Выступление на родительском собрании Речевая готовность к школе
«Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло.» ( Народная мудрость)
Отправляя ребенка в первый класс, каждый из родителей надеется на то, что его малыш будет успешен в талантлив. Однако это не всегда соответствует действительности. Уже на начальных этапах обучения многие дети испытывают трудности в овладении родным языком.
С каждым годом среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию полноценной учебной деятельности.
Недостатки произношения влияют на эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными, отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Тормозится и общее развитие детей. Без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы. Занимается данной проблемой в школе учитель-логопед.
Коррекционно-логопедическая работа с ребенком строится с учетом его образовательных потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей, которые определяются прежде всего в результате обследования речи. Результаты его заносятся в речевую карту установленного образца, что позволяет выстроить маршрут индивидуальной логопедической работы, построить определенный прогноз, разделить на подгруппы в зависимости от структуры и сложности речевого дефекта, проследить за динамикой речевого процесса.
Цель работы учителя-логопеда — оказание логопедической помощи учащимся, имеющим отклонения в развитии устной речи, которые в дальнейшем могут вызвать нарушение письменной речи, то есть профилактика вторичных нарушений, а также коррекция уже имеющихся нарушений письменной речи.
Основной задачей учителя-логопеда является коррекция дефектов устной и письменной речи и формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ по русскому языку.
В школе проводится логопедическое обследование первоклассников в мае и в сентябре. В этом уч. году обследовано 56 первоклассников, из них с нарушениями устной речи 24 человека. Дети зачислены в логопедические группы, которые сформированы с учетом речевых дефектов, составлены программы работы и расписание логопедических занятий.
Это только первоклассники. Но и вообще в начальных классах остается актуальной работа учителя-логопеда, ведь в 2, 3,4 классах есть дети с нарушением устной речи и с нарушением письменной речи-дисграфией. Дисграфия может возникнуть в результате дефектов устной речи, когда родители в 3, 4, 5 лет не обращают внимание на дефекты речи своего ребенка, закрепляется неправильное произношение звуков и потом это отражается на письме. ( Например, произносит ребенок «фапка» вместо «шапка»и так это слово и пишет. (жаба-заба, щетка-«сётка» и много других примеров.)
На логопедических занятиях стараемся корректировать устную и письменную речь. Но логопедические занятия-особенный вид деятельности обучающихся, ведь для того, чтобы добиться результата, особенно при постановке звуков, ребенок сам должен этого захотеть, а значит, необходимо выбирать такие формы и методы работы, которые будут мотивировать ребенка на эту деятельность.
Когда ребенок захочет сам заниматься, тренировать свой язычок? Когда это будет ему интересно. Поэтому логопедические занятия проводятся в игровой форме.
И еще важным условием для успешного усвоения материала является разнообразие видов работы: включение игровых моментов, использование дидактического и раздаточного материала, включение физминуток.
Особенный интерес представляют использование информационных технологий. В настоящее время компьютерные технологии все чаще входят в жизнь школьника. Игровые и обучающие программы предлагаются для детей, начиная с трехлетнего возраста. С помощью компьютера ребенку предлагается овладеть начальными представлениями о цвете и форме, развить память, мышление и так же речь. Компьютерные обучающие игры позволяют повысить эффективность коррекционного обучения, предупредить появление у детей вторичных расстройств письменной речи. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный детям. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть. Применение компьютерных технологий на логопедических занятиях повышает мотивацию и активность ребенка, логопедическая работа становится более эффективной.
Логопедическое занятие с использованием компьютера имеет свои особенности. При планировании такого занятия мы учитываем следующие правила: продолжительность занятия на компьютере - 10 минут и игру используем как часть занятия.
Например, используя компьютерную игру "Баба Яга учится читать" мы формируем навыки звукового анализа и синтеза, навык чтения. А также здесь идет повторение алфавита, профилактика оптической дисграфии, формирование образа буквы. Также используем презентации для автоматизации звука в слогах, слове, предложении, фразе.
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. И здесь необходимо отметить, что вся работа по предупреждению и устранению речевых дефектов оказывается малоэффективной без участия родителей. Ведь логопедические занятия проводятся 2-3 раза в неделю, а органы артикуляции надо тренировать ежедневно. Поэтому без помощи родителей сложно добиться результата. Логопед показывает способы постановки звуков, а дома необходимо закреплять, работать с ребенком, особенно если приходится переучивать неправильно закрепившееся произношение того или иного звука. Поэтому родители-частые гости на логопедических занятиях, они видят способы постановки звуков и также делают дома. И у детей, которым родители помогают, всегда есть результат. Есть родители, которым стоит сказать спасибо, их много и они незаменимые соратники учителя-логопеда. А для тех, кто хочет сам попробовать позаниматься с ребенком, на школьном сайте есть моя страница, где находятся рекомендации для родителей, в частности, как проводить артикуляционную гимнастику в игровой форме. Ведь необходимо создать добрую атмосферу, придумать интересную сказку, чтобы ребенок с удовольствием занимался. Главное - не заставлять, не ругать, если не получается с 1 раза. А подбадривать и говорить: «Ты молодец, повтори еще раз и обязательно получится!» И на занятиях я стараюсь поощрить ребенка, у которого есть результат. Например, Татаренкова Альбина (1 класс) уже получила медальку, ведь за 2 недели занятий уже есть результат. Таким образом повышается мотивация к занятиям и у других детей.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков. Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными. Детям 3-х, 4-х лет: артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение.
Дети 5-ти, 6-ти лет: смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.
Дисграфия может возникнуть в результате несформированности звукового анализа и синтеза. Мы рассмотрим подробно, что это такое. (Презентация)
На сайте школы есть страница учителя-логопеда, где можно найти рекомендации родителям по работе с артикуляционной гимнастикой, чистоговорки, пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики ребенка.
Речевая готовность - один из критериев оценки общего развития ребенка, его утверждения как личности.
Для нормального становления речевой деятельности необходимы условия:
-определенная степень зрелости различных структур головного мозга;
-координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции;
-развитие слуха, зрения, дыхательных навыков, эмоций;
-формирование потребностей в общения
Сформированность звуковой стороны речи.
В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам.
Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.)Сформированность фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова
-различать звуки на слух и в произношении ;-слышать и выделять первый и последний звук в слове;
-определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
-определять количество и последовательность звуков в слове;
-называть слова с заданным звуком;
-определять количество слогов в слове, отбирать картинки с заданным количеством слогов;
-слитно произносить слово, произнесенное с паузами после каждого звука;
-уметь составлять слова из звуков и т .д.
Словарный запасВ своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия).
Подбирать синонимы, антонимы, омонимы.
Понимать переносное значение слов(пословицы, фразеологические обороты).
Подбирать обобщающие понятия для группы предметов.
Знать детёнышей животных и т.д.
Владеть навыками словообразования образовывать прилагательные от существительных.
Сформированность грамматического строя речи:
-умение пользоваться развернутой фразовой речью;
- умение пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;
- умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе;
- согласовывать имена существительные с именами прилагательными;
- правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные;
- умение употреблять простые и сложные предлоги и т.д.
- умение работать с предложением;
- правильно строить простые предложения;
- видеть связь слов в предложениях;
- распространять предложения второстепенными и однородными членами;
- работать с деформированным предложением.
Связная речь
К 7 годам ребёнок должен уметь
-пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки из 8 – 10 предложений, сохраняя последовательность и смысл;
-составлять рассказ по сюжетной картинке;
-составлять рассказ по серии из 3 – 6 сюжетных картинок;
-отвечать на вопросы по тексту.
При пересказе (рассказе) обращается внимание
-на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ);
-на лексику (полнота и точность использования слов);
-на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).
на понимание текста (он должен правильно формулировать основную мысль)
Факторы риска неуспеваемости в школе:-неспособность понять инструкцию;
-неумение организовать свою работу;
-низкий уровень развития памяти;
-бедный запас слов;
-неумение грамотно строить предложение;
-нарушение звукопроизношения;
-низкий уровень координации движений пальцев;
-неумение различать фигуры.
В школе проводятся консультации для родителей по понедельникам с 9.00. до 10.00. Но многие обращаются и в удобное свободное от занятий время. Родители -незаменимые помощники учителя-логопеда. Часто они присутствуют на занятиях по приглашению, так как мама должна видеть способы постановки звуков, чтобы работать с ребенком дома, ведь логопедические занятия проходят 2-3 раза в неделю, а тренировать артикуляционный аппарат надо ежедневно. И в тех случаях, когда родители осознают важность их помощи детям дома, всегда есть результат.
Уважаемые родители!
Если ваш ребенок имеет трудности в речевомразвитии и нуждается в специальной помощи,
не стоит надеяться на то, что он «вырастет,
и сам научиться говорить».
Необходимо обратиться к учителю - логопеду.