Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности» 
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа№ 43 
г. Челябинска 
Учитель начальных  классов ,
Прусакова Ольга Дмитриевна
6375406921500
Я сижу за столом, хоть уж стало темно,Лишь снежинки тихонько стучатся в окно, Спит семья мирным сном уж давно за стеной,Ровной стопкой тетрадки лежат предо мной.В них ошибки любимых моих сорванцов -Непосед, шалунов, хитрецов, мудрецов.Этот слишком уверен, а этот раним,Этот любит, чтоб я говорила, лишь с ним.Все они непохожи, но в каждом свой мир,Этот будущий летчик, а этот Шекспир,Ну, а этот ну, право, зачем мне гадать,Важно, чтоб человеком хорошим мог стать.Я учу их не только писать и читать,Я хочу, чтоб могли они в жизни мечтать,И добро чтоб дарили с открытой душой,И чтоб Родиной нашей гордились большой.Я учитель, и, видно, дано мне судьбой Малышей в мир открытий вести за собой,Понимать, что в руках твоих зреет, растетЖизни будущей нашей прекрасный народ.И пусть трудно порой, и карман вечно пуст,Но зато каждый день столько радостных чувств!Я читаю в глазах своих милых детей Удивленье, восторг, сотню разных идей!Завтра снова привычной тропинкой с утраВ класс придет дорогая моя детвора,Снова буду я самой счастливой на свете,Улыбнувшись, скажу я им: «Здравствуйте, дети!»
  
Одной из главных проблем современного образования является снижение у учащихся интереса к процессу обучения и понижение общего уровня культуры учебного труда. Недостаточный уровень интереса к учению, равнодушие к школьным занятиям является причиной накопления отрицательных эмоций у детей по отношению к учебной деятельности.
Формирование у учащихся положительных эмоций к учению является одной из важных проблем в начальной школе, поскольку, как свидетельствуют психологи, именно в младшем школьном возрасте наблюдается тенденция к падению добросовестного отношения к процессу получения новых знаний. Поэтому важно, чтобы ученик уже в начальных классах понимал мотивы учения, так как это влияет на проявление его интеллектуальной и волевой активности, формирование его отношения к учебному процессу в целом.
Я считаю, что современный учитель должен чувствовать и понимать детей,  и тогда дети полюбят своего учителя и школу. А для этого необходимо создать все возможные условия для формирования у обучающихся  положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.
Интерес – важнейший побудитель любой деятельности. Положительное отношение к учебной деятельности начинается с интереса, поэтому я с первых дней пребывания в школе стараюсь заинтересовать ребёнка.  Воспитание правильной мотивационной направленности, постановки целей у школьников должно сопровождаться и воздействием на эмоциональное отношение школьников к учению.
Эмоции, несомненно, имеют мотивирующее значение в процессе обучения: 
1) положительные эмоции, связанные со школой в целом и пребыванием в ней,  являются следствиями умелой и слаженной работы всего педагогического коллектива, а также правильного отношения к школе семьи ребенка
2) положительные эмоции, обусловленные ровными, хорошими деловыми отношениями школьника с учителями и товарищами, отсутствием конфликтов с ними, участием в жизни классного и школьного коллектива. 
3) эмоции, связанные с созданием каждым учеником своих больших возможностей в достижении успехов в учебной работе, в преодолении трудностей, в решении сложных задач. 
4) положительные эмоции от столкновения с новым учебным материалом. 
5) положительные эмоции, возникающие при овладении учащимися приёмами самостоятельного добывания знаний.
              
Поэтому стараюсь начинать учебный день всегда с приветствия. Говорю ребятам, что очень рада их снова видеть. Мне доставляют радость детская улыбка, детский успех! Победа ребенка становится моей победой, его радость - моей радостью. 
        При создании ситуации успеха учитываю следующее:
– Нет единых для всех школьников предпосылок успеха.–   Важно определить, на что способен каждый ученик в данный момент учебной деятельности.– Нельзя требовать от ученика невозможного.–      Раскрыть силы и возможности каждого ребёнка, дать ему радость успеха в умственном труде.–   Определить индивидуальную тропинку успеха в учебной деятельности каждого ученика. Беречь эту тропинку и огонёк желания быть хорошим.
    Я всегда стремлюсь знать, чем живут и интересуются мои ученики. Я стараюсь найти индивидуальный подход к каждому, ведь всякий ребенок от природы талантлив, и задача учителя – помочь таланту раскрыться. Дети эмоциональны и чувствительны и, чтобы школа была им в радость, нужно дарить им всю силу и любовь своей души, учиться вместе с ними, жить их интересами и мечтами. Только тогда ребенок раскроет учителю свою душу и оправдает все его надежды. Я  отношусь ко всем одинаково, каждому стараюсь отдать частичку своей души, любовь и внимание. Я не боюсь говорить  школьнику, что у него сегодня на уроке всё получается, и часто произношу  «молодец»,  « умница» даже тогда, когда успехи ученика более чем  скромны. Ведь это воспитывает   уверенность в  своих силах, вызывает желание  сделать следующий шаг  более твёрдым,  испытывать чувство похвалы за свой труд, ведь это пробуждает  интерес к знаниям.  Мои одобряющие  слова  вселяют  в него веру  в свои силы, помогают  ему твёрдым  и крепкими шагами идти по тропинке новых знаний.
         
 Бывает так, что я  делаю ребёнку замечание, могу быть строгой и требовательной, но если  он  чувствует, что я интересуюсь  его делами, хочу понять его, искренне помочь, остаться хранителем его тайн, которые он мне доверил, то он  примет мои замечания, поверит  и сохранит уважение  и признательность.
           
 Методы поощрения и порицания давно использую в учебно-воспитательной практике. К ним прибегаю в тех случаях, когда надо усилить положительные побуждения или, наоборот, затормозить отрицательные.
Однако, эффективность поощрений и порицаний детей может быть достигнута при определённых условиях: необходимо быть твёрдым и последовательным в своих требованиях, главное их предъявлять разумно и считаться с интересами школьников. Достаточно, иногда, проходя вдоль ряда пар, назвать ученика по имени или коснутся его плеча, тем более что при вашем приближении они затихают и перестают отвлекаться. Поощрение является способом выражения положительной оценки поведения ребенка, выполняя стимулирующую функцию в воспитании. 
Вызывая положительные эмоции, оно способствует формированию позитивных качеств, таких как: чувства собственного достоинства, доброжелательности, дисциплинированности, чуткости, ответственности и многих других.
Формы поощрения могут быть самыми разнообразными: приветливая улыбка, одобрительный взгляд, похвала, благодарность. Главное, чтобы поощрение было адекватным поступку ребенка, его возрасту, интересам, склонностям, учитель делал его искренно, не ожидая ответной благодарности и обязательного безупречного поведения ребенка в будущем.
      
 Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности ребенка, признание его  успехов.  С этой целью с 1 класса каждым ребенком заводится  индивидуальное портфолио, которое  позволяет составить представление о личности ученика, проследить за ростом знаний и умений, порадоваться его успехам.
 
Введение ФГОС второго поколения предполагает широкое использование ИКТ в учебном процессе. Сегодня к уроку готовиться и проводить урок ещё интереснее. Столько появилось возможностей у учителя заинтересовать детей, увлечь их с помощью различных презентаций, учебных проектов и т.д. Современный урок проходит живо, активно и очень интересно. Современный урок невозможно представить без применения информационно-коммуникативных технологий. 
Использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:
-повышению мотивации к учению;
-повышению эффективности образовательного процесса за счет высокой степени наглядности;
-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости обучающихся;
-развитию наглядно—образного, информационного мышления;
совершенствованию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; 
-повышению активности и инициативности обучающихся на уроке.
При проведении уроков я использую мультимедийные презентации, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности. С помощью мультимедийных презентаций легко акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делает урок интересным. Презентации применяю на различных этапах урока: при изучении и закреплении учебного материала, для проверки правильности выполнения домашнего задания.  
Использование презентации на уроках позволяет сформировать учебно—познавательную и коммуникативную образовательные компетенции, что соответствует требованиям ФГОС. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становится привычными для обучающихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы.  Это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов. Благодаря хорошему техническому оснащению кабинета, мы можем не просто дополнительно узнавать что-то новое, но и успешно использовать при изучении  материала.
Творчество помогает мне наполнить мир учеников положительным и прекрасным. Творчество безгранично, оно присутствует везде. В творчестве может раскрыться каждый ребенок, потому что оно разнообразно. Оно создает благоприятную эмоциональную атмосферу. В творчестве легче создать ситуацию успеха. Творчество создает право на выбор. В творческом процессе легче и интереснее учиться. Творчество нацеливает ученика на самопознание, самовыражение, саморазвитие, формирует желание двигаться вперед.
              
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная на применение и приобретение новых знаний , это самостоятельная творческая работа обучающихся, выполняемая под руководством учителя. Я  применяю метод проектного обучения, так как он стимулирует самостоятельность обучающихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, способствует сопереживанию и причастности к нему. 
Большое внимание в своей работе уделяю личностно-ориентированному подходу в учебной деятельности. И тогда каждый ребенок чувствует свою значимость. 
Домашняя работа – особый вид самостоятельной деятельности. Одно из главных условий, по моему мнению, – это доступность домашней работы. Рационально подхожу к дозированию домашнего задания, используя личностно-ориентированный  подход в обучении, считаю необходимым давать только посильное домашнее задание, с которым ребенок может справиться самостоятельно. Во  время прохождения какой-либо темы, даю, по желанию, найти какой-нибудь материал и дети с удовольствием выполняют такие задания. Они приносят в школу книги, энциклопедии, словари, сообщения по темам,  родители по просьбе детей находят материал в интернете, являются постоянными читателями школьной и районной библиотеки.  
С материалом, подготовленным дома, оцененным мной и подредактированным, ребята знакомят учащихся других классов. Это стимулирует к подготовке домашнего задания, а также вызывает желание участвовать в учебном процессе.
             Активно внедряю в практику своей работы здоровьесберегающие технологии. С целью предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья использую различные виды деятельности для  снятия физического и умственного напряжения: физминутку, гимнастику для глаз, музыкальную паузу, пальчиковую гимнастику,  минутный «сон».
Итак, я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится его школьная жизнь. Много лет я буду незримо присутствовать в семье каждого ученика. И, возможно, стану их  хорошим другом на всю жизнь. Я знаю,  к чему мне надо стремиться в своей работе, в своей жизни….
Родители не должны быть в стороне от школы, они должны проявлять интерес ко всему, с чем связана жизнь ребенка, создавать благоприятный климат в семье. Необходимо иметь связь  родителя и классного руководителя, чтобы совместно способствовать развитию личности ребенка. Такая совместная работа будет больше способствовать взаимопониманию между взрослыми и детьми. Для этого провожу регулярно родительские собрания и личные беседы.
Мною было проведено неоднократное анкетирование родителей, из которого  выяснилось, что 100% учащихся желают посещать школу. Дети также с большим интересом приходят в класс после каникул.  Родители отмечают, что дети очень расстраиваются, когда болеют и вынуждены отсутствовать на уроках. 
                      
  Родители и дети заинтересованы в участии в различных школьных, классных и всероссийских  конкурсах и олимпиадах, принимают в них активное участие. 
Постоянный контакт с родителями, доброжелательное отношение к детям и родителям, внимательное выслушивание различных проблем и нахождение  путей их решения, внеклассные мероприятия, уроки, совместное проведение собраний, походы и поездки, экскурсии, игры, викторины, соревнования, проведение праздников – все это помогает мне найти общий язык с учениками и их родителями. 
Считаю значимым  результатом своей работы и правильным ее направлением - формирование положительных эмоций обучающихся по отношению к учебной деятельности. 
        Каждый прожитый школьный день, горящие глаза моих учеников побуждают меня к раздумьям, к поиску, творчеству, а это, на мой взгляд, является необходимым условием личностного роста и профессионального мастерства учителя.