Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья


Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве
Детей, которые имеют в большей или меньшей степени отклонение от «нормы» приходит в школу год от года все больше. Это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьёзными проблемами (например, задержка психического развития и умственная отсталость).
Всё возрастающее число детей с ограниченными возможностями здоровья, недостаточная информированность по этой проблеме, делает её актуальной не только для области в целом, но и для образовательного учреждения.
Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей.
Данный проект направлен на оказание поддержки образовательным учреждениям Новосибирской области, в которых развивается инклюзивное образование, где дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды обучаются вместе с обычными детьми.
Кто участвует в данном проекте? это – дети с ограниченными возможностями здоровья, дети - инвалиды, родители (законные представители) детей; педагоги и специалисты сопровождения общеобразовательных учреждений: учителя-логопеды, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, социальные педагоги. Цель работы в данном направлении педагог-психолога: создать адекватные условия для развития и обучения для детей c ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов.
На сегодняшний день в нашей школе обучается 380 детей, из них 16 имеют особые образовательные потребности в различной степени, в том числе 5 детей имеют инвалидность, 6 детей с особыми образовательными потребностями обучаются в классах надомного обучения, остальные дети обучаются в классах совместно с нормативно развивающимися обучающимися. В настоящее время в школе 7 детей обучаются – по программе специальной коррекционной школы VII вида. 16 детей, являются той категорией детей, которые требуют инклюзивного подхода в обучении.
В рамках реализации проекта в нашем общеобразовательном учреждении создан психолого – медико – педагогический консилиум, в состав которой входят педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, медицинский работник. У каждого специалиста службы сопровождения имеется план индивидуальной работы с обучающимися, составлено расписание занятий, карта развития и карта динамики успешности обучающихся.
Работа консилиума осуществляется следующим образом:
Сопровождение обучающегося инклюзивно осуществляется по следующему алгоритму:
запрос на обследование обучающиегосяобследование обучающегося всеми специалистами ПМПкопределение образовательного маршрута и необходимой коррекционной помощи
проведение коррекционно - развивающей работы
повторное обследование для отслеживания динамики развития.
Схематический план работы педагога – психолога по психологическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве
Мероприятия Сроки, ответственные
Работа по формированию индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ и детей - инвалидов (ведение школьной документации в течение учебного года)
2. Анкетирование, тестирование всех обучающихся образовательного процесса с целью выяснения комфортности.
3. Коррекционно-развивающая работа с детьми VII вида.
4. Выявление динамики развития детей с ОВЗ.
5.Индивидуальные и групповые консультации для родителей детей с ОВЗ и детей - инвалидов, обучающихся, учителей. Октябрь, Ноябрь
Декабрь
В течение учебного года
Ноябрь, Апрель
В течение учебного года
О каждом мероприятии расскажу вам подробнее:
Работа по формированию индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ и детей - инвалидов
Работа по организации индивидуального образовательного маршрута осуществляется комплексно учителем, учителем - логопедом и педагогом - психологом. Создание психолого-педагогического сопровождения помогает ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации преодолении трудностей в обучении, нарушений эмоционально – волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.
Схема построения индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ и детей – инвалидов
диагностика уровня развития обучающегося и его индивидуальных особенностей
определение направлений коррекционно - развивающей работы
определение содержания коррекционно-развивающей работы
определение ожидаемых достижений ребенка
определение результатов работы по индивидуально-образовательному маршруту
Основной целью психологического обследования является выявление особенностей отклоняющегося развития ребенка и тех сохранных путей, с помощью которых можно их скомпенсировать в условиях адекватного для данного ребенка вида и формы обучения.
Содержание индивидуального маршрута представлено вашему вниманию:
Индивидуальный образовательный маршрут:1. Общие сведения (ФИО, дата рождения, класс, ФИО родителей, образование и т.д.);2. Рекомендации специалистов сопровождения;3. Заключения и рекомендации ПМПка;4. Блок 1 – Освоение образовательной программы (учебные предметы – количество часов, коррекционный блок, занятия по выбору);5. Расписание занятий на 4 четверти;6. Блок 2 – Организация коррекционно – развивающей работы (описание проделанной работы педагога – психолога, учителя – логопеда, социального педагога);7. Блок 3 – Социализация (дополнительное образование, экскурсии, фестивали, праздники, конкурсы);8. Маршрутный лист учителя по сопровождению ребенка с ОВЗ.
Результаты коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ и детей - инвалидов по индивидуальному образовательному маршруту определяются с помощью промежуточных диагностик в начале и конце учебного года, обсуждаются на консилиуме и фиксируется в школьной документации. В конце учебного года, исходя из результатов прохождения индивидуального образовательного маршрута, консилиум принимает решение о целесообразности индивидуального обучения или о продолжении обучения в условиях класса, либо о выводе ребенка в другую образовательную систему (изменении образовательного маршрута).
2. Анкетирование, тестирование всех обучающихся образовательного процесса с целью выяснения комфортности.
анализ отношений учащихся к своим одноклассникам с особенностями здоровья
В нашей школе были опрошены обучающиеся, в классах которых обучаются дети с ОВЗ и дети – инвалиды (старшие классы) на предмет отношения обучающихся к своим одноклассникам с особенностями здоровья.
Были получены следующие результаты:
Обучающиеся поддерживают перспективу о том, что в их классе будут учиться дети с особыми нуждами - 75%. Допускают такую возможность - 22%. Скорее были бы против - 3%.
Обучающиеся поддерживают то, что в их школе будут учиться дети с особыми потребностями - 59%. Допускают такую возможность - 35%. Скорее были бы против - 6%.
Обучающиеся считают, что проблема приспособления ребят с особыми потребностями к жизни общества может решаться следующим образом:
- Надо воспитывать их отдельно от других детей - 6%.
- Такие дети должны расти и развиваться со здоровыми детьми - 94%.
Обучающиеся считают, что положительными моментами в процессе совместного обучения со сверстниками с особыми потребностями выражаются в следующем:- Я стану добрее – 24%.
- Я научусь помогать другим – 43%.
- Я получу опыт сочувствия и сострадания – 22%.
- Это расширит мои представления о жизни общества – 3%.
- Нет положительных моментов – 8%.
Отрицательные моменты в процессе совместного обучения со сверстниками с особыми потребностями, обучающиеся отметили:
- Возможно, у меня снизится интерес к учебе – 9%.
- Возможно, у меня снизится успеваемость – 12%.
- Возможно, у нас в классе будут чаще возникать конфликты – 33%.
- Уменьшится внимание к здоровым детям со стороны педагогов – 12%.
- У меня ухудшится самочувствие – 3%.
- Нет отрицательных моментов – 31%.
Положительные моменты в процессе совместного обучения со сверстниками с особыми потребностями, обучающиеся отметили:
- Ребёнок с детских лет научится взаимодействовать со здоровыми детьми – 44%;
- Он может получить дополнительную поддержку со стороны сверстников – 22%;
- Ребёнок будет чувствовать себя более полноценно, участвуя в жизни детского коллектива наравне со здоровыми детьми – 16%;
- Общаясь со здоровыми детьми, ребёнок будет более активно развиваться – 9%;
- У ребёнка появятся широкие возможности проявить свои способности в различных видах деятельности, общения – 9%.
В общем данные результаты являются положительными.
Обучающиеся начальных классов делали рисунки «Фотография класса». На этом рисунке изображались одноклассники и классный руководитель. По рисунку можно определить отношения учеников в классе – между собой.
Были получены следующие результаты:
Согласно интерпретации полученных рисунков, нужно отметить, что обучающиеся, в общем, относятся друг к другу положительно. Одноклассников с ОВЗ или другими проблемами здоровья они не выделяют и относятся как и ко всем своим одноклассникам. Это является положительным результатом.
Сами дети с ОВЗ и дети – инвалиды были опрошены с целью выяснения комфортности обучения в классе и в школе в целом. Все дети имеют хорошую школьную мотивацию и положительно отзываются о своих одноклассниках.
3. Коррекционно-развивающая работа с детьми VII вида.
Основные принципы коррекционно-развивающей работы:
Соблюдение интересов ребенка;
Системность;
Непрерывность;
Вариативность;
Рекомендательный характер оказания помощи.
Структура коррекционно-развивающей работы:
Занятия строятся с учётом психофизиологических особенностей их развития для каждого ребенка с ОВЗ индивидуально;
Разработка и подбор методических приемов, которые могут быть использованы в коррекционно-развивающей работе и описанных требований к ним;
Подбор конкретных упражнений, соответствующих описанным требованиям;
Составление программы коррекционно – развивающих занятий для каждого ребенка с ОВЗ индивидуально;
Проведения занятий (каждое занятие состоит из вводной, рабочей и заключительной части);
Заполнение журналов посещения.
Выявление динамики развития у детей с ОВЗ.
Составления заключения о проведенной коррекционно – развивающей работы с ребенком. Пример заключения представлен вашему вниманию на слайде.
Условия реализации коррекционно – развивающей программы:
-систематичность - 1 занятия в неделю по 1 часу (в течение всего учебного года);
-индивидуальная форма проведения занятий (иногда групповая);
-методические и информационные материалы.
Занятия проводятся в игровой форме - применяется сказкотерапия и арт-терапия. Игровая форма позволяет создать ситуации, стимулирующие расширению словарного запаса и способствующие развитию творческих способностей, формированию элементов социального поведения, обучению детей позитивному и продуктивному общению со сверстниками в специально смоделированных, значимых для них ситуациях.4. Выявление динамики развития детей с ОВЗ, апрель 2014 г.
Результаты коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ и детей - инвалидов по индивидуальному образовательному маршруту определяются с помощью промежуточных диагностик в начале и конце учебного года, обсуждаются на консилиуме и фиксируется в школьной документации. В конце учебного года, исходя из результатов прохождения индивидуального образовательного маршрута, консилиум принимает решение о целесообразности индивидуального обучения или о продолжении обучения в условиях класса, либо о выводе ребенка в другую образовательную систему (изменении образовательного маршрута) (диагностика психических процессов – память внимание мышление интеллектуальное развитие овладения элементами учения (умение подчинять свои действия определённому правилу, слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого; степень самостоятельности в работе)
Динамика развития на конец учебного года Количество детей
положительная 1
волнообразная 5
недостаточная 1
отрицательная 0
5.Индивидуальные и групповые консультации для родителей детей с ОВЗ и детей - инвалидов, обучающихся, учителей.
Одной из основных форм работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ занимает работа с семьей. Основная цель этой работы – помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания детей с ОВЗ в семье.
Консультации, которые проводятся по индивидуальным запросам родителей, помогают решить многие вопросы и избежать ошибок в воспитании.
«Правовое просвещение»;
«Влияние семьи на развитие личности ребенка»;
«Возрастные особенности»;
«Обучение навыкам конструктивного общения с детьми»;
«Повышение уровня мотивации у детей»;
«Детско-родительские отношения»;
«Правила взаимодействия с подростками в целях профилактики правонарушений»;
«Мы – дружная семья».
Подобное сотрудничество с родителями помогает создавать благоприятную эмоциональную и нравственную семейную атмосферу и, в целом, способствует повышению психолого-педагогической компетентности родителей.
Важно, что положительные результаты достигаются длительной работой и в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса.
Хочется отметить + и – инклюзивного образования:
Плюсы инклюзивного образования
Создание гибкой образовательной среды, удовлетворяющей каждого ребенка, соответствующей индивидуальным интеллектуальным, физическим и психическим потребностям.2. Интеграция и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья.3. Искоренение дискриминации и воспитание толерантности: дети, получающие инклюзивное образование, учатся милосердию, взаимоуважению и терпимости.
Проблемы инклюзивного образования
Многие педагоги не готовы к изменениям в традиционных формах, принципах и методах обучения. Т.к. в школах в основном работают учителя старой закалки, им пока тяжеловато дается перестройка в данной сфере. Но у нас есть над чем работать и над чем учится!