статья:«Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности в образовательном учреждении VIII вида»
«Психологическое сопровождение детей
с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности в образовательном учреждении VIII вида»
Содержание и формы психологического сопровождения детей с ОВЗ и жизнедеятельности в школах VIII вида, направлены на создание системы комплексной психолого-педагогической помощи в освоении детьми основной образовательной программы, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, создание благоприятного психологического микроклимата в образовательном учреждении.
Под психологическим сопровождением подразумевается система профессиональной деятельности педагога-психолога, включающая в себя взаимосвязанные компоненты, направленные на создание специальных условий для активизации и коррекции развития ребенка.
Основные этапы процесса психологического сопровождения учащихся.
1 этап. Диагностическое сопровождение учащегося (психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка), установление контакта со всеми участниками сопровождения. Определение модели воспитания, используемой родителями (официальными представителями), и диагностика их личностных характеристик (составление социально-психологической карты семьи).
2 этап. Составление и реализация на основе диагностических данных индивидуальных психолого-педагогических программ, разработка индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий, включающих в себя комплексы упражнений на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.
Оказание необходимой психологической помощи и поддержки родителям ребенка с ограниченными возможностями (беседы, консультирование). Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми.
Психолого –педагогическое консультирование и просвещение учителей- предметников, классных руководителей, воспитателей и других сотрудников образовательного учреждения. Разработка психолого-педагогических рекомендаций для работы с учащимися, с учетом их индивидуальных и психофизиологических особенностей.
3 этап. Мониторинг результативности и анализ эффективности процесса психологического сопровождения.
Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеет свои подходы и принципы.
1. Личностно-ориентированный подход. Обеспечение комфортных, психологически благоприятных и безопасных условий в образовательном учреждении для каждого учащегося, оказание несовершеннолетнему психологической помощи и поддержки с учетом его личностных, возрастных и психофизиологических особенностей.
2. Гуманно-личностный подход. Формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, формирование и поддержка ситуации успеха.
3. Деятельностный подход. Оказание психолого-педагогической помощи с учетом ведущего вида деятельности ребенка.
4. Комплексный подход. Психологическое сопровождение школьников с ОВЗ и жизнедеятельности должно осуществляться педагогом-психологом в тесном контакте с классным руководителем, учителями-предметниками, воспитателем, логопедом, медицинской сестрой, родителями. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся.
Основными принципами психологического сопровождения учащихся с ОВЗ в образовательном учреждении являются: соблюдение интересов ребенка; системность; непрерывность; вариативность и рекомендательный характер.
Содержание психологического сопровождения учащихся с ОВЗ включает в себя:
- наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (уроки, прогулки, кружковая деятельность, общественно-полезный труд);
- контроль за поведением учащихся в классе;
- составление психолого-педагогической характеристики учащихся с подробным описанием его личностных, возрастных и психофизиологических особенностей, (поведение, межличностные отношения, уровень развития коммуникативных отношений, особенности интеллектуального развития и результаты учебной деятельности, основные виды трудностей при обучении).
- формирование комфортного микроклимата в классе;
- организация внеурочной деятельности (психологические часы), направленной на развитие познавательных интересов учащихся, и их развитие.
- поддержание постоянной связи с педагогическим персоналом школы, медицинским работником, родителями.
Возможность использования разнообразных форм в психолого-педагогической работе с детьми в школах VIII вида, делают коррекционно-развивающую работу более личностно-ориентированной, и направленной на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. В работе с учащимися приемлемы следующие формы работы: фронтальные, групповые, подгрупповые и индивидуальные.
Использование в психолого-педагогической деятельности с детьми различных методов, позволяет более эффективно проводить коррекционно – развивающую работу. Сказкотерапия, игротерапия, станционные игры, песочная терапия, психогимнастика, релаксация, активная эмоциональная разгрузка, арт-терапия – достаточно универсальные, доступные и широко применяемые в психологической работе с детьми методы, которые позволяют успешно решать задачи психологического сопровождения, диагностической, психолого-педагогической, педагогическо-профилактической, терапевтической и коррекционно-развивающей деятельности.
Приложение № 1
Анкета Н.Г. Лускановой
«Школьная мотивация и учебная активность»
Вопросы зачитываются вслух, предлагаются варианты ответов, а подростки должны записать те ответы, которые им подходят.
1. Как ты чувствуешь себя в школе?
Мне в школе нравится.
Мне в школе не очень нравится.
Мне в школе не нравится.
2. С каким настроением ты идешь утром в школу?
С хорошим настроением.
Бывает по-разному.
Чаще хочется остаться дома.
3. Если бы тебе сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?
Пошел бы в школу.
Не знаю.
Остался бы дома.
4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?
Мне не нравится, когда отменяют уроки.
Бывает по-разному.
Мне нравится, когда отменяют уроки.
5. Как ты относишься к домашним заданиям?
Я хотел бы, чтобы домашние задания были.
Не знаю, затрудняюсь ответить.
Я хотел бы, чтобы домашних заданий не было.
6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?
Нет, не хотел бы.
Не знаю.
Да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены.
7. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?
Рассказываю часто.
Рассказываю редко.
Вообще не рассказываю.
8. Как ты относишься к своему классному руководителю?
Мне нравится наш классный руководитель.
Не знаю, затрудняюсь ответить.
Я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель.
9. Есть ли у тебя друзья в классе?
У меня много друзей в классе.
У меня мало друзей в классе.
У меня нет друзей в классе.
10. Как ты относишься к своим одноклассникам?
Мне нравятся мои одноклассники.
Мне не очень нравятся мои одноклассники.
Мне не нравятся мои одноклассники.
Обработка результатов
Проводится как количественная, так и качественная обработка результатов.
Количественный анализ
Для дифференцирования детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:
ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;
нейтральный (средний) ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;
ответ, свидетельствующий об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.
Максимально возможная оценка равна 30 баллам.
5 основных уровней школьной мотивации.
5-й уровень. 25-30 баллов (максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности). Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
4-й уровень. 20-24 балла (хорошая школьная мотивация). Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3-й уровень. 15-19 баллов (положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами). Такие дети достаточно хорошо чувствуют себя в школе, однако чаще их привлекает возможность пообщаться с друзьями, учителями. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало интересует.
2-й уровень.10-14 баллов (низкая школьная мотивация). Подобные школьники посещают школу неохотно, испытывают затруднения в учебной деятельности, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
1-й уровень. Ниже 10 баллов (негативное отношение к школе, школьная дезадаптация). Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа воспринимается ими как враждебная среда. Ребята переживают, плачут, могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения психического здоровья.
Приложение № 2
Анкета для изучения социально-психологической адаптации к школе учащегося с ограниченными возможностями здоровья
/заполняется классным руководителем, обрабатывается педагогом-психологом/
Фамилия, Имя, Отчество ______________________________________________________Возраст______________________________________________________________________Дата заполнения ______________________________________________________________
1. Успешность выполнения школьных заданий:
5 баллов - правильное, безошибочное выполнение заданий;4 балла - небольшие помарки, единичные ошибки;3 балла - редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой;2 балла - плохое усвоение материала по одному из основных предметов, частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий;1 балл - плохое усвоение материала по всем предметам.
Кол-во баллов:_______________________
2. Степень усилий, необходимых учащемуся для выполнения заданий:
5 баллов - учащийся работает легко, свободно, без напряжения;4 балла - выполнение заданий не вызывает у учащегося особых трудностей;3 балла - иногда учащийся работает легко, в другое время проявляет упрямство; выполнение заданий требует некоторого напряжения для своего завершения;2 балла - выполнение заданий осуществляется с сильным напряжением;1 балл - учащийся отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию.
Кол-во баллов:________________________
3. Самостоятельность при выполнении школьных заданий:
5 баллов - учащийся всегда самостоятельно справляется с заданиями;4 балла - работает самостоятельно, иногда обращается к помощи взрослого;3 балла - иногда работает самостоятельно, но чаще обращается за помощью;2 балла - предпочитает работать с помощью взрослого, даже если может сделать задание самостоятельно;1 балл - для выполнения школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого.
Кол-во баллов:________________________
4. Эмоциональное отношение к школе:
5 баллов - учащийся приходит в школу с хорошим настроением, улыбается, смеется.4 балла - учащийся спокоен, деловит, нет проявлений пониженного настроения;3 балла - иногда учащийся приходит в школу с плохим настроением;2 балла - у учащегося случается проявление негативных эмоций (тревожность, огорчение, иногда страх), обидчивость, вспыльчивость, раздражительность;1 балл - преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки гнева, злости).
Кол-во баллов:________________________
5. Взаимоотношения со сверстниками:
5 баллов - ребенок общительный, инициативный, имеет много друзей;4 балла - ребенок не проявляет инициативу общения самостоятельно, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются другие дети;3 балла - сфера общения ребенка ограничена, общается только с некоторыми детьми;2 балла - предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ними в контакт;1 балл - ребенок замкнут, изолирован от детей, предпочитает находиться один, либо инициативен в общении, но часто проявляет негативизм по отношению к другим детям: ссорится, дразнится, дерется.
Кол-во баллов:________________________
6. Отношение к учителю:
5 баллов - ребенок проявляет дружелюбие по отношению к учителю, охотно обща-ется с ним;4 балла - дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнить все его требования, тревожится, если делает что-то не так; в случае необходимости ребенок может обратиться к учителю за помощью.3 балла - старается выполнить все требования учителя, но за помощью обращается к одноклассникам.2 балла - выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным для него;1 балл - избегает контакта с учителем, при общении с ним испытывает робость или отрицательные эмоции.
Кол-во баллов:________________________
Общее кол-во баллов:_______________
Классный руководитель: /______Ф.И.О.________
Интерпретация результатов:
1 уровень (ВЫСОКИЙ) - 26-30 баллов;2 уровень (ВЫШЕ СРЕДНЕГО) - 18-25 баллов;3 уровень (СРЕДНИЙ)- 12-17 баллов;4 уровень (НИЖЕ СРЕДНЕГО) - 6-11 баллов;5 уровень (НИЗКИЙ) - 1-5 баллов;
Вывод об уровне социально-психологической адаптации:_______________________________
13PAGE 15
13PAGE 14115
Заголовок 115