Но что же происходит в реальности? Никаких волшебных изменений с ребенком не происходит. И второго, и третьего, и десятого сентября он остается все тем же вчерашним дошкольником. Ребенок изо всех сил старается соответствовать нашим требованиям, но у него это не всегда получается. И к стрессу первых школьных дней прибавляется тревога не выполнить родительские наставления, обмануть ожидания взрослых.
Важно, чтобы мы понимали: невозможно стать школьником в один прекрасный момент. Должно пройти время, прежде чем наш малыш станет настоящим школьником. Адаптация ребенка к школе занимает не один день и не одну неделю, это процесс длительный и сложный. В первое время ребенок находится как бы на границе школьного и дошкольного возраста, и переступит он эту границу не сразу. Маленький первоклассник сочетает в себе и школьника, и дошкольника. Ребенку необходимо понять, в каких ситуациях он должен быть школьником (например, на уроке, во время приготовления домашнего задания), а когда он имеет право вести себя как дошкольник. Подобные требования являются реальными и абсолютно выполнимыми для ребенка. От нас же требуется предъявить ему разумные ограничения в том, что касается учебы (понятно, что школа и домашние задания требуют все-таки школьных форм поведения и более серьезного отношения) и терпимо относиться к проявлению «дошкольничества».
Нам необходимо помнить, что ребенок имеет право на дошкольные формы поведения. Это значит, что не стоит осуждать его интерес к играм и игрушкам. Это абсолютно естественное занятие для вчерашнего дошкольника. Зачастую мы рассматриваем чтение и письмо как «серьезные», «нужные» занятия, тогда как игра представляется нам пустой тратой времени. Такое представление мы невольно передаем нашим детям, например, когда радуемся, если видим у него в руках книжку, и никак не реагируем на игрушку. Тем самым мы показываем ребенку, что школьником быть хорошо, тогда как дошкольником — плохо. А теперь давайте представим, каково в этой ситуации ребенку, который понимает: играть плохо, но так хочется, а вот учиться хорошо, но сил заниматься уже нет. Мы сами создаем ребенку конфликтную ситуацию, разрешить которую ему непросто. Ребенок либо отказывает себе в праве играть, либо мучается угрызениями совести, либо начинает делать все наоборот («Все равно буду!»).
Избежать такой ситуации можно, признав игру естественным занятием первоклассника. Если мы активно поощряем его учебные успехи, важно поддержать и его игровую инициативу. Это значит, что мы не только говорим: «Какой молодец, взял книжку и читает!», но также и «Как же ты здорово умеешь играть!» Можно даже разрешить ему взять с собой в школу маленькую игрушку.
Многим детям свойственно даже некоторое усиление интереса к игре. Это естественное явление, помогающее, кроме всего прочего, снять напряжение. Роль игры в жизни ребенка с возрастом уменьшается, но если стараться ее искоренить, это не принесет ребенку никакой пользы. У каждого ребенка свой темп развития, и каждый перестает играть в своем возрасте.
Очень важно опираться на желание ребенка учиться. Как правило, большинство детей идёт в первый класс, горя желанием стать школьниками. Важно всячески поддерживать это желание. Если родитель искренне интересуется школьной жизнью ребенка, расспрашивает его о школе, делится своим школьным опытом, это, безусловно, укрепляет учебную мотивацию ребенка. И здесь возникает очень сложный вопрос: как относиться к школьным успехам и неудачам ребенка, как хвалить его или ругать?
Обучение в школе — это совершенно новая деятельность для ребенка. Для того чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение к школе, важно, чтобы он понимал: учиться ему по силам, он может справиться с учебными заданиями. На первых порах для ребенка необходимо ощущение собственной успешности. Оно значительно облегчает трудности адаптации и способствует повышению учебной мотивации. Вот почему на первых порах для ребенка особенно важно поощрение.
Но хвалить первоклассника — это не просто называть его молодцом или умницей. Здесь есть несколько тонкостей.
Поощрение должно быть конкретным: мы хвалим не ребенка самого по себе, а какую-то черту его поведения, результат его деятельности. Когда мы говорим ребенку: «Ты сегодня очень аккуратно написал буквы!» или: «Мне очень нравится хвостик у этой цифры!», ребенок получает информацию о том, что нужно делать, чтобы быть хорошим школьником, и понимает, что для него это возможно. Если же мы говорим: «Умница, отлично!», — то не очень понятно, за что ребенка хвалят, и ребенку трудно сориентироваться в том, какое поведение является одобряемым.
Бывает и так, что очень трудно найти, за что ребенка похвалить. В этом случае нужно найти что-то такое, что у ребенка все-таки получается хорошо, пусть это всего лишь один крючок из прописей. И в том случае, когда у ребенка что-то не получается, обращаться к этому, чтобы помочь ребенку поверить в свои силы.
В школе ребенок впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий. Первые оценки связаны для ребенка как с положительными, так и с отрицательными переживаниями. Если мы хотим, чтобы главным для ребенка оставались знания, а не оценки, необходимо определиться прежде всего нам самим. Отношение ребенка к оценкам во многом зависит от отношения к ним нас самих. Если мы, говоря о школе, прежде всего расспрашиваем об оценках и бурно реагируем как на хорошие, так и на плохие оценки, для ребенка оценка станет основной частью школьной жизни.
Давайте задумаемся, какие вопросы мы задаем нашим школьникам. Когда мы спрашиваем: «Как дела в школе? Что получил?», мы тем самым показываем, что нас интересуют прежде всего оценки. А вопросы: «Что ты сегодня узнал нового? С кем из ребят ты сегодня играл? Какие уроки были для тебя самыми интересными?» — дают ребенку понять, что главное в школе — учение и общение Для многих детей оценка — это оценка не его работы, а его самого. Если я получаю хорошие оценки, значит, я хороший. Такая позиция опасна, потому что в будущем может привести к формированию зависимости от мнения окружающих, от внешней оценки. Поэтому оценки, которые получает ребенок, ни в коем случае не должны влиять на наше мнение о нем и на наши чувства к нему. Важно, чтобы ребенок понимал: иногда у него что-то не получается, но он сам при этом не становится плохим.
Иногда нужно подчеркнуть ребенку, что оценивается не он сам, а всего лишь результаты его деятельности. Так, при выполнении домашнего задания можно спросить у ребенка: «Как ты думаешь, что у тебя получилось особенно хорошо? А что — не очень?»
Если ребенок сильно переживает из-за оценок, можно помочь ему с помощью приёма «зато», то есть постараться найти в работе какое-то достоинство. Хорошо, если со стороны взрослого это не просто утешение, а совместное обсуждение задания с ребёнком. Например, это может выглядеть так: «Да, задачу ты решил неправильно. А что тебе удалось? Да, зато у тебя получились очень красивые цифры».
Конечно, школьная жизнь — это не только радостные моменты. Иногда ребенок бывает грустным, обиженным, рассерженным на школу, учителя, одноклассников. Важно дать ребенку возможность выразить негативные чувства. Если мы говорим: «Не расстраивайся, что ты злишься. Как ты можешь так говорить!» — мы тем самым усиливаем стресс и отдаляемся от ребенка. Первокласснику необходимо наше понимание. Если мы внимательно выслушаем его, признаем, что обучение в школе действительно может быть неинтересным или трудным, мы поможем ребенку освободиться от гнетущих мыслей и чувств. Сказав ребенку: «Я вижу, ты расстроился. Тебе было обидно. Даже, наверное, в школу ходить не захотелось», — мы оказываем ребенку необходимую эмоциональную поддержку, выражая ему свое понимание.
Начало обучения в школе для ребенка — это прежде всего большие нагрузки. Даже если ребенок посещал дошкольный лицей или ходил в детский сад, школьный режим для него внове. Необходимость следовать новым правилам поведения, сосредоточенно заниматься в течение урока, выполнять домашние задания — все это создает значительное напряжение для нервной системы ребенка. Часто первоклассник становится беспокойным, раздражительным, импульсивным или же вялым, сонным, малоподвижным, слезливым. Такое изменение поведения ребенка — скорее всего, признак переутомления. Иногда ребенок сам говорит о том, что он устал. Как же можно избежать переутомления?
Прежде всего, необходимо создать для ребенка щадящий режим. Если ребенок привык спать днем, лучше сохранить для него дневной сон или хотя бы обеспечивать ему возможность краткого послеобеденного отдыха. По возможности лучше ограничить виды деятельности, возбуждающе действующие на ребенка: посещение театра и цирка, приглашение гостей и нанесение визитов. Желательно ограничить также просмотр телевизора и время, проводимое за компьютером (общее время — не более полутора часов).
Если ребенок сильно устает, можно укладывать его пораньше. Хорошее воздействие оказывают расслабляющие ванны с солями или травами (пустырником, шалфеем.) Важно, чтобы ребенок бывал на улице. Желательно гулять с ребенком не менее 40 минут каждый день. Если ребенок не спит днем, он может гулять после школы в середине дня.
В школе двигательная активность ребенка ограничена. Поэтому очень важно дать ребенку подвигаться во второй половине дня. Бег, подвижные игры, плавание, общефизическая подготовка хорошо помогают снимать напряжение. Важно, чтобы занятия спортом не переутомляли ребенка.
И, наконец, очень важно ограничить время приготовления уроков. Многочасовое выполнение домашних заданий не только не способствует усвоению материала, но и приводит к переутомлению. Время, отведенное на приготовление уроков, не должно превышать 1 часа. Лучше, если ребенок занимается в течение получаса, после чего следует физкультминутка. Возможно, задание не будет выполнено идеально. Но давайте задумаемся, что для нас важнее: здоровье ребенка или одна безупречно написанная строчка.
Быть родителями первоклассника действительно непросто. Бывает, что нам не хватает терпения, выдержки, когда мы занимаемся с ребенком. Порой мы забываем, как трудно осваивать совершенно новую деятельность.
Мне хочется предложить вам один простой эксперимент. Возьмите, пожалуйста, ручку и напишите такую фразу: «Мой ребенок — первоклассник». Не правда ли, просто? А теперь переложите ручку в другую руку и напишите ту же самую фразу. Посмотрите на две эти строчки. Как ровно и красиво мы пишем правой рукой и как трудно и непривычно дается письмо, если мы перекладываем ручку в другую руку.
Если вам покажется, что ваше терпение на исходе, что у вас нет больше сил заниматься с ребенком, вспомните, пожалуйста, это упражнение. Если же у вас возникнут какие-то учебные трудности, вы всегда можете обратиться ко мне, и мы вместе подумаем, как лучше разрешить возникшую ситуацию.
Из нашего разговора, вы наверное поняли, что ваше непосредственное участие и помощь помогут адаптации ребенка к школьному обучению.
В нашем классе будет проводиться эксперимент, который покажет, насколько эффективнее проходит адаптация ребенка к школе, если родители активно помогают ему в этом. Со всеми школьниками будут проводиться «адаптационные занятия» и параллельно с этими занятиями, родители будут ежедневно вести «дневники наблюдения за ребенком». Дневники наблюдения я вам выдам. А для помощи вам, в плане того, как вам стоит себя вести с ребенком, я выдам памятки «Инструкция для родителей», она поможет вам правильно спланировать вашу жизнь на время адаптации ребенка к школе.
Хотелось бы отметить, что программа адаптационных занятий будет проводиться со всеми школьниками, вне зависимости от того, захотите ли вы сами участвовать в исследовании или нет. Естественно, участие с вашей стороны может быть только добровольное, так как эксперимент потребует от вас затрат времени и терпения. Единственными требованиями ко всем родителям будет только заполнение анкет в начале исследования и по завершении эксперимента (раздача анкет родителям). Анкеты фиксируют то, на сколько ребенок адаптирован к школе в первые дни его обучения. Прошу вас заполнить их сегодня и завтра передать в школу. Итоговое родительское собрание по результатам исследования состоится ровно через месяц, после того, как вами будут вновь заполнены анкеты.
Теперь я порошу остаться тех родителей, которые согласны участвовать в предстоящем эксперименте. А остальных, если у них нет вопросов, я больше не смею задерживать.
Приложение 4.
Итоговое родительское собрание, составленное Афанасьевой А.В.
Сегодня мы с вами встретились, чтобы проанализировать результаты нашего эксперимента.
Для более полного и легкого восприятия итогов была составлена «Сводная таблица результатов эксперимента».
Первый столбик таблицы обозначает степень адаптированности, второй – результаты первого тестирования, третий столбик – результаты повторного тестирования, который в свою очередь разбит еще на два столбца, первый столбик – результаты повторного тестирования всех учеников, второй – результаты тестирования участников эксперимента.
Как видно, из первого столбика, среди первоклассников, проучившихся в школе неделю, меньше всех количество учеников, не испытывающих трудностей в адаптации к школьному обучению. Учащихся, испытывающих трудности в адаптации к школьному обучению, гораздо больше.
В конце проведения исследования, повторное тестирование показало, что среди всех первоклассников, после проведения адаптационных занятий, количество учеников, не испытывающих трудностей в адаптации к школьному обучению увеличилось до 70%. Количество учащихся, испытывающих трудности в адаптации к школьному обучению, гораздо снизилось.
Что касается учащихся, родители которых помогали исследователю в адаптации своих детей к школе, то среди них, показатель адаптированности достиг 97%.
По данным таблицы можно сказать, что помощь родителей в адаптации ребенка к школьному обучению имеет большое значение.
Хотелось бы узнать у родителей, участвовавших в эксперименте, сложно ли было помогать своим детям в адаптации к школьному обучению?
С какими трудностями вы столкнулись?
Заполняя дневники наблюдений за детьми, вы заметили как менялся ваш ребенок на протяжении этого времени? Поделитесь, пожалуйста своими наблюдениями.
Помог ли вам данный эксперимент понять своего ребенка в этот сложный период адаптации к школьному обучению?
Итак, заканчивая наше собрание, можно сделали вывод, что помощь родителей в адаптации ребенка к школьному обучению очень важна. Наш эксперимент закончен, но это не значит, что и ваша помощь ребенку закончена. В дальнейшем ему предстоит адаптироваться к средней школе (переход в пятый класс), переход в старшие классы. Не оставляйте вашего ребенка одного в этих ситуациях, продолжайте помогать и поддерживать его!!!
Приложение 5
Адаптационные занятия с первоклассниками, разработанные Пилипко Н.В., Громовой Т.В., Чибисовой М.Ю.
Занятие 1. Знакомство. Знакомство первоклассников с учителем и друг с другом.
ЦЕЛЬ: Знакомство первоклассников с учителем и друг с другом.
ЗАДАЧИ:
1. Предоставление детям возможности назвать свои имена и создание условий для запоминания имен других детей.
2. Формирование у детей отношения друг к другу как к целостной группе – «класс».
3. Знакомство учащихся со школьным правилом: «Говорить по очереди».
4. Знакомство с пространством класса, формирование отношения к нему как к своему классу.
Занятие 2. Правила школьной жизни.
ЦЕЛЬ: Знакомство первоклассников друг с другом и правилами поведения в школе.
ЗАДАЧИ:
1. Создание условий для дальнейшего знакомства детей друг с другом и взаимодействия между собой.
2. Знакомство первоклассников с такими правилами поведения в школе, как «не разговаривать на уроках друг с другом, если это не связано с выполнением задания», «не кричать с места, даже если знаешь правильный ответ», «не подсказывать», «поднимать руку, если хочешь ответить на вопрос или хочешь о чем-то спросить».
3. Создание доброжелательной атмосферы в классе.
Занятие 3. Правила школьной жизни.
ЦЕЛЬ: Продолжение знакомства первоклассников друг с другом и с правилами поведения во время урока.
ЗАДАЧИ:
1. Создание условий для дальнейшего знакомства первоклассников друг с другом, организация взаимодействия между детьми.
2. Создание доброжелательной атмосферы в классе.
3. Практическое освоение правил поведения во время урока, с которыми первоклассники познакомились на втором занятии.
Занятие 4. Школьник и дошкольник.
ЦЕЛЬ: Осознание детьми своего нового статуса школьника.
ЗАДАЧИ:
1. Осознание детьми разницы между статусом школьника и дошкольника.
2. Формирование у детей реалистичных представлений о правах и обязанностях школьника и дошкольника.
3. Закрепление знаний о правилах поведения в школе.
Занятие 5. Для чего ходят в школу.
ЦЕЛЬ: Осознание детьми своего нового статуса школьника.
ЗАДАЧИ:
1. Продолжение формирования у детей реалистичных представлений о правах и обязанностях школьника.
2. Формирование учебной мотивации.
3. Продолжение формирования навыков учебного сотрудничества.
Занятие 6. Оценка.
ЦЕЛЬ: Формирование реалистичного восприятия школьной оценки.
ЗАДАЧИ:
1. Поддержание в детях желания учиться, преодолевать неудачи;
2. Осознание возможности проводить оценку результатов своей деятельности по нескольким критериям;
3. Формирование у детей навыка позитивного оценивания результатов своей деятельности с помощью приёма «зато»;
4. Продолжение формирования навыков учебного сотрудничества.
Занятие 7. Учимся работать дружно.
ЦЕЛЬ: Знакомство учащихся с навыками учебного сотрудничества.
ЗАДАЧИ:
1. Организация взаимодействия между учащимися, создание предпосылок для формирования навыков учебного сотрудничества.
2. Помощь детям в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли ученика.
3. Формирование у детей отношения друг к другу как к партнерам в учебном сотрудничестве.
4. Создание доброжелательной атмосферы при взаимодействии учащихся.
Занятие 8. Учимся работать дружно.
ЦЕЛЬ: Знакомство учащихся с навыками учебного сотрудничества.
ЗАДАЧИ:
1. Организация взаимодействия между учащимися, создание предпосылок для формирования навыков учебного сотрудничества.
2. Помощь детям в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.
3. Формирование у детей отношения друг к другу как к партнерам в учебном сотрудничестве.
4. Создание доброжелательной атмосферы при взаимодействии учащихся.
Занятия 9,10. Первоклассное путешествие.
ЦЕЛЬ: Закрепление позитивного эмоционального отношения к школе и обучению.
ЗАДАЧИ:
1. Повторение и закрепление знаний и навыков, полученных на предыдущих занятиях.
2. Закрепление положительного эмоционального отношения учащихся к школе и обучению.3. Повышение уровня сплоченности класса. (см.Приложение1)