Методический материал на тему Нетрадиционные приёмы в работе учителя-логопеда при изучении слов с непроверяемым написанием.
Традиционно работа над словарными словами на уроках русского языка проходит по следующему алгоритму:
- знакомство с изучаемым словом, его графическим обликом;
- постановка ударения, деление на слоги;
- выделение орфограммы, которую необходимо запомнить.
Затем происходит формирование навыка правильного письма данного слова: запись под диктовку, по памяти, работа с перфокартами, подбор однокоренных слов, составление предложений с изучаемым словом, использование кроссвордов, загадок, ребусов. Некоторые учителя делают акцент на использовании моторной памяти: ежедневно, в течение нескольких дней записывать слова изучаемой группы. Дети-логопаты из-за плохой плохой слухоречевой памяти с трудом запоминают словарные слова. Они, как правило, не могут зрительно запомнить написание слов, в результате чего словарное слово каждый раз воспроизводится по-новому.
Для таких детей целесообразно использовать не только перечисленные приёмы, но и дополнить их некоторыми другими. Хорошие результаты даёт использование мнемотехнических приёмов запоминания.
Мнемо
·ника ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] искусство запоминания), мнемоте
·хника совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] нужной информации и увеличивающих объём [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] путём образования [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], аудиальное или [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] различных типов для упрощения запоминания.
В работе над словарными словами можно использовать приёмы «усиления» запоминания. «Усилить» орфограмму значит сделать ярким, выразительным и незабываемым то место в слове, которое нуждается в запоминании.
Существует немало способов «усиления» орфограммы. Вот некоторые из них.
Приём 1. «Нарисуй-ка!» Создание целостного образа слова.
Вот так, например, с помощью рисунка можно легко запомнить, что слова конфета, монета пишутся с буквой О (не с а). Предметы конфета и монета так же круглы, как и буква О, которую в них надо запомнить. А так можно запомнить слово кофта.
Приём 2. «Группа с командиром»
В группу собираются вместе слова, в которых надо запоминать одну и ту же букву. Например, в каждом из слов: корзина, ромашка, одуванчик, гвоздика, колокольчик запоминается буква О значит, эти слова можно собрать в одну группу. Важно, чтобы в этой группе было хотя бы одно слово, написание которого ты хорошо знаешь. Пусть это будет слово корзина. Корзина опорное слово (слово-поддержка), или командир этой группы.
Командир корзина приказывает запомнить, что все слова в его группе пишутся с буквой О. Остаётся запомнить всех членов группы: ромашка, одуванчик, гвоздика, колокольчик и ребёнок знает написание сразу пяти слов!
Приём 3.
Придумывание ребусов.
Например: МЕТРО Изображение метра + О.
Приём 4. «Найди в слове другое слово»
Например, в слове планета можно найти слово план, в слове гимнастика слово гимн. Используя этот приём, можно запомнить написание следующих
слов: ап/пар/ат, /вести/бюль, /воск//лица/ тельный, /газ/ ета, герб/ арий, /гори//зонт /гром/адный /кол/онна /ком/ар /ком/ета /маг/азин /магнит/офон, /мал/яр, /парк/ет, /пей/заж, /пласт/илин,
про/грамм/а, /шок/олад.
Приём 5. Придумывание опорных словосочетаний или предложенийИногда найденные слова дают повод для придумывания шутливых предложений, которые быстро становятся «запоминалками».
Лиля в лиловом платье, Боря в бордовом свитере.
Тамбов там, Одесса здесь.
Полина в поле собирала полынь.
Лоси мчатся быстрее велосипеда.
Женя хочет стать инженером.
Чешуя у черепахи не чешется.
Лев не умеет клевать.
Пингвины играют в пинг-понг.
Верблюд любуется вербой.
У Бори ботинки, у Саши сапоги.
Ежи ежедневно едят сыроежки.
Соревнуются сорок сорок.
Волшебный вол волнуется, играя в волейбол.
Кот, который котлету съел.
Мартышка Марта родилась в марте.
Пассажир никогда никого не пас.
Приём 5. «Усиление» орфограммы путём возвращения к
истокам слова
Обращение к истокам слова помогает иногда найти самого нужного «родственника»
проверочное слово для орфограммы, которая считается непроверяемой. Оказывается,
например, непроверяемую О в богатый словом Бог, потому что это однокоренные
слова (первоначальное значение богатый «наделённый свыше всякими благами счастливец»),
Можно запомнить правописание расположенных ниже слов, выяснив их происхождение.
Брошюра. Это слово первоначально значило «тетрадка, сшитая из листиков
Ковш, кувшин. Оба слова произошли от древнего ковати «ковать». Прежде эти предметы
делались только из металла.
Лягушка. От слова ляга, означавшего «ляжка», т. е. «бедро». Бёдра (ляжки) характерные
части тела этого животного, отсюда и название.
Малина. От слова малый, так как ягода состоит из множества малых ягодок.
Ожерелье. От жерло «горло», так как это украшение носят на шее.
Петух. Так назвали эту домашнюю птицу за способность громко и звонко петь.
Печаль. От глагола печь. Печаль то, что «жжёт, печёт душу».
Солдат. Связано с итальянским словом сольдо название монеты и жалованья. Солдат
буквально «получающий жалованье».
Топор. От топать этот глагол некогда значил «ударять», «рубить». Топор буквально
«топало».
Хорошие результаты даёт и привлечение кинестетических ощущений ребёнка. Можно
побуквенно проговаривать слова, перекладывая из руки в руку резиновый мяч (8-12 см в
диаметре) или мягкую игрушку с гранулированным наполнителем. Смысл этого
упражнения в синхронизации работы рук и речи. Можно проговаривать слова по буквам,
по слогам, пропевать, перекладывая мяч. Вариант: перебрасывать мяч или игрушку от
одного ребёнка к другому так, чтоб каждый произносил по одной букве или называть
только гласные или согласные в запоминаемом слове.
Использование данных приёмов сделает процесс изучения словарных слов
более ярким и результативным.
Литература.
Лайло В.В. «Русский язык. Проверь себя». Рабочие тетради для 3-4 кл.
Иншакова О.Б. Словарные слова в образах и картинках.
Нетрадиционные приёмы
в работе учителя-логопеда
при изучении слов с непроверяемым написанием.15