ДОКЛАД ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности в условиях ФГОС, 2015г.


Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности в условиях ФГОС

Детство - важный период человеческой жизни. От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в разум и сердце малыша из окружающего мира - от этого в значительной степени зависит каким человеком он станет. Детство начинается с семьи и школы. Семья - это, прежде всего - мама, а школа – учитель.
В стенах школы одно поколение сменяется другим, меняются взгляды, вкусы, мода, люди. Но неизменно остается главным человеком в школе – учитель. Каждый из нас стремится воспитать ученика, умеющего задавать вопросы, отстаивать свое мнение, быть инициативным в получении новых знаний.
Эмоции, несомненно, имеют мотивирующее значение в процессе обучения.
Ученые делят положительные эмоции по отношению к учебной деятельности на пять групп:
положительные эмоции, связанные со школой в целом и пребыванием в ней; являются следствием умелой и слаженной работы всего педагогического коллектива, а также правильного отношения к школе семьи ребенка;
положительные эмоции, обусловленные ровными, хорошими деловыми отношениями школьника с учителями и товарищами, отсутствием конфликтов с ними, участием в жизни классного и школьного коллектива;
эмоции, связанные с созданием каждым учеником своих возможностей в достижении успехов в учебной работе, в преодолении трудностей, в решении сложных задач;
положительные эмоции от столкновения с новыми учебным материалом;
положительные эмоции, возникающие при овладении учащимися приемами самостоятельного добавления знаний.
Какие же условия необходимы для формирования положительных эмоций по отношению к учебной деятельности? Прежде всего, это культура поведения учителя и те первые слова которыми начнется урок.Эти два условия (момента) могут сразу создать в классе атмосферу доброжелательности и взаимопонимания.
Для создания комфортной среды, также необходимо знать своих учеников. Мы не всегда знаем, что можно от них ожидать. У детей разные интересы, разная степень подготовки домашнего задания, бывают и семейные проблемы; а от этого зависит поведение ребенка на уроке и результат успеваемости.
Еще одним условием создания позитивного отношения к учебе является групповая работа.
Психологи давно определили, что отправной точкой познавательной активности ребенка является сотрудничество в группах совместно работающих людей.
Такая модель взаимодействия с одноклассниками эффективна тем, что учащиеся, получая замечания от того же ученика менее болезненно реагирует на свои ошибки.
В связи с этим показательны эксперименты японского ученого Масару Эмото.
"Подвергать нападкам на самом деле не столь вредно, как быть не замеченным. Оказывается внимание (как положительное и отрицательное) чему- либо или кому – либо, вы тем самым передаете ему свою энергию"
Работа в группе способствует расширению свободы и самостоятельности детей, что в конечном итоге положительно влияет на их самочувствие.
Введение ФГОС второго поколения предполагает широкое использование ИКТ в учебном процессе. У учителя появилось больше возможности заинтересовать детей, увлечь их с помощью презентаций, учебных проектов.
Закрепление уверенности ученика в собственных силах способствует подтверждению учителем или одноклассниками удачного итога деятельности ребенка, признание его успеха.
С этой целью с первого класса ученик заводит портфолио, которое позволяет составить представление о личности ученика, проследить за ростом знаний и умений, порадоваться его успеху.
Легче и интереснее учится в творческом процессе, творчество нацеливает ученика на самопознание, самовыражение, саморазвитие, формирует желание двигаться вперед.Все чаще в своей практике мы используем метод проектного обучения, так как он стимулирует самостоятельность обучающихся, формирует активное отношение к окружающему миру, способствует переживанию и причастности к нему.
Притча. Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу».Мудрец, подумав: «Все в твоих руках».