Внеклассное мероприятие Я лиру посвятил народу своему… (о жизни и творчестве Н.А.Некрасова)


Тема.
«Я лиру посвятил народу своему…»
(Жизнь и творчество Н.А. Некрасова)
Цели.
Расширять представления уч-ся о жизни и творчестве Н.А. Некрасова.
Развивать навыки осознанного восприятия биографического и поэтического материала; публичного выступления, выразительного чтения поэтических текстов.
Воспитывать любовь к творчеству поэта.
Оборудование.
Электронная презентация, компьютер, проектор, отрывки из стихотворений Н.А. Некрасова, выставка книг.
В декабре 2011 года исполнилось 190 лет со дня рождения великого русского поэта Н.А. Некрасова. Его имя известно каждому человеку с детства. Сегодня мы еще раз перелистаем страницы жизни поэта, стихи которого вошли в сокровищницу классической литературы. Основной темой стихотворений Некрасова был народ.
Слайд №1.
«Я лиру посвятил народу своему…»
Слайд №2.
Н.А. Некрасов родился 10 декабря 1821 года (по новому стилю) в местечке Немирове Подольской губернии.
Слайд №3.
Его отец, Алексей Сергеевич, небогатый помещик, служил офицером.
Слайд №4.
Мать, Елена Андреевна Закревская, варшавянка, дочь богатого помещика, была прекрасно воспитана. Очень добрая, мягкая, полная противоположность своему грубому и жестокому мужу.
Слайд №5.
Когда отец Некрасова ушёл в отставку, семья поселилась в своём родовом имении Грешнёве.
Грешнёво находится неподалёку от Волги, на равнине, среди бесконечных полей и лугов.
Слайд №6.
Здесь, в деревне, поэт провёл всё своё детство. Маленький Николай очень любил играть с крестьянскими детьми, хотя ему не дозволялось с ними дружить.
В заборе, отделявшем барскую усадьбу от деревни, он проделал лазейку и через неё убегал к своим деревенским друзьям.
Слайд №7.
Уходил с ними в лес за малиной, грибами, купался в речке, а зимой катался с гор на салазках.
Так, с самого раннего детства, Некрасову стала близка деревенская жизнь, жизнь простого народа.
Любовь к полям и лесам своей родины, к её снегам и морозам, к её весеннему «Зелёному Шуму» отразилась позднее в поэзии.
Слайд №8.
«…Идёт-гудёт Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум!
Как молоком облитыеСтоят сады вишнёвые,
Тихохонько шумят…»
«Зелёный Шум»
Зелёный шум – так народ называл пробуждение природы весной.
Слайд №9.
А вот картина осенней природы:
«…Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной,
Словно как тающий сахар, лежит;
Листья поблёкнуть еще не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр…»
«Железная дорога»
Слайд №10.
А песня Мороза-воеводы рисует нам русскую зиму:
«…Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда,
Пойду на моря – окияны –
Построю дворцы изо льда.
Задумаю – реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ…»
«Мороз, Красный нос»
Слайд №11.
Село Грешнёво было расположено неподалёку от города Ярославля, на берегу Волги.
Прогулки по волжским берегам были любимым занятием маленького Николая. Этому Некрасов посвятил много восторженных и нежных стихов.
Слайд № 12.
«О, Волга!..колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один по утренним зарям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По тёмно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке…»
«На Волге»
Слайд №13.
Но здесь, на этой же реке, ему довелось испытать первое глубокое горе.
Некрасов бродил по берегу в жаркую пору и вдруг услышал какие-то стоны и вслед за тем увидел бурлаков, которые брели вдоль реки.
«Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой».
Они стонали от изнурительной, невыносимо тяжёлой работы.
Потрясённый, испуганный мальчик долго бежал вслед за ними. Когда бурлаки отдыхали, Некрасов услышал их разговор о невыносимой жизни.
Слова бурлаков взволновали мальчика до слёз. Позднее он напишет:

Слайд №14.
«О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,
И в первый раз её назвал
Рекою рабства и тоски!..»
«На Волге»
Беззаботный дворянский ребёнок стал уже в те ранние годы не по-детски задумываться над жестокостями жизни.
Слайд №15.
Еще одно горе довелось Некрасову видеть в родной семье. Его мать, Елена Андреевна, мечтательная, кроткая женщина, очень страдала в замужестве. Муж с ней был очень груб, жесток. Нередко он набрасывался на неё с кулаками, когда Елена Андреевна заступалась за детей, за крестьян. Можно себе представить, как ненавидел сын в такие минуты своего отца!
Елена Андреевна хорошо знала мировую поэзию и часто пересказывала сыну отрывки из творений великих писателей. Это она привила любовь Некрасова к литературе. Она мечтала, чтобы сын учился в университете.
Через много лет Николай Алексеевич посвятил несколько стихотворений своей матери, в которых вспоминал «печальный взор», её «тихий шаг», «бледную руку», ласкавшую его.
Слайд №16.
«И голос твой мне слышался впотьмах,
Исполненный мелодии и ласки,
Которым ты мне сказывала сказки
О рыцарях, монахах, королях…»
Задумываясь о печальной судьбе своей матери, Некрасов научился сочувствовать всем бесправным, угнетаемым женщинам. Горячее сочувствие вызывали в нем крепостные крестьянки.

Слайд №17.
Страданиям русских женщин Некрасов посвятил много стихов:
«Тройка», «В полном разгаре страда деревенская», «Мороз, Красный нос» и др.
Слайд №18.
Тяжела жизнь была и у крестьянских детей. Трудиться они начинали очень рано.
Крестьянский мальчик пяти-шести лет учился ездить верхом и гонял скот на водопой. В семь-восемь лет помогал на пашне – управлял лошадью.
В девять лет обязанностей прибавлялось: накормить скотину, вывезти в поле навоз, бороновать пашню и убирать вместе со всеми хлеб.
Слайд №19.
Отец брал сына на охоту, учил стрелять, ловить рыбу. К четырнадцати годам подросток владел косой, серпом, топором, а через год мог заменить отца в случае болезни.
Слайд №20.
Девочки в крестьянской семье тоже не сидели без дела:
в шесть лет начинали осваивать прялку;
в десять лет – работали серпом, шили;
к двенадцати-тринадцати годам полностью вели хозяйство: носили воду, стирали, кормили птицу, доили корову, шили, вязали, стряпали, присматривали за младшими детьми;
в четырнадцать лет девочка ткала, косила сено, жала, а в пятнадцать – работала наравне со взрослыми.
На протяжении всего своего творчества Некрасов обращается к детской теме. Им написаны стихи: «Дядюшка Яков», «Пчёлы», «Генерал Топтыгин», «Дедушка Мазай и зайцы», «Саша», «Школьник», «Крестьянские дети» и многие др.
Слайд №21.
Дети бедняков могли обучаться только начальной грамоте: чтению, письму и счету. Одна из таких школ была открыта Некрасовым в селе Абакумцево (недалеко от Грешнёва).
Слайд №22.
Сам Н.А. Некрасов учился в Ярославской гимназии. Именно здесь мальчик полюбил книги. С жадностью прочитывал все, что мог раздобыть. Он начал писать свои первые стихи. В шестнадцать лет стал серьёзно думать о своём будущем.
В июле 1837 года Некрасов ушёл из гимназии. Отец решил отправить его в Петербург.
Слайд №23.
Николай отказался поступать в военную школу, как хотел его отец. Юноша хотел учиться в университете. Отец рассердился и заявил, что не вышлет ему ни копейки.
Так, с первых же дней по приезде в столицу, Некрасову пришлось добывать себе пропитание тяжёлым трудом. Он часто голодал, спал в ночлежных домах, целую зиму ходил без тёплого пальто, но упорно готовился к экзаменам. Его влекла литературная работа, и ради нее юноша обрёк себя на полуголодную жизнь. К сожалению, его мечта и мечта матери не осуществилась. Не хватило знаний, чтобы сдать вступительные экзамены в университет.
В 1940 году Николай Алексеевич с помощью друзей напечатал книжку своих стихов под названием «Мечты и звуки».
Слайд №24.
Книга не умела успеха. Но это не остановило молодого поэта. Он работал, не разгибая спины. Писал стихи, рассказы, сказки, фельетоны, комедии и т.д. За работу ему платили очень мало.
В то время у Некрасова появляются друзья среди писателей и поэтов.
Слайд №25.
Большое влияние на него оказывает дружба с Белинским – великим русским критиком, который полюбил поэта за его ненависть к народным врагам. Белинский помогает советом, беседует с Некрасовым о литературе, о России, о жизни простого народа.
Они вместе стали работать в журнале «Современник», основанный Пушкиным. Некрасов стоял во главе этого журнала 20 лет.
Начиная с 1855 года, наступил наивысший расцвет творчества Некрасова. Он становится первым народным поэтом, рассказывающим в стихах о многострадальном русском мужике, о тяжёлом положении женщины. В стихах присутствует человек со своей болью, страданием, сочувствием к тому, что он видит вокруг.
Слайд №27.
Когда Некрасов уставал от работы, то уезжал в деревню, в родные ярославские края: в Грешнёво, а позже в Карабиху. Это были лучшие годы его жизни.
Слайд №28.
Охота была давним увлечением для поэта, к ней он пристрастился еще с детства.
Слайд №29.
Войдя в городскую квартиру поэта, «можно было подумать, что здесь обитает какой-то спортсмен, который весь ушёл в охоту; во всех комнатах стояли огромные шкапы, в которых вместо книг красовались охотничьи ружья и винтовки. Стояли чучела птиц, зверей, лежали шкуры на полу. А в большой комнате стояла, опираясь на дубину, громадная медведица».
Слайд №30.
Умная и красивая собака Кадо была с хозяином не только на охоте. Кадо чувствовал себя и в петербургской квартире как дома. С этой собакой случилась беда. Собака умерла. Хозяин велел закопать её в саду.
Слайд №31.
И до сих пор неподалёку от некрасовского дома можно увидеть плиту с надписью: «Кадо. Был превосходен на охоте».

Слайд №32.
В 1876 году Некрасов тяжело заболел. Болезнь была смертельна. Поэт знал, что его дни сочтены, и потому трудился, превозмогая болезнь. Некрасов, буквально на смертном одре, создал цикл лирических стихов, написал известную поэму «Кому на Руси жить хорошо».
Перенеся мучительную операцию, которая лишь на несколько месяцев отсрочила смерть, Некрасов умер 27 декабря 1877 года.
Слайд №33.
Его гроб, несмотря на сильный мороз, провожала толпа в несколько тысяч человек. Перед гробом несли венки: «От русских женщин», «Некрасову - студенты», «Бессмертному певцу народа» и др.
Это были первые похороны писателя с участием революционных организаций передовых рабочих.
Слайд №34.
Похоронили Некрасова в Петербурге на кладбище Новодевичьего монастыря.
Вот мы и перелистали страницы жизни и творчества Н.А. Некрасова. Мы думаем, что для каждого из нас это будет иметь огромное воспитательное значение.
Слайд №35.
И в заключение обратимся к словам писателя, как к духовному завещанию к потомкам: «Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ…»
«Я лиру посвятил народу своему…»
(Жизнь и творчество Н.А. Некрасова)