Особенности развития психики учащихся при переходе из младшего звена в среднее
Особенности развития психики учащихся при переходе из младшего звена в среднее
ВОЛКОВСКАЯ Т.Г.
Данная статья опубликована с целью повышения психологической грамотности учителей и родителей. Ознакомление с психологическими аспектами развития детей с целью обеспечения комфортного обучения и воспитания учащихся. Знание психологических аспектов дает возможность для обеспечения индивидуально-личностного подхода к каждому ученику понимание его потребностей и возможностей для более качественного обучения.
Переход учащихся из младшего звена в среднее, т.е. в пятый класс, совпадает с началом подросткового возраста. Этот возраст считается особенно синзетивным к овладению средствами самовыражения. Этому способствует то, что младший подросток становится достаточно автономной личностью. Он уже обладает определенной самостоятельностью, достаточно развитыми навыками самообслуживания, навыками социальной, общественной и учебной жизни. Дети умеют учиться, ими усвоены основные социальные нормы. Появляющееся на этой основе чувство взрослости приводит к появлению потребности в новых средствах самовыражения. У подростка координально изменяется самосознание, у него возникает особый личностный мир, который становится предметом его пристального интереса. Этот интерес к собственным личным переживаниям ведет, с одной стороны, к самоуглублению и самоанализу, а с другой, - к потребности принятия, поддержки и одобрения этого внутреннего мира с другими людьми (т.е. при нятия себя как личности). Отсюда - столь характерное для этого возраста стремление к дружескому общению, тесным личностным контактам.
Эта особенность является кардинальной характеристикой самосознания подростка, и она находит выражение во всех сферах его жизни -физической, интеллектуальной, нравственной и эмоциональной.
В физической области это связано с активизацией нейроэндокринной системы, бурным физическим ростом, дискоординированностью. "Обращенность вовнутрь" в этой области осуществляется через оценку своих физических совершенств или недостатков. "Обращенность вовне" проявляется в стремлении к телесному совершенству, к самосовершенствованию, к улучшению себя и своего внешнего вида. У мальчиков это реализуется в соревновательности, стремление к физическим достижениям, у девочек - в интересе к моде, косметике, нарядам, одним словом, украшению себя.
В интеллектуальной области это связано с развитием логического мышления. "Обращенность вовнутрь" здесь проявляется в умении устанавливать логические связи и отношения, в формировании новой, более широкой и связной картины мира. "Обращенность вовне" проявляется в резком расширении сферы интересов. "Назревание и проявление новых внутренних влечений и потребностей безмерно расширяет круг вещей, имеющих побудительную силу для подростков, как целые сферы деятельности, прежде нейтральные в отношении ребенка, сейчас становятся основными моментами, определяющими его поведение.
В эмоциональной сфере "Обращенность вовнутрь" проявляется в том, что захваченность собственными эмоциональными состояниями становится характерным для подростка. Наступает начало периода неконтролируемых эмоций, возникают беспричинные или по пустяковым поводам эмоциональные вспышки. "Обращенность вовне" проявляется в повышенном интересе к другому человеку, в стремлении к близкому общению. И если в младшем школьном возрасте наиболее эмоционально насыщенными были отношения со взрослыми, а нормативные требования адресовались сверстникам (которые и оценивались в соответствии с ними), то в подростковом возрасте это отношение изменяется: центром эмоциональной жизни становятся сверстники, а нормативные требования адресуются взрослым.
В связи с указанными особенностями овладения средствами самовыражения (и прежде всего, эмоционального самовыражения) становится для подростка чрезвычайно актуальным. Этим, по мнению некоторых авторов (Л.Е. Яковлева), объясняется то, что в среднем школьном возрасте основные изменения, происходящие с детьми в результате обучения, осуществляются в сфере коммуникативных умений и навыков.
Рекомендовано в этот период чаще быть с ребенком, участвовать в жизни детей, давать положительный настрой на жизнь и учебу, поддерживать учащихся в их творческих начинаниях.
15