Доклад на районном МО учителей начальных классов Здоровьесберегающие технологии

Краснодарский край Туапсинский район
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11 г. Туапсе
МО Туапсинский район










Здоровьесберегающие технологии в учебной работе школы




Подготовила
Е.Л.Коваль,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 11 г.Туапсе







2013 г.

Здоровьесберегающие технологии в учебной работе школы
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если: а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой; б) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; в) в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен; г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить; д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться. Здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования, что находится в соответствии со ст.51 Федерального закона «Об образовании»
Основными целями общеобразовательной школы является:
- сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребенка,
- полноценное физическое и психологическое развитие учащихся в соответствии с возрастом,
-обучение основам здорового образа жизни,
- формирование здоровьесберегающей среды.
Деятельность школы должна быть направлена: - на формирование у обучающихся и их родителей здорового образа жизни; - создание здоровой и безопасной среды (микроклимат, освещенность, мебель, технические средства обучения, организация питания с учетом состояния здоровья детей); - совершенствование материально-технической базы для физического развития и воспитания; - совершенствование психологической поддержки школьников, профилактики девиантных форм поведения и др.
Я считаю, что в каждой школе организована работа по следующим направлениям: - профилактика утомляемости школьников, охране зрения, опорно-двигательного аппарата и др.; - работа с обучающимися и их родителями по формированию здорового образа жизни; - организация и проведение прогулок в начальной школе; - проведение «дней здоровья»; - лечебно-профилактические мероприятия по укреплению здоровья школьников; - спортивные мероприятия. Образовательный процесс регламентируется Типовым базисным планом образовательного учреждения, утвержденными программами Министерства образования РФ, адаптированными к особенностям здоровья и психофизического развития ребенка и согласованными с методическими санитарно-гигиеническими службами. Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива школы стало обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения. Это предполагает: - учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления); - учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность);
- наличие эмоциональных разрядок на уроках; - использование физкультурных пауз на уроках.
Конечно, здоровье учащегося определяется исходным состоянием его здоровья на старте школьного обучения. Если ребенок, поступивший в первый класс, уже имеет какое-то заболевание, то учитель вряд ли его вылечит. Но ведь помимо этого еще и многие факторы оказывают на здоровье школьников негативное влияние. Особенно сильна роль “внутришкольных факторов”:
- Интенсификация обучения;
- Снижение двигательной активности;
-Увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни;
-Нарушение зрения, осанки;
-Ухудшение нервно – психического здоровья.
Таким образом, возникает необходимость в корректировке общего подхода к образовательному процессу, с целью снятия учебных перегрузок и сохранения здоровья учащихся без потери его качества.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – рациональная организация урока. Это:
1) строгая дозировка учебной нагрузки; 2) построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; 3) соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота); 4) благоприятный эмоциональный настрой.
Учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.
Вы знаете, что у детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность.
В известной степени неудовлетворенность собой является врожденной категорией и величайшим из стимулов к саморазвитию, обучению, условиям борьбы и успеха.
Но неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.
У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Только через опыт совместного переживания у детей может развиться эмпатия, т.е. умение сопереживать.
Я также считаю, что необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат но и степень усердия ученика.
Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда.
Гигиенические показатели, характеризующие урок:
1)Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.

2) Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.
Норма - 4-7 видов за урок.

3) Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут.
4) Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма - не менее трех.
5) Чередование видов преподавания. Норма - не позже чем через 10-15 минут.
6) Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
7) Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке - их место, содержание и продолжительность.
Норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения.
Физкультминутки, как вы знаете, проводятся, учитывая специфику предмета.
Виды физминуток:
1. Оздоровительно- гигиенические физминутки. Это упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, точечный массаж, массаж ушных раковин, упражнения на выработку правильного дыхания, мудры (сплетение пальцев), которые полезны при ежедневном применении, могут снять сердечный приступ, одышку, боль, усталость и т.д.
Более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время, поэтому, массируя их, можно апосредовательно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Упражнение можно выполнять в такой последовательности: 1) потягивание за мочки сверху вниз; 2) потягивание ушной раковины вверх; 3) потягивание ушной раковины к наружи; 4) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.
В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.
Массаж проводится в следующей последовательности: 1) точка на лбу между бровями («третий глаз»); 2) парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обоняние); 3) точка посередине верхнего края подбородка; 4) парные точки в височных ямках; 5) три точки на затылке в углублениях; 6) парные точки в области козелка уха.
Двигательно – речевые физминутки.
Этот вид физминуток наиболее популярен на уроках. Дети коллективно читают небольшие, веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.
1. «Буратино» - дыхательная зарядка.
2. «Хомячок» - массаж рефлекторных зон.
3. «Лягушки»- комплексная.
На болоте две подружки, две зелёные лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкультпривет!

3. Подражательные физминутки.
Эти физминутки основываются полностью на фантазии учителя. Читая с детьми азбуку, или рассматривая картинки с машинами, паровозиками, бабочками или, например, изучая любые буквы. Буква «Л»:
Буквой Л расставим ноги
Словно в танце – руки в боки
Наклонимся влево, вправо
Получается на славу


Физкультурно-спортивные физминутки.
Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано на укрепление определенной группы мышц.

Танцевально-ритмические физминутки.
Эти физминутки особо любимы детьми, т.к. выполняются под веселую музыку, все движения произвольны. Если добавлять элемент ритмики, тогда движения должны быть более четкими. В отличие от танцевальных, в которых все танцуют произвольно, при этом желающие могут петь.
Таким образом, в состав упражнений для физкультминуток необходимо включать:
упражнения по формированию осанки,
укреплению зрения,
укреплению мышц рук,
отдых позвоночника,
упражнения для ног,
релаксационные упражнения для мимики лица,
потягивание,
массаж области груди, лица, рук,
психогимнастику,
упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Но наши учителя всегда готовы совместить полезное с приятным. Я думаю, что такие релаксационные паузы используют в работе многие из нас. Это, например:
Упражнение «Муха». Показали для начала (потом дети будут мысленно его сами представлять) квадрат, разбитый на 9 клеток. В центральной клетке «сидит» муха. Дети с закрытыми глазами «ведут» муху по клеткам по словесному указанию учителя. Например, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки влево. Открыв по команде глаза, дети должны сказать, где должна оказаться муха. (верхняя строка, 1 летка).
С помощью данного упражнения укрепили мышцы глаз, поработали над пространственными положениями, дали детям отдохнуть и поиграть, сосредоточили детей для дальнейшей работы.
Упражнение «Буратино». Ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что нос вырос, как у Буратино, обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе, например, новый термин, с которым познакомились на уроке. Это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его.
С помощью данного упражнения укрепили мышцы шеи, мышцы глаз, развили воображение учеников, закрепили изучаемый материал.
Упражнение на концентрацию внимания. Многие ребята легко отвлекаются. С целью концентрации внимания устный счет в 3-4 классах можно проводить с закрытыми глазами. Особенно это хорошо удается при решении цепочки примеров. Учитель читает последовательно каждый пример, ребята решают его и готовность выполнять следующий показывают поднятием руки. В конце задания (через 5-6 примеров) ребята открывают глаза, сверяют ответы. Работа проводится в быстром темпе, вызывает интерес ребят.
Упражнения для глаз и на концентрацию внимания:
- закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее; - на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.
И, конечно же, обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.
Разрешите предложить вам, уважаемые коллеги, небольшой комплекс мероприятий по созданию условий для удовлетворения биологических потребностей школьников в движении.
Есть простые упражнения, не требующие ни особых условий, ни напряжения, которые можно выполнять даже в транспорте: это сплетения пальцев – мудры, которые полезны при ежедневном применении, могут снять сердечный приступ, одышку, боль, усталость
Необходимо выполнять каждую мудру в течение нескольких минут ежедневно.
Мудра «Спасающая жизнь» (при простудных и сердечных заболеваниях): подушечкой концевой фаланги указательного пальца касаемся основания большого пальца, одновременно складываем (соединяем) подушечки среднего, безымянного и большого пальцев, мизинец направлен вверх.

Мудра «Энергия» (для мочеполовой системы, позвоночника, способствует выводу шлаков):
складываем (соединяем) подушечки среднего, безымянного и большого пальцев, большой палец и мизинец направлены вверх.
Мудра «Земля» (для снятия стресса и для защиты от негативного энергетического воздействия): безымянный и большой пальцы соединяются подушечками. Оставшиеся пальцы выпрямлены. Выполняется обеими руками.
Мудра для снятия усталости: подушечки безымянного, мизинца и большого пальца соединены вместе, а оставшиеся пальцы свободно выпрямлены. Выполняется обеими руками одновременно. Руки держать свободно, без напряжения.
Мудра для улучшения психофизического состояния организма: безымянный и большой пальцы соединяются подушечками с небольшим надавливанием. Оставшиеся пальцы выпрямлены. Руки держать свободно, без напряжения.
Мудра при переутомлении: пальцы правой руки смыкаются произвольно с пальцами левой руки (в замок). Большие пальцы обеих рук соединены по всей длине боковыми поверхностями, образуя голову черепахи. Руки держать свободно, без напряжения.
Гимнастика для глаз
Упражнения очень просты. Тем не менее, позволяют сохранить хорошее зрение всем школьникам, но особенно полезны для детей с близорукостью. Гимнастика способствует приостановлению или замедлению ухудшения зрения.
1. Упражнения для укрепления мышц век, улучшения кровообращения и расслабления мышц самого глаза. Выполняется сидя:
- крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз;
- быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
2. Упражнения для снижения утомления и облегчения работы на близком расстоянии (при чтении, письме), особенно полезны при длительной зрительной работе. Выполняется стоя:
- вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз;
- вытянуть руку вперед, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица. Медленно приближать палец к носу, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не станет двоиться. Повторить 6-8 раз;
- посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Упражнения для укрепления мышц глаз:
- в среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет1-6. Повторить 1-2 раза.
Развитие ручной моторики
Необходимость развития моторики рук у детей обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого развитию речевых функций.
Рекомендуются различные упражнения, направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движения пальцев рук.
Виды упражнений.
1. Обведение контуров предметных изображений.
2. Работа с бумагой «Оригами».
3. Игра на рояле. Дети последовательно касаются кончиками пальцев стола:
одним пальцем 1, 2, 3, 4, 5; 5, 4, 3, 2, 1;
двумя пальцами 1-5,1-4, 1-3, 1-2; 1-2, 1-3, 1-4, 1-5.
4. Стихотворные игры:
а) Этот пальчик хочет спать. Этот пальчик лег в кровать. Этот пальчик чуть вздремнул. Этот пальчик уж уснул. Этот крепко-крепко спит. Тише-тише, не шумите! Солнце красное взойдет, утро ясное пройдет. Будут птички щебетать, будут пальчики вставать!
б) Лодочка плывет по речке, оставляя на воде колечки (кисти рук складываются в лодочку, выполняются соответствующие движения).
в) Пальчики перебираем и цепочку собираем (большим и указательным пальцами имитируются сцепленные кольца) и т.д.
5. «Оса». Поднять руку, сжатую в кулак, затем выпрямить указательный палец и вращать им.
6. Пальцы в замок. Попеременное сгибание и разгибание пальцев.
7. Перекатывание в пальцах карандаша.
8. «Улитка». Рука лежит на столе ладонью вниз, указательный и средний пальцы вытягивают вперед, остальные пальцы сгибаются.
Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Но нельзя не отметить, что важная роль должна отводится и работе школьного медицинского персонала. Профилактика и предупреждение заболеваний, контроль за состоянием здоровья учащихся, своевременная информация о предстоящих прививках, оформление информационных стендов, рекомендации, советы, выступления на родительских собраниях - вот некоторые формы работы с родителями и учащимися начальных классов.
Тематика бесед по классам(1-4) 1. Соблюдение личной гигиены. 2. Профилактика простудных заболеваний. 3. Режим школьника. 4. Витамины - наши друзья. 5. Правильное питание младшего школьника. 6. Уроки доктора Айболита. 7. Знаешь ли ты? (Лекарственные травы)
В режим дня начальной школы включен комплекс оздоровительных мероприятий: - классные часы: «В гостях у Мойдодыра», «Если хочешь быть здоров», «Доктор Айболит», «Лесная аптека»; «Школа здоровья». - физкультминутки на уроках, гимнастика для глаз; - подвижные игры на переменах: «Золотые ворота», «Воробьи и вороны», «Кочки», «Белки, шишки, орехи», « Топотушки», «Автомобили», « День и ночь», «Карусель», «Летает, не летает». -спортивные часы во второй половине дня: «Самый быстрый», «Сильные, смелые, ловкие», «Папа, мама, я - спортивная семья», «Весёлая эстафета». -общешкольные спортивные соревнования ; -Дни здоровья; - занятия в бассейне; -выпуски газет, телевизионных школьных новостей; -беседы врача (Уроки здоровья)
Хотелось бы еще вспомнить слова Сократа: «Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто». И было бы очень замечательно, чтобы и о здоровье учителя общество заботилось не с меньшим энтузиазмом. Хорошо, когда условия и материальная база учреждений предоставляют возможность для педагогического состава школы, например, поддерживать и укреплять своё здоровье в спортивном и тренажёрном залах, пользоваться оздоровительными путевками, помощью психолога и т.д. Но тем не менее, в моем докладе речь шла о детях. Научить детей жить без конфликтов и стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье, усилить мотивацию учения, привить принципы здорового образа жизни поможет, несомненно, применение в педагогическом процессе здоровьесберегающих технологий в совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения.
Заголовок 1 Заголовок 215