Рабочая программа по русскому языку 8класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ивановская основная общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области»
Рабочая программа по русскому языку в 8 классе на 2011-2012 учебный год
Составитель: Шевченко Галина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
с. Ивановка
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 8 класса на 2011-2012 учебный год составлена на основе:
программы общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы. – 11-е изд., М.: Просвещение, 2010. – 46 с. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский,
примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений Государственного стандарта общего образования (2004);
инструктивно-методического письма департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области, БелРИПКППС «О преподавании предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2011-2012 учебном году».
Обоснование рабочей программы:
Авторская программа ориентирована на государственный стандарт общего образования и рассчитана на 102 часа (из учета 3 учебных часов в неделю).
Рабочая программа рассчитана на 105 часов, потому что устав и учебный план школы предполагают 35 учебных недели в 8 классе при 3-х часовой недельной нагрузке по предмету. Дополнительные 3 часа будут использованы для повторения и систематизации полученных знаний по русскому языку. Программа также включает базовые знания и умения, которыми должны обладать все учащиеся общеобразовательной школы и полностью реализует авторскую программу.
Рекомендации инструктивно-методического письма управления образования и науки Белгородской области, БелРИПКППС «О преподавании русского языка в 2006-2007 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» дали возможность формировать знания, умения и навыки учащихся по темам «Причастие. Деепричастие» уже в 6 классе, отсюда раздел «Обособленные члены предложения» уменьшен в часах (указано в содержании учебных тем рабочей программы).
Уменьшено количество часов и по теме «Однородные члены предложения» в отличие от авторской программы, однако увеличено на 1 час изучение этого раздела по сравнению с рекомендациями инструктивно-методического письма.
Увеличено количество часов на изучение разделов «Словосочетание», «Простое предложение», «Второстепенные члены предложения», «Простые односоставные предложения», «Прямая и косвенная речь» с целью успешного усвоения раздела «Синтаксис».
Темы «Обособленные члены предложения» и «Обращения, вводные слова и междометия» переставлены местами в соответствии с рекомендациями инструктивно-методического письма. (Укажите другие изменения, если они имеют место).
Программа (как и авторская) реализует познавательно-практическую направленность в преподавании русского языка в современной школе, поэтому специальной целью преподавания предмета является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Общеобразовательными задачами работы по русскому языку в VIII классе являются: воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие логического мышления школьников; формирование общеучебных умений и др.
При составлении календарно-тематического планирования учтено количество письменных контрольных работ:
- диктант – 1,
- контрольное тестирование – 1,
- изложение – 2,
- сочинение – 2.
Программа также включает 17 часов для проведения уроков развития речи.
Программа содержит теоретические сведения, перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков.
Основной формой организации учебного процесса является урок. С целью проверки знаний и умений учащихся могут использоваться различные формы контроля. Весьма эффективными среди них являются тесты, которые позволяют существенно увеличить объем контрольного материала. Можно предлагать тесты тематические, промежуточные и итоговые.
Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, заданий, связанных анализами текста, что способствует прочному формированию коммуникативной системы.
Рабочая программа включает восемь разделов: титульный лист, пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, учебно - календарный план, календарно-тематическое планирование, содержание программы, формы и сроки проведения контрольных работ, перечень учебно-методических средств обучения.
Формы обучения:
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-лекция, урок-игра, урок-исследование, урок-практикум, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу; индивидуальный устный опрос; фронтальный опрос; опрос с помощью перфокарт;
- выборочная проверка упражнения; взаимопроверка; самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- изложения на основе текстов типа описания, рассуждения; написание сочинений; письмо под диктовку; комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке:
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический); лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка; смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану; продолжение текста; редактирование; конспектирование; участие в диалогах различных видов; аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, установление смысловых частей текста, определение их связей); создание собственных письменных текстов; составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися; составление опорных схем и таблиц; работа с учебно- научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета; работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать определения изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводить примеры.
К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
Производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью.
Составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями.
Пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи.
Соблюдать нормы литературного языка.
По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой речью, при цитировании, обращении, при междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире между подлежащим и сказуемым.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Создавать тексты публицистического стиля на разные темы, выполнять комплексный анализ текста.
Учебно – календарный план
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов в
рабочей программе
рекомендациях БелРИПКППС
авторской программе
1.
Функции русского языка в современном мире
1
1
1
2.
Повторение изученного в V – VII классах
6+1
8+2
6+2
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
3.
Словосочетание
7
4
2
4.
Простое предложение
4+1
1+4
3+1
ПРОСТЫЕ ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
5.
Главные члены предложения
6+2
6
6+2
6.
Второстепенные члены предложения
7+2
6+3
6+2
7.
Простые односоставные предложения
10+3
9+2
9+2
8.
Неполные предложения
2
9.
Простое осложнённое предложение
1
1
-
10.
Однородные члены предложения
10+2
9+5
12+2
11.
Обособленные члены предложения
14+1
15+2
18+2
Слова, грамматически не связанные с членами предложения
12.
Обращение
4+1
7+4
9+2
13.
Вводные и вставные конструкции. Междометия
7+1
14.
Прямая и косвенная речь
7+2
6+3
6+1
15.
Повторение и систематизация изученного в VIII классе
4+1
7
5+1
ИТОГО:
105
105
102
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема учебного занятия
Тип урока
Календарные cроки
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Вид контроля, самостояте-льной работы
Подготов-ка к ГИА
1. Функции русского языка в современном мире (1 ч.)
1.
Русский язык в современном мире
Урок-лекция с элемен-тами беседы
Знать функции русского языка в современном мире.
Уметь составить устное высказывание по опорному конспекту.
Устный опрос
2. Повторение изученного в V-VII классах (6+1 ч.)
2.
Пунктуация и орфография.
Урок обобщения и систематизации знаний
Знать функции знаков препинания.
Уметь разграничивать знаки препинания по их функциям.
Объясни-тельный диктант, анализ текста
Задания по типу В2-В4, В7-В8
3.
Знаки завершения, разделения, выделения
Урок-практикум
Знать основные орфографические и пунктуационные нормы русского языка.
Уметь соблюдать обязательные правила орфографии и пунктуации в письменной речи для облегчения понимания информации.
Синтакс. разбор
Задания по типу В2
4.
Знаки препинания в сложном предложении.
Урок обобщения и систематизации знаний
Знать виды предложений по количеству описанных ситуаций.
Уметь определять вид сложного предложения.
Самост. работа
Задания по типу В2
5
Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий
Урок применения знаний и умений
Знать условия выбора н и нн.
Уметь правильно писать орфограмму
Диктант «Проверь себя»
Задания по типу В2
6.
Буквы н-нн в суффиксах наречий
Урок применения знаний и умений
Знать основные орфографические нормы.
Уметь опознавать языковые единицы, соблюдать в практике письма основные правила орфографии
Объяснит. диктант, работа у доски
Задания по типу В2
7.
Р/р. Изложение с грамматическим заданием по упр. 26
Урок развития речи
Знать основные признаки художественного стиля.
Уметь воспроизводить текст с заданной степенью свернутости, редакти-ровать собственный текст изложения.
Изложе-ние
Задания по типу В2
8.
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи
Урок обобщения и систематизации знаний
Знать условия выбора слитного и раздельного написания.
Уметь правильно писать не с разными частями речи.
Тест
Задания по типу В2-В4, В7-В8
СИНТАКС1ИС И ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
3. Словосочетание (7 ч.)
9.
Основные единицы синтаксиса
Урок изучения нового материала
Знать основные единицы синтаксиса
Уметь находить в тексте синтаксические единицы.
Синтакси-ческий разбор предложе-ний. Работа с художественным текстом
10.
Текст как единица синтаксиса.
Урок изучения нового материала
Знать основные признаки текста.
Уметь определять тему текста, основную мысль, анализировать языковые средства, определять тип и средства граммати-ческой связи предло-жений в тексте.
Работа с текстом, взаимодик-тант
11.
Предложение как единица синтаксиса.
Урок изучения нового материала
Знать, что предложение- одна из основных единиц синтаксиса.
Уметь соотносить содержание предложения с фрагментами действительности.
Конструи-рование предложе-ний
Задания по типу В7-В8-В12
12.
Словосочетание как единица синтаксиса
Урок изучения нового материала
Знать, что такое словосочетание, его функции, виды.
Уметь составлять и находить разные словосочетания.
Составление словосочетаний по схемам
Задания по типу В8
13.
Виды словосочетаний
Урок изучения нового материала
Знать, что в языке существуют строгие правила сочетаемости слов различных частей речи.
Уметь определять вид словосочетания по морфологическим свой-ствам главного слова, правильно строить слово-сочетания и употреблять их в речи.
Устный опрос, самост. работа
Задания по типу В8
14.
Синтаксические связи слов в словосочетаниях
Урок изучения нового материала
Знать способы подчинительной связи Уметь определять вид подчинительной связи
Работа по карточкам
Задания по типу В8
15.
Синтаксический разбор словосочетаний
Комбини-рованный урок
Знать и соблюдать грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов.
Уметь использовать в речи синонимичные по значению словосо-четания, видеть нару-шения в сочетании слов,
исправлять ошибки.
Синтаксич. разбор
Задания по типу В8
4. Простое предложение (4+1 ч.)
16.
Грамматическая основа предложения
Комбини-рованный урок
Знать и понимать структуру простого и сложного предложений.
Уметь находить грамматическую основу предложения.
Объяснит. диктант, самост работа
Задания по типу В9, В12
17.
Порядок слов в предложении.
Урок изучения нового материала
Знать основные виды простых предложений по цели высказывания и интонации.
Уметь интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, использовать в текстах прямой и обратный порядок слов для реализации коммуника-тивного намерения, оценивать свою и чужую речь.
Устный опрос
Задания по типу В9, В12
18.
Интонация.
Урок изучения нового материала
Анализ текста
Задания по типу В9, В12
19
Контрольный диктант по теме «Словосочетание. Простое предложение»
Урок контроля
Контроль ЗУН
Диктант
20.
Р/р. Описание памятника
Урок развития речи
Знать структуру текста-описания.
Уметь делать сопоставительный анализ репродукций картин одного и того же памятника архитектуры, составлять текст с учетом выбора языковых средств.
Творческая работа
ПРОСТЫЕ ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
5. Главные члены предложения (6+2 ч.)
21.
Подлежащее.
Урок изучения нового материала
Знать и пояснять функцию главных членов предложения.
Уметь определять способы выражения подлежащего, уметь согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Конструир. предложен
Задания по типу В9, В12
22.
Сказуемое
Урок изучения нового материала
Знать виды сказуемого.
Уметь опознавать и характеризовать сказуемое в предложении, определять способы выражения простого глагольного сказуемого.
Работа по карточкам
Задания по типу В9, В12
23.
Простое глагольное сказуемое
Урок изучения нового материала
Контрольная диагностическая работа
Задания по типу В9, В12
24.
Р/р. Подготовка к сочинению на тему «Чудный собор»
Урок развития речи
Знать структуру текста-описания.
Уметь делать сопоставительный анализ репродукций картин одного и того же памятника архитектуры, составлять текст с учетом выбора языковых средств.
Сочинение
25.
Р/р. Написание контрольного сочинения на тему «Чудный собор»
Урок развития речи
Сочинение
26.
Составное глагольное сказуемое.
Урок изучения нового материала
Знать основные элементы составного глагольного сказуемого.
Уметь находить составное глагольное сказуемое.
Словарная работа, конструи-рование предлож.
Задания по типу В9, В12
27.
Составное именное сказуемое
Урок изучения нового материала
Знать основные элементы составного именного сказуемого.
Уметь находить составное именное сказуемое
Тест
Задания по типу В9, В12
28.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Урок изучения нового материала
Знать условия поста-новки тире между подлежащим и сказу-емым.
Уметь определять морфологический способ выражения подлежащих и сказуемых, интонационно правильно произ-носить предложения.
Диктант
6. Второстепенные члены предложения (7+2 ч.)
29.
Роль второстепенных членов в предложении
Урок изучения нового материала
Знать виды второстепенных членов. Уметь находить в предложении второстепенные члены.
Устный опрос
30.
Дополнение.
Комбини-рованный урок
Знать основные виды и способы выражения дополнения. Уметь распознавать дополнения
Работа с текстом, самост. работа
31.
Определение.
Урок изучения нового материала
Знать основные виды и способы выражения определений. Уметь распознавать согласованные и несогласованные определения.
Определение лексич. знач. слов, самост работа
32.
Приложения. Знаки препинания при нём
Урок изучения нового материала
Знать, что такое приложение, правила постановки дефиса. Уметь употреблять дефис.
Тест, самост. работа
33.
Обстоятельство
Урок изучения нового материала
Знать основные виды и способы выражения обстоятельств.
Уметь находить в предложении.
Устный опрос, творч. работа упр.151
34.
Синтаксический разбор двусоставного предложения
Комбини-рованный урок
Знать порядок устного и письменного разбора. Уметь производить устн. и письменный разбор.
Словар-ный диктант «Проверь себя»
Задания по типу В9, В12
35.
Р/р. Характеристика человека
Урок развития речи
Знать и понимать особенности такого вида текста, как характеристика человека.
Уметь выделять в текстах общее и частное при характеристике человека.
Творчес-кая работа
36.
Р/р. Составление характеристики человека (по упр. 166)
Урок развития речи
Творчес-кая работа
37.
Повторение по теме «Второстепенныё члены предложения»
Урок повторения и систематизации знаний
Знать виды второстепенных членов. Уметь находить в предложении второстепенные члены.
Тест
Задания по типу В9, В12
7. Односоставные предложения. Неполные предложения (10+3 ч.)
38
Главный член односоставного предложения
Урок изучения нового материала
Знать структурные особенности односоставных предложений.
Уметь различать двусоставные и односоставные предложение.
Творчес-кое задание
39
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Урок изучения нового материала
Знать структурные особенности и функции назывных предложений.
Уметь опознавать назывные предложения и употреблять в речи как средство лаконичного изображения фактов действительности.
Синтаксичразбор
Задания по типу В9, В13
40
Определённо-личные предложения
Урок изучения нового материала
Знать структурно-грамматические особенности и функции определенно-личных предложений.
Уметь использовать в речи синонимию двусоставных и определенно-личных предложений.
Творч. работа упр. 188, самост. работа
Задания по типу В9, В13
41
Непределённо-личные предложения
Урок изучения нового материала
Знать структурно-грамматические особенности и функции неопределенно-личных предложений.
Уметь опознавать предложения в речи, уметь использовать в речи для придания акцента действия.
Составл. рекоменд., самост. работа
Задания по типу В9, В13
42
Р/р. Инструкция
Урок развития речи
Знать синтаксические особенности официально-делового стиля.
Уметь составить текст-инструкцию для бытовой ситуации общения.
Творческая работа
43
Безличные предложения
Урок изучения нового материала
Знать структурно-грамматические особенности и функции безличных предложений.
Уметь определять грамматические формы сказуемого, употреблять безличные предложения в речи.
Словарно – орфограф. работа, предупреддиктант
Задания по типу В9, В13
44
Р/р. Рассуждение
Урок развития речи
Знать типологические особенности рассуж-дения.
Уметь создавать рассуждения, отбирать нужные аргументы для доказательства основной мысли, адекватно выражать свое отношение к фактам действитель-ности.
Творчес-кая работа
45
Понятие о неполных предложениях
Урок изучения нового материала
Знать, что такое неполные предложения.
Уметь распознавать неполные предложения.
Объяснительный диктант
Задания по типу В9, В13
46
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении
Урок изучения нового материала
Знать структурные особенности и функции неполных предложений.
Уметь употреблять предложения для создания экспрессии речи, различать неполные и односоставные предложения.
Тест
Задания по типу В9, В13
47
Синтаксический разбор односоставного предложения
Комбини-рованный урок
Знать порядок устного и письменного разбора. Уметь производить устный и письменный разбор.
Словар-ный диктант, разборы
Задания по типу В9, В13
48
Р/р. Контрольное изложение с элементами сочинения (упр. 208 или 221)
Урок развития речи
Контроль ЗУН
Изложе-ние
49
Повторение по теме «»Простые двусоставные предложения
Урок повторения и систематизации знаний
Знать особенности и функции односоставных предложений.
Уметь опознавать языковые единицы в тексте.
Тест
Задания по типу В9, В13
50
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль
Комбиниро-ванный урок
Знать особенности и функции односоставных предложений.
Уметь производить устный и письменный разбор односоставных предложений.
Диагностич проверка «Проверь себя»
Задания по типу В9, В13
8. Простое осложнённое предложение (1 ч.)
51
Понятие об осложнённом предложении
Урок изучения нового материала
Знать, что такое осложнённое предложение.
Уметь определять способ осложнения
Анализ текста
9. Однородные члены предложения (10+2 ч.)
52
Понятие об однородных членах
Урок изучения нового материала
Знать, что такое однородные члены предложения.
Уметь распознавать однородные члены предложения
Творческая работа упр. 230
Задания по типу В10
53
Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них
Урок изучения нового материала
Знать правило постановки знаков препинания.
Уметь правильно ставить знаки препинания
Словарно – орфограф работа
Задания по типу В10
54
Однородные и неоднородные определения
Урок изучения нового материала
Знать и понимать особенности однородных и неоднородных определений.
Уметь различать определения на основе смыслового, интонационного и грамматического анализа текста.
Синтаксич разбор предложен, диктант по пр. 247
Задания по типу В10
55
Однородные члены, связанные сочинительными союзами
Урок изучения нового материала
Знать типы сочинительных союзов.
Уметь ставить разделительные знаки препинания при однородных членах предложения.
Работа с перфокартой
Диктант
Задания по типу В10
56
Пунктуация при однородных членах, связанных сочинительными союзами
Урок изучения нового материала
Знать, что такое однородные и неоднородные определения.
Уметь разграничивать однородные и неоднородные определения.
Творческая работа по упр. 263, устный опрос
Задания по типу В10
57
Обобщающие слова при однородных членах
Урок изучения нового материала
Знать особенности структуры предложения с обобщающим словом.
Уметь распознавать логические категории общего и частного, правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах.
Словарный диктант, провер. диагност. работа
Задания по типу В10
58
Знаки препинания при обобщающих словах
Урок изучения нового материала
Объяснит. диктант
Задания по типу В5,В10-В11
59
Синтаксический разбор предложения с однородными членами
Комбини-рованный урок
Знать порядок устного и письменного разбора. Уметь производить устный и письменный разбор.
Самост. работа
Задания по типу В8-В12
60
Пунктуационный разбор предложения с однородными членами
Комбини-рованный урок
Диктант «Проверь себя»
Задания по типу В8
61
Повторение по теме «Однородные члены предложения»
Урок повторе-ния и систематизации знаний
Знать особенности и функции предложений с однородными членами.
Уметь правильно ставить знаки препинания в простом осложненном предложении.
Фронталь-ный опрос, объяснит. диктант
Задания по типу В8
62
Р/р. Подготовка к сочинению-рассуждению (на основе сравнительного анализа)
Урок развития речи
Контроль ЗУН
Творческая работа
63
Р/р. Написание контрольного сочинения-рассуждения (на основе сравнительного анализа)
Урок развития речи
Творческая работа
10. Обособленные члены предложения (14+1 ч.)
64
Понятие об обособлении.
Урок изучения нового материала
Знать и понимать языковое явление как способ придания второстепенным членам относительной смысловой самостоятельности.
Уметь опознавать обособленные члены предложения, интонационно выделять смысловые части в устной речи.
Орфографич работа, творческая работа по упр. 290
Задания по типу В 11
65
Обособленные определения
Урок изучения нового материала
Знать условия обособления и функции согласованных определений.
Уметь находить грамматические условия обособления определений.
Самост. Работа
Задания по типу В 11
66
Выделительные знаки препинания при обособленном определении
Урок изучения нового материала
Исправл. речевых ошибок, диктант «Проверь себя»
Задания по типу В 11
67
Р/р. Рассуждение на дискуссионную тему
Урок развития речи
Знать типологические особенности рассуждения.
Уметь создавать текст-рассуждение, понимать коммуникативное намерение, уметь отбирать аргументы
Творческая работа
68
Обособленные приложения
Урок изучения нового материала
Знать условия обособления и функции приложений.
Уметь опознавать приложения в тексте на слух, ставить выделительные знаки препинания в письменной речи.
Предупред. диктант
Задания по типу В 11
69
Выделительные знаки препинания при обособленных приложениях
Урок изучения нового материала
Тест
Задания по типу В 11
70
Обособленные обстоятельства
Урок изучения нового материала
Знать условия обособления и функции обстоятельств.
Уметь находить деепричастный оборот, определять его границы, правильно ставить выделительные знаки препинания
Синтаксич разбор предлож, диктант «Проверь себя»
Задания по типу В 11
71
Выделительные знаки препинания при обособленных обстоятельствах
Урок изучен нового материала
Орфограф работа
Задания по типу В 11
72
Обособленные уточняющие члены предложения
Урок изучения нового материала
Знать основные признаки и функции уточняющих членов предложения.
Уметь опознавать уточняющие члены предложения, интонационно выделять в устной речи, правильно ставить выделительные знаки препинания.
Орфограф работа
Самост работа
Задания по типу В 11
73
Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения
Урок изучения нового материала
диктант «Проверь себя»
тест
Задания по типу В 11
74
Синтаксический разбор предложения с обособленными членами
Комбини-рованный урок
Знать порядок устного и письменного разбора. Уметь производить устный и письменный разбор.
Разборы самост работа
Задания по типу В 11
75
Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами
Комбини-рованный урок
Объяснит диктант
Задания по типу В 11
76
Синтаксическая синонимия обособленных членов предложения
Урок изучения нового материала
Знать особенности и функции обособленных членов предложения.
Уметь опознавать обособленные члены предложения, правильно ставить выделительные знаки препинания.
Анализ текста
77
Обобщение по теме «Обособленные члены предложения»
Урок обобщения и систематизации знаний.
Фронтальн опрос
самост работа
78
Контрольное тестирование по теме «Обособленные члены предложения»
Урок контроля
Контроль ЗУН
Тест
Слова, грамматически не связанные с членами предложения (11+2 ч.)
11. Обращение (4+1 ч.)
79
Назначение обращения
Урок изучения нового материала
Знать способы выражения и функции обращений в речи.
Уметь интонационно выделять обращения в устной речи.
Словарный диктант
80
Распространённые обращения
Урок изучения нового материала
Знать способы выражения обращений в речи, условия выделения обращений в письменной речи.
Уметь правильно ставить выделительные знаки при обращении.
Объяснит диктант
81
Выделительные знаки препинания при обращении
Урок изучения нового материала
Знать особенности употребления обращений в речи.
Уметь интонационно правильно произносить обращения в устной речи, уметь употреблять разные формы обращений в различных речевых ситуациях.
Самост работа
Задания по типу В5,В10
82
Употребление обращений
Комбини-рованный урок
Творческая работа по упр. 355
Задания по типу В5,В10
83
Р/р. Составление делового письма
Урок развития речи
Знать особенности официально-делового стиля.
Уметь составлять деловое письмо, учитывая коммуникативное намерение, используя в письменной речи обращения.
Творческая работа
12. Вводные и вставные конструкции. Междометия (7+1 ч.)
84
Вводные конструкции
Урок изучения нового материала
Знать и понимать основные особенности коммуникативного намерения, возможность изменять его при помощи вводных слов, понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания.
Уметь употреблять в речи водные слова с учетом речевой ситуации.
Объяснит. диктант
85
Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению
Урок изучения нового материала
Знать группы вводных слов и словосочетаний по значению, их стилистические функции.
Уметь определять значение вводных слов и словосочетаний.
Творческая работа по упр. 368
Задания по типу В5,В10
86
Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях
Урок изучения нового материала
Знать особенности употребления вставных конструкций, их стилистические функции.
Тест
Задания по типу В5,В10
87
Вставные слова, словосочетания и предложения
Урок изучения нового материала
Уметь опознавать вставные конструкции, интонационно выделять в устной речи, правильно ставить выделительные знаки препинания.
Фронталь-ный опрос диктант «Проверь себя»с,
88
Р/р. Публичное выступление
Урок развития речи
Знать основные средства связи
предложений в тексте.
Уметь использовать вводные слова в устной и письменной речи с учетом речевой ситуации, производить синонимическую замену вводных конструкций.
Творческая работа
89
Междометия в предложении
Урок изучения нового материала
Знать и понимать, что междометия грамматически не связаны с предложением.
Уметь опознавать междометия, использовать в речи, правильно ставить разделительные знаки препинания.
Публичное выступление
90
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений
Комбини-рованный урок
Знать порядок синтаксического и пунктуационного разбора предложений.
Уметь производить устный и письменный разбор предложений со словами, грамматически не связанными с членами предложения.
Объяснит диктант, разборы
Задания по типу В5,В10
91
Обобщение по теме «Вводные и вставные конструкции»
Урок обобщения и систематизации знаний
Знать и понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания.
Уметь употреблять в речи водные слова с учетом речевой ситуации.
Тест, фронталь-ный опрос
Задания по типу В5,В10
13. Прямая и косвенная речь (7 + 2 ч.)
92
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь
Урок изучения нового материала
Знать синтаксические конструкции с чужой речью.
Уметь опознавать чужую речь и комментирующее высказывание, интонационно выделять в речи.
Тест
93
Комментирующая часть
Урок изучения нового материала
Знать структуру предложения с косвенной речью (сложноподчиненное предложение).
Уметь различать прямую и косвенную речь, определять в предложении с косвенной речью чужую речь и комментирующее высказывание, правильно ставить разделительные знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Разборы
94
Косвенная речь
Урок изучения нового материала
Устный опрос, работа по карточкам
95
Прямая речь
Урок изучения нового материала
Творческая работа по упр. 407
96
Диалог
Урок изучения нового материала
Знать синтаксические структуры предложений с прямой речью.
Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и при диалоге.
диктант «Проверь себя»
97
Р/р. Рассказ
Урок развития речи
Знать типологические особенности текста повествовательного характера.
Уметь составить рассказ по данному началу с включением диалога, правильно ставить знаки препинания при диалоге.
Творческая работа
Задания по типу В5,В10
98
Цитата
Урок изучения нового материала
Знать структуру предложения с чужой речью в форме цитаты.
Уметь опознавать чужую речь в форме цитаты в тексте, использовать цитаты в устной и письменной речи, правильно ставить знаки препинания при них.
Словарный диктант
Задания по типу В5,В10
99
Повторение по теме «Прямая и косвенная речь»
Урок повторе-ния
Знать структурные особенности и функции предложений с чужой речью.
Уметь производить устный и письменный синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью.
Объяснит диктант
Задания по типу В5,В10
100
Р/р. Контрольное сжатое изложение по упр. 443
Урок развития речи
Контроль ЗУН
Изложение
14. Повторение и систематизация изученного в VIII классе (4+1 ч.)
101
Синтаксис и морфология
Урок обобще-ния и систематизации знаний
Знать синтаксис простого предложения.
Уметь производить синтаксический разбор предложений, определять способ морфологического выражения членов предложения.
Фронталь-ный опрос, творческая работа по упр. 437
Задания по типу В1-В11
102
Синтаксис и пунктуация
Урок обобще-ния и систематизации знаний
Знать пунктуацию простого предложения, понимать смыслоразличительную роль знаков препинания.
Уметь правильно ставить знаки завершения в простом предложении, знаки разделения, выделения в простом осложненном предложении.
диктант «Проверь себя», тест
Задания по типу В1
103
Р/р. Составление опорного конспекта для подробного изложения текста
Урок развития речи
Знать основные особенности текста как речевого произведения.
Уметь передать содержание текста, сохранив его структуру и языковые особенности, уметь сокращать текст разными способами.
Творчес-кая работа
Задания по типу В1
104
Синтаксис и культура речи
Урок обобще-ния и систематизации знаний
Знать основы культуры речи, основные синтаксические нормы современного литературного языка.
Уметь соблюдать в устной и письменной речи основные синтаксические нормы.
нормы.
Констру-ирование предложе-ний, разборы
Задания по типу В1
105
Синтаксис и орфография
Урок обобще-ния и систематизации знаний
Знать основные орфографические нормы современного литературного языка.
Уметь соблюдать в письменной речи основные орфографические
Словар-ный диктант, тест
Задания по типу В1
Содержание программы
VIII КЛАСС (102 часа)
Функции русского языка в современном мире (1 ч.)
Повторение пройденного в V-VII классах
(6 ч. + 2 ч.)
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Словосочетание (2 ч.)
Повторение пройденного материала о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Простое предложение (3 ч + 1 ч)
Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
III. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
Простые двусоставные предложения
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ч+2ч)
Повторение пройденного материала о подлежащем.
Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(6ч+ 2ч)
Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, моста, причины, цели, образа действия, условия, уступительное)
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
III. Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.
Простые односоставные предложения
ч + 2 ч)
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
III. Рассказ на свободную тему.
Неполные предложения (2 ч)
Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Однородные члены предложения
(12ч + 2ч)
Повторение изученного материала об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
Обращения, вводные слова и междометия
ч + 2 ч)
Повторение изученного материала об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
III. Публичное выступление на общественно значимую тему.
Обособленные члены предложения
(18ч + 2ч)
Понятие об обособлении. Обособленные определения' и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Прямая и косвенная речь
ч + 1 ч)
Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Повторение и систематизация пройденного в VIII классе (5ч.+1 ч).
Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).
Формы и сроки проведения контрольных работ
№п/п
Форма контроля
Сроки проведения контрольных работ
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
1.
Диктант
2.
Тестирование
3.
Сочинение
4.
Изложение
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература:
Тростенцова Л.А., ЛадыженскаяТ.А., Дейкина А.Д. Русский язык. 8 класс. – М.: Просвещение, 2010.
Тростенцова Л.А. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/Л.А. Тростенцова, А.И. Запорожец. – М.: Просвещение, 2009.- 207 с.
Дополнительная литература:
1. Богданова Г.А.. Тестовые задания по русскому языку. – Москва, 2006
2. Научно-методический журнал «Русский язык в школе». - 2010. - № 3.
Интернет-ресурсы
1. http: // rubrikon.com
2. http: //www.ipmce.su/lib/osn prav.htme
Приложение
Контрольный диктант по теме «Словосочетание. Простое предложение»
Незнакомая усадьба
Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в какую – то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных елей стояли, образуя красивую аллею. Я перелез через изгородь и пошел по ней, скользя по еловым иглам. Было тихо и томно, и только на вершинах кое – где дрожал яркий золотой свет и переливался радугой в сетях паука. Я повернул на длинную липовую аллею. Здесь тоже запустение и старость. Прошлогодняя листва шелестела под ногами. Направо, в старом фруктовом саду, нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть, тоже старая. Но вот липа кончилась. Я прошел мимо дома с террасой, и передо мной неожиданно открылся чудесный вид: широкий пруд с купальней, деревня на том берегу, высокая узкая колокольня. На ней горел крест, отражая заходившее солнце. На миг на меня повеяло очарованием чего – то родного, очень знакомого. (138 слов)
Грамматические задания
1. Синтаксический разбор предложения:
Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в какую – то незнакомую усадьбу.
2. Фонетический разбор слова: запустение .
3. Из текста выписать по два примера словосочетаний с подчинительной связью: согласование, управление и примыкание.
Контрольное тестирование по теме «Обособленные члены предложения»
Укажите предложение, в котором обособленные члены отсутствуют (знаки препинания не расставлены)
А) Солнце поднялось над горами и сгоняло еще лежавший в тени иней.
Б) Мне нравится его спокойствие и ровная речь простая и ясная.
В) Тучи редея лениво разошлись по небу.
Г) Она встретила сына с радостью неожиданной для него.
Найдите предложение, в котором неправильно обособлен деепричастный оборот.
А) Распластав белые крылья, пролетает над тундрой сова.
Б) Давно уже блистая белизной своих крыльев, скрылись лебеди.
В) Увалы, холмы, долины уходили вдаль, меняя цвета и оттенки.
Г) Где – то глубоко под землей сочилась, пробиваясь к озеру, вода.
Отметьте предложение, где необходимо обособить приложение.
А) Его знают как командира строительного отряда.
Б) Летчик простой белорусский парень кивнул головой и улыбнулся.
В) Пришел январь месяц крепких морозов.
Г) Одинокий юноша бродил вдоль реки Яузы.
Найдите предложение, в котором приложение необходимо обособить.
А) Свой путь в науку он начал как ученик экспедиции.
Б) Норка ценный пушной зверек разводится в питомниках.
В) Пушкин известен всему миру как гениальный поэт.
Г) Уроженец Тамбова Николай снова приехал в свой родной город.
Какое из данных обстоятельств в предложении не будет обособляться (знаки препинания не расставлены)?
А) смотрел не сводя глаз
Б) слезает рукой опершись на седло
В) взвилась рассекая потемки
Г) мчится погоняя свои салазки
Найдите предложение с обстоятельством, не требующим обособления (знаки препинания не расставлены)
А) Осторожно не нарушая всеобщего покоя ночи пробираюсь к себе в палатку.
Б) Его лошадка снег почуя плетется рысью как – нибудь.
В) Вот к пальмам подходит шумя караван.
Г) Старик что – то сказал улыбнувшись.
Укажите предложения, в которых есть пунктуационные ошибки при обособлении обстоятельств.
А) Каштанка, вскочив, присела и, протягивая к коту морду, залилась лаем.
Б) Сергей вошел, потирая руки и кивнув мне, уселся рядом.
В) Она, опустив голову, и, закрыв лицо руками, вышла на крылечко.
Г) Спотыкаясь и падая, люди бежали вперед.
Как правильно начать предложение?
живя в монастыре.
А) Какие мечты преследовал Мцыри
Б) Чувствуется сила Мцыри
В) О чем мечтал Мцыри
Г) Нас поражает характер Мцыри
В каких предложениях имеются пунктуационные ошибки при обособлении уточняющих членов предложения?
А) Внизу, в закурившемся тумане шумел лес.
Б) Мы, помимо судовых работ, занимались еще погрузкой угля.
В) У забора, на груде досок уже поджидали Васька и Сашка.
Г) Ленькина бабушка, Александра Федоровна, работала в школе.
Укажите предложение, в котором обособленные члены отсутствуют (знаки препинания не расставлены).
А) Не может волк ни охнуть ни вздохнуть.
Б) Мягкие шаги людей обутых не в сапоги приближались.
В) Вся деревушка тихая и задумчивая имела приятный вид.
Г) Нас окружал со всех сторон вековой бор равный по величине доброму княжеству.
Найдите правильно построенное предложение.
А) Писатель должен показывать жизнь такой, какая она есть, не приукрашивая и не ухудшая ее.
Б) Прочитав эту роль, в первый момент мне стало даже смешно.
В) Чувствуешь ширь, взглянув на Волгу.
Г) Приехав в колхоз, улучшились условия быта.
Найдите предложения с обособленными определениями (знаки препинания не расставлены).
А) Хорошо обработанное и засеянное поле дало прекрасный урожай.
Б) Всегда решительный и смелый брат на этот раз колебался.
В) Девочка в нарядном платьице очень понравилась гостям.
Г) несколько раз таинственный и одинокий мелькнул вдали огонек.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
Заголовок 1Заголовок 4Заголовок 915