Методическая разработка Здоровьесбережение на уроках иностранного языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС


«Здоровьесбережение на уроках иностранного языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС»
Введение
  Федеральный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС)  направлен на обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья; в нем уделяется особое внимание работе с использованием здоровьесберегающих технологий.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»), одной из которых является выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Термин «здоровьесбережение» означает систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.[3]
Для сохранения здоровья учащихся важна правильная организация учебной деятельности, а именно:[2]
строгая дозировка учебной нагрузки;
построение урока с учетом индивидуально - личностных особенностей учащихся;
учет возрастных и физиологических особенностей детей;
соблюдение гигиенических требований (оптимальный тепловой режим, рациональность освещения класса и доски, свежесть воздуха, чистота);
благоприятный психологический климат на уроке;
проведение динамических пауз, эмоциональных разрядок на уроках.
1. Здоровьесбережение учащихся на уроках иностранного языка
Рассмотрим организацию учебной деятельности на уроках английского языка, направленную на здоровьесбережение учащихся.
Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Урок – это трудная работа для ученика, требующая концентрации внимания и напряженной работы в течение 45 минут. В основе обучения иностранному языку лежит интерес учащихся к предмету. Интерес учащихся зависит от успехов в овладении языком. Поэтому на уроках английского языка необходима атмосфера доброжелательности, индивидуальный подход, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха. Это требуется не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния. [4]
Дети интуитивно улавливают эмоциональный настрой учителя, поэтому организация начала урока должна настроить детей на успешную совместную работу. Взаимное приветствие учителя и учащихся включает в себя обмен репликами о настроении, готовности к работе, используются стихотворения типа: Good morning (3) to you,
Good morning, dear children, I am glad to see you.
Дети отвечают учителю подобным образом.
Можно использовать зарифмованные строчки:
How are you? – I am fine. And you?I am fine too.- If you are fine and I am fine,
For our English lesson its high time.
Следующий момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, рабочих мест и проверкой отсутствующих. Каждый ученик должен быть приучен до начала урока привести свое рабочее место в порядок. Учащиеся также выполняют обязанности дежурных по подготовке класса к началу урока.
Большое значение в предупреждении утомления учащихся имеет четкая организация учебного труда. На доске до начала урока записаны дата, тема урока, новые слова, опорные фразы, план работы на уроке, указано домашнее задание. Имея перед глазами объем предлагаемой работы, ученик учится распределять работу по этапам. При изучении нового материала основные записи делаются на доске, и при подведении итогов урока ученик просматривает и обобщает их. Этапы урока – фонетическая зарядка, речевая зарядка, проверка домашнего задания, чтение, письмо, ответы на вопросы, представления диалога, монолога чередуются, чтобы вносить разнообразие и не утомлять учащихся.
Предмет иностранный язык дается легко не всем учащимся, поэтому детям предоставляется возможность работать в парах, в группах, когда более сильные ученики оказывают поддержку тем, кто не уверен в своих силах. Такая работа способствует профилактике стрессов.
Использование активных методов, когда ученик выступает в роли учителя, или обсуждение проблемы проходит в группе, или в виде ролевой игры помогают развивать инициативу учащихся и повышают их самооценку. При оценке итога работы учитывается степень активности каждого ученика.
Использование ТСО помогает в обсуждении проблемных заданий урока, улучшает качество восприятие материала.
Для формирования навыков самостоятельной работы учащимся предлагаются дифференцированные задания – с учетом темпов работы ученика, уровня его подготовки. На уроках иностранного языка учащиеся учатся выделять главное, обобщать, делать выводы, заполнять схемы, таблицы. Для развития зрительной памяти – выделять главную мысль: подчеркнуть, выделить цветом, обвести и т.д. При изучении правил, ознакомлении с новыми лексическими единицами, произношении трудных слов используется проговаривание хором. Это позволяет ученику со средними способностями обрести уверенность в своих силах и чувствовать себя комфортно на уроке. [1]
На уроках используются физминутки в зависимости от выполненного вида работы – на 15-20 минуте урока (в начальной школе 2-3 раза в течение урока): упражнения для глаз, для разминки конечностей. После выполнения письменной работы проводятся упражнения для отдыха рук, массаж кончиков пальчиков, что снимает напряжение. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальцев, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, т.к. кончики пальцев связаны с мозгом. При ознакомлении с новыми буквами или словами ученикам предлагается написать это в воздухе носом (как Буратино) или ручкой (как Мальвина). В начальной школе используется простукивание фразы или её пропевание.
Использование картинок, проговаривание рифмовок, небольших стихотворений, использование игр с движениями позволяют переключить внимание учащихся и снять напряжение, что вносит эмоциональную разрядку в ходе урока. Важным является выполнение динамических пауз или эмоциональных разрядок в хорошем настроении. Это поддерживает интерес к урокам, дети испытывают радость от активности, переживают ситуацию успеха. [6]
В конце урока подводятся итоги. Учащиеся задают вопросы, учитель комментирует работу учащихся, объясняет домашнее задание, выясняет, что понравилось детям. Учитель и дети благодарят друг друга за совместную работу: thank you, friends.Good-bye/thank you, Mrs! Good-bye, Mrs.
2. Здоровьесбережение учащихся через выбор форм, методов, приемов и средств обучения
Обучение английскому языку в начальной школе проводится по УМК «Enjoy English» (авторы М.З. Биболетова, Н.В. Добрынина, Е.А. Ленская) и начинается со второго класса. Психолог школы проводит диагностику учащихся с использованием методик на выявление уровня психических процессов (видов памяти, мышления, внимания, слухового восприятия) и по результатам диагностики представляет рекомендации по организации урока. Учет индивидуально – типологических особенностей учащихся помогает учителю английского языка в работе с детьми – рассаживание детей по типу темперамента, использование дифференцированных заданий, учет утомляемости детей с различным типом нервной системы и др. Выполнение рекомендаций психолога позволяет сохранять психическое здоровье детей в норме, повышать устойчивость нервной системы в преодолении трудностей. [5]
В первой четверти второго класса используется безоценочная система обучения, что способствует спокойному усвоению детьми знаний во время устного вводного курса. Мы используем систему содержательных оценок, разработанную Ш.А.Амонашвили, а именно:
- во всех случаях доброжелательное отношение к ученику как к личности;
- положительное отношение к усилиям ученика, направленным на решение учебной задачи (даже если эти усилия и не дали положительного результата);
- конкретный анализ трудностей, стоящих перед учеником и допущенных им ошибок;
- конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутые результаты.
Общая положительная оценка нужна потому, что дети младшего школьного возраста не могут отделить оценку выполнения задания от оценки себя в целом. Слова «ты сделал это плохо» они понимают так: «Я плохой, и учитель меня не любит». Поэтому на уроках английского языка учитель должен помогать ребенку быть успешным в любых видах деятельности – можно выделить небольшую часть работы или похвалить ребенка за старание на каком-то этапе урока. Формы поощрения могут быть разными:
учитель хвалит ребенка;
кукла или игрушка – участники урока выбирают самого старательного ученика, который аккуратно и красиво пишет буквы или транскрипцию, или лучше всех знает слова, или хорошо прочитал текст и др. и садится к нему на парту;
ученик, который первым правильно выполнил письменные задания из учебника или рабочей тетради, имеет право красиво написать ответ на доске;
лучшие творческие работы учащихся оформляются на выставке. [9]
Исправление ошибки должно быть корректным, чтобы не обидеть ребенка. На помощь может прийти одноклассник, как это принято в детских играх, ребенку, допустившему ошибку, дается возможность ее исправить. Исправить ошибку может сказочный персонаж или игрушка. Важно дать учащемуся прослушать верный вариант ответа. Такое отношение щадит нервную систему детей, придает уверенность в своих силах. [7]
У детей младшего школьного возраста особенно чувствительной является нервная система – они очень импульсивны, быстро утомляются, не все дети умеют управлять своим поведением. Повреждение нервной системы приводит к различным отклонениям в здоровье в старшем школьном возрасте. Поэтому для сохранения здоровья детей особенно важна смена режимов работы, проведение динамических пауз 2-3 раза за урок, расслабление во время прослушивания песен, упражнения для отдыха рук и глаз. Учитель постоянно контролирует посадку детей, обращает внимание на положение относительно стула и парты.
Таким образом, главным в работе учителя в начальной школе для сохранения здоровья детей является создание здорового психологического климата на уроке, поддержание положительной мотивации для изучения английского языка.
Запоминание нового материала происходит быстрее в сочетании с двигательной активностью, которая помогает раскрепостить ребенка, снять его зажатость, скованность, повышается работоспособность, уровень познавательной деятельности, психической активности.
В УМК «Enjoy English» авторов Биболетовой М.З, Трубанёвой Н.Н.и др. представлен богатый материал для тренировки и запоминания – стихи и песни, рифмовки, считалки. Так, например, во втором классе при ознакомлении с правилами чтения дети разучивают стихотворение:
A cat went to town to buy a hat.
What? A cat with a cat?A hat for a cat?Who ever saw a cat with a hat?
По мере изучения новых правил в стихотворении меняются герои и предметы (петушок и часы, лягушка и собака, курица и ручка и др.). Учитель выделяет из каждого четверостишия слова и словосочетания, отрабатывает с детьми произношение звуков, при этом дети используют мимику и жесты, изображая содержание стихотворения. Когда набирается несколько четверостиший, дети автоматически воспроизводят сюжет, когда учитель показывает картинки с изображением героев стихотворения. Детям очень нравится данный вид работы, они придумывают, какими движениями и жестами изображать героев. Начинать стихотворение и показывать движения может один или несколько учеников по очереди вместо учителя. [1]
При разучивании песен также используются мимика и жесты (2-й класс – уроки № 6, 8, 15, 16, 23, 63 и др.; 3-йкласс – цикл 2стихотворение «Every morning at eight o’clock», цикл 3 стихотворение «Head and shoulders, knees and toes»; 4 класс – цикл 6 стихотворение «In a cottage in a wood»; цикл 11 песня «The more we are together» и др.).Ведущий вид деятельности для младших школьников – игра, который позволяет детям усвоить учебный материал в процессе увлекательного взаимодействия друг с другом. Игра требует от ребенка внимания, запоминания, эмоциональной сдержанности, выполнения правил игры. Ребенок учится быть корректным, подчинять свою волю игровым задачам. Если несколько детей хотят исполнять одну роль, то спор помогает разрешить английская считалочка. Инсценирование диалогов «В магазине», «В гостях», «У доктора Айболита» и др. помогают детям адаптироваться к жизни взрослых, учат навыкам общения. Дети младшего школьного возраста с интересом участвуют в лексических, орфографических, фонетических, грамматических, играх с алфавитом, ролевых играх, инсценировках. [8]
Использование подвижных игр, драматизация диалогов способствуют развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, требуют концентрации внимания, воображения, развития познавательных и языковых способностей.
Развитию различных видов памяти – образной, ассоциативной, словесно-логической способствует использование на уроках игрушек и картинок как зрительных средств. Психологи говорят, память ребенка – его интерес. Ребенок надолго запоминает то, что привлекло его яркостью, необычностью, то, с чем он активно действовал (играл, разговаривал, перекладывал и т.д.). Поэтому презентация лексики проводится с помощью игрушек. Игрушки помогают выполнять различные действия по сюжету урока: во 2-м классе пригласить играть в спортивную игру (урок 28), отвечать на вопросы от имени героя, работать в парах (уроки 3,6, 9), подготовить высказывание о друге (уроки 10, 19, 50), выполнять команды учителя (урок 17) и т.д. Ребенок должен обязательно потрогать игрушку, пригласить в магазин купить продукты, полезные для здоровья (уроки 66, 70, 71), выполнять зарядку и т.д.
Дети с удовольствием выполняют такие виды как раскрашивание картинок в рабочей тетради, рисование на уроке, оформление творческих работ дома, вырезание фигур из бумаги, создание коллажей, что улучшает мелкую и крупную моторику.
3. Здоровьесбережение учащихся через содержание урока
Рассмотрим темы УМК “Enjoy English” для начальной школы.
Учащиеся 2-4 классов на уроках английского языка изучают и обсуждают темы, связанные со здоровым образом жизни. Во 2-ом классе путешествуют вместе с героями “Кукольного театра” и знакомятся с названиями видов спорта, спортивных игр (цикл 2), учатся рассказывать о своих увлечениях, составляют интервью о занятиях спортом во время каникул (цикл 2).Учащиеся начинают создавать индивидуальные мини-проекты по изученным темам.
В 3-м классе изучают лексику по теме “Продукты”, учатся составлять меню из полезных продуктов на завтрак и обед (цикл 1),узнают советы доктора Айболита о здоровье и придумывают советы для друзей, как быть здоровым (цикл 2). Учащиеся знакомятся с режимом дня сказочных героев, составляют свой режим дня и делают выводы о необходимости его соблюдения, чтобы быть здоровым. Дети слушают рассказы одноклассников о занятиях в разное время дня и сравнивают режим друга и свой (цикл 4).
В 4-ом классе, изучая тему “ Моё любимое время года”, обсуждают влияние погоды на самочувствие человека, используя лексику по теме “Спорт”, рассказывают о планах на будущее и о своих любимых занятиях в разное время года (цикл 1). При изучении темы “Хорошо проводим время с семьёй!” (цикл 5) узнают о хороших манерах, правилах поведения в гостях и получают навыки элементарной санитарно- гигиенической культуры. Дети учатся вести беседу за столом, угощать друга и благодарить за угощение. В 3-4 классах учащиеся создают групповые проекты по изученным темам и учатся представлять их перед классом.
Заключение
Изучив тематическое содержание УМК 2-4 классов (авторы Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.), можно сделать вывод о том, что формирование у учащихся положительного отношения к здоровью при обучении иностранному языку закладывается на начальном этапе обучения через использование различных упражнений, видов работы на уроке, выполнение творческих заданий.